автор: Садыкова Оьлмесхан Баймуханбетовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 46 «Надежда»
«Всем ли знать положено правила дорожные?»
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46 «НАДЕЖДА»
(МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»)
Образовательный проект
«Всем ли знать положено правила дорожные?»
для детей подготовительной к школе группы с ЗПР «Ромашка»
Составил воспитатель: Садыкова О.Б.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь – апрель (7 месяцев)
Участники проекта: дети, педагоги, родители. Актуальность проекта.
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Детям нашей группы с особенностями психофизического развития достаточно сложно запоминать правила и нормы поведения, в том числе правила дорожного движения, правила поведения на улице и на дороге. Несформированность эмоционально-волевой сферы отражается на умении применять полученные знания в практике и контролировать поведение.
Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для детей? Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей с особенностями развития навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому актуальным является решение данной проблемы через использование инновационных форм взаимодействия с детьми и родителями.
Цель: создание условий для формирования, расширения и закрепления через практическую деятельность знаний правил дорожного движения у дошкольников с задержкой психического развития посредством иновационных форм работы.
Задачи:
Образовательные.
- Формировать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
- Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.
Коррекционно – развивающие.
- Стимулировать познавательную активность, способствовать к развитию коммуникативных навыков.
- Развивать память, речь, мыслительные процессы, внимание, мелкую моторику.
- Способствовать развитию самостоятельности и инициативы
Воспитательные.
- Воспитывать у дошкольников ответственность за свою безопасность, осознанное желание соблюдать правила дорожного движения.
- Формировать у родителей воспитанников устойчивый интерес к проблеме безопасности детей – участников дорожного движения, обогащать педагогический опыт и воспитательные возможности родителей по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.
Технологии, используемые для реализации задач: игровые, информационно-коммуникационные технологии, элементы мнемотехники, моделирования и «Кейс» – технологии.
Прогнозируемый результат:
– У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице.
– Дети проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, учувствуют в беседах; задают вопросы; проявляют творчество, активность и деятельность в работе.
– Дети смогут различать и называть виды транспорта, дорожные знаки.
– Дети смогут проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил безопасного поведения на улицах города.
Итоговое мероприятие проекта:
Игровая программа «Дорога для всех!» с участием семей воспитанников
Продукт проект:
Творческая мастерская «Коробки, трубочки, футлярчики были и, вдруг, поехали автомобили»
Создание макета «Перекресток»
Видеоролик «Всем ли знать положено правила дорожные?»
Выпуск дорожной книги «Будьте осторожны, соблюдайте правила дорожные!»
1.Подготовительный этап:
подбор методических, наглядно – дидактических пособий и художественной литературы;
анкетирование родителей
2.Основной этап:
Реализация плана проекта
3.Заключительный этап:
Опросник для родителей
Итоговое мероприятие
Диагностика в рамках АООП
Перспективный план работы с детьми и родителями
Месяц | Тема | задачи | Содержание деятельности | Работа с родителями |
сентябрь | «Наша улица» | Дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу; закреплять знания детей правилах дорожного движения.
|
– Презентация
«Улица моего города» – Беседа «Улица»: по материалам книги Н. Авдеевой «Безопасность на улицах города» – Моделирование ситуации «Какой должна быть безопасная дорога» – С/Р игра «Улица» – Игры с макетом улицы |
– Познакомить родителей с темой проекта – Анкетирование – Изготовление макета улицы – Участие в городском конкурсе рисунков по ПДД |
октябрь | «Угадай транспорт»
|
Закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
|
– Ситуация общения «Мы в автобусе» – С/Р игра «Автобус» – Моделирование ситуации на тему «Если случилась авария» – Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел» – Музыкальная игра «Как звучит транспорт» – П/И «Воробушки и автомобиль» | – Консультация «Правила дорожного движения для детей»
– Изготовление родителями костюмов, атрибутов для С/Р игры «Автобус». – Участие конкурсе рисунков по ПДД имени Наташи Едыкиной |
ноябрь | «Я – примерный пешеход» | Познакомить наглядно детей с пешеходным переходом, его назначением. | – Чтение рассказа Н. Калинин «Как ребята, переходили улицу». – Моделирование игровой ситуации «Как правильно переходить проезжую часть» – С/Р игра «Полосатая зебра» – Аппликация «Зебра» – ПИ «Зебра» – Игры с макетом улицы – Участие конкурсе рисунков по ПДД имени Наташи Едыкиной | – Консультация «Безопасность на дорогах» – Изготовление родителями пешеходной дорожки для напольного макета – Участие конкурсе рисунков по ПДД имени Наташи Едыкиной |
декабрь | «Дорожные знаки» | Развивать зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; изображать знаки на листе бумаги. | – Интерактивная игра «Виды знаков» – Решение проблемных ситуаций, с использованием мнемотаблиц «Зачем нужны дорожные знаки» – Рассматривание и рисование дорожных знаков.
