автор:
Рачева Оксана Николаевна
Учитель-дефектолог МБДОУ компенсирующего вида, Детский сад №249 г. Красноярск
Стеценко Светлана Анатольевна
Учитель-дефектолог МБДОУ компенсирующего вида, Детский сад №249 г. Красноярск
“Уроки по ФГОС (практика применения деятельностного подхода)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 249 компенсирующего вида»
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
с детьми подготовительной групп МБДОУ №249.
«Путешествие по сказкам»
Составители:
Учитель-дефектолог: Рачева Оксана Николаевна
Учитель-дефектолог: Стеценко Светлана Анатольевна
Актуальность.
Книга была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Современные дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. А это значит, что развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Такие дети отличаются от своих нормативно развивающихся сверстников особенностями речевого развития. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевым недоразвитием, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции. Речь идет о специально организованном процессе взаимодействия специалиста и ребенка, в котором особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций на основе адекватных для каждого ребенка игровых видов деятельности. Мы в своей работе используем разнообразные формы и методы обучения, чтобы привить любовь к книгам. Одна из форм-это работа со сказками.
Сказка очень важна для детей, она знакомит их с миром литературы, где сказки играют не последнюю роль. Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. Читая сказки, у ребенка развивается воображение, фантазия, повышаются творческие способности. Дети, которым постоянно читали сказки, учатся быстрее говорить и формулировать свои мысли. Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, сказки развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас и улучшаются навыки общения.
Используя сказки, мы разработали цикл занятий, через которые не только прививаем любовь к чтению, но и решаем коррекционные и образовательные задачи:
*формирование элементарных навыков ученой деятельности;
*коррекция, развитие познавательных процессов;
*формирование и уточнение сенсорных представлений;
*активизация представлений об окружающем мире и развитие речи; *формирование элементарных математических представлений.
Ниже мы представляем один из конспектов непосредственной образовательной деятельности.
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
с детьми подготовительной групп МБДОУ №249.
Учитель-дефектолог: Рачева Оксана Николаевна
Учитель-дефектолог: Стеценко Светлана Анатольевна
|
||
1. | Доминирующая
образовательная область |
Познавательное развитие, математические представления |
2. | Вид деятельности | Игровая, коммуникативная |
|
||
1. | Тема образовательной деятельности | Итоговое занятие по закреплению пройденного материала за I полугодие |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Практические методы;
Наглядные и игровые приемы. |
3. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. |
4. | Возрастная группа | 6-7 лет |
5. | Цель | Создание условий для закрепления, обобщения и систематизация знаний детей |
6. | Задачи | Образовательные:
1.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; считать от заданного числа; называть числа-соседи. 2.Совершенствовать умение решать простые арифметические примеры на сложение и вычитание. 3.Совершенствовать ориентировку в схеме тела, на бумаге, в пространстве. 4.Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; закреплять умение дифференцировать их по разным признакам. 5.Закреплять последовательность временных понятий. Коррекционно-развивающие: 1.Развивать мыслительные операции, внимание, мышление. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Развивать речевую активность. 4.Работа со схемами. Воспитательные: 1.Развивать у детей любознательность, усидчивость, умение слушать педагога. 2.Формировать навыки самооценки, умение работать в парах. 3.Учить детей взаимопомощи. |
7. | Планируемые результаты | У детей сформированы математические представления. Самостоятельно ориентируются в пространстве, в схеме тела. Умеют обобщать, классифицировать и анализировать. Грамматически правильно выстраивают предложения. Умеют работать в парах и оказывать взаимопомощь. |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Карточки с цифрами; раздаточный математический материал;
геометрические фигуры (Блоки Дьенеша); карточки-схемы; демонстрационные картинки; лабиринты и карандаши, клубок. |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Формирование математических представлений. Обогащение знаний об окружающем. Развитие психических процессов. Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности. |
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||
I.Вводная часть: | ||
Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Ведущий:
-Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся. (Приветствие друг друга и гостям). Ребята, вы любите, когда вам читают книги? Может быть, кто-то из вас сам уже может читать? А зачем нам нужны книжки? Почему вы любите слушать? Книги-это наши друзья, они учат детей и взрослых хорошему. Включить музыку (в гостях у сказки) -А сказки вы любите? А что значит русские народные сказки? Какие сказки вы знаете? У меня тоже есть для вас книга сказок, давайте посмотрим какие сказки в ней живут? Дефектолог: -Ой, посмотрите, книга то пустая. Сказки все потерялись. Что же нам делать? (Будем искать сказки). Предлагаю совершить путешествие по сказкам и найти их. У нас волшебный клубок, он поможет найти путь. |
|
Мотивация деятельности детей | Детям хочется помочь отыскать сказки для книги. | |
Целеполагание (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Во время путешествия необходимо отгадать загадки или выполнить задание, чтобы попасть в ту или иную сказку. | |
II.Основная часть | ||
Актуализация ранее приобретенных знаний (совместная деятельность педагога и детей) | Все вместе кидаем клубок.
