автор: Рогожа Наталия Федоровна
воспитатель МАДОУ “Синеглазка”
Развитие тонкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Синеглазка»
Муниципального образования город Ноябрьск
« Развитие тонкой моторики как средство коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста
в условиях группы компенсирующей направленности»
Воспитатель
Рогожа Наталия Федоровна
2019г.
Содержание.
- Творческий отчет « Развитие тонкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях группы компенсирующей направленности»
1.1. Введение (стр. 1 – 5)
1.2. Аналитическая часть
1.3. Проектная часть
1.4. Заключение
- Приложение:
2.1. « Большая книга речевых игр»
2.2. Картотека пальчиковых игр
2.3. Долговременный творческий проект «Мама! Придумай сказку»
2.4.Игры с прищепками: Творим и говорим.
2.5. Модифицированная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности « Предшкольная пора»
2.6.Цикл совместной интегрированной деятельности по лексическим темам «Зимующие птицы», «Продукты питания».
2.7.Тесты для обследования уровня развития тонкой моторики рук.
2.8. Журнал для родителей «Чудо- Чадо»№1
- 9. Модифицированная программа дополнительного образования художественно- эстетической направленности «Оригами»
Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли»
В.А.Сухомлинский.
1.Введение:
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его неповторимости и самобытности. В последнее время все чаще встречаются дети с нарушениями речи, а дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования и её развития. Ребенок нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше. Если этот фактор будет упущен, то может развиться вторичное нарушение – общее недоразвитие речи или боязнь речевого общения.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память ,эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования, проведенные в области речевого развития дошкольников педагогами, психологами, лингвистами (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, В.В.Виноградов.и другие).
Развитие речи должно рассматриваться не только с лингвистической точки зрения, как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями – в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми. Это важно не только для формирования культуры речи, но и культуры общения.
Работая в детском саду, я часто наблюдала что, у многих детей, имеющих речевые нарушения, при неврологическом исследовании обнаруживаются легкие формы двигательных нарушений, которые являются следствием ранних органических повреждений головного мозга. Меня, как педагога, заинтересовала эта проблема. Почему же так тесно связаны между собой нарушения речи и отклонение в развитии мелких мышц рук?
Чтобы подробнее разобрать в этой проблеме я работала с медицинской и педагогической литературой, прослушало консультации логопеда, психолога. И вот назрела необходимость обобщения приобретённого опыта.
Что же связывает между собой такие, казалось бы, разные функции детского организма как работа мелких мышц рук и речевое развитие ребёнка? Дело в том, что физиологической основой навыков, есть учение И.П.Павлова о возникновении временных нервных связей в коре головного мозга. «В тот или иной рецепторный отдел,- пишет И.П.Павлов,- ударяет тот или иной агент внешнего мира или внутреннего мира организма, этот удар трансформируется в нервный процесс, явление нервного возбуждения. Возбуждение в нервных волокнах, как по проводам, идет в центральную нервную систему, и оттуда, благодаря установленным связям, по другим проводам переносится к рабочему органу, трансформируясь, в свою очередь, в специфический процесс клеток этого органа. Таким образом, тот или иной агент закономерно связывается с той или иной деятельностью организма, как причина и следствие».
В центральной нервной системе есть два аппарата: аппарат прямого проведения нервного импульса, который обеспечивает постоянную связь, и аппарат смыкания и размыкания нервного импульса, который обеспечивает временные связи. «Постоянная связь внешнего агента с деятельностью организма, что отвечает за него,- пишет И.П.Павлов,- законно назвать безусловным рефлексом, а временный условным….», «временная нервная связь является самым универсальным физиологическим явлением и в животном мире и у нас самих. А одновременно оно и психическое, то, что психологи называют ассоциацией – будет это образование из разнообразных действий, впечатлений, или из букв, слов, мыслей». Так вот, овладение навыками движения – это и есть образование временных нервных связей в коре головного мозга ребенка.
Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков АПН РФ /
А.В.Антакова- Фомина, М.И.Кольцова, Е.И.Исенина/
Они установили, что если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с недоразвитием речи, пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью. Многие пяти, шестилетние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку или карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п. М.И.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Ученые института физиологии детей и подростков АПН рекомендуют стимулируют речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи.
Почему человек, не находящий для объяснения слова, часто помогает себе жестами? И наоборот, почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М.И.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и речи шло у людей параллельно».
