Автор: Рябченко Елена Александровна

педагог — психолог ГБОУ Школа № 2200

Конспект коррекционно — развивающего занятия в подготовительной к школе группе.

Сценарий 

Коррекционно – развивающего занятия с детьми подготовительной группы

Цель: стимулирование развития познавательных процессов и эмоционально – волевых качеств детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Задачи:

продолжать обучать детей навыкам взаимодействия и умению работать в парах, формировать положительные взаимоотношения в коллективе сверстников; повышать психологическую безопасность детей (способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе, создание  положительного эмоционального настроения);

— активация знаний, умений и навыков детей; развитие когнитивных функций, графических навыков, умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальным и невербальным;

содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умению работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности;

— создать условия для развития слуховой и зрительной памяти и внимания через систему игровых упражнений;

— выявить социометрический статус ребенка в группе.

Материалы и оборудование: коробочка, мяч, три обруча (зеленый, желтый, красный), корзиночки на каждого ребенка с: карточками смайликами веселый и грустный (для работы в паре), листочки, простой карандаш, счетные палочки, образцы – схемы для выкладывания изображения из счетных палочек, ноутбук, флешка с презентацией и музыкальным сопровождением. 

Игра «Волшебные очки» (музыкальное сопровождение)

Цель: снятие барьеров, отгораживающих ребенка от других, настроить на работу. 

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее, что человек прячет иногда от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки, и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

Игра «Бывает – не бывает

Цель: развитие представлений ребенка об окружающем мире, логических связей между объектами, когнитивных процессов детей, координацию движений.

Взрослый называет какую – нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и произносит предложение в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч возвращается к ведущему обратно без словесного сопровождения. 

Ситуации:

— папа ушел на работу — зимой идет снег
— кошка хочет есть — рыба поет песни
— почтальон принес письмо — корова жует траву
— яблоко соленое — строитель строит дом
— туфли стеклянные — поезд летит по небу
— кошка гуляет по крыше — человек вьет гнездо
— лодка плывет по небу — зайчик пошел в школу
— домик рисует девочку — бегемот залез на дерево
— дом пошел гулять — девочка рисует домик
— собака гуляет по крыше — ночью светит солнце
— петух играет на скрипке — писатель пишет книгу

Вариант усложнения. При возврате мяча давать правильный ответ на ситуацию.

Новизна. Игра «Я дружу с …»

Цель: выявление социометрического статуса ребенка в группе, воспитание доброжелательное отношение друг к другу.

Водящий педагог, который произносит слова «Я дружу с …»произносит имя одного из детей. Ребенок, чье имя произнесли, подходит к водящему, они берутся за руки и говорят друг другу «здравствуй!» и парой идут за столы. Дальше оставшиеся дети ищут себе пару.

Упражнения: «Школьные правила», «Разминка с вопросами»

Цель. Продолжать отрабатывать поведенческие и школьно – необходимые навыки детей для развития и закрепления позитивных форм поведения в школе.

«Школьные правила»

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сядем,

Баловство свое оставим,

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари»!

(Дети слушают и выполняют действия)

— Учитель входит, надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не спеши,

А только руку подними.

Упражнение «Разминка с вопросами»

Дети хором отвечают на вопросы:

В детском саду — воспитатель, а в школе кто?

В детском саду вас называют детьми, а в школе?

В детском саду — столы, а в школе?

В детском саду — группы, а в школе?

В детском саду — занятия, а в школе?

В детском саду вы играете, а в школе, что вы будете делать?

— Утром вы завтракаете, идете в детский сад, а вечером?

Упражнение «Загадки – обманки»

Суть: дать ответ в рифму стишка и правильный ответ.

Цель: развитие сообразительности, воображения, любознательности, памяти, внимания, умения выслушать ответ товарища и помочь в случае неправильного ответа.

— Мимо улья проходил косолапый … (медведь);

— Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно …(четыре);

— В чаще, голову задрав, воет с голоду …(волк);

— Ты на птичку посмотри — ног у птицы ровно …(две);

— Ква-ква-ква — какая песня! Что быть может интересней,

Что быть может веселей? А поет вам …(лягушка);

— Над лесом солнца луч потух, крадётся царь зверей …(лев) 

Упражнение «Отгадай предмет по описанию» (презентация).

