Работа над художественным образом в классе фортепиано.

Автор: Савельева Надежда Ивановна

преподаватель фортепиано МБУДО «ДШИ Волжского района» Республики Марий Эл

Работа над художественным образом в классе фортепиано.

Методическая статья

«Работа над художественным образом в классе фортепиано»

Подготовила

преподаватель фортепиано МБУДО «ДШИ

Волжского района» Республики Марий Эл

Савельева Надежда Ивановна

 

Работая в школе искусств на протяжении 26 лет я, как преподаватель фортепиано, знакомлю своих учеников с различными пьесами. Многие из них популярны, а многие – малознакомы, как слушателям, так и исполнителям. И вот тут возникает вопрос работы над художественным образом.

Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса обучения юного пианиста и является ведущим направлением в процессе развития художественно-творческих возможностей ребенка. Главное в работе с учащимся: направленность на размышление о характере, настроении исполняемой музыки, поиск образов, адекватных найденному настроению произведения. И роль преподавателя – пианиста – в создании художественно-творческой, интеллектуальной атмосферы занятия, в приглашении учащегося к творческому диалогу, в создании атмосферы размышления над языком музыки.

Обращаясь к теме «Работа над художественным образом в классе фортепиано», вновь ( вслед за Г. Г. Нейгаузом ) скажем об условности данного понятия. Дело в том, что музыка не адекватна слову, образу, идее. В каком-то отношении, она конкретнее и одновременно шире их. «Образ и мысль, – как бы тонут в глубинах музыкального содержания, не в силах заполнить весь его объём, пояснить всё его значение. Конкретность музыкального языка нужно искать не в том, что он заменяет слово. Музыка может многое выразить и раньше и после слова» – выделил С. Е. Фейнберг. В музыке скрыты могущественные силы образной выразительности.

В своей каждодневной практике мы – преподаватели-пианисты, в большинстве своём, имеем дело с инструментальными пьесами, направляющими нашу фантазию по определённому пути. И как ни убедительны для каждого из нас эти образы, мы всегда должны помнить, что в любом случае возникает лишь одно из множества возможных толкований, что всегда может быть предложена другая художественная «идея» произведения – поэтическая, живописная, сюжетная. Эти образы обладают большим постоянством: они усиливают эмоциональную сторону восприятия музыки, помогая организовать план интерпретации.

Итак, что же такое образ? С. Е. Фейнберг даёт следующее пояснение: «Образ – наиболее яркое выражение музыкального восприятия». По словам Н. И. Голубовской: «Музыка – язык образов, она пробуждает в нас образы чувств, настроений, раскрывает сложный духовный мир человека, воплощает и многогранный окружающий человека мир. Работа над художественным образом должна начинаться сразу же, с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Например, учащийся воспроизводит какую-нибудь простейшую мелодию, сразу добиваемся, чтобы первое исполнение было выразительно, чтобы характер исполнения точно соответствовал настроению данной мелодии.

И важно стремиться, чтобы учащийся сыграл грустную мелодию печально, бодрую – радостно, торжественную – величественно и т.д. Для этого мы должны «зажечь» в ребёнке интерес к музыке, «связать» музыку с его жизнью и играми. И, начиная занятия с маленькими детьми, постараемся не отпугнуть учащегося чем-то слишком серьёзным. Для этой цели можно предложить ассоциации со всем, что интересно и понятно любознательному ребенку.

Сразу «погружаемся» в музыку, давая юному музыканту возможность с первых же встреч активно действовать, создавая свой музыкальный образ. Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании юного пианиста как целостный образ, пробуждающий фантазию, ассоциативный ряд.

 

  Развитие образного мышления в классе специального фортепиано необходимо для того, чтобы понять все глубины музыки, раскрыть замысел композитора в определенном произведении. Благодаря образной сфере музыканты проникают в самую суть исполняемой музыки, применяя при этом весь арсенал выразительных средств, таких, как мелодия, гармония, ритм, динамика и другие. Но для воссоздания музыкального образа также необходимо воображение, темперамент, кругозор, мировоззрение и характер человека. Именно поэтому с самых первых уроков музыки преподавателю необходимо помочь своим учащимся находить в музыкальном тексте подсказки – указания и научить понимать скрытую в музыкальных знаках информацию, заинтересовать, направить к творческому процессу. Педагог должен знать, что для самих учащихся пояснения и ассоциации в обучении просто необходимы, ведь именно они помогают раскрыть смысл исполняемого произведения и сделать его доступным для понимания. Ассоциации в обучении играют второстепенную роль, но главная их ценность состоит в том, чтобы вызвать отклик на музыку. Собственные ассоциации детей драгоценны, именно поэтому педагог обязан ухватиться и развить появившуюся в мышлении ребенка картину, опираясь на нее в дальнейшей работе над исполняемым произведением. «Если в раннем детстве, – писал В. А. Сухомлинский – донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство». 

