Автор: Сегой Нелли Геннадьевна

Педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка»

Основные упражнения классического танца для детей 7 — 8 лет.

Методическая разработка

Основные упражнения классического танца

 (для дополнительного образовании) 7-8 лет

Педагог дополнительного образования 

Сегой Нелли Геннадьевна

Постановка корпуса.

Правильно поставленный корпус залог свободного движения и грациозной пластики. Постановка тела начинается с I полувыворотной позиции, первоначально проучивается на середине зала. Дети стоят по линиям в положении en face, т. е. прямо в точку один. Ноги в невывороной I позиции, колени предельно натянуты, ягодицы зажаты и опущены вниз, нижние мышцы живота подобраны наверх, спина прямая без прогибов, плечи опущены шея длинная, макушкой тянемся наверх. Что бы дети ни делали всегда должно быть ощущение, что они растут. Руки изначально находятся на поясе, большой палец сзади, а четыре впереди на талии, локти смотрят точно в стороны. После нескольких занятий можно взять руки в подготовительное положение. Так стоять от 2 до 4 тактов, постепенно подключая demi-plie. Допустим, один такт стоим, а на второй такт делаем demi-plie.

 Затем учим постановку корпуса лицом к палке. Здесь уже приучаем детей к выворотной первой позиции: ноги расположены по одной линии, все пальчики на полу, давим на мизинцы, чтобы не заваливаться на большие пальцы. Корпус и ноги также как и на середине, подтянуты. Руки поднимаются локтями наверх и мягко опускаются локтями вниз, кисти немного отстают и мягко ложатся на палочку запястьем вниз. Сразу нужно проверить, чтобы локти не торчали из-за корпуса и не вытягивались вперёд, все пальцы лежали сверху на станке, а подмышками был воздух. Руки должны лежать на уровне плеч.

Позиции ног лучше разучивать у станка и в выворотном положении с переходом через battement tendu и в таком порядке: I, II, III, V и IV, как наиболее сложная.

 

I позиция – ступни ног, соприкасаясь пятками, развёрнуты носками наружу, образуя прямую линию на полу. 

 

II позиция – сохраняется прямая линия I позиции, но пятки выворотных стоп находятся друг от друга на расстоянии длины стопы.

 

III позиция – ноги сохраняют выворотное положение, только впереди стоящая нога закрывает на половину сзади стоящую, т. е. передняя пятка закрывает заднюю.

 

V позиция – ноги выворотно стоят плотно друг к другу, так что пятка одной ноги соприкасается с носком другой ноги.

 

IV позиция – ноги сохраняя выворотность и положении V позиции, стоят параллельно друг другу на расстоянии стопы.

 

Классический экзерсис у станка

Прежде чем приступить к изучению движений у станка, нужно объяснить детям понятие опорной ноги и рабочей.

Опорная нога – это нога, на которую в момент исполнения движения приходится тяжесть тела.

Рабочая нога – нога, которая находится в движении. 

 

О.Н. – Опорная нога

И.П. – Исходное положение

Л.Н. – Левая нога

П.Н. – Правая нога

I-II-III-IV-V-VI- Позиции ног

I-II-III – Позиции рук.

 

  1. Releve – от фр. relever – поднимать.

Есть 2 варианта подъёма на высокие полупальцы:

  1. с натянутыми коленями;
  2. с plie.

Это движение развивает силу ног и готовит к прыжкам и исполнению движений на полупальцах.

 Примеры комбинаций.

  • Исходное положение: ноги вместе, руки в подготовительном положении.

Муз. размер 1т. 4/4

Preparation 4/4 – положить руки на станок.

1 такт – 2 такт

1и 2и – releve, постепенно отрываем пятки от пола, поднимаясь на высокие полупальцы;

3и 4и – сдержанно спуститься вниз, сохраняя подтянутость корпуса, колен и ягодиц;

3 такт

1и 2и – releve;

3и 4и – пауза;

4 такт

1и 2и – стоим на высоких полупальцах;

3и 4и – сдержанно спуститься вниз, раскрыть ноги в I позицию через перекат на пятки.

Всё повторить по I, II и III позициям, переход в которые осуществляется через battement tendu. 

