Автор: Садыкова Оьлмесхан Баймуханбетовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 46 «Надежда», г. Норильск

«Вариативные приемы патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46 «НАДЕЖДА»

(МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»)

«ВАРИАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Автор: воспитатель 

группы компенсирующей направленности 

для детей с задержкой психического развития 

Оьлмесхан Баймуханбетовна Садыкова

2019 год

Особая роль в нравственном воспитании детей отведена патриотизму, как основе формирования будущего гражданина. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.  

К. Д. Ушинский, например, считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека, без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, т.к. в этом возрасте возникают большие возможности для системного и последовательного воспитания детей. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка: его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти, что очень важно в воспитании патриотизма.  

Особенно остро встает вопрос при воспитании патриотических чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), которые отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии, в связи с чем, иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем: неадекватно, некритично, часто инфантильно.  

В течение трех лет я работаю на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР), где обучаются дети со статусом ОВЗ. Ориентируясь на собственные гностические навыки и опыт работы с детьми с ЗПР, отмечу, что у многих воспитанников с ОВЗ отмечается психическая неустойчивость, ослабление функции внимания и контроля, эмоционально-волевая незрелость. У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.  

Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР мы, педагоги, находимся в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность коррекционно – образовательной работы с детьми с ОВЗ.

И, я считаю, что патриотическое воспитание особых детей «требует» использования разнообразных, вариативных технологий — игровых, здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных; методов, повышающих познавательно – эмоциональную активность, которые мы применяем в интеграции различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, бытовой труд, изобразительной и музыкальной) с учетом многокомпонентного и комплексного характера  задач патриотического воспитания детей с ЗПР: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи и отделить их друг от друга невозможно.

Важным условием для реализации нравственно-патриотических задач является развивающая предметно – пространственная среда (далее – РППС) патриотического модуля, которая создана в нашей группе с учетом возможностей каждого воспитанника, стимулирует познавательную активность дошкольников с ЗПР, способствует развитию восприятия, памяти и речи. Содержательный компонент   РППС участвует в формировании базовых нравственных ценностей детей, способствует накоплению опыта. 

В группе создан патриотический модуль, включающий  в себя богатый содержательный материал: 

  • карту России, глобус;
  • Портрет президента РФ;
  • символику страны, родного края;
  • литературу по патриотическому воспитанию (специальная литература про город, градообразующее предприятие, страну);
  • картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию, русских народных игр, игры народов Севера, игр разных народов;
  • альбомы с достопримечательностями Красноярского края, России, фотографиями актеров и спортсменов;
  • иллюстрации, фотоматериалы, демонстрационный материал на темы «Государственные символы», «9 мая – День Победы», «Защитники Отечества»; картотека сюжетных картинок «С Днем Великой Победы»;
  • тематические папки  «Край, в котором я живу», «Север, я твой очарованный странник», «Детям о народах Севера»;
  • набор открыток, календарей «Мой Норильск»;
  • карта города, района;
  • набор кукол «Народы России»;
  • настольно – печатная игра «Мы разные, но мы вместе»;
  • игра – занятие «Государственные символы России»;
  • магнитный набор «Россия»;
  • папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры, пазлы ).

В содержание Патриотического модуля также включена медиатека – это подборка патриотических песен, доступных для восприятия дошкольников, музыкальных произведений о Норильске, природе Таймыра, аудиозаписи со звучанием инструментов коренных жителей Севера (орган, бубен); изготовлено дидактическое пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей: план нашего района, на котором дети без труда узнают свой детский сад; макеты на тему «Кремль», «Крайний Север»; представлены различные виды театра по русским народным сказкам (конусный, фланелеграф), конусные куклы «Народы мира». Интерьер украшают куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного творчества.

В книжных уголках дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по патриотическому воспитанию, познакомиться с русским народным творчеством, с историей государственных и народных праздников, в последствии обыграть понравившееся произведение в мини постановке или же выбрать из картотеки и сыграть в понравившиеся народные игры со сверстниками. Периодически материалы дополняются.