С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психологическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня он у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «руки не доходят». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствования речевых реакций состоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук». Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же артикуляционный аппарат. С этой же точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает влияние на развитие активной речи ребенка.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках пальчиков, от них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, ярче стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить её к работе.
У ребенка к концу дошкольного детства еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Мелкая моторика ребенка раннего и дошкольного возраста развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, то есть действуют вместе. Движения рук слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае ребенок быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха. Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребёнка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата.
Актуальность выбранной мною темы определяется увеличением количества детей с речевыми отклонениями. В современном обществе из-за недостатка времени, у родителей нет возможности проводить систематическую работу по развитию речи ребенка, уделять ребенку достаточно внимания для формирования тонкой моторики рук. Взрослым легче и проще, приведя ребёнка домой, включить ему компьютерную игровую приставку и заниматься своими делами. В результате страдает не только речь ребенка, отстает от нормы развитие психических процессов (память, внимание, логическое мышление).
Сегодня любой современный городской дошкольник знает, как пользоваться кухонным комбайном или компьютером, но каждый из них также может не знать, что гречку или горох, например, нужно перебирать. Для чего? Если в магазине можно купить не только расфасованную, но и отборную крупу.
Таким образом, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками и полноценно развиваться. К сожалению, лишь небольшое количество взрослых признает тот факт, что детям родители уделяют мало внимания. Это касается не только пальчиковых игр, но и бытовой стороны жизни ребенка, когда не каждый взрослый ждет, пока ребенок сам зашнурует ботинки или застегнет пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок со шнурками ботинки на липучках. В современных детских садах педагоги также требуют, чтобы в одежде ребенка не было шнуровок и пуговиц. Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения перестают играть главенствующую роль.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико – коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно – творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику.
На основании мониторинга индивидуальных качеств детей дошкольного возраста возникла проблема:
–несовершенство связной речи – диалогической, монологической;
-несоответствующий возрасту словарный запас;
-нарушение грамматического строя речи;
-проблемы в формировании звуковой стороны речи.
Главным критерием выбранной мною темы является её развивающая значимость, заключающаяся в необходимости вести целенаправленную работу по развитию речи и коррекцию моторных нарушений у детей дошкольного возраста в коррекционной группе с ОНР, так как уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
В связи с этим наметилась цель: выявить уровень влияния формирования мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста, и создать такую воспитательно-образовательную среду, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии и своевременному их преодолению.
Для преодоления этой цели я поставила перед собой задачи:
1) Определить актуальность темы путем изучения литературы по проблеме исследований.
2) Подобрать игры для развития речи у детей, которые способствовали:
-пополнению и активизации словаря детей;
-закреплению произношения всех звуков, отработке дикции, интонационной выразительности речи;
– развитию всех психических процессов (память, внимание, воображение и т.д.)
– развитию общей и мелкой моторики рук;
– развитию речевого дыхания, артикуляции.
3) Создать систему мероприятий способствующих развитию тонкой моторики рук;
4) Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
5) Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать тексты без помощи взрослого;
6) Воспитывать культуру речевого общения;
- Аналитическая часть:
Коррекционное – развивающее обучение и воспитание детей в группе детей с ОНР, предполагает не только формирование развернутых и связных высказываний дошкольников, коррекцию недостатков фонетико-фонематических и лексико-грамматических сторон речи. Оно создаёт основу для успешного овладения будущими первоклассниками грамотой, письмом, чтением, счётными операциями.
Прежде чем приступить к работе с детьми я изучила их личностные качества и учла то обстоятельство, что у детей помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно- психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям)
Начиная работу по данной теме в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР, я в первую очередь выяснила степень формирования у детей мелкой мускулатуры рук путем проведения диагностических мероприятий (Приложение №2.7), а также осведомленность родителей о влиянии формирования тонкой моторики рук на развитие речи ребенка (Приложение №2.8)
Как и во всей работе направленной на развитие ребёнка, в работе по коррекции тонкой моторики и развитии речи, должна быть определённая система. И только ежедневный, систематический труд дает определённый результат.
На протяжении дошкольного возраста возрастает роль слов в формировании навыков движения. Последнее, в свою очередь, повышает эффективность обучения движениям, навыки приобретают обобщенный характер, легко переносятся в новые условия, снижается количество ошибок, уменьшается время, необходимое для усвоения новых навыков. Для развития движений рук и речевого развития я использую как традиционные для ДОУ формы работы во время проведения организованной совместной деятельности, так и специальную систему мероприятий по коррекции тонкой моторики рук.
