автор: Ракович Оксана Федоровна
Педагог дополнительного образования ГБУ ДО “ЦРТДиЮ им.В.М.Комарова” Детский Подростковый Клуб “Дружба”
Разработка занятия по декоративно – прикладному творчеству “Путешествие в страну творчества”
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества имени В.М.Комарова»
Разработка занятия по декоративно – прикладному творчеству
«Путешествие в страну творчества»
(проведено: 30.11.2018 г.)
Подготовила: педагог
дополнительного образования
Ракович Оксана Федоровна.
Байконур, 2018.
№ занятия: 44
Группа 1/1, средний возраст.
30.11.2018 г, в 15.30 ч.
Тема: «Путешествие в страну творчества»
Вид занятия: закрепление знаний.
Форма занятия: путешествие.
Цель: обобщить и систематизировать знания по разделам: «Папье – маше», «Моделирование из соленого теста и пластилина», «Конструирование из подручного материала».
Задачи:
Образовательные
- Создать условия для выявления практических навыков и умений в области лепки из пластилина, конструирования из подручных материалов;
- Выявить понятия обучающихся о свойствах и способах использования следующих материалов: бумага, соленое тесто, пластилин, трубочка газетная, гуашь, кисть, акварель;
- Выявить знания обучающихся о следующих понятиях: «квиллинг», «биокерамика», «скульптура», аппликация», «папье – маше»;
- Научить использованию бросового материала для изготовления украшения (браслет).
Развивающие
- Содействовать развитию умения применять имеющиеся знания на практике;
- Развивать память, фантазию, мышление, познавательное умение;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие;
- Приобщать обучающихся к миру искусства, формировать художественный вкус;
- Развивать чувство формы, пропорции, цветоощущение.
Воспитательные
- Продолжать формирование нравственных, трудовых, личностных качеств;
- Способствовать воспитанию культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию;
- Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
- Воспитывать дисциплинированность.
Материально – техническое оснащение: фонограммы: В.А. Моцарт «Фантазия», группы «Мультфильмы» песня «Гномы», песня «Гномики» П Кашин, «Солнышко и дождик», «Лирическая», Барбарики «Доброта», костюмы «Гномы», ширма, куклы «би – ба – бо», парта ученическая (10 шт), стул ученический (20 шт), демонстрационный стол (1 шт).
Учебно – методическое оснащение: поделка «Дом для гномов», поделка «Дерево для гномов», поделка «Зимний лес».
Раздаточный материал: круг из цветного картона (20 шт), пластилин разноцветный (40 кусочков), стека (10 шт), браслеты (20 шт), клей – карандаш (10 шт), палочки (20 шт), полоски обоев (20 шт), чашечки для браслетов (10 шт), готовые браслеты (3 шт), перья птичьи, сизаль.
Структура занятия:
Организационный момент:
Подготовить рабочие места для обучающихся (парты, стулья, раздаточный материал, рабочий материал). Расставить аудиоаппаратуру, проверить звучание музыки и микрофонов, оформить места для работы кукол би – ба – бо, оформить демонстрационный стол, определить место для готовых поделок, надеть костюмы на гномов, разложить в мешочки гномов «драгоценные материалы».
I Вступительная часть:
- Приветственное слово педагога;
- Прослушивание музыки;
- Сюрпризный момент (приход кукол)
- Объявление цели занятия.
II Основная часть:
- Приход в страну творчества;
- Танец гномов;
- Создание композиции «Гномы в заснеженном лесу»;
- Практическая работа (изготовление цветка из пластилина);
- Физкультминутка;
- Теоретическая часть (проверка знаний детей о материалах, их свойствах и способах использования в декоративно – прикладном творчестве);
- Практическая работа (научить детей делать бусину из бросового материала);
III Заключительная часть:
- Рефлексия;
- Заключительное слово педагога.
Ход занятия: (звучит ФОН 1 музыка Моцарта «Фантазия»)
Педагог: Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости! Прислушайтесь к этой музыке. Это Вольфганг Амадей Моцарт «Фантазия». Какое настроение дарит эта музыка вам?
(ответы детей)
Педагог: А теперь, посмотрите вокруг! Какая красота нас окружает! Мы попали в страну творчества! Все это сделано руками детей, которые любят творить прекрасное. И сегодня, мы совершим путешествие по этой прекрасной стране. Вы готовы?
