Автор: Пудова Эльвира Анатольевна

воспитатель МБДОУ№6 г. Чебоксары Чувашской Республики

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «№6 «Малахит» города Чебоксары Чувашской Республики

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью.

                         Подготовили: воспитатели

                                                                   I квалификационной категории

                                                        Пудова Эльвира Анатольевна

                                                    Савельева Ирина Ивановна

Чебоксары-2020

 

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родителями.

 

   Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.

Актуальность. 

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В настоящее время материальные ценности превосходят над духовными, поэтому у детей и молодежи искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. Поэтому духовно нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из важных задач образования.

     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.2) указывает, что воспитание должно быть направленно на развитие личности на основе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

      Известно, что основой духовно – нравственного воспитания является культура семьи, образовательного учреждения и общества – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это система ценностей, закрепленная в традициях. Удивительное и загадочное  явление народной культуры – праздники и обряды.

 

Для успешной реализации задач по духовно-нравственному воспитанию необходимо объединить усилия воспитателей и семьи. Понятно, что для исправления, нужна система работы по повышению уровня родительской культуры, необходимо сформировать единое духовно-нравственное пространство образовательной организации посредством приобщения детей и родителей к православным традициям через духовно просветительскую деятельность.

На практике видно, что родителям не хватает специальных педагогических знаний. Поэтому необходимо осуществлять педагогическое просвещение родителей, раскрывая вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей через организацию систематической работы. То, что обязана дать ребенку семья, никто кроме неё не даст в полной мере. И задача педагогов – помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей перед обществом.

Разрабатывая методику работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию, мы поставила цель: содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности дошкольника через просветительскую работу  с родителями.

Перед нами стали следующие задачи, для решения поставленной цели:

— Дать понятие духовно-нравственной личности, духовно-нравственного воспитания.

— Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.

— Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми по духовному и нравственному воспитанию.

— Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.

 

 Содержание духовно – просветительской работы с родителями.

Содержанием духовно-нравственного воспитания дошкольников являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Духовно-просветительская работа с родителями и детьми проводилась по следующим направлениям: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, здоровье, семья, труд и творчество, окружающая природа.

         Для начала нашей работы мы создали в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей. Была создана детская библиотека, где есть детская Библия, Евангельская история для детей, добрые истории для маленьких ребят, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками. В группе также имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки и маски для театрализованной деятельности, кукольные театры.

Для эффективного взаимодействия с родителями использовались разнообразные формы сотрудничества:

 — собрания, беседы, родительские лектории, подготовка мероприятий для детей;

-педагогические беседы с родителями;

— участие в акциях помощи людям и животным

-тематические консультации;

-конференции с родителями;

-совместные досуги и праздники

— экскурсии, целевые прогулки

-посещение семьи;

— моделирование и выполнение проектов, фотографий, рисунков, создание альбомов о замечательных людях —  родственниках, героях войны;

— встречи с интересными людьми;

-«Родительская почта» и «Телефон доверия»;

— спортивные соревнования и праздники

— выпуск стенных газет; фотовыставок и фоторепортажей

-создание мини-музеев

— конкурсы семейных талантов;

— портфолио семейного успеха;

-использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, создание презентаций);

-семейные проекты          

— субботники, трудовые десанты.

 

По просветительской работе с семьей, с родителями нами были проведены:

Родительские собрания на темы: «Духовно-нравственное воспитание детей», «Нравственные ценности христианства: добро, дружба, взаимопомощь», «Традиции гостеприимства», «Семья – начало всех начал» и другие.  Педагогические и духовно-нравственные беседы и тематические консультации: «Давайте говорить друг другу комплименты», «О дружбе, доброте и отзывчивости», «Будем вежливыми», «Доброе слово лечит, а злое калечит», Откровенный разговор «Что нужно для созидания счастливой семьи?» Круглый стол с чаепитием на духовно-нравственные темы, посвященные семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу православных праздников в жизни семьи: «В каждой семье свои традиции», «Послушание – основа нравственности», «Откуда взялись плохие слова», «Храм и семья», «Любовь как высшее человеческое чувство».

