автор: Рылова Елена Валерьевна

МАОУ «СОШ № 99» г. Новокузнецк

Интерактивное профориентационное занятие с элементами тренинга «Сто дорог – одна моя!»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №99» 

г. Новокузнецка

Тема: Интерактивное профориентационное занятие с элементами тренинга 

«Сто дорог – одна моя!»

Автор: Рылова Елена Валерьевна

Оглавление

Пояснительная записка ……………………………………………………………….3

Интерактивное профориентационное занятие с элементами тренинга «Сто дорог – одна моя!»………………………………………………………………………………5

Занятие 1. Введение в профориентацию……………………………………………..5

Занятие 2. Темперамент и профессия……………………………………………….7  

Занятие 3. Диагностический блок с использованием комплекса Эффектон Студио

………………………………………………………………………………………….9

Занятие 4. Моя будущая профессия: пути которые мы выбираем……………….9

Занятие 5. Итоговое…………………………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………………13

Будущее принадлежит тем, 

кто свято верен своей мечте. 

Элеонора Рузвельт

Пояснительная записка

Жизнь так устроена, что каждому человеку на протяжении своего жизненного пути постоянно случается принимать решения. Чем раньше человек задумывается о том, кем  и каким ему быть, тем раньше он примет верное решение, тем меньше сделает ошибок на пути к профессиональному успеху.

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных способностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. 

Выбор профессии – один из важнейших актов, который делает подросток в своем жизненном и профессиональном самоопределении. Успешность профессионального самоопределения личности во многом зависит от развитого профессионального самосознания и такого его компонента, как профессиональная Я-концепция, что проявляется в адекватной самооценке своей профессиональной пригодности, а так же от сформированной профессиональной направленности.

Актуальность профориентационной помощи в том, что учащиеся уясняют роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Своевременно оказанная профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и правильного, осознанного выбора будущей профессии.

Новизна предлагаемой разработки заключается в расширении знаний о современных профессиях и предъявляемых требований к ним. Занятие включает в себе упражнения, задания и методики, соединяет в себе элементы тренинга и диагностику. Применяется комплекс методик для профессиональной ориентации с использование Эффектон Студио. Данный комплекс позволяет определить: 

  • информированность о мире профессий;
  • наличие и сформированность профессионального плана;
  • осознанность выбора профессии и ведущие мотивы;
  • интересы и склонности;
  • профессиональные предпочтения;
  • уровень притязаний.

На занятиях, кроме тренинговых упражнений также используются активные групповые методы работы — дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры. С одной стороны, они имеют широкие развивающие возможности, но с другой, они могут оказаться для учеников банальными. Поскольку урок к тому же, в сознании ученика ассоциируется с необходимостью отметки, в ее отсутствие мотивация детей снижается. Поэтому в начале работы нужно способствовать вырабатыванию мотивации и организации необходимой психологической атмосферы в группе. При первоначальном периоде работы с группой следует делать особый упор на развитие у школьников навыков взаимодействия, готовности к коллективным формам работы, достичь соглашения с учащимися о правилах групповой работы и научить соблюдать эти правила.

Целевая аудитория: учащиеся 9 классов. Численность групп составляет 15 человек. Занятия проводятся в отдельном кабинете, в основном группа работает в кругу. Время одного занятия – 1 час.

Формы работы с учащимися при проведениизанятия могут быть самыми различными, главное, чтобы они были интересными и эффективными, способствовали профессиональному самоопределению школьников. К методам и средствам обучения можно отнести: профориентационные игры и упражнения, беседы, элементы самодиагностики, устремленные на формирование психологической готовности к обоснованному выбору профессии, вырабатывание навыков планирования профессиональной карьеры.

Техническое оснащение: интерактивная доска, компьютер, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, ватман, бумага.

Интерактивное профориентационное занятие с элементами тренинга 

«Сто дорог – одна моя!»

Цель занятия – ознакомление учащихся с различными видами профессии, помочь учащимся осознать профессиональный выбор и ответственность за него, нахождение своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии.