В выротных позициях нужно проследить: за натянутостью ног и при подъёме и при опускании, за выворотность ног, особенно при подъёме подавать пятки вперёд, а опускаясь их сдерживать.

  • Исходное положение: ноги вместе, руки в подготовительном положении.

Муз. размер 1т. 4/4

Preparation 4/4 – положить руки на станок, сесть в demi – plie 

1 такт

1и 2и – вытянуть колени;

3и 4и – releve;

2 такт

1и 2и – опустить пятки на пол, колени натянуты;

3и 4и – demi – plie 

 

Сначала нужно разделять все положения, а в дальнейшем всё делается слитно или со вскоком на полупальцы и сдержанным опусканием на пятки. Также releve готовит деток к прыжкам и вырабатывает пружинку в ногах, которая необходима при приземлении

  • Demi – grand plie  муз.размер 4/4 

Plie – это складывание, сгибание, здесь – приседание.

Demi – plie – полуприседание, которое развивает выворотность, эластичность суставов. Это очень важное движение, т. к. все прыжки начинаются и заканчиваются plie. 

Demi – plie изучают по I, II, III, V поз. лицом к палке, во всех позициях пятки плотно прижаты к полу. За этим надо внимательно следить, т. к. именно удерживая пятки на полу, прекрасно развивает сухожилия и связки голеностопного сустава. Сгибание и разгибание ног происходит в трёх местах  тазобедренном, коленном и голеностопном.

И.П. – Ноги в I позиции, на вступлении положить руки на станок

1 — 2т. Demi – plié по I позиции

3 — 4т. Releve I позиции

5 — 8т. Grand plié по I позиции 

На «3и4и» — battement tendus в сторону на II позицию

9  – 10т. Demi – plié по II позиции

11 – 12т. Releve II позиции

13 -16т. Grand plié по II позиции

На «3и4и» вытянуть Р.Н. и сделать rond вперед в IV позицию

17 — 18т. Demi – plié по IV позиции

19 – 20т. Releve IV позиции

21 – 24т. Grand plié по IV позиции

На «3и4и» вытянуть Р.Н. и закрыть в V позицию ч/з battement tendus

25 – 26т. Demi – plié по V позиции

27 -28т. Releve V позиции

  1. -32т. Grand plié по V позиции

 

  1. Battement tendu – от фр. battement – биение, tendu – натянутый  – натянутые движения, вырабатывают натянутость всей ноги в колени, подъёме и пальцах, развивая силу ног. В начале изучают лицом к палке в сторону, так как при этом легче правильно воспитать и воспринять выворотность.

Battement означает в танцевальной терминологии отведение и привидении ноги. Он характеризуется скользящим отведением выворотной ноги из I, III, V позиций. Отводя ногу в сторону, слегка надавить на пол пяткой работающей ноги, как бы поглаживая его. Достигнув предельной точки II позиции ног, стараться как можно выше поднять пятку от пола и выдвинуть её вперёд, а пальцы ног слегка оттянуть назад. Мышцы ноги и колено напряжены, и вся нога выворотна от паха. Нельзя упираться пальцами в пол и подшибать их. 

Battement tendu вперед, в сторону, назад муз.р. 2/4

Исходное положение: I поз., лицом к палке, корпус подтянут, колени сильно вытянуты

1т.  Battement tendus вперед

2т. Battement tendus вперед с demi plié на О.Н.

3т. Battement tendus в сторону 

4т. Battement tendus в сторону с demi plié на О.Н.

5т. Battement tendus назад 

6т. Battement tendus назад с demi plié на О.Н.

7т. Battement tendus в сторону 

8т. Battement tendus в сторону с demi plié

  • Battement tendus jete 2/4 16т. 

 

Battement Tendu Jeté (от фр. Jeter — «бросать, кидать»). Элемент, очень похожий по технике выполнения на Battement Tendu. Единственным отличием является добавление поднятия ноги на 45 градусов. Однако обучение данному движению начинается с поднятия ноги на 25 градусов. Нога при помощи взмаха отрывается от пола и задерживается в таком положении. Battement Tendu Jeté также является отличным тренировочным элементом и выполняется у балетного станка. Развивает точность, изящность ног и мышечный корсет. Battement Tendu и Battement Tendu Jeté выполняются из первой или пятой позиции.

