Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой психического развития
“Если вы хотите научить ребенка чему-то,
сделайте это его игрой”
Альберт Эйнштейн
Игровая деятельность является одной из ведущих видов деятельности младших школьников. Игра занимает важное место в образовательном процессе и является источником получения знаний, умений и навыков. Однако, дети с задержкой психического развития (ЗПР) испытывают определенные трудности в овладении игровой деятельностью. В данной статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается учитель при организации игровой деятельности у детей с ЗПР и предложены пути их решения.
Дети с ЗПР – это особая категория детей, у которых при нормальном слухе и интеллекте наблюдается отставание в развитии психических функций, что впоследствии сказывается на успешности школьного обучения.
Учитель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать особенности данной категории детей и строить педагогический процесс с учетом их возможностей. В этом учителю может помочь знание основных особенностей психического развития детей с ЗПР.
- Замедленный темп развития анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной).
- Недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы.
- Сниженная познавательная активность.
- Неравномерная сформированность отдельных психических функций.
- Утомляемость и быстрая истощаемость.
- Нарушения внимания.
- Несформированность произвольной регуляции деятельности.
- Трудности в овладении новыми знаниями, умениями и навыками.
- Низкий уровень развития речи.
- Стереотипность в поведении.
Таким образом, можно сказать, что дети с ЗПР испытывают трудности практически во всех сферах.
Рассмотрим основные проблемы, которые возникают у детей с ЗПР в процессе игровой деятельности:
- Пассивность игровой деятельности. Дети с ЗПР не могут самостоятельно организовать игру, так как у них недостаточно развиты познавательные интересы, снижена познавательная активность и не сформированы произвольные формы поведения. Поэтому учителям необходимо самим организовывать игровую деятельность детей. Для этого можно использовать различные методы и приемы.
- Недостаток знаний об окружающем мире. Детям с ЗПР трудно воспринимать новую информацию, поэтому учителя должны излагать материал доступно, неоднократно повторяя одну и ту же информацию.
- Неумение ориентироваться в пространстве. У детей с ЗПР нарушены пространственные представления, поэтому им трудно понять, где находится предмет, который они хотят взять. Учителя должны специально обучать этому детей.
- Недостатки в развитии моторики. У детей снижен темп и объем движений, а также нарушена координация движений. Учителям необходимо развивать мелкую моторику рук, используя различные упражнения.
- Недостаточное развитие речи. Речь является одним из основных средств обучения. Учителя должны уделять особое внимание развитию речи детей.
- Быстрая утомляемость и истощаемость нервных процессов. Учителям следует чередовать виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали.
- Несовершенство эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПР снижен самоконтроль, они не могут адекватно оценить результаты своей деятельности. Учителям нужно развивать эмоционально-волевую сферу детей, учить их контролировать свои действия.
- Низкая познавательная активность. Дети не проявляют интереса к учебной деятельности, им сложно включиться в работу. Учителям надо пробуждать интерес к учебе, использовать разнообразные методы и приемы обучения.
- Трудности формирования учебных навыков. Детям с ЗПР сложно овладеть навыками письма, чтения, счета. Учителям нужно специально заниматься коррекцией этих нарушений.
Для того чтобы решить все эти проблемы, учитель должен использовать следующие методы и приемы:
- дифференцированный подход к учащимся;
- использование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления для формирования навыков;
- индивидуальная работа с каждым ребенком;
- организация коллективной деятельности;
- включение в урок игровых моментов;
- обучение учащихся приемам самоконтроля;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- применение средств коррекции и компенсации;
Таким образом, игра является важной составляющей в образовательном процессе младших школьников с ЗПР. Учитель должен знать особенности психического развития данной категории детей, уметь использовать игровые методы и приемы, дифференцировать обучение, создавая условия для успешного овладения знаниями и умениями.