В совместной образовательной деятельности для индивидуальной работы я использую интерактивный материал «Фантазеры. Моя страна»  с применением интерактивной доски, которая размещена в регионально – патриотическом центре детского сада, который содержит в себе следующие цифровые мастерские:

  • «Природа России» – дошкольники создают пейзажи российской природы, отражающие особенности городской и деревенской местности;
  • «Архитектура России» – воспитанники составляют сюжетные композиции с использованием архитектурных объектов: жилых домов, храмов, памятников культуры и др.;
  • «Костюмы разных народов» – дети конструируют модели кукол в одеждах по мотивам народного костюма разных народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Одновременно функционируют все модули активности

регионально патриотического центра, где задействованы остальные дети: играют в настольно – печатные игры, рассматривают альбомы и энциклопедии, разворачивают игровую деятельность с использованием игровых экспонатов. Работу организовываю таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал каждый из модулей, включая работу у интерактивной доски.

Личностно-ориентированная среда функциональных помещений детского сада, групповых помещений стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, способствует формированию патриотических чувств.

Качественное решение задач патриотического воспитания детей с ОВЗ во многом зависит от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Любовь к близким, уважение старших, привязанность к своему дому, городу, стране – это ответ ребенка на любовь родителей к нему самому. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям с ОВЗ, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития и является непременным условием воспитания.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению тесных семейных связей.

В рамках нравственно-патриотического воспитания я уделяю большое внимание взаимодействию с родителями. Мной проводились такие мероприятия как 

  • Семинар – практикум «Духовно — нравственное воспитание ребенка  через семейные традиции и досуг в семье», где было показано родителям значимость   духовно  —  нравственного   воспитания  детей в семье, формировали культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей, способствовали формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы семейных ценностей в соответствии с требованиями современности, обогащали эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучали навыкам взаимодействия между ними; 
  • Встреча друзей «Лети — лети, лепесток», где ребята совместно  с родителями изготовили всевозможные поделки из бросового материала, что положительно повлияло на развитие семейных ценностей, помогло  сплочению членов семьи, развитию творчества и воспитанию любви к искусству и красоте.
  • Праздник «Папа может все что угодно», приуроченный к празднованию Дня защитника Отечества, который способствовал психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, творческого подхода у детей к восприятию мира и себя в нём, обеспечил эмоциональное благополучие; воспитал любовь к Родине.
  • Совместный проект общеобразовательной группы, группы компенсирующей направленности и родителей «Дорогою добра», где вся работа была направлена на  способствование эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию детей; углублению представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; развитию уверенности в себе и своих возможностях; мотированию детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей; на повышение заинтересованности родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей; повышению компетентности родителей по теме «Воспитание в семье»; привлечению семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Важным составляющим моментом работы по патриотическому воспитанию является приобщение детей к народным традициям. Дети с большим интересом слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы «Синий платочек», «Огонёк». Слушание таких песен, когда оно сочетается с усвоением в образовательной деятельности определённых представлений, очень важно для возбуждения гражданских чувств детей. Ежегодно в нашем ДОУ проводятся тематические вечера, посвящённые Дню Победы. Дети принимают активное участие в традиционной акции для нашего детского сада «Подарок для ветеранов», в украшении музыкального зала разучивании стихотворений о подвиге советского солдата в жестокой войне. Дошкольники с неподдельным любопытством и вниманием следят за развивающимися действиями в  презентации о войне «Долгая дорога к победе». 

Готовясь к празднику победы в ВОВ, мы ежегодно оформляем в группе выставку поделок на военную тематику. Родители воспитанников представляют нам материалы о родственниках-участниках ВОВ: фотографии, памятные вещи, на основе которых монтируется общий фильм ко Дню Победы обо всех родственниках воспитанников ДОУ. Хочется добавить, что многие родители вместе с детьми принимают участие во всероссийской акции «Бессмертный полк».

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. 

«В детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…». 

И поэтому, очень важно, чтобы все взрослые, которые рядом, поддерживали, направляли и выступали в роли сеятелей доброго, мудрого, вечного. Мы же в свою очередь, как педагоги, стараемся, чтобы дети в нашем детском саду жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь, лучшее, что начнет формироваться в дошкольные годы, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и будет иметь огромное влияние на последующее развитие и духовно – нравственное достижение человека.

А, созданная нами система взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, в которой семьи являются активными участниками различных форм воспитания и развития дошкольника, в том числе патриотического, помогает родителям увидеть, как раскрывается их ребенок в том или ином виде деятельности, поверить в способности и возможности своего ребенка.