По первому направлению в группе проводится совместная организованная проектная интегрированная деятельность основной задачей, которой, является освоение содержания различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и совместной деятельности. Которая дает возможность мне, как педагогу, творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником и создателем современного дошкольного образования. Интегрированный подход объединяет различные области знаний, содержание которых я отбираю в соответствии с тематическим планированием работы в группе компенсирующей направленности. В помощь педагогам на базе группы было проведена открытая совместная организованная интегрированная деятельность на тему «Зимующие птицы» (Приложение №2.6). Деятельность проводилась в соответствии с современными федеральными государственными требованиями.
Опыт работы по проведению совместной организованной интегрированной деятельности «Продукты питания» был представлен на заседании городского методического объединения педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений «Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как необходимое условие обновления на уровне современных требований» 2011г. (Приложение №2.6)
Конечно, эта деятельность дает огромную пользу, но нельзя не отметить и недостатки (практически работают только активные дети; словарный запас ребенка не велик – большую часть времени он должен слушать речь воспитателя). Отсюда следует, что мне необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь и тонкую моторику вне организованной деятельности.
Используя режимные моменты, процессы одевания, раздевания, умывания и т.д. я стремлюсь развивать детскую активность, тактично исправляю ошибки, подсказываю слова тогда, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, выполнить определённые действия. Заметив ошибку, прежде чем её исправить, я оцениваю, сможет ли ребёнок в данный момент отвлечься и обратить внимание на форму слова? Во время организованной совместной деятельности это происходит успешнее – вне её, обстановка не всегда благоприятна: когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно.
По второму направлению использую специальную систему мероприятий основной, задачей которой является развитие тонкой моторики рук в свободной деятельности, через систему индивидуальных упражнений, а также в игровой деятельности. Эта система включает в себя следующие виды деятельности:
-развитие тонкой моторики в процессе овладения рисовальными движениями;
-подготовку руки через систему специальных упражнений с предметами (Приложение №2.4.);
-комплекс игровых упражнений направленных на коррекцию моторных нарушений;
-театрализованная деятельность;
-изобразительная деятельность;
-вовлечение в педагогический процесс узких специалистов и родителей.
Первый вид деятельности: основная педагогическая задача-подготовка руки ребенка к быстрым, точным, энергичным, смелым движения. Она решается через систему коротких занятий и упражнений, проводимых с целой группой детей, так и индивидуально: физкультминутка перед совместной деятельностью на развитие быстроты действия руки, отдельных пальцев по словесному сигналу; упражнения на развитие точности действий – типа «Осенний калейдоскоп»- необходимо раскрасить осенние листья, небо, землю. Штриховка простыми и цветными карандашами. Для того, чтобы дети чаще тянулись к этому занятию, работали с желанием и стремились к хорошему результату, я объявила об открытии «Школы Карандаша». «Школа» размещена в специально отведенном месте групповой комнаты. Тут ребенок может выбирать себе работу по душе, но с обязательной штриховкой. Это и штриховка готовых «заготовок», листы с изображением предметов: геометрических форм, книжки – раскраски, в которых качество передачи штриховки определяет качество передачи самого предмета – его цвета, формы, а также та же штриховка, но с целью отработки силы нажима пальцев на карандаш. Также этот этап работы включает в себя серию упражнений по формированию у детей навыков рисования предметов в динамике. Эти упражнения организовываются в занимательной для детей форме, каждое имеет свое название: «Дует ветер», «Нарисуем музыку», «Кто хвост потерял?»…
Все эти занятия, в конечном счете, направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, наблюдательности, желания узнать что-то новое, уточняются представления об окружающем мире, развивается фантазия.
Обучая детей рисовальным движениям, я также готовлю руки ребенка к письму. Работа в этом направлении ведётся по следующим темам:
-рисование простым карандашом горизонтальных линий (палочек с наклоном, без наклона);
– рисование предметов с помощью прямых линий (лесенок, ёлочек и др.); контурное рисование предметов с помощью прямых и овальных линий;
– штриховка контуров фруктов, ягод и т.д.
-рисование орнамента с помощью волнистых линий, рисование цельной ломаной линии, цельной дугообразной линии с петлями и т.д.
