автор: Семенова Светлана Геннадьевна

Воспитатель МАДОУ детский сад №9 «Сказка»

Занятие по математике (подготовительная группа)

Занятие по математике

(подготовительная группа)

Цели: Ввести понятия : «прямая линия» , «кривая» , « изломанная». Продолжать развивать представление о том , что считать предметы можно в любом направлении , но надо не пропустить ни один предмет , и ни один не сосчитать два раза. Упражнять в счете предметов , расположенных по разному , закрепить знания об образовании числа 10 и навыков счета в пределах 10. Учить узнавать узор по описанию , составленный из геометрических фигур. Развивать умение наблюдать , анализировать , сравнивать.

Материал : карточки с цветами, бабочки из бумаги для счета , карточки с изображением геометрических фигур , мелкий счетный материал.

Словарь : прямая линия , кривая , изломанная.

Воспитатель приглашает детей на математическую поляну. Предлагает посчитать елочки , которые «растут» в ряд на столе (8 штук). Затем добавляем по одной , число елочек доводим до 10 . Затем считают елочки справа на лево. Отмечают , что количество не изменилось .Обращает внимание детей на цветы , которые растут по кругу. Посчитать цветы . Каждый раз счет начинается с другого цветка  . Сделать вывод , что количество не изменилось в независимости от того с какого цветка начинается счет. 

Работа за столами с карточками : сосчитать количество цветов на карточках и положить столько бабочек на цветы , чтобы было на одну меньше , чем цветов. Вопрос : что надо сделать чтобы цветов и бабочек стало поровну? (добавить еще одну бабочку).

Воспитатель : молодцы !Вы хорошо справились со своим заданием , а сейчас я вам расскажу сказку. Слушайте…

Жила была проволочка. Лежала она себе на дорожке , а мимо пробегали звери , пролетали птицы , но никому из них проволочка была не нужна. И они не замечали проволочку.

Однажды лесной учитель Сова летела на урок и увидела проволочку. Решила она взять ее с собой на урок, чтобы объяснить своим ученикам , что такое прямая.

Прилетела Сова , показала свою находку ученикам .Эта проволочка похожа на прямую линию. Только прямая линия не имеет ни конца ни начала, она бесконечна продолжается во все стороны, у нее нет ни изгибов , ни углов. Что похоже на прямую? (ответы детей). 

-Электрические провода! Рельсы! Асфальтированная дорога!

Сова взяла проволочку и сделала несколько изгибов.А теперь на что похоже ?- спросила она.

На волны на рек !- ответила сорока , которая как раз возвращалась с реки.

-На тропинку в нашем лесу, -сказал ежик.

-На меня!-гордо заявила ярко-зеленая гусеница.

— На меня, сказал черный блестящий уж.

Молодцы! Похвалила Сова.И еще эта проволочка похожа на линию, которую так и называют –кривая. Видите, у нее есть изгибы. 

-А можно сделать из проволочки другую лини , закричали ученики.

Сова несколько раз резко  перегнула проволочку так что получились острые углы. Такая линия называется ломаная, — объяснила она.

Да, как будто кто-то сломал ветку дерева , и получился вот такой излом,- сказала белочка.

Такой излом называется « угол» , -пояснила Сова.

Это угол похож на крыши домов , которые строят люди, заявил дрозд.

_И на забор!

-И на чьи-то острые зубы , прошептал зайчонок.

-На молнию на небе, когда гроза, -сказал лисенок.

-Видите , какой полезной оказалась простая  проволочка , -сказала Сова. Мы ее спрячем , она нам еще пригодится. А теперь перемена.

Физминутка

Прогулка в лесу

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики погрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

Дружно хлопнем1-2-3-4-5,

Надо нам букет собрать.

Раз присели, два присели, 

В руках ландыши запели.

Вправо звон:

Динь-дон!

Влево звон:

Динь-дон!

На нос села пчела .

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи.

Посчитаем их мы 1-2-3-4-5

Убежали опять!

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягодки собрали

1-2-3-4-5,6-7-8-9-10

Ох, как ягодки вкусны!

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Воспитатель: Посмотрите, что за дом, кто живет, ребята , в нем?( дети высказывают предположения).

-Эй, открой нам дверь, хозяин. Кто ты? Мы тебя не знаем. А за дверью тишина. Вдруг негромкий, хриплый бас…

Голос из домика: «Кто вы, да и сколько вас?»

Воспитатель: нас…. Мальчиков и …..девочек.

Голос из домика: Что вам  надо ?

Воспитатель : Мы увидели домик и решили посмотреть кто здесь живет.

Голос : отдерните шторку и увидите.(отдергивают и видят паука в паутине).

Паук : Зачем вы меня разбудили , за это я вас запутаю в паутине.

Воспитатель : подожди паук. Мы не хотели сделать тебе ничего плохого, не хотели тебе мешать.

Паук : ну , ладно. Я вам задам задачи, если правильно решите, я вас не буду запутывать паутиной , а если нет , то берегитесь. Около домика вы найдете конверт в нем задания. 

Дети находят конверт, в нем карточки с узором из геометрических фигур , задачи в стихах:

  1. Три пушистых кошечки

       Улеглись в лукошечке.

  Тут одна к ним прибежала.

  Сколько вместе кошек стало.

  1.   Возле грядки две лопатки,

        Возле кадки три лопатки

        Все лопатки сосчитать!

        Сколько будет?

         Ровно……

  1.    Три больших, три маленьких

    Маленьких, удаленьких-

    Целая семья опят.

    Сколько их на пне сидят?

Паук: Ну, что же, молодцы! Я доволен, за это я вас угощу. А теперь я пошел спать, закройте штору и не мешайте мне отдыхать.

Воспитатель: сегодня мы совершили небольшую прогулку на математическую поляну. А теперь пора вернуться в детский садик.