автор:

Радченко Татьяна Васильевна

Учитель начальных классов ГБУ «КРОЦ»

Борисова Зинаида Владимировна

Воспитатель ГБУ «КРОЦ»

«Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «КОСМПЛЕКСНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «МАРЬИНО»

Внеклассное мероприятие
«Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

                                                                              Подготовили и провели:

                                                                             Учитель: Радченко Т.В.

                                                              Воспитатель: Борисова З.В.

Москва

 «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

Цель: 

Закрепить знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского.

Материал к празднику: 

 

Портрет К.И.Чуковского, выставка книг, выставка детских рисунков, маски и другие атрибуты для инсценировки. Презентация к празднику. Музыка.

Предварительная работа: 

Чтение произведений Чуковского, просмотр мультфильмов, разучивание стихотворений и отрывков из произведений Чуковского, подготовка инсценировки, рисование героев сказок.

Ход праздника.

В зале звучит аудиозапись «Чудо дерево» в исполнении К.И.Чуковского.
Детям предлагается отгадать, чей голос и чьи стихи они слышат. Ведущий спрашивает о характере произведений К.И.Чуковского.


    Ведущая:  

 

И сегодня темой для праздника будут произведения этого замечательного писателя, которого знают и любят до сих пор.
Более ста лет назад родился человек, который подарил нам очень много радости и веселья. Вам ,ребята, не раз читали : Мойдодыр, Доктор Айболит, Муха – Цокотуха. Можете поверить мне на слово: книжки Корнея Чуковского любили ваши мамы, дедушки и бабушки, а когда вы станете дедушками и бабушками, и вы , и ваши внучата будут с той же радостью читать книги Корнея Ивановича.
    Кстати, Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется  литературный псевдоним. А настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.

.

Предлагается детям вспомнить и прочитать стихи К.И.Чуковского.
Ведущая: Мы отправляемся в путешествие по сказкам Чуковского и вы,  ребята , наверно без труда угадаете эти сказки по иллюстрации.
Игра «Угадай сказку по иллюстрации» (показ слайдов)

Ведущая:  

А сейчас всем присутствующим предлагаю отгадать, из каких книг К.И.Чуковского следующие строчки:

— А кузнечик, а кузнечик
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, за кусток
Под мосток и молчок. (Муха Цокотуха)

— Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую. (Тараканище)

-А лисички взяли спички
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)

— Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит:
— Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас! (Бармалей)

— Я хочу напиться чаю
К самовару подбегаю
А пузатый от меня
Убежал как от огня. (Мойдодыр)

«Мойдодыр» — Корней Иванович так вспоминал об идеи создания этой сказки:
— Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала младшая дочь. Она ревела в «три ручья», бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совсем неожиданно для себя  тихо ей сказал: «Надо , надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам: стыд и срам! Стыд и срам!» Эти строки вошли в сказку «Мойдодыр».

Отгадываем дальше:

— Скачет сито по полям
А корыто по лугам
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла. (Федорино горе)

-Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил…. (Крокодил)

— Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей! (Айболит)

Сказка «Айболит».   — «Как-то вдохновение нахлынуло на меня, рассказывал К.И.Чуковский о том, как появился замысел к сказке «Айболит», — на Кавказе, во время купания в море, я заплыл довольно далеко, и вдруг под воздействием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
— О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными
С моими зверями лесными?»

Динамическая пауза «Я – не, я»

 Ведущий задаёт вопросы, участники отвечают на них с помощью движений: «я» поднять руки вверх; «не я» — не поднимать руки.

 Вопросы ведущего: 

 -Кто любит шоколад?

 -Кто любит мармелад?                        

 -Кто не моет уши?

 -Кто любит виноград?

 -Кто не моет руки?

 -Кто любит мороженое?

 -Кто любит ириски?

 -Кто любит помидоры?

 -Кто жарит мухоморы?

 -Кто любит кино?

 -Кто разбил окно?

 -Кто любит печенье, кто любит варенье?

 -Кто все время врёт?

Ведущая:  

Сейчас хочу вам предложить игру: «Чьи стихи.» Я вам буду читать отрывки из стихотворений, а вы будете отгадывать, кто написал.