Организация работы направленная на обучение детей рисовальным движениям требует соблюдения определённых гигиенических требований. Детей необходимо сажать за двухместными столами так, чтобы столы и стулья соответствовали росту ребенка. При этом ноги ребенка находятся на полу под углом 45 градусов. Следует следить, чтобы дети не ставили ноги под стулья, не вытягивали их вперед, не выставляли в сторону. Сидеть за столом прямо, не ложиться на стол и не опираться на спинку стула. Расстояние от листа бумаги или тетрадки 30 см. Источник света должен находиться слева. В нашей группе освещение равномерное со всех сторон, поэтому мы работаем за партами со всех сторон, а не сажаем детей в зависимости от освещения. Дети в группе рисуют как цветными, так и простыми карандашами. Особое внимание уделяю силе нажима.
Все мы знаем, что основное в жизни ребенка – это игра. Дети играют в очень серьёзные вещи. Играют в строителей, моряков, дочки-матери, салон красоты, центр здоровья, школу и аптеку. Ведь игра это так увлекательно, так интересно. Поэтому в группе особая роль отводится пальчиковым играм. У нас даже есть своя страна «Страна пальчиковых игр».
В этой стране мы все вместе путешествуем. Сначала мы нарисовали карту « Страны пальчиковых игр». Чего в ней только нет. Это спортивный берег, большая стройка, город сладкоежек, река «Верёвочка» и т.д. Флажком мы отмечаем наше местонахождение. И вот мы на «спортивном берегу». Когда-то давно на этом берегу проводили соревнования пианисты, машинистки, актеры. Казалось бы, что общего может быть у этих людей между собой? На первый взгляд, ничего. А на второй…. Для каждого из этих профессий нужны ловкие, чуткие, внимательные, гибкие и сильные пальцы. Для каждой из этих профессий существует своя гимнастика, сложная и серьёзная – пальчиковая. С помощью разных упражнений пальчики должны научиться крепко сжиматься, растягиваться в разные стороны, легко расслабляться. И при этом каждый пальчик должен выполнять то или иное упражнение, не тащить за собой своих собратьев, а двигаться совершенно самостоятельно. Для этого использую разнообразные упражнения: «Кошка выпускает коготки». Раз – поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев как рассерженная кошка.
Два – быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав как довольная киска: «Мяу!»; «Заводные машинки», «Пропеллер», «Лесенка» и т.д. Упражнения самые разнообразные. На этом этапе можно использовать и более сложную моторную гимнастика, гимнастику с текстом: «Гармошка», «Зима», «Пчела» и т.д. Каждое слово, предложение сопровождается движением рук или пальцев. На этом этапе необходимо добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы они приносили ему радость (Приложение№2.2.).
Пальчиковая гимнастика проходит во всех видах деятельности. Это и разминки в начале совместной деятельности, физкультминутки в процессе совместной деятельности. Очень интересно проводить пальчиковую гимнастику индивидуально. Только ребенок и я. И мы уже забываем, что это обыкновенные пальчики, ведь они превратились в сказочных персонажей.
Наблюдая за детьми, я заметила, что, играя пальчиками, дети иногда сами придумывают себе сюжет и обыгрывают его. Это подтолкнуло меня к созданию условий для теневого пальчикового театра. При складывании определённым образом пальчиков получаются настоящие сказочные фигурки. Пальчики как по взмаху волшебной палочки превращаются в «дедушек и бабушек», «птиц, ящериц и змей», «пеликанов, журавлей». И вот, в основном в вечерние часы, выключается свет и на стене уже появляются сказочные герои. Вот скачет зайчик, летит птица, порхает бабочка. Дети иногда сами, а иногда с моей помощью, придумывают сюжет для своих сказочных персонажей. Особенно положительно такие игры влияют на развитие диалогической речи, осваиваются лексико-грамматические категории, формируются познавательные способности. Для создания теневого театра можно использовать и дневное время, когда ярко светит солнце и на стене, столе, полу появляются сказочные существа. Единственным недостатком этого метода является то, что не каждый день в условиях Крайнего Севера солнечный. А длительность светового дня не позволяет обеспечить в группе определённую обстановку для создания теневого театра.
Начиная систематизированную, целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, я уделяла большое внимание играм с предметами: мозаикой, бисером, бусами, пайетками, термо-мозаикой. Преимуществом этой работы является то, что этот метод позволяет ребенку сразу увидеть практический результат.
