Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой психического развития



Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой психического развития

“Если вы хотите научить ребенка чему-то,
сделайте это его игрой”
Альберт Эйнштейн
Игровая деятельность является одной из ведущих видов деятельности младших школьников. Игра занимает важное место в образовательном процессе и является источником получения знаний, умений и навыков. Однако, дети с задержкой психического развития (ЗПР) испытывают определенные трудности в овладении игровой деятельностью. В данной статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается учитель при организации игровой деятельности у детей с ЗПР и предложены пути их решения.

Дети с ЗПР – это особая категория детей, у которых при нормальном слухе и интеллекте наблюдается отставание в развитии психических функций, что впоследствии сказывается на успешности школьного обучения.

Учитель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать особенности данной категории детей и строить педагогический процесс с учетом их возможностей. В этом учителю может помочь знание основных особенностей психического развития детей с ЗПР.

  1. Замедленный темп развития анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной).
  2. Недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы.
  3. Сниженная познавательная активность.
  4. Неравномерная сформированность отдельных психических функций.
  5. Утомляемость и быстрая истощаемость.
  6. Нарушения внимания.
  7. Несформированность произвольной регуляции деятельности.
  8. Трудности в овладении новыми знаниями, умениями и навыками.
  9. Низкий уровень развития речи.
  10. Стереотипность в поведении.
    Таким образом, можно сказать, что дети с ЗПР испытывают трудности практически во всех сферах.
    Рассмотрим основные проблемы, которые возникают у детей с ЗПР в процессе игровой деятельности:
  1. Пассивность игровой деятельности. Дети с ЗПР не могут самостоятельно организовать игру, так как у них недостаточно развиты познавательные интересы, снижена познавательная активность и не сформированы произвольные формы поведения. Поэтому учителям необходимо самим организовывать игровую деятельность детей. Для этого можно использовать различные методы и приемы.
  2. Недостаток знаний об окружающем мире. Детям с ЗПР трудно воспринимать новую информацию, поэтому учителя должны излагать материал доступно, неоднократно повторяя одну и ту же информацию.
  3. Неумение ориентироваться в пространстве. У детей с ЗПР нарушены пространственные представления, поэтому им трудно понять, где находится предмет, который они хотят взять. Учителя должны специально обучать этому детей.
  4. Недостатки в развитии моторики. У детей снижен темп и объем движений, а также нарушена координация движений. Учителям необходимо развивать мелкую моторику рук, используя различные упражнения.
  5. Недостаточное развитие речи. Речь является одним из основных средств обучения. Учителя должны уделять особое внимание развитию речи детей.
  6. Быстрая утомляемость и истощаемость нервных процессов. Учителям следует чередовать виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали.
  7. Несовершенство эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПР снижен самоконтроль, они не могут адекватно оценить результаты своей деятельности. Учителям нужно развивать эмоционально-волевую сферу детей, учить их контролировать свои действия.
  8. Низкая познавательная активность. Дети не проявляют интереса к учебной деятельности, им сложно включиться в работу. Учителям надо пробуждать интерес к учебе, использовать разнообразные методы и приемы обучения.
  9. Трудности формирования учебных навыков. Детям с ЗПР сложно овладеть навыками письма, чтения, счета. Учителям нужно специально заниматься коррекцией этих нарушений.

Для того чтобы решить все эти проблемы, учитель должен использовать следующие методы и приемы:

  • дифференцированный подход к учащимся;
  • использование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления для формирования навыков;
  • индивидуальная работа с каждым ребенком;
  • организация коллективной деятельности;
  • включение в урок игровых моментов;
  • обучение учащихся приемам самоконтроля;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка;
  • применение средств коррекции и компенсации;

Таким образом, игра является важной составляющей в образовательном процессе младших школьников с ЗПР. Учитель должен знать особенности психического развития данной категории детей, уметь использовать игровые методы и приемы, дифференцировать обучение, создавая условия для успешного овладения знаниями и умениями.

Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой психического развития
Пролистать наверх