Проект: “УМная гимнастика”

автор: Сафарова Надежда Владимировна

Учитель-логопед Структурное подразделение МАОУ «СОШ №4» «Детский сад «Улыбка»

Проект: “УМная гимнастика”

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «УМНАЯ ГИМНАСТИКА».

Автор: Сафарова Надежда Владимировна
учитель-логопед
Детский сад «Улыбка»

Использование нейро упражнений в системе занятий по коррекции и профилактике речевых нарушений речи у детей.  Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы.  Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением. 

Актуальность. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы.  Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге, психическими процессами и поведением. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком.

Развиваясь тысячелетиями, человеческая речь стала основной формой общения, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур, а следовательно, межполушарных связей и психических процессов. Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4–7 лет. Используя в работе с детьми специально подобранные игры и упражнения, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно, мы создаем условия для улучшения взаимодействия работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. 

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется  не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. 

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений,  она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. Гимнастика для мозга для детей – это простые упражнения, которые направлены на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность малыша. Детская тренировка мозга способствует улучшению мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, восстановлению речевых функций.

 

Цель нейрогимнастики: совершенствование методов и приёмов работы по преодолению основного речевого нарушения, а также развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы;

развитие межполушарной специализации; 

развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;  увеличить интенсивность развития речи;

формировать умение слушать и слышать.

 

Задачи нейрогимнастики: развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, комиссур (межполушарных связей).

Развитие речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии.

Развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания.

 

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем и скорость выполняемых заданий.

 

Образовательная область – «Речевое развитие».

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Участники проекта.

дети, занимающиеся в логопедической группе; учитель-логопед.

Время реализации проекта:

С 1 сентября 2020 года по 30 мая 2021 года.

По числу участников – индивидуальный, групповой.

Место реализации – Детский сад «Улыбка».

Ожидаемый результат использования нейродинамической гимнастики у детей с речевыми нарушениями: повысить эффективность коррекционной работы, т.к.  нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением;

увеличивается интенсивность развития речи;

исключается перестановка звуков;

речь ребенка становится чище и понятнее для окружающих;

развиваются нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка; формируется умение слушать и слышать. 

 

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. 

в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

 

Этапы реализации проекта

№ п/п Мероприятия Сроки
1 этап  Организационный
1. Составление комплекса нейроупражнений. сентябрь
2. Планирование работы с педагогами по вопросу речевого развития и формирования межполушарного взаимодействия у детей октябрь
3. Введение нейроупражнений в индивидуальные и групповые занятия октябрь
4. Планирование работы с родителями по вопросу речевого развития и формирования межполушарного взаимодействия у детей. октябрь
2 этап  Практический
Работа с детьми:
1. Ввести нейроупражнения в индивидуальные занятия В течение года
2. Ввести нейроупражнения в групповые занятия В течение года
Работа с родителями:
1. Семейный клуб «Осенние краски» октябрь
2. Консультация тренинг «Речевое развитие детей. Развитие межполушарного взаимодействия» ноябрь
3. Родительское собрание «Наша речь в наших руках»
4. Квест-игра «Станция « декабрь
5. Индивидуальные консультации  для родителей В течение года
6. Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия» февраль
 Работа с педагогами 
1. Мастер-класс «Нейрогимнастика» октябрь
2. Проведение нейрогимнастики перед началом педагогических собраний. В течение года
3. Оформление памятки   для воспитателей группы «Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей» декабрь
3 этап  Итоговый
1. Участие детей, занимавшихся с логопедом, в весенних утренниках, конкурсах, викторинах март, 

апрель,

май

2. Разработка картотеки упражнений на развитие межполушарных связей Апрель,

май

 

В своей работе я использую комплекс кинезиологических  упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

  1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
  2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
  3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Упражнения,  используемые мной  в работе с детьми:

– Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны. Затем добавляю упражнения артикуляционной гимнастики «Качели» – язычок вверх вместе с ушками тянем вверх, язычок вниз, ушки тянем вниз и т.д.

– Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.

– Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

 

– «Лягушка». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

– «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного) сначала одной рукой, затем другой, затем двумя руками.

– «Цепочка». По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

– «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

–  «Зеркальное рисование».  Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

– «Путаница» Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.

– «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».

– «Мнём – разглаживаем». Под каждой ладошкой лист бумаги. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой.  Когда работают пальцы обеих рук – активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по-разному, соответственно пальцам  рук необходимо работать  каждый раз по-разному.

– «Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.

– «Перекресты» – стоя  Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече.

–  «Кулак-ребро-ладонь» с визуальной схемой. Раскладываю кружочки (кулачок), квадратики (ладонь), прямоугольники (ребро). Когда упражнение отработано хорошо в простом варианте, усложняю: кружок с квадратом, квадрат с прямоугольником, прямоугольник с кружочком.

– «Зайчик – коза – кольцо». Зайчик – указательный и средний, коза – указательный и мизинец, кольцо – указательный и большой. Сначала выполняем двумя руками синхронно, затем правая начинает, левая подключается: правая зайчик – коза – кольцо, левая кольцо – зайчик – коза.

 – «Размести правильно». Если в названии картинки есть звук [С], нужно положить справа. Если звук [Ш] – слева. Картинки на дифференциацию любых отрабатываемых с ребёнком звуков. 

– «Дорожка» – раскладываются ортоковрики (8-10 штук), между ними картинки с отрабатываемыми звуками, например: С и Ш, накрытые стаканчиками. Ребёнок прыгает на коврик – ножки вместе, произносит слог СА; прыжок между ковриками, ножки широко ША; переворачивает стаканчик, произносит название изображения на картинке, например: ШАПКА. «Положи шапку перед стаканом» – ребёнок кладёт и комментирует: «Кладу шапку перед стаканом» (или задаём вопросы: что кладёшь? Куда кладёшь?). Продолжает программу.

– «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

– Картинки на дифференциацию звуков, например: С и Ш, под картинкой со звуком С ладошка, под картинкой со звуком Ш два пальчика указательный и большой. Ребёнок произносит слова и выкладывает позу соответствующую позу рук.

– Ритмические ряды: 1:1,1:2, 2:1 и т.д. Ребёнок проговаривает СА-ША и выкладывает позу на СА – указательный палец, на ША – указательный и средний.

 

Итог:

Итоговая диагностика в конце учебного года (апрель) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в речи детей. Данная положительная динамика объясняется тем, что нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при различных видах нарушений. Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.

Дети 6 – 7 лет (10 человек) Уровень Начало года Конец года
Фонематический слух Высокий

Средний 

Низкий 

0%

10% (3)

70% (7)

15,3% (2)

30,7% (4)

40% (4)

Звукопроизношение. Высокий

Средний 

Низкий

0%

38,4% (5)

61,5% (5)

15,3% (2)

40% (4)

40% (4)

Грамматический строй речи Высокий

Средний 

Низкий

0%

30% (3)

70% (7)

30% (3)

70% (7)

0% 

Лексический строй речи Высокий

Средний 

Низкий

0%

40% (4)

60% (6)

30% (3)

70% (7)

0% 

Связная речь Высокий

Средний 

Низкий

0%

40% (4)

60% (6)

20% (2)

80% (8)

0% 

Подготовка к обучению грамоте Высокий

Средний 

Низкий

0%

40% (4)

60% (6)

30% (3)

70% (7)

0% 

Итоговый уровень Высокий

Средний 

Низкий

0%

40%

60%

30%

70%

0%

 

Вывод: Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. 

Эти несложные игры помогут скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. На сегодняшний день, доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста. Они способствуют активации мозга, а именно  высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь  способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ОВЗ. 

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература:

  1. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

 

 

 

 

 

Проект: “УМная гимнастика”
Пролистать наверх