автор: Сенченкова Людмила Ивановна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №87 Приморский район г. Санкт-Петербург
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Перелётные птицы» для детей подготовительной группы
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Перелётные птицы» для детей подготовительной группы
Цель: закрепить у детей представления о перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о характерных признаках весны;
- Закрепить представления детей о перелётных птицах;
- Закрепить названия птиц, их внешние признаки, образ жизни;
- Активизировать словарь по теме;
- Упражнять в образовании существительных, сложных прилагательных, глаголов.
Развивающие:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, умение выполнять движения в соответствии с текстом;
- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление;
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы;
- Воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение к птицам;
- Воспитывать самоконтроль за речью;
- Воспитывать умение участвовать в совместной игре.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа: грачевник.
Оборудование: персонаж – грач (ребёнок), предметные картинки перелётных птиц, разрезные картинки перелётных птиц (на каждого ребёнка), муляж скворечника, мяч, аудиозапись «Голоса птиц», мольберт.
Предварительная работа: беседа с детьми о перелётных птицах, лепка по теме, раскраски, загадки, стихи, чтение экологической сказки: «Как скворец себе дом выбирал», рассказ воспитателя о возвращении перелётных птиц с юга, почему их называют перелётными, наблюдения, д/и «Птицы».
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход НОД:
Дети стоят полукругом:
Воспитатель:
Я всех ребят приглашаю в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями, передавая из рук в руки вот это волшебное сердечко, которое прислала нам фея Любви. С её помощью мы сегодня станем сказочными волшебниками. Разрешите мне первой сказать свои пожелания вам: «Желаю счастья и добра, всем детям с самого утра!»
А сейчас я передаю сердечко Ксюше. Что ты пожелаешь своим друзьям Ксюша?
Дети передают друг другу «волшебное сердечко» и произносят свои добрые пожелания.
– Я желаю всем здоровья… Я желаю всем радости (веселья, доброты, солнечного дня, весёлых игр, хорошего настроения, хорошей погоды, улыбок, чтоб все ходили в детский сад, дружбы, что б никто не огорчался, что б никто не ссорился) и т.д.
-Молодцы, ребята. Мы с вами услышали столько много хороших слов, искренних и тёплых пожеланий! И они обязательно сбудутся, потому что вы – друзья и говорили пожелания от всего сердца.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
– Назовите мне приметы весны.
– Кто возвращается к нам весной из тёплых краёв?
Дети: Птицы
Воспитатель: почему птиц называют перелётными?
– Что умеют делать перелётные птицы? (ходить, летать, клевать, пить, прыгать, приземляться, клевать, высиживать птенцов, строить гнёзда, кормить птенцов, высиживать яйца, защищать свои гнёзда).
– Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети отвечают с опорой на наглядность (выставлен иллюстрированный материал, изображающий птиц: грач, ласточка, трясогузка, аист, цапля, кукушка, соловей, жаворонок).
Основная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех птиц назвали. А теперь загадка для вас:
Прилетает он весной,
Чёрный, важный… не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что-то вроде слова врач…
Да не врач, а птица – … (грач)
Прилетает грач (звучит аудиозапись грача)
Грач: Гра-гра, здравствуйте дети. Узнали меня? Я грач, важная птица, я клюю червяков, спасаю от вредителей поля и огороды. Я очень проголодался, пока летел к вам, накормите меня.
Воспитатель: Ребята, чем мы накормим грача?
Дети: (червяками).
Воспитатель: Иди Маша, дай грачу еду.
На наборном полотне выставлены изображения перелётных птиц. Рядом на столе лежат картинки, изображающие корм птиц (насекомые, лягушки, рыба, мухи, комары).
Грач: Гра, накормили вы меня, спасибо. Накормите и моих друзей, перелётных птиц.
Игра «Накормим птиц»
Дети подставляют нужные картинки к каждой птице: грач – червяк, кукушка – мохнатая гусеница, скворец – гусеница, ласточка – муха, мошка; трясогузка – стрекоза; цапля – рыбка; аист – лягушка и т.д.
Грач: Гра, гра! Накормили меня и моих друзей. Спасибо!
Воспитатель: Грач, хочешь с нами поиграть в игру «Один-много»?
Грач: да, хочу.
Воспитатель: тогда вставай с ребятами в круг.
Грач-много грачей, птенец-много птенцов, перо-много перьев, хвост-много хвостов, крыло-много крыльев, червяк-много червяков, гусеница-много гусениц, муха-много мух, комар-много комаров, ветка-много веток, кукушка-много кукушек, скворец-много скворцов, соловей-много соловьёв, жаворонок-много жаворонков, аист-много аистов, трясогузка-много трясогузок, цапля-много цапель, ласточка-много…, крыло-много…, лапа-много…
Воспитатель: молодцы, ребята! Всё правильно ответили.
Игра «Узнай птицу»
Грач: а я для ребят приготовил задание (разрезные картинки птиц на каждого). В конверте лежат картинки, пока я летел к вам, они все рассыпались. Нужно сложить их и узнать, что за птица прилетела к вам на занятие.
Воспитатель: ребята, садитесь за столы и открывайте конверт, посмотрим, что за птицы к нам прилетели.
Воспитатель: как вы быстро справились с заданием. Умницы!
– Ребята, скажите мне пожалуйста, а где живут птицы? У них есть дом?
Дети: (ответы) гнездо, скворечник
Воспитатель: правильно, птицы живут в гнёздах. А из чего они их строят?
Дети: из соломы, веточек, листьев, травы, пуха, перьев
Воспитатель: правильно, умнички!
Сейчас я вам раздам картинки с птицами их нужно побыстрее отправить высиживать птенцов в своих гнёздах.
Теперь немножко отдохнём. Встаньте перед стульчиком. Я хочу, чтобы вы запомнили как можно больше перелётных птиц. И в этом нам поможет стихотворение, которое мы расскажем с помощью пальчиков и картинок.
К нам весной тепло вернулось,
Солнце в небе улыбнулось.
Возвратились наконец:
Грач, кукушка и скворец.
Гуси, лебеди, чижи.
Утки, ласточки, стрижи.
А последний дрозд,
Длинный, серый хвост.
Воспитатель: (спрашивает грача) Скажи, грач, тебе понравилось, как дети рассказали о перелётных птицах?
Грач: гра, гра, очень понравилось. А сейчас мне пора улетать в свой грачиный город. Он называется грачевник. Сяду в своё гнездо, буду птенцов высиживать. Гра, гра, до свидания.
Грач улетает (включить аудиозапись крика грачей).
Воспитатель: вот и улетел грач.
Итог
Воспитатель: Наше занятие заканчивается, и я хочу спросить у вас, понравилось оно вам?
Ответы детей.
Заключительная часть
Воспитатель: о ком мы сегодня говорили на занятии?
Что больше всего вам понравилось?
Вы все молодцы, старались, отвечали на вопросы. И для вас есть один маленький сюрприз. Грач, когда улетал, попросил меня его вам показать. Давайте посмотрим.