(ответы детей)
Педагог: Наша страна творчества очень велика! В ней интересно все: жители отличаются от всех остальных своей искрометной фантазией и золотыми руками, дома построены из причудливых материалов, воздух наполнен ароматом радости и добра, а госпожа Кисточка дружит с тетушкой Глиной. Итак, начинаем путешествие!
ФОН 2 стук в дверь
Педагог: Наверное, это запоздавшие ученики.
(над ширмой появляются две куклы)
Кукла 1 Катя: Оксана Федоровна, скажите Ане, чтобы не обманывала.
Кукла 2 Аня: Да я не обманываю!
Педагог: Стоп, стоп! Посмотрите, сколько детей собралось, а вы ссоритесь. Сначала поздоровайтесь, вы опоздали на занятие.
Куклы: Здравствуйте!
Педагог: А теперь, расскажите, что случилось?
Катя: Аня говорит, что побывала у гномов в гостях. А я говорю, что гномов не бывает. Это все сказки!
Аня: Нет, не сказки!
Педагог: Так сказки – это же прекрасно! Как раз в сказку мы сейчас и попали. А в ней мы можем совершать любые чудеса!
ФОН 3 Песня «Гномы»
(гномы выходят, танцуют и уходят за ширму)
Педагог: Вот, видите! Гномы существуют! Я расскажу вам о них подробнее.
Аня: А можно мне, Оксана Фёдоровна?
Педагог: Можно. Ты рассказывай, а мы тебе поможем.
Аня: В каждой стране гномов называют по – разному: в одной стране – гномы, в другой – карлики, в третьей – гмуры, в четвертой они гомозули. Так вот, в одном дремучем, дремучем заснеженном лесу, в таком непроходимом, где не ступала нога человека, где росли самые высокие деревья, стояли домики гномов. Эти домики гномы построили сами из того, что было под рукой.
Катя: А гномы, а гномы – то где?
Аня: А вот и гномы.
(дети выстраиваются позади стола с гномами в руках)
Аня: Хотя они и жили все вместе, работали, отдыхали, но каждый гном имел свой, необычный характер. Знакомьтесь.
(дети по одному выходят вперед, говорят имя гнома, ставят его у
дома и встают на место)
Катя: Ого – го! Как их много!
Аня: Да! И все они большие труженики!
Педагог: Правильно, Аня и в то время, когда вы все еще спите, они, позавтракав своей любимой кашей, заправив постели и помыв посуду, отправляются добывать драгоценности, чтобы наполнить ими свои мешочки.
ФОН 4 Муз П Кашина «Гномики»
(гномы выходят из – за ширмы на согнутых ногах и обойдя стол с поделкой, уходят за ширму)
Педагог: Раз путешествие привело нас к гномам, пока их нет, предлагаю им оставить подарки. Согласны?
Катя: А мы знаем, что можно подарить!
Педагог: У вас интересная идея?
Аня: У них так холодно, в заснеженном лесу! Давайте подарим гномам цветущее дерево, чтобы к ним весна скорее пришла!
Педагог: Дерево? Так на улице зима, где же мы цветущее дерево возьмем?
Катя: Мы же в волшебной стране!
Аня: Мы сделаем дерево, а вы, к нему сделайте цветы. Мы дерево украсим цветами и получится цветущее дерево!
Педагог: Это прекрасная идея! Только нужно успеть до прихода гномов. Вы, Катя и Аня делайте дерево, а мы здесь поработаем.
(куклы прячутся за ширму)
Педагог: Итак. Сейчас самое время показать, какие красивые цветы мы умеем делать. Работать будем с пластилином. У вас на столах лежат основы для цветка, стека и пластилин разного цвета.
(показ)
Педагог: Вспомните, какие красивые цветы вы видели, примените всю свою фантазию. Цветы могут быть самые необычные и сказочные. Принимаемся за работу.
ФОН 5 Музыка Chill
(дети изготавливают рельефную скульптуру в виде цветка)
(появляются Аня и Катя с деревом)
Аня: Вот какое дерево у нас получилось.
Катя: А у вас цветы готовы?
Педагог: Какое красивое дерево! Ребята, посмотрите! Нам осталось развесить по веточкам цветы и подарок готов!
(педагог берет дерево у кукол и ставит на стол)
Педагог: Можно подходить и украшать дерево.