Для глубокого духовного осмысления обсуждаемых вопросов в ДОУ проходили встречи с отцом Георгием. Он провёл серию бесед, о том, как сохранить и укрепить свою Веру, как найти дорогу к Храму, как противостоять мирским соблазнам, подвёл родителей к  осознанию того, что в первую очередь, именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и именно родители ответственны за воспитание собственных детей. Темы бесед: «Дорога к Храму», «Любить, а не искать любви», «Целомудрие — полнота мудрости», «Один раз и на всю жизнь», «Мирские соблазны и как им противостоять».

 Для реализации поставленных задач в ДОУ активно используется проектная деятельность детей совместно с родителями. Дошкольники представили семейные мини-проекты на тему: «Моя родословная», «Герб моей семьи». Ребята, совместно с педагогами и родителями, с большим желанием участвовали в акциях милосердия, приуроченных к важным датам: ко дню пожилого человека «День добра, уважения и почтения»;  ко дню инвалидов «От сердца к сердцу», «Подарок другу»; ко всемирному дню защиты животных «Человек собаке друг». 

Проводились выставки с помощью родителей «Православные праздники в нашей семье», где также дети совместно с родителями вели беседу о самых интересных традициях, которые проводятся на их семейном православном празднике. Очень полюбилась  родителям  выставка —  «Кулинарные рецепты во время поста». Многие из них взяли себе на заметку понравившиеся рецепты и были готовы принести для дегустации. Но для такого мероприятия была создана другая форма работы с родителями как чаепитие перед масленицей, где дети и родители смогли пообщаться и провести свой досуг.

   

 Многие мамы и бабушки в нашей группе с удовольствием принимали участие в совместной деятельности с детьми в стенах детского сада. Они

делились опытом при создании поделок для выставок: «Пасхальный свет», «Рождественская елка», изготовление цветов для красного уголка «Русской избы».

В Воздвижение проводилось мероприятие «Рецепты к Великому посту».

В Покров проводилось мероприятие «Поделки из овощей и фруктов».

В Благовещение прошел проект — «Птицы», где родители сделали скворечники и помогли их повесить, сделали совместную аппликацию «Птички на ветке», и говорили о старинной традиции: выпускании птиц на волю из клеток.

В Троицу создавали детьми букеты, состоящие из березовых веток и цветов в подарок родителям.

В праздник Преображения (Спас) родители угощали детей яблоками со своего сада, огорода.

 

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединять семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует доброжелательное отношение

друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: принимают участие в проведении народных праздников, в украшениях группы к праздникам «Рождество», «Пасха». Масленица запоминается в проведении мероприятия с детьми на улице. Родители участвуют в играх на праздниках, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и беседах.

 

 

Выводы:

Таким образом, в ходе проведённой просветительской работы с родительской общественностью нами были получены следующие результаты:

— Повысилась педагогическая компетенция родителей по вопросам духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников;

—    Повысилась культура жизни самих родителей их духовность, нравственность;

— Создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

— Сформировано ценностное отношение детей к окружающим людям, своей семье, Родине, окружающей природе, к своему здоровью и труду через активное сотрудничество с родителями.

В своей практической деятельности мы убедились в том, что для того, чтобы сохранить духовное здоровье детей, выйти из духовного кризиса, сформировать такие духовно-нравственные ценности как милосердие, добро, взаимопомощь, здоровье, патриотизм, бережное отношение к природе, любовь к семье и труду  необходимо объединить усилия детского сада, семьи, церкви и государства. Только путем целенаправленного воспитательного влияния можно заложить в человеке семена любви к людям, сформировать основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все». В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. И мы взрослые должны показать нашим детям верный, правильный путь. От этого зависит наш завтрашний день.

 

Литература:

  1. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
  2. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.        Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.
  3. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М.: 2001 г.
  4. 1. Затулина Г. Я. Россия -Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Центр педагогического образования, 2016.- 80с.
  5. 2. Ковалёва Г. А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005.- 80с.