автор: Ракович Оксана Федоровна

Педагог дополнительного образования ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им.В.М.Комарова» Детский Подростковый Клуб «Дружба»

Разработка занятия по декоративно — прикладному творчеству «Путешествие в страну творчества»

Государственное бюджетное  учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества имени В.М.Комарова»

Разработка занятия по декоративно — прикладному творчеству

«Путешествие в страну творчества»

(проведено: 30.11.2018 г.)

                                                    

Подготовила: педагог

дополнительного образования

Ракович Оксана Федоровна.

                                                           

Байконур, 2018.


№ занятия: 44

Группа 1/1, средний возраст.

30.11.2018 г, в 15.30 ч.

Тема: «Путешествие в страну творчества»

Вид занятия: закрепление знаний.

Форма занятия: путешествие.

Цель: обобщить и систематизировать знания по разделам: «Папье – маше», «Моделирование из соленого теста и пластилина», «Конструирование из подручного материала».

Задачи:

Образовательные

  • Создать условия для выявления практических навыков и умений в области лепки из пластилина, конструирования из подручных материалов;
  • Выявить понятия обучающихся о свойствах и  способах использования следующих материалов: бумага, соленое тесто, пластилин, трубочка газетная, гуашь, кисть, акварель;
  • Выявить знания обучающихся о следующих понятиях: «квиллинг», «биокерамика», «скульптура», аппликация», «папье – маше»;
  • Научить использованию бросового материала для изготовления украшения (браслет).

Развивающие

  • Содействовать развитию умения применять имеющиеся знания на практике;
  • Развивать память, фантазию, мышление, познавательное умение;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие;
  • Приобщать обучающихся к миру искусства, формировать художественный вкус;
  • Развивать чувство формы, пропорции, цветоощущение.

Воспитательные

  • Продолжать формирование нравственных, трудовых, личностных качеств;
  • Способствовать воспитанию культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию;
  • Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
  • Воспитывать дисциплинированность.

Материально – техническое оснащение: фонограммы: В.А. Моцарт «Фантазия», группы «Мультфильмы» песня «Гномы», песня «Гномики» П Кашин, «Солнышко и дождик»,  «Лирическая», Барбарики «Доброта», костюмы «Гномы», ширма, куклы «би – ба – бо», парта ученическая (10 шт), стул ученический (20 шт), демонстрационный стол (1 шт).

Учебно – методическое оснащение: поделка «Дом для гномов», поделка «Дерево для гномов», поделка «Зимний лес».

Раздаточный материал: круг из цветного картона (20 шт), пластилин разноцветный (40 кусочков), стека (10 шт),  браслеты (20 шт), клей – карандаш (10 шт), палочки (20 шт), полоски обоев (20 шт), чашечки для браслетов (10 шт), готовые браслеты (3 шт), перья птичьи, сизаль.

Структура занятия:

Организационный момент:

Подготовить рабочие места для обучающихся (парты, стулья, раздаточный материал, рабочий материал). Расставить аудиоаппаратуру, проверить звучание музыки и микрофонов, оформить места для работы кукол би – ба – бо, оформить демонстрационный стол, определить место для готовых поделок, надеть костюмы на гномов, разложить в мешочки гномов «драгоценные материалы».

I Вступительная часть:

  • Приветственное слово педагога;
  • Прослушивание музыки;
  • Сюрпризный момент (приход кукол)
  • Объявление цели занятия.

II Основная часть:

  • Приход в страну творчества;
  • Танец гномов;
  • Создание композиции «Гномы в заснеженном лесу»;
  • Практическая работа (изготовление цветка из пластилина);
  • Физкультминутка;
  • Теоретическая часть (проверка знаний детей о материалах, их свойствах и способах использования в декоративно – прикладном творчестве);
  • Практическая работа (научить детей делать бусину из бросового материала);

III Заключительная часть:

  • Рефлексия;
  • Заключительное слово педагога.

 

Ход занятия:  (звучит  ФОН 1 музыка Моцарта «Фантазия»)

Педагог: Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости! Прислушайтесь к этой музыке. Это Вольфганг Амадей Моцарт «Фантазия». Какое настроение дарит эта музыка вам?

                                         (ответы детей)

Педагог: А теперь, посмотрите вокруг! Какая красота нас окружает! Мы попали в страну творчества! Все это сделано руками детей, которые любят творить прекрасное. И сегодня, мы совершим путешествие по этой прекрасной стране. Вы готовы?