Дефектолог: –Если отгадаете загадку, то узнаете в какую сказку мы попали: «В этом доме без забот Жили звери, только вот, Медведь к ним пришел потом, Поломал звериный дом». А вот и теремок. -Сколько этажей в теремке? -Покажи верхний этаж, нижний этаж. -Сколько всего окон в теремке? – Посели медведя в правый нижний угол. -Посели зайца в левый верхний угол. -Посели комара под зайцем. -Посели муху справа от зайца. -Посели лягушку в нижний ряд по середине. И т.д. – Посели петуха в правый верхний угол. -Посели лису в левый нижний угол. -Посели волка по середине. Молодцы, а вот и наша сказка. Дефектолог: Ищем дорогу в следующую сказку (кидаем клубок). Подходим к столам. – Чтобы найти следующую сказку, надо разделиться на три команды. Сначала опустите руку в мешок, возьмите и назовите какую фигуру вы нашли. (Дети берут и называют фигуры). А теперь посмотрите на столы и догадайтесь как надо разделиться на команды (дети делятся на три команды) -А вот и задания. Соберите разрезные картинки (печка, яблоня, речка) -Как вы думаете в какой сказке есть эти предметы? 1.У вас есть карточки, потерялись цифры, вставьте их. 2.Посчитайте обратно. 3.Назовите числа-соседи. -Переверните карточку: раскрасьте второй по счету квадрат, зачеркните пятый по счету квадрат, подчеркните седьмой по счету квадрат, заштрихуйте сверху вниз девятый по счету квадрат. -Эта сказка приготовила еще одно задание: Составление и решение задач. -Молодцы! Справились, вот и сказка нашлась. Физ. минутка: В гости к сказке мы пришли (шагаем на месте) За клубочком мы пошли (руки разводим в стороны. Справа потянули (наклон в право) Слева потянули (наклон влево) И присели и привстали. (сели, встали) За клубочком поскакали (прыжки на месте) Дефектолог: -Идем к следующей сказке, кидаем клубок. Подходим к доске. –Какая же здесь сказка? Послушайте, какие слова есть в этой сказке «Как выпрыгну, как выскочу-пойдут клочки по закоулочкам». Правильно, это сказка «Заячья избушка». -А почему у лисы начала таять избушка? (наступила весна) -Давайте вспомним, что еще бывает весной и нарисуем весенний лес у нас на доске. (Дети вспоминают признаки весны и составляют коллаж на доске) -А что происходит в лесу с животными? (Просыпается медведь с медвежатами, ежики, прилетают перелетные птицы) -Как называются эти животные одним словом? -Ребята, мне кажется, что здесь есть что-то лишнее. (Дети находят картинку осеннего листика, мальчика на лыжах, ребенок загорает). -Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и нашли сказку. Дефектолог: -Вот и вернулись наши сказки на свои места. Теперь наша книжка в порядке. Давайте оставим ее в кабинете, вы будете приходить, и читать ее. Вам понравилось путешествие по сказкам? Что было сложным, что было легким? |
|
III.Заключительная часть: | ||
Анализ и самоанализ деятельности детей | Подведение итогов: дети рады, что смогли отгадать загадки и побывать в сказках. Где были? Чем занимались? Какие задания были сложные, а какие нет? Оценивание своей деятельности-если было легко, то возьмите звездочку, если было сложно, то возьмите флажок. |