Задачи занятия:

  • введение в профориентацию: что это такое и зачем это нужно; 
  • расширение кругозора обучающихся в сфере перспективных профессий (Атлас новых профессий — 2021); 
  • создать положительную мотивацию выбора профессии;
  • помочь учащимся выявить свою профнаправленность;
  • формировать адекватную самооценку.

Сценарий занятий

Занятие 1. Введение в профориентацию

Цель: актуализация темы профориентации.

Психолог. Добрый день. Вы находитесь сейчас на таком возрастном этапе, когда встает вопрос о необходимости профессионального самоопределения. Основная тема нашей встречи – понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого понимания сделать выбор профессии. Поэтому мы с вами поговорим о том, что такое выбор профессии с психологической точки зрения, какова его структура. Но прежде чем мы начнем наш разговор, предлагаю начать наше занятие со знакомства. 

Упражнение «Знакомство» 

Цель: познакомиться друг с другом, разрядить обстановку.

Материал: небольшой мяч.

Группа сидит на стульях, расположенных кругом. Каждый участник называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени (например, Маша-милая). После того как он проговорил, передает мяч следующему участнику группы. 

Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Трудно ли было себя оценивать?

Беседа о важности профессионального самоопределения

Психолог. Основная тема наших встреч – понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого понимания сделать выбор профессии. Поэтому сейчас мы поговорим о том, что такое выбор профессии с психологической точки зрения, какова его структура. Но начнем мы с понятия «профессиональный путь». Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает еще и образ жизни. 

Выбор профессии является очень важным моментом в биографии человека, влияющим на все сферы жизни. Самоопределяясь, вы выбираете друзей, увлечения, любимые предметы, темы самостоятельных творческих работ. Поэтому очень важно выбирать сознательно, мотивируя свой выбор. 

На выбор профессии влияют различные факторы. Социокультурный фактор имеет в виду субъективную оценку престижности и значимости профессии; социоэкономический – оценку материального положения в результате овладения профессией; социально-психологический связан с влиянием семьи и друзей, а психологический фактор определяется особенностями характера, способностей, личностных качеств.

Что нужно знать, чтобы осознанно принимать решения?

Есть два способа выбирать профессию. Один – метод «проб и ошибок», когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то если повезет. Ведь профессий – десятки тысяч. Возможет другой путь: изучить прежде самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы. Затем ознакомится с миром профессий, узнать требования профессии к человеку – отнести их со своими особенностями. Для этого нам поможет сайт «Атлас новых профессий 2020» http://atlas100.ru/about/. 

«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям

Именно на эти вопросы мы и будем отвечать в процессе наших с вами занятий.

Что же необходимо для правильного выбора профессии? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор «в яблочко». Психолог Е.А. Климов предложил треугольник профессионального выбора. 

Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня.

Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности.  Всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь  осуществлять свою работу. Так ты сможешь стремительно стать профессионалом, и у тебя возникнет больше возможностей приобретения престижной и высокооплачиваемой работы. 

Могу – твои способности, возможности здоровья и профессиональная квалификация. Содержит в себе рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать навыки в разных сферах деятельности, уровень своих знаний и умений. Всегда отыщется что-то, что тебе даётся свободно без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит хвататься. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.

Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда. К сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. Два варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. 

Опросник «Ориентация»

Для того чтобы узнать о своих профессиональных склонностях, а так же о том, какое представление вы имеете о своих профессиональных способностях, я предлагаю вам пройти анкету «Ориентация». Эта анкета поможет вам быстро и проста определить вашу направленность на профессию.

Игра «Телеграф»

Психолог: Сядьте в круг. Положите свои руки на колени соседей слева и справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью по коленке второго, второй — первого и третьего, третий — второго и четвертого и т.д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закрытыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаёшь (хлопок).

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Цель: выявить личностные особенности учащихся.

Психолог: я предлагаю вам на листочках нарисовать человека, состоящего из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Нарисовали. А теперь я вас попрошу подсчитать общее количество треугольников, кругов и квадратов. А теперь я вам дам интерпретацию того, что у вас получилось. 

