Автор: Радченко Ирина Александровна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 имени летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова города Ейска МО Ейский район
Как познакомить детей с понятиями: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация.
Как познакомить детей с понятиями: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация
Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса по ФГОС по теме “Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация” может быть организована следующим образом:
Цель урока: учить учащихся ориентироваться в книге, используя информацию с обложки, содержания, аннотации и иллюстраций.
Задачи урока:
- Обучающие:
– познакомить учащихся с основными элементами книги: обложкой, содержанием, аннотацией, иллюстрацией;
– научить находить и извлекать информацию из этих элементов;
– сформировать навыки работы с книгой;
- Развивающие:
– развивать навыки чтения, анализа текста, работы с информацией;
– развивать логическое мышление, умение делать выводы;
– развить умение работать в группе;
- Воспитывающие:
– воспитывать интерес к чтению, уважение к книгам и авторам;
– воспитывать культуру общения и взаимопомощи.
Материалы и оборудование: учебник “Литературное чтение” для 2 класса, рабочая тетрадь, книги с разными обложками, содержаниями, аннотациями, иллюстрациями.
Ход урока
- Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой на работу.
- Актуализация знаний: обсуждение с учащимися вопросов о том, для чего нужны книги, какие элементы они содержат.
- Изучение обложки книги: обсуждение значения и функций обложки, рассмотрение разных примеров обложек.
- Изучение содержания книги: объяснение учащимся, что такое “содержание” и как им пользоваться, выполнение упражнений на нахождение информации в содержании.
- Изучение аннотации книги: объяснение учащимся, что такое аннотация, работа с учебником – чтение аннотаций к различным произведениям.
- Изучение иллюстраций в книгах: рассказ о роли иллюстрации, разбор различных примеров иллюстраций, выполнение заданий на определение соответствия иллюстрации тексту.
- Практическая работа: работа с принесенными учащимися книгами, выполнение заданий по определению автора и названия книги по обложке, нахождению информации в содержании, чтению аннотации.
Обсуждение вопросов:
Что изображено на обложке книги?
Зачем нужна аннотация?
Как можно использовать содержание книги?
Краткое напоминание об основных элементах книги.
Рассказ о том, как правильно читать информацию на обложке (название, автор, издательство), как пользоваться содержанием, что представляет собой аннотация и как оценивать иллюстрации.
Демонстрация примеров на конкретных книгах.
Раздать учащимся несколько книг разных жанров и направлений.
Задание: рассмотреть обложку, прочитать аннотацию, изучить содержание и рассмотреть иллюстрации.
Задать вопросы по содержанию и предложить оценить, насколько иллюстрации соответствуют тексту.
- Подведение итогов: обсуждение результатов практической работы ( что учащиеся узнали нового о книге), как им помогут эти навыки в чтении,, ответы на возникшие вопросы, рефлексия.
- Домашнее задание:
Попросить учащихся прочитать одну из предложенных книг, используя полученные знания.
Подготовить короткий рассказ о том, что они узнали о книге, прочитав обложку, аннотацию, содержание и рассмотрев иллюстрации.