  Образные ассоциации играют важную роль не только с маленькими начинающими музыкантами, но и с подростками. Благодаря образам создается более благоприятный психологический фон, раскрепощающий ребенка, способствующий более продуктивному усвоению нужных навыков. В таком возрасте учащийся уже может иметь личный эмоциональный опыт и багаж знаний, что поможет ему полнее представить и раскрыть образы в музыке. Развитие образного мышления играет очень важную роль на ранних этапах обучения, когда у ребенка происходит формирование основных навыков исполнительства – посадки, постановки рук, звукоизвлечения. Именно через раскрытие образа, учащийся может добиться правильного исполнения артикуляции и прикосновения к клавиатуре. Очень важно в процессе обучения сочетать технические задачи с образностью.

В классе специального фортепиано задачи педагога состоят в том, чтобы развивать стремление учеников мыслить нестандартно, учить детей находить новые идеи и высказывать их. Научить школьников самостоятельной деятельности, находить разнообразные варианты преодоления возникших проблем. 

  Большую роль для развития образного мышления в классе специального фортепиано играет программная музыка, в которой широко применяются музыкальная изобретательность и конкретизация через жанр. Программная музыка помогает учащимся прочувствовать и понять образное содержание произведения. Названия пьес, связанные с прикладными жанрами (песня, танец, марш) тоже раскрывают круг образного содержания. 

  Существуют виды программной музыки, которые направляют ребенка в сторону нужного художественного образа:

  1вид. Картинная программность ( картины природы, народных праздников). Прекрасными примерами служат «Времена года» П. Чайковского, «Дождь и радуга», «Утро», «Вечер» С. Прокофьева, как образы явлений природы; «Первые фиалки» Н. Ракова, «Подснежник» П. Чайковского, раскрывающие образы цветов, посвященные цветам; цикл «В зоопарке» В. Галынина («Лебедь», «Слон», «Медведь»), как образы представителей животного мира.

  2 вид – Пьесы, посвященные играм: «Скакалка» А. Хачатуряна, «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла» П. Чайковского. Пробуждение положительных эмоций при исполнении этих пьес, помогает преодолеть технические трудности, возникшие при изучении. 

  3 вид – Музыкальные портреты, раскрывающие разные стороны человеческого характера: «Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Мама» П. Чайковского, «Упрямец», «Ласковая просьба» Г. Свиридова.

  4 вид – Музыкальная сказка вводит ребенка в мир волшебных образов: «В стране гномов» Роуме, «Баба-Яга» П. Чайковского, «Танец эльфов» Э. Грига .

5 вид – Картинность и сюжетность придает яркость образам: «Матросская песня» Р. Шумана, «Лирический вальс», «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Старинный танец» Г. Свиридова.

  В старших классах образность становится более обобщенной. В репертуаре учеников появляются такие пьесы, как «Размышление», «Шутка», «Юмореска» и так далее, в которых даются лишь «наводящие» указания в отношении музыкальной образности. В таких произведениях характер определяется с помощью темповых указаний и ремарк композитора. 

  Существует несколько примеров для развития образного мышления в классе специального фортепиано:

  1. Визуализация (создание зрительного образа). Детям младшего возраста можно предложить нарисовать картинку, связанную с содержанием исполняемой пьесы. Предварительно на уроке вместе с учащимися обсуждается характер музыки и образы, соответствующие данному музыкальному сочинению. 
  2. Словесное объяснение через ряда ассоциаций.
  3. Восприятие музыкального образа через образ другого вида искусства (литература, изобразительное искусство). Это настраивает учащихся на живое, образное восприятие музыки, но такая подготовка восприятия не должна носить характер программы: рассказ, прочитанный перед слушанием музыки, не пересказывает ее, точно также и музыка, звучащая после рассказа, не следует за ее сюжетом.
  4. Обращение к другим музыкальным примерам похожего содержания.
  5. Показ педагога на инструменте данного произведения. 
  6. Эмоциональный отклик.

  С самого начала обучения педагогу необходимо развивать и совершенствовать не только технические навыки своих учащихся. Важно, чтобы произведение затрагивало душу ребенка, пробуждало его воображение. Как говорил Г. Нейгауз, пианист должен так играть «… фортепианную литературу, чтобы она нравилась слушателю, чтобы она заставила сильнее любить жизнь, сильнее чувствовать, сильнее желать, глубже понимать…» [2, 33 с.]. Существенное значение приобретает индивидуальный подход к учащемуся и умелый выбор репертуара. Завышение сложности исполняемых произведений часто является причиной того, что ребенок не постигает специфику фортепианной игры, в необходимой для художественного исполнения мере. Исполнение требует от музыканта определенной системы игровых навыков, целостного комплекса движений, обеспечивающих ритмическую, динамическую, интонационную, агогическую, артикуляционную, тембровую точность звукового результата. Подобный целостный комплекс игровых движений должен создавать условия для достижения полного соответствия художественного воплощения образному содержанию исполняемого произведения.

Таким образом, общее музыкальное развитие учащихся в классе фортепиано не может осуществляться в отрыве от формирования музыкально – пианистического мастерства, ибо только такой подход обеспечивает возможность полноценного воплощения содержания музыкального произведения, единство идеального и материального начал в исполнительском процессе. Работа над художественными образами в музыкальных произведениях является одним из самых главных методических приемов, способствующих раскрытию талантов юного пианиста.

 

Библиографический список

  1. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 «Музыка и пение». – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. – М.: Музыка, 1988.  – 240 с.
Работа над художественным образом в классе фортепиано.
Пролистать наверх