Занятие 2. Темперамент и профессия  

Цель: выявление типа темперамента учащихся для рекомендации профессии.

Игра «Меняются местами те, кто …»

Цель: разогрев, позитивное эмоциональное состояние.

Психолог: участники сидят на стульях, расположенные кругом. На один стул меньше. Ведущий стоит в центре и говорит: «Меняются местами те, кто сегодня пил на завтрак чай». Участники меняются местами, тот кому не хватило стула становится ведущим. Цикл игры продолжается.

Групповая дискуссия «Что такое темперамент?»

Материалы: круг Айзенка, рисунки Бидструпа 

Психолог: Темперамент – это характеристика человека со стороны динамических особенностей его деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Темперамент является динамической стороной характера, его физиологической основой. Намеренно изменить темперамент, полученный человеком от природы нельзя.

Посмотрите на круг Айзенка. Здесь приведены качества, присущие людям того или иного темперамента. Изучив их, определите, какие типы темперамента представлены на рисунках Бидструпа.

Теперь, когда вы знаете, что такое темперамент и каким он может быть, давайте попытаемся его связать с профессией. Всем известно, что любая профессия требует определенных профессиональных качеств. 

А теперь давайте подумаем: в каких профессиях хорошо быть сангвиником, холериком, флегматиком и меланхоликом?

Как видите, нет хороших и плохих темпераментов, есть профессии, которые более подходят людям того или иного типа темперамента.

Как же темперамент может влиять на выбор профессии?

Темперамент как фактор при выборе профессии оказывает непосредственное влияние на следующие элементы: психологическая зрелость (скорость мышления, внимание, первичное восприятие ситуации); интенсивность психического восприятия (эмоции, сила воли); оценка и контроль собственных достижений и провалов; дисциплина; скорость работы и ее качество; способность работать в коллективе;

На основе анализа темперамента индивид может принять более верное решение относительно выбора профессии. Следует отметить, что на протяжении всей жизни человек более 65% своего времени проводит не в семье, а на работе, которая накладывает определенный отпечаток на психологическое и эмоциональное состояние индивида. Неправильный выбор специализации может спровоцировать развитие ряда неврологических заболеваний, которые впоследствии начнут «убивать» в моральном плане личность, отражаясь при этом в отношениях с окружающими. Кроме того, темперамент оказывает непосредственное воздействие на скорость и качество работы. Таким образом, темперамент необходимо оценивать как основополагающий фактор при выборе профессии.

Диагностика темперамента. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) 

Цель: определить структуру темперамента учащихся.

Психолог: а сейчас я вам предлагаю пройти анкетирование и определить свой темперамент. Баллы подсчитываются вместе с психологом и фиксируются на листочках. Строится круг Айзенка и каждый отмечает собственные результаты в пространстве это круга. 

Обратная связь

Цель: анализ своего состояния и обмен мнениями.

Психолог: по кругу каждый из вас высказывается о том, какие моменты ему понравились, а в каких он чувствовал себя неуютно.

Занятие 3. Диагностический блок с использованием комплекса Эффектон Студио

Процедура психодиагностики с использованием комплекса «Эффектон Студио» очень удобна и проста. Это помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, выявление профессиональных склонностей подростков.

Психолог: сейчас я предлагаю вам пройти диагностику по трем методикам, для того что бы выявить ваши интересы и склонности.

  1. Опросник профессиональных предпочтений Кабардовой. Методика позволяет выявить отношение оптанта к различным типам профессий, а так же проанализировать соотношение мотивационного (желание), когнитивного (отношение к профессии) и практического (умения) компонентов.
  2. Карта интересов Голомштока. Предназначена для изучения интересов и склонностей в 23 сферах деятельности: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
  3. Методика «Мотивы выбора профессии». Методика позволяет определить, почему выбирается та или иная профессия и предвидеть, насколько успешно будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Занятие 4. Моя будущая профессия: пути которые мы выбираем.

Цель: сформировать навыки профессионального выбора.

Игра «Мир профессий»

Цель: актуализация знаний учащихся о мире профессий.