В игре с мозаикой, после определённых манипуляций, под руками появляются самые разнообразные изображения. Можно использовать для работы с мозаикой схему – тогда развиваются зрительно- моторные функции организма. Ребенок учится зрительно оценивать результат своего труда, сравнивать с изображением на картинке. А можно предложить ребенку самому придумать сюжет и изобразить его. В этом случае развивается фантазия, происходит обобщение определённого опыта ребенка. Ведь изображение получается на основе приобретённых знаний и умений. В работе с бисером и бусами большое значение придаётся игровым ситуациям. Бусы предназначаются и для кукол, и для гостей, и для мам. В результате работы получается самая разнообразная цветовая гамма, учитывается форма, величина, длина. Дети превращаются в настоящих «Золушек», ведь не так- то просто отделить бисер от бус, или бисер одного цвета от бисера другого цвета. Очень важно в этой работе, как и в работе по обучению рисовальным движениям, учитывать длительность зрительных нагрузок. Работа проводится длительностью не более 5-7 минут, после этого вид деятельности меняется.
Игры с бусами и мозаикой проводятся в основном как самостоятельная деятельность, и как часть сюжетной игры. В подготовительной группе моя роль в этом виде деятельности сводится к минимуму. Дети самостоятельно берут необходимый им материал и творят.
К специальным упражнениям с предметами можно отнести игры с прищепками, упражнения с «мячом-ёжиком», чётками, счётными палочками, платком, ковриком «травка», горохом и фасолью (Приложение №2.4.)Чтобы данные упражнения не оказались для детей скучными, предлагаю им озвучивать действия с предметами весёлыми стихотворными текстами и сопровождать разнообразными игровыми приемами. Знание современных технологий позволило мне внедрить в образовательный процесс игровые тренинги с прищепками в соответствии с тематическим планированием «Черепашка», Глупая ворона» «Лиса и утка», проводить с детьми интерактивные досуги «Путешествие по сказкам К.Чуковского», «Покормите птиц зимой» и т.д.
Для коррекции моторных нарушений существуют уникальные тренажеры. «Су- джок». Их назначение многоплановое и многоцелевое. В нашей группе дети очень любят шарик с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы рук, стимулируя речевую активность. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к коррекции речевых нарушений. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.
Опыт далеких прошлых лет знакомит нас с тем, как в семьях с детьми выкладывали самые разнообразные фигурки и сюжеты из лучинок. А мы в наше время используем для игр спички, предварительно очищенные для безопасности от серы, или счетные палочки. Для этого мы вернемся в нашу «Страну пальчиковых игр». Дети всего мира обожают играть на стройках. Интересно, захватывающе, опасно. А вот в стране «Пальчиковых игр» большая стройка совершенно безопасна. Ведь строительный материал здесь необычный. Это не бетонные блоки, не кирпичи и не брёвна. Вместо них на стройку мы завозим обыкновенные спички и пластилиновые шарики. Из спичек и пластилина можно соорудить много сложнейших построек. А начинаем мы с простого: покрутив кусочки пластилина в ладонях, делаем несколько десятков небольших шариков. Осторожно втыкая спички в пластилиновые шарики, делаем самые разнообразные фигурки. Иногда я, взрослый человек, долго объясняю детям основы геометрии, показываю рисунки: вот это треугольник, это квадрат. Ребёнок смотрит, кивает и тут же забывает умные слова. Но стоит ему хотя бы один раз сделать квадрат, подержать своё творение в ладони – и он уже никогда не спутает его с другой фигурой. Что не запомнили глаза и уши, запоминают пальцы.
При составлении фигурок из спичек или палочек можно ставить перед детьми следующие задания:
-Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура;
-Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета;
-Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет;
-Сосчитать углы (острые, тупые) входящие в фигуру;
-Самому придумать и сложить фигуру.
Хочется отметить, что дети с большим удовольствием играют с таким материалом. Особенно им нравится игра «Колодец». Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу, на расстоянии чуть меньше длины спички. Второй берёт ещё две спички и осторожно укладывает их поверх первых перпендикулярно им, так, чтобы получился квадрат. Первый вновь укладывает свои спички поверх второго. «Колодец» постепенно растет. Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушает колодец.
Начиная работу с палочками или спичками, я вводила её как часть совместной организованной деятельности по ФЭМП. Мы выкладывали геометрические фигуры, преобразовывали их. При знакомстве с объёмными геометрическими фигурами (куб, пирамида) тоже использовали спички, но уже с пластилином. Получались удивительные объемные фигуры. Я и сейчас использую конструирование из палочек как часть совместной организованной деятельности, но уже в большей мере этот вид деятельности проводится как самостоятельная, так и индивидуальная работа.
