РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «Основы философии»



автор: Самойлова Оксана Анатольевна
преподаватель
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В. А. Беглова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «Основы философии»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «РЯЗАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А. БЕГЛОВА»

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

08.02.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (базовая подготовка)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01  «Основы философии»

г. Рязань, 2024 год

Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической  комиссией общего гуманитарного и социально -экономического цикла                    

 Председатель  методической  комиссии
Т.А. Кирюхина

Протокол №___   от «____» ____________  20__ г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 08.02 01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая  подготовка)  Министерства образования и науки РФ 2018 года утверждения 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР и КО

______________ О.В. Кузнецова 

«____» _____________ 20___ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая подготовка).

Разработчик:

Самойлова О.А., преподаватель Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова».

Рецензенты:

Согласовано:                                                                      Согласовано:

                                                                      

__________________________                                              ____________________________

__________________________                                            ____________________________

__________________________                                             ____________________________

«____»______________20___г.                                           «____»_________________20___г

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………5
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………6 – 11
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ…………………12 -13
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ      ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………… 14

 

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Область применения программы:

     Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) для студентов специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка)  ОГБПОУ  РСК.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

  Учебная дисциплина входит в цикл общеобразовательных профильных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения  

       дисциплины:

     

  В результате изучения обязательной части учебной дисциплины  

техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпритации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 4.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. 

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

В результате изучения обязательной части учебной дисциплины  техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

– Участие в проектировании зданий и сооружений.

             В результате изучения обязательной части учебной дисциплины обучающийся должен знать/ понимать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картины мира;
  • условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение   

   жизни, культуры, окружающей  среды;

  • социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием    

   достижений науки, техники и технологий.

  

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: объем образовательной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:                                 во взаимодействии с преподавателем 38 часов:                                                            теоретическая нагрузка 14 часов;                                                                                                 практическая нагрузка 24 часа;                                                                                   самостоятельной работы обучающегося 8 часов.

 

    

 

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  38
в том числе:
      теоретические занятия 14
      практические занятия 24
Самостоятельная работа обучающегося ( всего) 8
в том числе:
Домашняя работа, подготовка рефератов, презентаций, подготовка к практическим занятиям
Промежуточная аттестация в форме

дифференцированного зачета

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторные самостоятельные работы обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел I.  Предмет философии и ее история.
Тема 1. Основные понятия и предмет философии. Содержание учебного материала:

Становление философии из мифологии. Предмет и определение философии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

1 ОК 01 – ОК 07.   ОК 09 – ОК 11.
Практическое занятие №1. Философия как мировоззрение.

Самостоятельная работа №1. Подготовка эссе «Почему философия актуальна во все времена?».

2

1

Тема 2. Философия Древнего  мира и средневековая философия. Содержание учебного материала:

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай  и  Индия).

Становление философии в Древней Греции. Философские  школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего  Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

      2 ОК 01 – ОК 07.   ОК 09 – ОК 11.
Практическое занятие № 2. Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект.

Практическое занятие № 3. Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии.

Самостоятельная работа №2. Работа с текстами: Диоген  Лаэртский   «О  жизни, учениях и изречениях знаменитых  философов»;   творческое задание  «Философские школы и учение о первоначалах».    

1

1

1

Тема 3. Философия 

Возрождения и Нового 

времени.

Содержание учебного материала:

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

2 ОК 01 – ОК 07.   ОК 09 – ОК 11.
Практическое занятие № 4. Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.

Практическое занятие № 5. Основные понятия немецкой классической философии (работа с философским словарем).

Практическое занятие № 6. Материалистическая и идеалистическая диалектика.

Самостоятельная работа № 3. Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» 

1

1

1

2

Тема 4. Современная философия. Содержание учебного материала:

Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея.

2 ОК 01 – ОК 07.   ОК 09 – ОК 11.
Практическое занятие № 7. Основные направления философии 

ХХ века.

Практическое занятие № 8. Философия экзистенциализма и психоанализа  (работа с философским словарем).

Практическое занятие № 9. Поиск смысла жизни в экзистенциализме.

2

2

1

Раздел II.  Структура и основные направления философии.
Тема 5. Методы философии и 

ее внутреннее строение. 

Содержание учебного материала:

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, 

ХХ века. Основные картины мира: философская (античность), религиозная (средневековье), научная (Новое время и ХХ век).

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный. Строение философии, ее основные направления.

2 ОК 01 – ОК 07.   ОК 09 – ОК 11.
Практическое занятие № 10. Этапы философии.

Практическое занятие № 11. Методы философии.

1

1

Тема 6. Учение о бытии и

теория познания.

Содержание учебного материала:

Онтология учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

Гносеология учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.

Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. 

2 ОК 01 – ОК 07.   ОК 09 – ОК 11.
Практическое занятие № 12. Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин

(работа с философским словарем).

Практическое занятие № 13. Диалектическое и метафизическое объяснение развития.

Самостоятельная работа № 4. Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира».

2

1

      1

Тема 7. Этика и социальная 

философия.

Содержание учебного материала:

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. 

Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием 

достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная   структура общества. Типы общества. 

Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное  развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные  проблемы современности.

2 ОК 01 – ОК 07.   ОК 09 – ОК 11.
Практическое занятие № 14. Философия о глобальных   проблемах современности.

Практическое занятие № 15. Философия о человеке, его культуре, свободе и ответственности.

Самостоятельная работа № 6. Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации».

2

2

      1

Тема 8. Место философии

в духовной культуре 

и ее значение.