Психолог: каждый из вас по кругу должен будет закончить фразу: «В моей семье никто и никогда не работал…» (называете профессию). Постарайтесь как можно больше вспомнить профессий. Начали.

Игра «Геометрические фигуры»

Цель:  разогрев, сплочение группы.

Психолог: я попрошу вас встать в круг, держась за руки. По моему сигналу вам нужно, не договариваясь, встать так, чтобы получились разные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, ромб, трапеция и тд.

   

Упражнение «Доска объявлений» (коллаж)

Цель: научить видеть две стороны профессионального выбора (ориентация на Хочу и Надо).

Материал: ватман, газеты, клей, ножницы.

Психолог: как театр начинается с вешалки, так и любая карьера начинается с поиска работы. Перед вами газеты, в которых рассказано о том, какие вакансии предлагаются на рынке труда на сегодняшний день. У вас есть 15 минут для того, чтобы вы могли выбрать для себя все, что вам покажется интересным и привлекательным. Далее – обсуждение каждого участника в общем кругу. 

Игра с мячом

Цель: эмоциональное погружение в будущее.

Психолог: учащиеся встают в круг и в случайном порядке бросают мяч друг другу, называя ассоциации к слову «будущее».

Релаксационный комплекс «Полет фантазий»

Цель: эмоциональной погружение в пространство.

Под релаксационную музыку участники сидят на стульях в удобной, расслабленной позе. По просьбе психолога закрывают глаза и стараются вообразить ситуации, о которых он говорит.

Психолог: представьте себе, что у вас нет никаких проблем и забот, что жизнь легка и приятна, что вы – пятилетний ребенок, который счастлив, потому что шагает за руку с мамой. Вы в парке, вокруг вас воздушные шарики, карусели, горки, мороженное. У вас в руках любимая игрушка…

Прожили это состояние и дальше отправляемся в путь по вашей судьбе. Вы – первоклассник. Перед вами лежит тетрадка в линейку, вы старательно выводите буквы. К вам подходит ваша первая учительница и хвалит вас. Представьте свой первый школьный ранец, пенал. Вспомните голос первой учительницы… И дальше в путь.

Теперь попробуйте вспомнить моменты в 6-7 классах, связанные с вашими друзьями… Зафиксируйте это состояние, побудьте в нем. А теперь откройте глаза.

Обсуждение.

Занятие 5. Итоговое

Цель: подведение итогов занятий.

Коллаж на тему «Будущее»

Цель: построение перспективы.

Психолог: вы должны подобрать картинки из различных журналов, которые так или иначе связанные с их представление о будущем, и наклеить их на лист ватмана.

Индивидуальные результаты и рекомендации

После выполнения всей работы психолог раздает учащимся их индивидуальные результаты диагностики и групповой работы, которые в целом составляют психологический портрет учащегося и даются рекомендации. Участники знакомятся с результатами и задают вопросы. Таким образом, они получают положительную обратную связь от психолога, что побуждает их  к дальнейшему диалогу. 

Заключение

Профориентация – это не только выбор в пользу той или иной профессии, сколько выбор своей жизненной позиции и в конечном итоге личностное самоопределение человека, самоактуализация личности. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает решение в пользу личностного роста в каждом выборе. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасно – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. Выбирать рост – значит открывать себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном. Нужно искать ответы внутри себя, и каждый раз, когда мы это делаем, мы растем.

Если обучающиеся после 9-го класса не продолжают обучение в 10 классе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти в учебное заведение среднего профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и др.

Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Таким образом, учащимся 9 классов в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению. Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития и подготовки.

В заключении хочется отметить, что грамотно построенная профориентационная работа поможет сделать правильный выбор личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их.

Список использованной литературы

 

  1. Профориентационная работа в школе: метод.пособие/Е.В. Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
  2. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 96 с.
  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.: ил.
  4. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. — СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 с. 
  5. 4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее…Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. — М.: Генезис, 2012. 
  6. 5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — Спб, 2006. 
  7. «Атлас новых профессий 2020» http://atlas100.ru/about/