(дети развешивают цветы)
ФОН 5 Моцарт «Фантазия» (пока вешаем цветы и тихо!)
Катя: Какая красота!
Аня: Теперь гномам будет веселее жить!
Педагог: Это правда! Мы спрячем пока наш подарок. Подарим его позже. Потому что пришло время нам немного размяться. А гномы нам помогут. Итак, объявляю:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ!
ФОН 7 Музыка Барбарики «Доброта»
(гномы проводят разминку)
Педагог: Уважаемые гномы, можно у вас спросить?
Гном 1: Можно. Только быстрее, нам ценности спрятать нужно.
Педагог: Вот о них я и хотела спросить. Какие драгоценности вы нашли?
Гном 2: Драгоценности????
(собираются в кучку и совещаются)
Гном 3: Ладно. Но мы о них рассказывать не будем. Мы материал драгоценный показываем, а вы рассказываете, какая в нем ценность.
Педагог: Хорошо. Ребята, справимся?
(ответы детей)
(гном вынимает из мешочка материал, а дети рассказывают о нем)
- Бумага А 4
- Пластилин
- Кисть
- Акварель
- Тесто соленое
- Трубочка газетная
- Квиллинг
- Аппликация
- Папье – маше
- Биокерамика
- Скульптура
Гном 1: Это и есть наши драгоценности. А вы молодцы!
Педагог: Спасибо, уважаемые гномы. А у нас для вас подарок.
(педагог выносит цветущее дерево)
Гномы: Это нам?
Педагог: У вас в лесу очень холодно. Но теперь, очень скоро весна заглянет к вам в гости.
(Гномы берут дерево, ставят к домику и начинают шушукаться)
Гном 1: А мы тоже хотим вам подарки сделать.
(дарят педагогу браслет и уходят)
Педагог: Смотрите, что подарили мне гномы! Правда, красота! Такого украшения у меня еще не было! Гномы хотят вам всем подарить такие же. Но сделать их нужно самим. Будем делать?
(ответы детей)
ФОН 8 «Фантазия»
Педагог: Как гномы и сказали в этой творческой стране, ценность имеют материалы, из которых можно сделать прекрасные вещи, радующие глаз и душу. Сегодня это обои. Посмотрите, в чашечках лежат готовые браслетики, изготовленные из такого же кусочка обоев. Сейчас, вы этому научитесь. Что нам нужно. Обои, палочка и клей. Как видите, кусочек обоев имеет разную ширину. С одной стороны – широкий край, с другой – узкий уголок. Берем палочку и с широкой стороны накручиваем обои на палочку. Внимание! Очень важно, чтобы во время работы вы думали о том, что больше всего важно: об уютном доме, о любимой маме, о крепком здоровье, о хороших друзьях. То есть о том, что приносит радость и тепло в наши сердца. Ведь эта бусинка будет вашим талисманом. Вот увидите, если вы правильно все сделаете, и будете носить этот браслет, в вашей жизни скоро произойдет удивительное, приятное событие! Следим за тем, чтобы уголок находился по центру. Тогда у вас получится красивая, ровная бусинка. Накрутили? Наколдовали? Наносим на кончик клей и немного придавливая, склеиваем. Ждем, чтобы уголок хорошенько приклеился. Теперь аккуратно снимаем с палочки. Вот и готово! Убираем палочку, берем браслетик из чашечки и надеваем свою бусину. Посмотрите, один кончик – заострен. Вот на него и надеваем свою бусинку. Помогаем друг другу красиво завязать ленточку. И готово! Можно с удовольствием носить!
(дети доделывают браслеты, надевают на руку)
Педагог: Теперь у вас останется память о путешествии в страну творчества. Вам нравятся браслеты? Давайте вместе скажем спасибо гномам.
(гномы выходят из – за ширмы)
Педагог и дети: Спасибо!
Аня: А мы тоже хотим браслетики!
Катя: Можно мы тоже научимся их делать?
Педагог: Конечно. Приходите к нам в клуб, и вы многому научитесь!
ФОН 9 Лирика (громко и тихо)
Педагог: Нас каждый день окружает множество событий: приятных и не очень. Надеюсь, что сегодня вы с пользой провели время.
Катя: Давайте вспомним, что мы сегодня интересного делали?
Аня: Мы рассказали о драгоценных материалах?
Катя: Мы сделали гномам подарок?