– С/Р игра «Улица» – объединить с играми «Больница»; «СТО»; «Кафе» – Подготовка видеоролика «Всем ли знать положено правила дорожные» |
– Консультация «Правила безопасного дорожного движения в зимний период»
– Изготовление дорожной книги «Будьте осторожны, соблюдайте правила дорожные!» – Участие конкурсе рисунков по ПДД имени Наташи Едыкиной |
январь | “Работа сотрудника ГИБДД». | Дать детям представление о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов. Развитие умения ориентироваться на сигналы регулировщика. | – Рассказ воспитателя «Кто регулирует дорожное движение». – Рассматривание иллюстраций в фотокниге В. Кудрина «Зеленая волна». – Чтение стихотворения В Клименко «Кто важнее всех насвете» – Игра «Волшебный жезл» – С/р игра «Улица» сюжет: «Регулировщик» | – Консультация для родителей «Как сделать светоотражатель своими руками»
– Участие конкурсе рисунков по ПДД имени Наташи Едыкиной |
феврвль | «Мы – водители» | Закрепить правила дорожного движения через игровые ситуации. | – Просмотр презентации «Кто виноват?» – Беседа «Профессия водитель» – Д/И «Водители» – С/Р игра «Мы – водители»; «Больница» – водители проходят медосмотр перед поездкой – Ситуация общения «Внимание дорожный знак» – П/И «Цветные автомобили», «Найди свой цвет» | – Консультация «Детское автокресло» – Творческая мастерская «Коробки, трубочки, футлярчики были и, вдруг, поехали автомобили» – Участие конкурсе рисунков по ПДД имени Наташи Едыкиной |
март | «Двухколесный транспорт» | Познакомить детей с двухколесным транспортом, с правилами безопасного передвижения, развивать логическое мышление. | – Презентация «Двухколёсный транспорт» – Чтение сказки
«Про зайку – велосипедиста». – Аппликация «Двухколесный транспорт» – С/Р игра «Мы – водители» – используя велосипеды – Д/И «Где можно кататься на велосипеде» |
– Рекомендации для родителей «Если вы купили ребенку велосипед» – Участие конкурсе рисунков по ПДД имени Наташи Едыкиной |
апрель | «Дорога для всех!» | Закрепить правила дорожного движения через игровые ситуации. Развивать двигательные навыки и умения, внимание, координацию движений. Воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма, культуру поведения.
|
– Беседа «Правила дорожные совсем не напрасны, играть на дороге ребятам опасно» – Разучивание стихотворений о правилах дорожного движения – Отгадывание загадок о правилах дорожного движения – Спортивный праздник «Дорога для всех!» | – Памятки «Правила дорожного движения. – Знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок»
– Фотогазета «Как мы обучались правилам дорожного движения в детском саду» – Участие конкурсе рисунков по ПДД имени Наташи Едыкиной |
Литература.
– Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Просвещение, 2007
– К. Ю. Белая «Я и моя безопасность», тематический словарь в картинках: Мир человека. Школьная Пресса, 2010
– Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста», ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
– Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице», Детство-пресс, 2008
– Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста», учебное пособие, Педагогическое общество России, 2005
– Т. А. Шорыгина «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет», Сфера, 2005. – Л. Б. 1.