 

1т. 2т. — Battement tendus jete вперед

3т. 4т. — Battement tendus jete в сторону

5т. 6т. — Battement tendus jete назад

7т. 8т. — Battement tendus jete в сторону

9т. 16т. Повторить 

  • Rond de jambe par terr en dehors en dedans 3/4  

Rond de jambe par terr – означает «круг». Из I позиции Р.Н. приемом Battement tendus отводится вперед в IV позицию, затем, непрерывно двигаясь носком по полу через II позицию назад и в I позицию. Такое направление движения ноги называется en dehors (наружу), если же нога движется в обратном направлении en dedans (внутрь). 

  • Положение ноги на coup-de-pied.

Coup-de-pied – это положение рабочей ноги на щиколотки опорной ноги спереди или сзади. Положение ноги на coup-de-pied применяется с ряде упражнений как классического, так и характерного танцев.

Coup-de-pied  спереди: стопа р. ноги, при сильно натянутом подъёме обхватывает щиколотку опорной ноги так, что пятка находится впереди, а сильно вытянутые пальцы отведены назад.

Coup-de-pied сзади: стопа р.ноги прикасается пяткой к щиколотке опорной ноги сзади, под икрой, оставляя подъём и пальцы сильно вытянутыми на воздух.

Есть ещё условное coup-de-pied – стопа р. ноги касается щиколотки опорной впереди вытянутыми пальцами.

Проучивается положение coup-de-pied из I или III позиций.

В случае проучивание из III позиции р. нога сразу идёт в положение coup-de-pied условного или сзади, а из I позиции удобно проучивать coup-de-pied спереди.

  • Passé retire.

На этом движении можно проучить сразу coup-de-pied, и положение ноги у колена, а также  подготовить детей к такому движению, как battement developpe.

Исходное положение: лицом к станку, III позиция.

Музыкальный размер 4/4

1 такт

Р.нога поднимается в положение условного coup-de-pied? Скользя по опорной ноге. Стопа предельно натянута, а пятка тянется вперёд, колено смотрит в сторону. Ягодицы зажаты, корпус подтянут.

2 такт

Р.нога продолжает скользить по опорной ноге, усиливая выворотность в тазобедренном суставе, т. е. открываем колено ещё больше в сторону и зажимая ягодицы. Зафиксировать положение у колена и ни в коем случае не прикладывать всю стопу к опорной ноге и не спускать бедро.

3 такт

Не отрывая пальцев р. ноги от опорной, опускаем р. ногу на coup-de-pied сзади. Здесь важно не расслаблять ягодицы и держать колено в сторону.

4 такт 

Поставить рабочую ногу в III позицию назад, и проверить корпус.

  • Grand battement jete.

Большой бросок, который развивает силу и лёгкость ног. Исполняя  grand battement jete важно проследить за р. ногой, которая открывается по всем правила  battement tendu, делает резкий бросок наверх без помощи корпуса и сдержанно спускается вниз, возвращая ногу в позицию. Во время броска необходимо следить, чтобы опорная нога была бы выворотна, вытянута и неподвижна.

    Изучается он из I позиции, лицом к палке  в сторону и назад, и спиной к станку, когда проучиваем grand battement вперёд. Вначале исполняется не менее 8ми раз в каждом направлении (раздельно), а потом по 4 крестом.

Исходное положение: I позиция, лицом к станку.

Музыкальный размер 2/4, характер муз. сопровождения бодрый.

1 такт

1и —  резкий бросок пр. ногой в сторону;

2и – сдержанно спустить на носок;

2 такт

Закрыть р. ногу в позицию через battement tendu

 

Заключение.

 

Данная методика и упражнения, которые здесь описаны, помогли мне, развить в детях понимание того, что они делают, а главное для чего. На занятии главное объяснить и увлечь ребёнка за собой. В этом возрасте дети очень эмоциональны и любопытны и нужно этим пользоваться, объясняя каждое движение по особенному, пропуская всё через своё тело