Способствует коррекции моторных нарушений и обыкновенная бумага. Для начала в качестве материала может использоваться старая газета, исписанные тетрадные листы, но лучше белая писчая. Так ребёнку приятнее. Начиная игру, я никогда не говорю: «Давай я буду развивать твои руки». А беру бумагу и начинаю проводить с ней разнообразные манипуляции. Дети обязательно обращают на это внимание, подходят, интересуются и приобщаются. Для игры используется скомканный лист бумаги (лист меняют, когда он сильно изотрется). Нужно, пользуясь пальцами обеих рук, возможно быстрее разгладить его так, чтобы он не топорщился, и чтобы ни один край его не остался загнутым; то же самое, сделать, пользуясь одной рукой, разгладить лист бумаги кулаками обеих рук, указательным и средним пальцем и т.д.
Работая с бумагой, я часто использую для создания художественных образов технику обрывания бумаги, аппликацию из бумажных комочков. С помощью этой техники получаются объемные изображения предмета. Обрывая бумагу, скатывая бумажные комочки, формируется целостное восприятие, ведь не так просто увидеть в обрывке бумаги зайчика, облако, солнышко и т.д. После создания образа, совместно с детьми составляем описательные рассказы с помощью опорных таблиц.
Особую роль в работе с бумагой хочется отвести оригами. Слово это пришло к нам из Японии. Там, в течение веков, монахи ставили на алтари сложенные из бумаги фигурки. Пределов совершенствования оригами не существует. Однако мы начинаем с азов. Это самые простые фигурки из бумаги «Кораблик», «Ёлочка», «Бабочка» и т. д.
Перед каждой работой я осваиваю способы складывания бумаги сама, а потом учу складывать моих маленьких учеников. Это очень увлекательно, ведь из обыкновенного листа бумаги получаются самые разнообразные фигурки. Иногда дети подключают к этому процессу и родителей, и старших братьев и сестёр. А потом, придя в детский сад, с гордостью демонстрируют свои поделки. Работа с бумагой проводится как самостоятельная организованная совместная деятельность по конструированию, так и в индивидуальной и самостоятельной деятельности. В конструировании из бумаги очень важна моя роль. Досконально изучив поделку и процесс её изготовления, только тогда, в доступной форме, я объясняю детям, что и как нужно сделать. Мною разработана программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Оригами». Программа учитывает тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. (Приложение № 2.10.)
В работе по коррекции тонкой моторики рук используются игры с песком и водой. Это одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям детей. В процессе игр ребята развивают не только тонкую моторику рук, но и постигают приёмы строительства, художественного мастерства, знакомятся со свойствами воды. В итоге у них развиваются творческие способности, исследовательские, конструктивные, развивается эстетический вкус. Дети не только рисуют на песке, они сооружают из него самые разнообразные поделки, используя для этого природный и бросовый материал, а также формы для песка разного размера.
В играх с водой используется обыкновенная, лучше подкрашенная с помощью гуаши или акварели вода. Игры проводятся в виде соревнований:
-перелить воду 2-4 раза, держа стакан перед собой, один ниже другого на 20-30 см.;
-кто быстрее перельёт чайной ложкой из одного стакана в другой, а затем их бутылки в бутылку, пролив возможно меньше воды;
-перенести полный стакан воды на расстояние 10 м., прыгая на одной ноге и т.д.
Но наиболее тесно тонкая моторика связана с работой по изобразительной деятельности. Ведь изобразительная деятельность и развитие тонкой моторики идут параллельно. Чем лучше развиты мелкие мышцы, тем лучше результат труда в процессе изобразительной деятельности. Работа по изображению предмета включает в себя лепку и аппликацию, рисование и конструирование, работу с природным материалом и тканью. Писать об изобразительной деятельности можно до бесконечности, поэтому я остановлюсь только на некоторых видах деятельности, требующих достаточной точности согласованности движений кистей рук. К ним относится, например, конструирование из бумаги. В процессе работы ребенок пользуется ножницами, учится сгибать и разгибать лист, следовать точно по инструкции. В группе мы делали коврики из бумаги. Очень трудная работа, но дети справились, и теперь используют этот способ плетения в других поделках.
Ещё хочется остановиться подробнее на таком виде изобразительной деятельности, как лепка. Именно в лепке достигается наибольший результат по развитию мелких мышц:
-Работая двумя руками, дети развивают мышцы как правой, так и левой руки;
-В лепке дети учатся регулировать силу нажима. Это очень важно при развитии графических навыков;
-При использовании приёмов лепки задействованы все группы мышц пальцев, а также работают и мышцы кистей рук;
-В процессе лепки развиваются мышление, память, воображение, оптико-пространственное восприятие и т.д.
