автор: Сеничева Людмила Николаевна

воспитатель ГБДОУ детский сад № 116 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Веселый алфавит»

Технологическая карта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Веселый алфавит»

 

Группа, возраст Старшая, 5-6 лет
Тема «Веселый алфавит»
Форма организации Игра-развлечение
Оборудование Мультимедийный проектор, экран, компьютер, набор карточек с буквами, алфавит, стаканы с цветной водой, планшеты для конструирования букв, листы бумаги, изображение жирафа, зеркало, «шапка-невидимка».
Предварительная работа Чтение художественной литературы; проектная деятельность «В мире звуков»; дидактические и развивающие игры «Для умников и умниц», «Парочки», «Цепочки слов», «Буква потерялась»; подвижная игра «Угадай, чей голосок»; рисование «Веселый алфавит».
Цель Стимулировать интерес к чтению, создавать эмоционально-положительный настрой у детей для развития умений, навыков и применения их в новых условиях и самостоятельной деятельности.
Задачи
  • формировать предпосылки к овладению грамотой, развивать фонематическое восприятие;
  • развивать умение четко произносить звуки родного языка, определять присутствие на слух того или иного звука в слове, умение определять первый  звук в слове;
  • развивать умение соотносить звук и букву, называть их правильно;
  • развивать умение определять букву по ее элементам, запоминать графический образ буквы;
  • развивать мышление, память, внимание, восприятие через различные игровые приемы и упражнения;
  • воспитывать желание работать вместе, помогать друг другу.
Содержание организованной (совместной) деятельности
Этапы Действия воспитателя Действия детей
Подготовительный 

Сообщение темы. Проблемная ситуация. Мотивация деятельности.

Постановка цели.

Здравствуйте, ребята. Я хочу рассказать вам одну историю, которую услышала от наших игрушек утром. Они говорили, что все буквы в нашем алфавите сильно поссорились, потому что не могли решить, кто же из них самый главный. Буква я кричала, что она не просто буква, а целое слово, поэтому нет ее важней, но остальные спорили с ней и кричали, что они важнее. Наконец все поссорились и убежали в разные стороны.

Надо что-то делать, выручать их и возвращать их домой. 

Как вы считаете?

А как вы думаете, кто главный в алфавите?

Я тоже с вами согласна. Все важны и очень нужны. Давайте вместе найдем буквы, вернем их в алфавит и объясним им, что ссориться не надо, нужно жить мирно и помогать друг другу, тогда всем будет весело и интересно. 

Дети сидят за столами.

Ответы детей.

Дети предполагают, что все очень важны, потому что у каждой буквы своя роль.

Основной Итак, с чего же нам начать? По-моему, я слышала от совы, что они побежали в сторону леса. Я думаю, нам потребуются помощники. Ведь у нас есть волшебная палочка, как в сказке (воспитатель показывает стилус мимио приставки и включает мимио презентацию, где появляется изображение леса с совой). Давайте внимательно посмотрим на экран и попробуем отыскать буквы, они играют с нами в прятки, но нам поможет «волшебная палочка и наша смекалка. Кто увидит букву, берет ее и выводит на тропинку.

Давайте вместе назовем буквы, которые мы нашли.

Как можно назвать их одним словом? Совершенно верно, это гласные, потому что они обозначают гласные звуки, при произнесении которых воздух выходит свободно и не встречает никаких преград на пути.

А если эти гласные встанут рядом с согласными, то как мы будем произносить согласные звуки: твердо или мягко?

Но мне кажется, что не хватает еще одной гласной буквы, которая указывает на твердость согласного звука.

Какой буквы не хватает?

Вы знаете, я, наверное, догадалась, где она спряталась. Смотрите, (воспитатель достает карточку с изображением жирафа).

Кто это?

А как же в нем спряталась У?