1.Ехали медведи                              2.Ветер по морю гуляет
На велосипеде.                                     И кораблик подгоняет.
А за ними кот                                         Он бежит себе в волнах
Задом наперед.                                    На раздутых парусах.
                                                                   
3.Идет бычок, качается                  4. «Ладно, ладно, побегу,
  Вздыхает на ходу.                                  Вашим детям помогу.
  «Ох, доска кончается                            Только где же вы живете?
  Сейчас я упаду.»                                    На горе или в болоте?»

5.И кастрюля на бегу
    Закричала утюгу
  «Я бегу, бегу, бегу,
    Удержаться не могу!»

Ведущая: 

Ребята, вы наверное устали сидеть, так давайте немного подвигаемся.

Проводится физкультминутка:
На зарядку солнышко вызывает нас
Поднимаем руки мы по команде «Раз!» ( дети поднимают руки)
А над нами весело шелестит листва        (двигают кистями рук)
Опускаем руки мы по команде «Два!»    ( руки опускают)
Руки кверху поднимаем
А потом мы опускаем
А потом их разведем      (разводят руки в стороны)
И к себе скорей прижмем. (дети обнимают себя)

Ведущая: 

Вы знаете, что Чуковский для вас не только писал сказки , но и загадки. Его загадки для детей, но часто и взрослым приходится поломать голову, чтобы найти правильный ответ.

Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел—
Прямо по морю пошел! (Пароход)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет .( Сосулька)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,- 
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Цыпленок и яйцо)

Ах, не трогайте меня
Обожгу и без огня. (Крапива)

А теперь давайте немного поиграем.
Предлагается игра: «Из какой сказки?»
 

1.В сундучке то, что попросил слон для своего сына  из сказки «Телефон». Что это?

  1. В сундуке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». Что это?
  2. В сундуке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха – Цокотуха».
  3. В сундуке то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
  4. В сундуке то, что попросили прислать мартышке из сказки «Телефон»
  5. Еще здесь есть то, что ставил больным зверятам Айболит.


-Вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями, что я для вас приготовила. А вот сейчас предлагаю вам другую игру:

 «Кто есть кто».

— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Рыжий, усатый великан — (таракан)

 

Вспомним, кто в стихотворении К. Чуковского это сказал.

Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки)

Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (котята)

Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)

Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха Цокотуха)

Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)

Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Девочка Мура)

…Если только захочу,
И Луну я проглочу! (крокодил)

Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка)

Заходит Бармалей, здоровается со всеми.
Бармалей: Стал я добрей, полюбил я детей.

 

Проводится музыкальная пауза с Бармалеем. (Бармалей убегает, но обещает, что скоро вернется   (Музыка)

 

Ведущая: 

А мы продолжим наше путешествие по сказкам Чуковского.

А кто знает, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К. Чуковского.

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ….. (Воробей “Тараканище”)

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными ….. (Грибами “Путаница”)

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под …. (Кровать “Мойдодыр”)

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые – 
В них застежки ….. (Золотые “Муха Цокотуха”)

Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и …. (пропал “Краденое солнце”)

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке “Федорино горе”)

А потом позвонили цапли
«Пришлите пожалуйста….(капли)

Дин – ди — лень
Дин – ди — лень
То олень позвонит, то … (тюлень “Телефон”)

Веселится народ —
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого…  (Комара)
Молодцы, хорошо знаете произведения Чуковского.

Сейчас ребята 1 класса  покажут инсценировку сказки «Муха-Цокотуха.»
Внимательно смотрим.

(идет инсценировка)

Подведение итогов.

Ведущая: 

Понравилось вам? ( Ответы детей)
Этот литературный праздник какому писателю был посвящен? (Ответы детей.)
Сказки Чуковского веселые? А есть грустные? (Ответы детей)
Да, у этого писателя нет грустных сказок.
Книги К.И.Чуковского веселые, умные, а главное – добрые. Они учат дружбе, товариществу. Писатель уверен в том, что если нужно помочь другу, то никто и никогда не должен бояться никаких опасностей.

Озорные котята, боевые воробьи, забияки-зайцы – герои стихотворений и сказок К.И.Чуковского – очень похожи на ребят.
              Читая истории о веселых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – все , что нас окружает.

Входит Бармалей:

 Напек я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей.

А для Ванечки и для Танечки
И для Сонечки и для Манечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный, ароматный
Удивительно приятный,
Подходите, получите
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!