Другие виды изобразительной не деятельности не менее активно влияют на развитие тонкой моторики. И. я, как педагог, считаю, что основная роль в развитии тонкой моторики отводится работе по изобразительной деятельности. По этому вопросу мы тесно сотрудничаем с узким специалистом, воспитателем по изобразительной деятельности.
Сотрудничество с узкими специалистами помогло мне реализовать в группе ещё один из способов развития тонкой моторики. Это – логоритмика. Совместная деятельность в этом направлении включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность ( общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, пальчиковые игры или массаж пальцев). В зависимости от тематического планирования совместная деятельность может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что ребёнок к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться, играть с детьми, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально- психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель жизни. Поэтому в группе особая роль отводится работе с родителями. Это рекомендации для родителей «Играя – развиваем речь», «Специальный комплекс упражнений, объединённый в комплекс гимнастики». Школа для родителей «Особенности речевого развития дошкольника». Шпаргалки и советы родителям «Домашняя игротека», «Игры с песком и водой». Советы родителям «Значение развития тонкой моторики рук», «Расскажи стихи руками», «Наши пальчики играют» и т.д. Ведь семья, это основа в жизнедеятельности ребёнка. В детском саду только продолжается работа, начатая в семье. Работая в тесном сотрудничестве с родителями, мы, совместно с ними решаем задачи, направленные на коррекцию речи, развитию тонкой моторики рук и многое другое. Одним из примеров тесного сотрудничества с семьей является реализация долговременного творческого проекта «Мама! Придумай сказку» (Приложение 2.3.) . Результатом, которого, стал выпуск книги авторских сказок детей группы, и создание пальчикового театра. В этом проекте я постаралась реализовать один из способов привлечения родителей к созданию авторских сказок, активному участию в развитии речи своих детей, так как речь ребёнка лучше всего развивается в процессе общения с окружающим миром.
Зачастую родители не ориентируются в той массе методической литературы, которую изучаем мы. Моя задача, направить родителей по определённому руслу, рекомендовать наиболее приемлемые и эффективные способы развития ребёнка. Для устранения пробелов в изучении педагогической литературы, в помощь родителям в группе выпускается журнал для родителей «Чудо-Чадо» в котором в доступной для родителей форме, показаны способы воспитания и обучения детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (Приложение №2.9.)
Наиболее доступными в семье, я считаю, игры с мозаикой, спичками, счетными палочками, работу с бумагой и пластилином. У каждого в семье есть разнообразные мелкие конструкторы, которые также способствуют развитию тонкой моторики.
Приходя домой, ребёнок должен иметь возможность лепить, строить, резать, шить. Для этого я рекомендую отвести ребёнку постоянное место для творчества, где ребёнок не будет бояться испачкать пол пластилином или изрисовать его фломастерами.
Для обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства мною разработана программа дополнительного образования социально- педагогической направленности «Предшкольная пора»
Цель программы:
*общее психическое и физическое развитие ребенка,
*охрана и укрепление его здоровья, развитие активности, инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы, развитие мелкой моторики и зрительной координации,
* обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста достаточный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Программа позволяет устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе; исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению. При составлении программы учитывались основные принципы работы при подготовке детей к обучению, такие как:
* учет индивидуальных особенностей и возможности детей старшего дошкольного возраста;
* доброжелательный климат;
* положительная оценка любого достижения ребенка;
* проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.
В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требуют решения несколько задач:
Задачи:
* Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
* Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
* Развитие общеучебных компетенций: умения договариваться, работать в коллективе, доводить начатое дело до конца…
* Обогащение активного и пассивного словаря;
* Развитие связной речи;
* Развитие умений общения с взрослыми и сверстниками;
* Развитие звуковой культуры речи;
* Расширение представлений об окружающем мире;
* Развитие мелкой моторики рук;
* Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Владение технологиями анализа позволило мне выяснить, что после введения систематической работы, направленной на коррекцию моторных нарушений, у детей улучшилась:
*Связная речь – совершенствуется диалогическая и монологическая речь, дети стали самостоятельно, без повторов передавать содержание литературных текстов?
* Расширился словарный запас – дети используют в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением и др.
* Улучшился грамматический строй речи- дети используют предложения разных видов, совершенствуют умения образовывать однокоренные слова, согласовывают существительные с числительными, прилагательными и др.