Содержание учебного материала:

Философия как рациональная отрасль духовной  культуры.  

Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки 

и идеологии. Структура философского творчества.

Типы философствования. Философия   и   мировоззрение. Философия   и смысл жизни. Проблемы жизни, смерти, бессмертия, эвтаназии в духовном опыте человека. Философия как учение о целостной личности. Проблема человека в философии, философские теории личности. 

Роль философии в современном мире. Будущее философии. 

1 ОК 01 – ОК 07.   ОК 09 – ОК 11.
Практическое занятие № 16. Сравнение философии с другими отраслями культуры.

Практическое занятие № 17. Сопоставление личности философа и его философской системы.

Практическое занятие № 18. Место и роль философии в духовной жизни общества.

Самостоятельная работа № 7. Подготовка эссе «Философия и смысл жизни».

1

1

1

2

Всего: 48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознания, гуманитарных и социально-экономических дисциплин».                                                                                                Оборудование учебного кабинета:                                                                                               – посадочные места по количеству обучающихся;                                                                       – рабочее место преподавателя;                                                                                                      – комплект учебно-наглядных пособий –  стенды.                                                                                           Технические средства обучения:                                                                                                              – компьютер с лицензионным программным обеспечением;                                                                     – мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Бордак, С. Н. Курс лекций по теории философии: учебно–методическое пособие / С. Н. Бордак. – Гомель: ГомГМУ, 2020. – 108 с.
    2. Горелов, А.А. Философия: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2020. – 173 с.
    3. Грядовой, Д. И. Философия: учебное пособие / Д. И. Грядовой. – Москва: Щит–М, 2021. – 381 с.
    4. Губин, В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – Москва: Проспект, 2021. – 332с.

Дополнительные источники:

  1. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2020. – 375 с.
    2. Канке, В. А. Основы философии: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2020. – 287 с.
    3. Киселев,С. Г. Философия: для поступающих в аспирантуру: научно–методическое пособие / С. Г. Киселев. – Москва: Юнити–Дана, 2021. – 135 с.
    4. Классическая философия в современной культуре: монография / В. И. Коротких. – Москва: Инфра–М, 2020. – 159 с.
    5. Нерсесянц, В. С. Философия права: учебник / В. С. Нерсесянц. – Москва: Инфра–М, 2020. – 835 с.
    6. Философия: учебник / И. В. Ватин и др. – Москва: КноРус, 2020. – 366 с.
  2. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г. Кузнецов и др. – Москва: Инфра–М, 2020. – 517 с.
  3. Философия: учебник / А. В. Апполонов и др. – Москва: Проспект: Издательство Московского университета, 2021. – 669 с.
  4. Философия: учебное пособие / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, Е. Ю. Положенкова. – Москва: Инфра–М, 2020. – 302 с.

Интернет- ресурсы:

www.alleg.ru /edu /philos.htm (30.08.24.)

Wikipedia/org / wiki / Философия (30.08.24.)

www.diplom-inet/ru /resursfilos  (30.08.24.) 

http://www.mon.gov.ru  – официальный сайт Министерства образования и науки РФ (30.08.24.)

http://www.school.edu.ru  – российский общеобразовательный Портал (30.08.24.)

http://www.ndce.ru  – портал учебного книгоиздания (30.08.24.)

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования» (30.08.24.)

http://www.school-collection.edu.ru  – единая коллекция цифровых образовательных   

                                                               ресурсов (30.08.24.)

http://www.prosv.ru  – сайт издательства «Просвещение» (30.08.24.)

http://www.prosv.-ipk.ru  – институт повышения квалификации Издательства  

                                             «Просвещение» (30.08.24.)

http://vvvvw.som.fio.ru  – сайт Федерации Интернет-образования, 

                                           сетевое объединение методистов (30.08.24.)

http://www.it-n.ru  – российская версия международного проекта Сеть творческих 

                                  учителей (30.08.24.)

http://www.standart.edu.ru  – государственные образовательные стандарты второго 

                                                поколения (30.08.24.)

 

  1. Контроль и оценка результатов освоения

рабочей программы учебной дисциплины

     Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, 

а также выполнения обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ, исследований.

Результаты  обучения

(освоенные умения, усвоенные  знания)

Критерии оценки Формы  и  методы  контроля  и оценки результатов  обучения
                              1               2                           3
Освоенные умения:

ориентироваться в наиболее общих

философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы 

и смысла жизни как основе формирования культуры

гражданина и будущего специалиста;

определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

сформулировать представление об истине и смысле жизни;

решать мировоззренческие проблемы, опираясь на знания пост классической европейской философии и русской философии.

Демонстрирует понимание проблем культуры и оценивает достижения культуры Формы  контроля  обучения:

− практические занятия по работе   

с оригинальными текстами;

− выполнение заданий проектного  характера;

− контрольное тестирование по  соответствующим  темам;

− внеаудиторные самостоятельные индивидуальные задания с оценкой;

− опрос по индивидуальным заданиям.

Усвоенные знания:

основные категории и понятия

философии;

роль философии в жизни человека и

общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и

религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

специфику философского мировоззрения в его отношении 

к мифологическому, религиозному, научному, обыденному

мировоззрению;

современные концепции общественного развития;

проблему человека в философии, философские теории личности.

– владеет понятиями учебной дисциплины и применяет их адекватно ситуации Контрольное тестирование.

Защита практических работ.

Дифференцированный зачет.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «Основы философии»
Пролистать наверх