                                         (ответы детей)

Педагог: Наша страна творчества очень велика! В ней интересно все: жители отличаются от всех остальных своей искрометной фантазией и золотыми руками, дома построены из причудливых материалов, воздух наполнен ароматом радости и добра, а госпожа Кисточка дружит с тетушкой Глиной. Итак, начинаем путешествие!

                                  ФОН 2 стук в дверь

Педагог: Наверное, это запоздавшие ученики.

                  (над ширмой появляются две куклы)

Кукла 1 Катя: Оксана Федоровна, скажите Ане, чтобы не обманывала.

Кукла 2 Аня: Да я не обманываю!

Педагог: Стоп, стоп! Посмотрите, сколько детей собралось, а вы ссоритесь. Сначала поздоровайтесь, вы опоздали на занятие.

Куклы: Здравствуйте!

Педагог: А теперь, расскажите, что случилось?

Катя: Аня говорит, что побывала у гномов в гостях. А я говорю, что гномов не бывает. Это все сказки!

Аня: Нет, не сказки!

Педагог: Так сказки  — это же прекрасно! Как раз в сказку мы сейчас и попали. А в ней мы можем совершать любые чудеса!

                                ФОН 3 Песня «Гномы»

                (гномы выходят, танцуют и уходят за ширму)

Педагог: Вот, видите! Гномы существуют! Я расскажу вам о них подробнее.

Аня: А можно мне, Оксана Фёдоровна?

Педагог: Можно. Ты рассказывай, а мы тебе поможем.

Аня: В каждой стране гномов называют по – разному: в одной стране – гномы, в другой – карлики, в третьей — гмуры, в четвертой они гомозули. Так вот, в одном дремучем, дремучем заснеженном лесу, в таком непроходимом, где не ступала нога человека, где росли самые высокие деревья, стояли домики гномов. Эти домики гномы построили сами из того, что было под рукой.

Катя: А гномы, а гномы – то где?

Аня: А вот и гномы.

 (дети выстраиваются позади стола  с гномами в руках)

Аня: Хотя они и жили все вместе, работали, отдыхали, но каждый гном имел свой, необычный характер. Знакомьтесь.

  (дети по одному выходят вперед, говорят имя гнома, ставят его у  

                                     дома и встают на место)

Катя: Ого — го! Как их много!

Аня: Да! И все они большие труженики!

Педагог: Правильно, Аня и в то время, когда вы все еще спите, они, позавтракав своей любимой кашей, заправив постели и помыв посуду, отправляются добывать драгоценности, чтобы наполнить ими свои мешочки.

                                  ФОН 4 Муз П Кашина «Гномики»

(гномы выходят из – за ширмы на согнутых ногах и обойдя стол с поделкой, уходят за ширму)

Педагог: Раз путешествие привело нас к гномам, пока их нет, предлагаю им оставить подарки. Согласны?

Катя: А мы знаем, что можно подарить!

Педагог: У вас интересная идея?

Аня: У них так холодно, в заснеженном лесу! Давайте подарим гномам цветущее дерево, чтобы к ним весна скорее пришла!

Педагог: Дерево? Так на улице зима, где же мы цветущее дерево возьмем?

Катя: Мы же в волшебной стране!

Аня: Мы сделаем дерево, а вы, к нему сделайте цветы. Мы дерево украсим цветами и получится цветущее дерево!

Педагог: Это прекрасная идея! Только нужно успеть до прихода гномов. Вы, Катя и Аня делайте дерево, а мы здесь поработаем.

                           (куклы прячутся за ширму)

Педагог: Итак. Сейчас самое время показать, какие красивые цветы мы умеем делать. Работать будем с пластилином. У вас на столах лежат основы для цветка, стека и пластилин разного цвета.

                               (показ)

Педагог: Вспомните, какие красивые цветы вы видели, примените всю свою фантазию. Цветы могут быть самые необычные и сказочные. Принимаемся за работу.

                          ФОН 5 Музыка Chill

     (дети изготавливают рельефную скульптуру в виде цветка)

                    (появляются Аня и Катя с деревом)

Аня: Вот какое дерево у нас получилось.

Катя: А у вас цветы готовы?

Педагог: Какое красивое дерево! Ребята, посмотрите! Нам осталось развесить по веточкам цветы и подарок готов!

                    (педагог берет дерево у кукол и ставит на стол)

Педагог: Можно подходить и украшать дерево.