На основе проведенных совместно с логопедом исследований, отмечались положительная динамика в речевом развитии. Это отслеживается в результатах проведенной диагностики.
уровень | 2016-2017 | 2017-2018 | ||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
В | – | 2-13% | 3-20% | 5-33% |
С | 4-27% | 6-40% | 6-40% | 10-67% |
Н | 11-73% | 7-47% | 6-40% | – |
Работа по коррекции моторных нарушений, проводимая в группе, обеспечивает логопеду благоприятную основу для решения речевых задач, а также способствует развитию высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия, воображения, наблюдательности).
Положительная динамика формирования тонкой моторики рук позволила мне, вместе с детьми организовать выставку творческих работ в детском саду, принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ: выставка «Дары природы»; в первом отборочном туре городского конкурса «Интеллектуалы 2011»(диплом участника); спортивных соревнованиях «Быть здоровыми хотим», «Малыши – крепыши». Принять участие в окружном конкурсе детских творческих работ «Осторожно, огонь»2008г. В конкурсе участвовали шесть воспитанников, которые награждены дипломами участников и дипломами победителей. Дети группы приняли участие в окружном фестивале-конкурсе «Пасха Красная»2011г. (дипломом участника).
Таким образом, я пришла к выводу, что развивая тонкую моторику рук, я помогу ему:
*сделать рывок в развитии речи;
*подготовить руку ребёнка к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу;
*Предотвратить появление так называемого писчего спазма, частой беды начинающих школьников;
*развить внимание, терпение, так называемый «внутренний тормоз»- умение сдерживаться тогда, когда это необходимо;
*стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
*играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
*научить управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит появление неврозов;
*ощутить радость взаимопонимания.
Внедрение в воспитательный и образовательный процесс данной педагогической технологии (системы) по коррекции моторных нарушений позволило достичь положительных результатов коррекции речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности с ОНР.
Проектная часть:
Находясь в постоянном поиске эффективных форм работы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях группы компенсирующей направленности, я, не останавливаюсь на достигнутом.
Значимой проблемой, которую я ставлю перед собой в перспективе – это углубленная работа по коррекции моторных нарушений у детей группы компенсирующей направленности с ОНР с использованием нетрадиционных технологий.
Отслеживая положительную динамику, в развитии речи детей с ОНР я планирую:
*продолжать изучать литературу по коррекции речи детей с ОНР;
*использовать для коррекции моторных нарушений нетрадиционные формы и методы работы;
*используя опыт работы в данном направлении рекомендовать его для внедрения молодым специалистам;
*работать над повышением своего профессионального и творческого уровня;
*привлечь родителей и воспитанников к активному участию в разработке и реализации
творческих проектов, направленных, на коррекцию речевых нарушений. Реализовать
творческий проект художественно- речевого направления « Мой край родной». Задача
проекта: развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего
дошкольного возраста группы компенсирующей направленности через обогащение
выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на
самовыражении ребенка его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.
Заключение:
Возможность познания окружающих предметов у детей в большой степени связана с развитием тонкой моторики. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивалась особо.
Именно руки дали возможность развить путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук представляет интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов ( философов, историков, биологов и т.д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.
Работая над данной темой, я убедилась, что работу по коррекции тонкой моторики необходимо проводить систематически. Ведь в процессе работы у детей не только улучшилась речь, они лучше стали воспринимать новый материал, более результативной стала работа логопеда. В работе с детьми я предлагала им наиболее доступные и приемлемые виды деятельности. Помогая развить руки ребенка, мы помогаем ему скорректировать дефекты речи, развить творческие способности, готовим его к школе, решаем психические, физические проблемы и многое другое.
Литература:
- Лопухина И. «Логопедия» /речь, ритм, движение/
2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки- чтобы учиться и писать и красиво рисовать»
3.Богуш А.М. Подготовка руки ребенка к письму.
4.Аромштам М. Ребенок и взрослый.
5.Фесюкова Л.Б. От трех до семи.
6.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр.
7.Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь.
8.Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии.
9.Ткаченко Г.А. Если ребенок плохо говорит.
10.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.
11.Сакулина Н.П.Изобразительная деятельность в детском саду.
12.Аксенова М.Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи.
13.Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ.
14.Диченскова А.М.Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики.
15.Соколова С.В.Оригами для дошкольников.
16.Рымчук Н.Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
17.Краузе Е. Логопедия.