Описание: взрослый называет признаки предмета, дети отгадывают и проверяют правильность ответа на экране. 

Цель: развитие активного и пассивного словаря, речевой активности, тренировка собранности и внимательности.

— Вы постарайтесь догадаться, о каком предмете идет речь, и назвать предмет.

Четыре ноги, спинка, сиденье (стул)

Цифры, стрелки (часы)

Буквы, картинки, листы (книга)

Ствол, ветки, листья (дерево)

Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт (телевизор)

Лапы, хвост, ошейник (собака)

Лапы, хвост, хобот (слон)

Практическое упражнение «Дорисуй домик» (спокойное музыкальное сопровождение)

Цель: продолжать развивать: графические умения детей, пространственное восприятие, внимание, учить воспроизводить симметричные предметы, воспитывать культуру поведения при индивидуальной работе.

Взрослый предлагает детям подписать свои листочки с обратной стороны, а потом помочь художнику дорисовать домик.

Упражнение «Работа в паре»

Цель: развитие коммуникативных умений и нравственных качеств, умения взаимодействовать друг с другом.

Суть: взрослый предлагает обменяться листочками, проверить и оценить смайликом правильность выполнения задания соседа. 

Игра «Я положу в свой портфель».

Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в школе и внутренней позиции школьника, помощь детям в осознании новых требований.

Инструкция: если вы согласны, что это надо положить в школьный портфель, то надо хлопнуть в ладоши. А если нет, то хлопать не будем, а будем тихонько сидеть.

— Я положу в портфель…

Ручку Топор Краски
Рогатку Клей Лопату
Тетрадь Карандаш Линейку
Ластик Кисточку Дневник
Кирпич Ласты Подушку
Фломастеры Альбом Фотоаппарат
Ведро Пенал Книгу

Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширять и активизировать словарный запас, учить четко, произносить слова при подборе антонимов, развивать умение анализировать, строить логические выводы.

— Я вам предлагаю подобрать к слову, слова, противоположные по смыслу, например, холодный – горячий.

Варианты:

чистый твердый светлый
зима забыл мокрый
день уронил утро
больной найти  высокий

Физкультминутка  «Буратино потянулся…»

Упражнение на релаксацию «Путешествие художника»

Цель: снятие психоэмоционального возбуждения и мышечного напряжения, 

 -Ребята давайте немного отдохнем и отправимся в путешествие, закройте глазки. Представьте, как на улице светит солнышко, солнышко Вам улыбается! А теперь представьте, как Вы садитесь на ковер самолет и отправляетесь в путь, по небу плывут белые пушистые облака, и Вы приземляетесь на берег моря и видите вдалеке корабль — парусник! Он белого цвета. А теперь мы с вами превратимся в художников и перекрасим его в необыкновенный золотой цвет! Перекрасили.… — Садимся на ковер — самолет и возвращаемся обратно! Кто вернулся, открывайте глазки!

Практическое упражнение «Выложи из счетных палочек» (спокойное музыкальное сопровождение)

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев, умение выкладывать и соотносить объекты с образцом, совершенствовать конструктивные навыки, воспитывать культуру поведения при индивидуальной работе.

Упражнение «Прямой и обратный счет в пределах 10»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете, продолжать учить детей заканчивать выполнять упражнение по окончании счета, развитие произвольности, умения действовать по инструкции.

Упражнение «Работа в паре»

Цель (см. выше)

Рефлексия

Взрослый показывает  три обруча разных цветов и объясняет: «Я разложу обручи на ковре. Вам надо войти в тот обруч, который подходит к вашему настроению. Кому понравилось занятие и все получилось, тот встанет в зеленый обруч. В желтый – если было интересно, но кое-что не понятно или не получилось. В красный – многое осталось не понятным, было не интересно».

Все вы славно потрудились

И чему-то научились.

Рада я за вас всегда,

Ну а вы? Ответьте — да!