                               (дети развешивают цветы)

              ФОН 5 Моцарт «Фантазия» (пока вешаем цветы и тихо!)

                                      

Катя: Какая красота!

Аня: Теперь гномам будет веселее жить!

Педагог: Это правда! Мы спрячем пока наш подарок. Подарим его позже. Потому что пришло время нам немного размяться. А гномы нам помогут. Итак, объявляю:

                              ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ!

                      ФОН 7 Музыка Барбарики «Доброта»

                             (гномы проводят разминку)

Педагог: Уважаемые гномы, можно у вас спросить?

Гном 1: Можно. Только быстрее, нам ценности спрятать нужно.

Педагог: Вот о них я и хотела спросить.  Какие драгоценности вы нашли?

Гном 2: Драгоценности????

                   (собираются в кучку и совещаются)

Гном 3: Ладно. Но мы о них рассказывать не будем. Мы материал драгоценный показываем, а вы рассказываете, какая в нем ценность.

Педагог: Хорошо. Ребята, справимся?

                        (ответы детей)

   (гном вынимает из мешочка материал, а дети рассказывают о нем)

  • Бумага А 4
  • Пластилин
  • Кисть
  • Акварель
  • Тесто соленое
  • Трубочка газетная
  • Квиллинг
  • Аппликация
  • Папье – маше
  • Биокерамика
  • Скульптура

Гном 1: Это и есть наши драгоценности. А вы молодцы!

Педагог: Спасибо, уважаемые гномы. А у нас для вас подарок.

                    (педагог выносит цветущее дерево)

Гномы: Это нам?

Педагог: У вас в лесу очень холодно. Но теперь, очень скоро весна заглянет к вам в гости.

     (Гномы берут дерево, ставят к домику и начинают шушукаться)

Гном 1: А мы тоже хотим вам подарки сделать.

                  (дарят педагогу браслет и уходят)

Педагог: Смотрите, что подарили мне гномы! Правда, красота! Такого украшения у меня еще не было! Гномы хотят вам всем подарить такие же. Но сделать их нужно самим. Будем делать?

                                            (ответы детей)

                        ФОН 8 «Фантазия»

Педагог: Как гномы и сказали в этой творческой стране,  ценность имеют материалы, из которых можно сделать прекрасные вещи, радующие глаз и душу. Сегодня это обои. Посмотрите, в чашечках лежат готовые браслетики, изготовленные из такого же кусочка обоев. Сейчас, вы этому научитесь. Что нам нужно. Обои, палочка и клей. Как видите, кусочек обоев имеет разную ширину. С одной стороны – широкий край, с другой – узкий уголок. Берем палочку и с широкой стороны накручиваем обои на палочку. Внимание! Очень важно, чтобы во время работы вы думали о том, что больше всего важно: об уютном доме, о любимой маме, о крепком здоровье, о хороших друзьях. То есть о том, что приносит радость и тепло в наши сердца. Ведь эта бусинка будет вашим талисманом. Вот увидите, если вы правильно все сделаете, и будете носить этот браслет, в вашей жизни скоро произойдет удивительное, приятное событие! Следим за тем, чтобы уголок находился по центру. Тогда у вас получится красивая, ровная бусинка. Накрутили? Наколдовали? Наносим на кончик клей и немного придавливая, склеиваем. Ждем, чтобы уголок хорошенько приклеился. Теперь аккуратно снимаем с палочки. Вот и готово! Убираем палочку, берем браслетик из чашечки и надеваем свою бусину. Посмотрите, один кончик – заострен. Вот на него и надеваем свою бусинку. Помогаем друг другу красиво завязать ленточку. И готово! Можно с удовольствием носить!

         (дети доделывают браслеты, надевают на руку)

Педагог: Теперь у вас останется память о путешествии в страну творчества. Вам нравятся браслеты? Давайте вместе скажем спасибо гномам.

                   (гномы выходят из – за ширмы)

Педагог и дети: Спасибо!

Аня: А мы тоже хотим браслетики!

Катя: Можно мы тоже научимся их делать?

Педагог: Конечно. Приходите к нам в клуб, и вы многому научитесь!

                           ФОН 9 Лирика (громко и тихо)                        

Педагог: Нас каждый день окружает множество событий: приятных и не очень. Надеюсь, что сегодня вы с пользой провели время.

Катя: Давайте вспомним, что мы сегодня интересного делали?

Аня: Мы рассказали о драгоценных материалах?

Катя: Мы сделали гномам подарок?