Молодцы, совершенно верно. Давайте проверим (воспитатель проводит эксперимент с зеркалом и отражением в нем рисунка жирафа, все вместе выясняют, что поверхность пруда это то же зеркало, поэтому там отражаются предметы).

Кто может написать букву У на тропинке вместе с другими гласными?

А теперь проходите к своим столам, давайте эти буквы попытаемся крепко прижать резинками. У вас на столе по четыре карточки с изображениями предметов и четыре планшета с резинками. Ваша задача определить первый звук в названии каждого предмета и обозначить его буквой, а делать мы это будем при помощи резинок.

Молодцы, давайте буквы отнесем к алфавиту, положим их, чтобы они никуда не убежали.

А я хочу спросить вас, можем ли мы из этих букв составить какое-нибудь слово?

Правильно.

Давайте искать согласные. Есть  у меня шапка-невидимка, волшебная. Хотите увидеть? Мне ее сова подарила.

Но сначала давайте немного отдохнем и сделаем зарядку.

Физкультминутка.

Мы проснулись рано утром,

Потянулись бодро, шумно,

Чтобы сон прошел – зевнули, 

Головой слегка тряхнули.

Разбудил нас бег на месте, 

В ванну побежали вместе.

Умывались и плескались, 

Зубы вычистить пытались.

Причесались аккуратно,

Приоделись все опрятно.

Не хотим мы больше спать, 

Будем весело играть.

Смотрите, вот у меня шапка-невидимка (воспитатель достает оттуда листы белой бумаги). Сейчас мы попробуем провести еще один эксперимент и найти буквы, которые здесь спрятались. Для этого нам потребуется цветная жидкость и кисти. Нам нужно поверхность листа в рамке закрасить и посмотреть, что получится.

В рамке проявляются согласные буквы Л, М, Н, Р.

Что у вас получилось? 

Какие, назовите их? 

Как одним словом можно их назвать? (Дети могут называть буквы кратким именем, то есть, так как они звучат).

А можно из согласных составить слово?

Почему?

Хорошо. Проходите к экрану (воспитатель открывает новый слайд). Сейчас мы поиграем. Вы по очереди открываете звездочку, читаете слог под ней и находите на картинке слово, которое начинается с этого слога.

Молодцы, посмотрите, как хорошо все у нас получилось. Все буквы встали вместе и у нас получились слоги и даже целые слова. А самое главное никто не ссорится.

Давайте искать остальные буквы. Ой, а время наше заканчивается. Что же делать?

Давайте их позовем дружно, вдруг они вернутся.

Буквы выходите, нам без вас никак нельзя! Вы наши помощники, и все очень нужны.

Буквы возвращаются.

Вот видите, все буквы вернулись на свои места. Какие вы молодцы, помогли буквам. Но мы еще обещали им показать игры-мирилки. 

Дети предполагают, кто или что это может быть.

Дети подходят к экрану и поочередно находят буквы (А, О, Ы, Э).

Гласные.

Твердо.

У

Жираф

Дети вспоминают стихотворение: Жираф так сильно удивился, когда в пруду воды напился. Он в этом маленьком пруду вдруг увидел букву У.

Желающий ребенок пишет букву.

Дети конструируют букву. 

Нет, не хватает согласных.

Да.

Дети выполняют движения, сопровождая словами.

Дети садятся за столы, берут листы бумаги, кисти и стаканчики с краской, закрашивают лист.

Буквы.

Л, М, Н, Р

Согласные

Нет.

Нужны гласные.

Дети выполняют задание.

Дети предлагают свои решения проблемы.

Дети зовут буквы.

Дети показывают игры в парах.

Заключительный

Саморефлексия.

Ребята, вы довольны, что помогли буквам?

Помните, мы с вами превращали буквы в веселых человечков или животных. Давайте, каждый из вас сейчас выберет для себя еще одну карточку с буквой и превратит ее во что или в кого-нибудь и у нас появится веселый алфавит.

Дети выбирают карточки с буквами.