Аня: Мы научились делать браслет?
Катя: Можете сказать, что провели время отлично?
Аня: Давайте вместе громко себе похлопаем в ладоши!
Педагог: В заключение хочу повторить слова русского живописца, графика, искусствоведа Александра Николаевича Бенуа «Искусство не роскошь. Это великая радость жизни, ее вкус, ее краски, ее аромат…».
Педагог: А на сегодня, наше путешествие в страну творчества закончено. Всем большое спасибо за компанию! И, до новых встреч!
Самоанализ.
№ занятия: 44
Группа 1/1, средний возраст.
30.11.2018 г, в 15.30 ч.
Тема: «Путешествие в страну творчества»
Вид занятия: закрепление знаний.
Форма занятия: путешествие.
Цель: обобщить и систематизировать знания по разделам: «Папье – маше», «Моделирование из соленого теста и пластилина», «Конструирование из подручного материала».
Задачи:
Образовательные
- Создать условия для выявления практических навыков и умений в области лепки из пластилина, конструирования из подручных материалов;
- Выявить понятия обучающихся о свойствах и способах использования следующих материалов: бумага, соленое тесто, пластилин, трубочка газетная, гуашь, кисть, акварель;
- Выявить знания обучающихся о следующих понятиях: «квиллинг», «биокерамика», «скульптура», аппликация», «папье – маше»;
- Научить использованию бросового материала для изготовления украшения (браслет).
Развивающие
- Содействовать развитию умения применять имеющиеся знания на практике;
- Развивать память, фантазию, мышление, познавательное умение;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие;
- Приобщать обучающихся к миру искусства, формировать художественный вкус;
- Развивать чувство формы, пропорции, цветоощущение.
Воспитательные
- Продолжать формирование нравственных, трудовых, личностных качеств;
- Способствовать воспитанию культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию;
- Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
- Воспитывать дисциплинированность.
В занятии принимали участие обучающиеся групп первого года обучения «Мир фантазии» и «Мастерилка» среднего возраста. Обучающиеся имеют языковой барьер, поэтому на занятиях сложно усваивают учебный материал. Проще им удаются практические виды работ. Поэтому я не ждала особо хороших результатов от данного занятия.
Для того, чтобы занятие получилось интереснее, я решила провести его в виде путешествия по стране творчества. Была проведена большая предварительная работа на предыдущих занятиях: изготовление дома для гномов в технике папье – маше, самих гномов из соленого теста, деревьев из бросового материала, заучивание теоретического материала по темам «Материалы и инструменты для работы с пластилином», «Конструирование из подручного материала», «Биокерамика», «Изобразительное искусство». Получилось хорошее итоговое занятие.
Структура занятия:
Организационный момент:
Подготовить рабочие места для обучающихся (парты, стулья, раздаточный материал, рабочий материал). Расставить аудиоаппаратуру, проверить звучание музыки и микрофонов, оформить места для работы кукол би – ба – бо, оформить демонстрационный стол, определить место для готовых поделок, надеть костюмы на гномов, разложить в мешочки гномов «драгоценные материалы».
I Вступительная часть:
- Приветственное слово педагога;
- Прослушивание музыки;
- Сюрпризный момент (приход кукол)
- Объявление цели занятия.
II Основная часть:
- Приход в страну творчества;
- Танец гномов;
- Создание композиции «Гномы в заснеженном лесу»;
- Практическая работа (изготовление цветка из пластилина);
- Физкультминутка;
- Теоретическая часть (проверка знаний детей о материалах, их свойствах и способах использования в декоративно – прикладном творчестве);
- Практическая работа (научить детей делать бусину из бросового материала);
III Заключительная часть:
- Рефлексия;
- Заключительное слово педагога.
Цель и задачи соответствуют разработке занятия. Тип занятия – комбинированный. Была продумана интересная завязка для начала путешествия: приход в гости кукол и их спор о гномах. Дети – гномы, которые были помощниками в проведении мероприятия, были очень активны, в результате их выходы получились яркими, выразительными.
Я постаралась использовать все методы обучения: словесный, наглядный, практический, момент мотивации и стимулирования, метод организации, метод устного контроля, чтобы дети могли как можно больше показать свои знания и умения. В результате, на занятии царила дружная, располагающая к созиданию и творчеству атмосфера.
Оцениваю данное занятие на «отлично».