Аня: Мы научились делать браслет?

Катя: Можете сказать, что провели время отлично?

Аня: Давайте вместе громко себе похлопаем в ладоши!

Педагог: В заключение хочу повторить слова русского живописца, графика, искусствоведа Александра Николаевича Бенуа «Искусство не роскошь. Это великая радость жизни, ее вкус, ее краски, ее аромат…».

Педагог: А на сегодня, наше путешествие в страну творчества закончено. Всем большое спасибо за компанию! И, до новых встреч!


                                      Самоанализ.

№ занятия: 44

Группа 1/1, средний возраст.

30.11.2018 г, в 15.30 ч.

Тема: «Путешествие в страну творчества»

Вид занятия: закрепление знаний.

Форма занятия: путешествие.

Цель: обобщить и систематизировать знания по разделам: «Папье – маше», «Моделирование из соленого теста и пластилина», «Конструирование из подручного материала».

Задачи:

Образовательные

  • Создать условия для выявления практических навыков и умений в области лепки из пластилина, конструирования из подручных материалов;
  • Выявить понятия обучающихся о свойствах и  способах использования следующих материалов: бумага, соленое тесто, пластилин, трубочка газетная, гуашь, кисть, акварель;
  • Выявить знания обучающихся о следующих понятиях: «квиллинг», «биокерамика», «скульптура», аппликация», «папье – маше»;
  • Научить использованию бросового материала для изготовления украшения (браслет).

Развивающие

  • Содействовать развитию умения применять имеющиеся знания на практике;
  • Развивать память, фантазию, мышление, познавательное умение;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие;
  • Приобщать обучающихся к миру искусства, формировать художественный вкус;
  • Развивать чувство формы, пропорции, цветоощущение.

Воспитательные

  • Продолжать формирование нравственных, трудовых, личностных качеств;
  • Способствовать воспитанию культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию;
  • Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
  • Воспитывать дисциплинированность.

 

        В занятии принимали участие обучающиеся групп первого года обучения «Мир фантазии» и «Мастерилка» среднего возраста. Обучающиеся имеют языковой барьер, поэтому на занятиях сложно усваивают учебный материал. Проще им удаются практические виды работ. Поэтому я не ждала особо хороших результатов от данного занятия.

       Для того, чтобы занятие получилось интереснее, я решила провести его в виде путешествия по стране творчества. Была проведена большая предварительная работа на предыдущих занятиях: изготовление дома для гномов в технике папье — маше, самих гномов из соленого теста, деревьев из бросового материала, заучивание теоретического материала по темам «Материалы и инструменты для работы с пластилином», «Конструирование из подручного материала», «Биокерамика», «Изобразительное искусство». Получилось хорошее итоговое занятие.

Структура занятия:

Организационный момент:

Подготовить рабочие места для обучающихся (парты, стулья, раздаточный материал, рабочий материал). Расставить аудиоаппаратуру, проверить звучание музыки и микрофонов, оформить места для работы кукол би – ба – бо, оформить демонстрационный стол, определить место для готовых поделок, надеть костюмы на гномов, разложить в мешочки гномов «драгоценные материалы».

I Вступительная часть:

  • Приветственное слово педагога;
  • Прослушивание музыки;
  • Сюрпризный момент (приход кукол)
  • Объявление цели занятия.

II Основная часть:

  • Приход в страну творчества;
  • Танец гномов;
  • Создание композиции «Гномы в заснеженном лесу»;
  • Практическая работа (изготовление цветка из пластилина);
  • Физкультминутка;
  • Теоретическая часть (проверка знаний детей о материалах, их свойствах и способах использования в декоративно – прикладном творчестве);
  • Практическая работа (научить детей делать бусину из бросового материала);

III Заключительная часть:

  • Рефлексия;
  • Заключительное слово педагога.

 

       Цель и задачи соответствуют разработке занятия. Тип занятия – комбинированный. Была продумана интересная завязка для начала путешествия: приход в гости кукол и их спор о гномах. Дети – гномы, которые были помощниками в проведении мероприятия, были очень активны, в результате их выходы получились яркими, выразительными.

     Я постаралась использовать все методы обучения: словесный, наглядный, практический, момент мотивации и стимулирования, метод организации, метод устного контроля, чтобы дети могли как можно больше показать свои знания и умения. В результате, на занятии царила дружная, располагающая к созиданию и творчеству атмосфера.

      Оцениваю данное занятие на «отлично».