автор: Сердюк Анна Владимировна

учитель МОУ гимназия № 9 г.Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края

Пушкинский вечер.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 9

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

План-конспект  воспитательного мероприятия

« Пушкинский вечер»

для учащихся 3 класса

Номинация: сценарий школьного праздника.

                                                                                                                   

Учителя начальных классов

Высшей квалификационной категории

Сердюк Анны Владимировны

2018-2019 учебный год

Тема «Пушкинский вечер»
Дата и место проведения 20.12.2018г. 18.00ч. МОУ гимназия № 9
класс 3 Б
Цель  Воспитание у учащихся любви к Родине, русской поэзии, чувство гордости за свой народ, уважение к его культуре, воспитание патриотических чувств на примере произведений А.С. Пушкина.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов: -Воспитание любви к Родине, поэзии, классической музыке;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие патриотических чувств, уважения к истории России, эмоционально-нравственную отзывчивость;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, творческие продукты.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Учить формулировать проблему, осуществлять библиографический поиск, самостоятельно извлекать необходимую информацию о биографии А.С. Пущкина, выделять основную и второстепенную информацию. Учить формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий по организации  воспитательного мероприятия, распределять роли и функции совместной проектной деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Развитие умения слушать и слышать собеседника, вести продуктивный диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её, соблюдать правила русского этикета.
Методы и приёмы: Проектный метод (долгосрочный проект) :

  1. определение темы, выбор цели, составление плана действий;
  2. поиск, сбор, анализ информации;
  3. подготовка и защита проекта (праздник);
  4. Анализ результатов проекта (праздника).

Практический метод: работа с текстом произведений А.С. Пушкина, биографией писателя;

Игровой метод: перевоплощение, театральная импровизация.;

Наглядный метод: показ видеоматериалов, презентации.

Приёмы: самостоятельной работы, коллективной работы, поиск и структурирование  информации.

Роль учителя: организационная
Роль родителей: — Помощь детям в изготовлении костюмов соответствующих эпохе.

— чтение стихов А.С. Пушкина (по выбору 3 человека).

— Роль цыганки ( костюм, произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 2 мешочка для гадания (будущее, прошлое).

Оборудование Мультимедийное оборудование, презентация к уроку, оформление доски: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации из сказок А.С. Пушкина; подсвечник; выставка книг А.С. Пушкина,  музыкальное сопровождение: Г.Свиридов «Романс», П.И. Чайковский « Вальс цветов».
Литература: 1. И. Бражнин. Ликующая муза. Западно-сибирское  книжное издательство. 1974.

2. С.И. Мерзлякова, Г.А. Струве. Музыкально-литературный материал для детей 8-10 лет. М., ТЦ «Сфера» — 2004г.

3. А.С. Пушкин .Полное собрание стихотворений. – М., 1987.

4. http://narodstory.net/skazki-pushkin.php?id=7

 

                                                                                                           

                                                                                                       Ход мероприятия:

Внеклассное мероприятие представляет собой долгосрочный проект, продуктом которого является праздник «Пушкинский вечер». Подготовка к мероприятию включала в себя: выбор темы, постановку цели, сбор, обработка информации о творчестве А.С. Пушкина, анализ информации, организацию выставки книг А.С.Пушкина, организацию конкурса рисунков в пределах классного коллектива по произведениям Пушкина, распределение ролей, подготовка костюмов, разучивание танца « Мазурка».

Этап мероприятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Самоопределение к деятельности Вступительное слово, представление гостей:

Добрый вечер, друзья!

Итак, начинаем!

На Пушкинский бал

Вас всех приглашаем.

Дети, в нарядах соответствующих эпохе 19 века,  парами входят в зал под марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Гости-родители приветствуют детей.

Коммуникативные,

регулятивные

Актуализация 1 вед:

-Добрый вечер, дорогие друзья! Нам выпала высокая честь быть ведущими Пушкинского вечера.

2вед:

— Очень приятно видеть вас всех в этом прекрасном зале, на Пушкинском вечер!

Ученик 3.

Поэт – доподлинный поэт –

Готов воспеть любой предмет.

Весь белый свет

(и тьма, и свет),

Восторг и гнев,

Любовь и скука,

Жизнь, смерть,

Свидание, разлука,

Мышиный писк,

Борьба стихий,

Трагедия и анекдот –

Всё в дело у него идёт,

Всё превращается в стихи!

Ученик 4:

Он воспевает всё, что видит,

Что любит или ненавидит.

А то чего на свете нет

(И, слава богу, не бывает), —

Ещё охотней воспевает!

1 вед.:

-Поэты пишут, творят и рассказывают нам только о том, о чём поёт душа, о чём болит и страдает сердце, о том, что тревожит и восхищает ум.

2 вед.:

-Есть в России такой поэт, который своим творчеством сумел затронуть душу каждого человека – это Александр Сергеевич Пушкин.

Любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся ближе, дороже, нужнее (слайд 1)

коммуникативные
Организация взаимодействия учителя,учащихся -Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, побываем на великосветском балу, будем рукоплескать знаменитым певицам, насладимся поэзией Пушкина. 2 вед:

-Бал – это невероятно важное событие в жизни человека 19 века. Основным элементом бала были танцы (слайд 2)

1 вед:

— Обучение танцам начиналось рано – с 5-6 лет. Пушкин начал учиться  танцам уже в 1808 году. Вместе с сестрой он посещал детские балы, которые были организованы в основные праздники: Новый год, масленицу. Иногда  бывало, что юные девушки танцевали с настоящими кавалерами, а молодые люди танцевали со взрослыми дамами.

2 вед:

-Таким образом, происходило обучение в танцах, в знании этикета, в умении поддержать беседу.

Просмотр видео отрывка  из произведения Толстого «Война и мир» (Бал Н.Ростовой).

1 вед:

-Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда дворяне возвращались из своих усадеб.

— Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнения – там её увидят в красивом бальном платье, она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она грациозная и лёгкая…» В ней всё гармония, всё диво» — писал Пушкин о юных красавицах. А сейчас всех наших  юных красавиц просим на дефиле. ДЕФИЛЕ девочек (девочки по музыку демонстрируют наряды, соответствующие эпохе 19 века)
-Важным элементом женского гардероба являлся веер. Хоть веер находился в руках женщины, знать все тонкости языка должен был мужчина. Это был тайный язык влюблённых.

Если собеседник просит веер, то ему следует подать его верхним концом, что означает не только симпатию, но и любовь.

Для отказа  веер подают нижним концом веера.

1 вед:

-Но какие же танцы в то время были в моде?

 2 вед.:

-Узнаем, если правильно соберём  название танца

( на экране поочередно открываются ответы: поло-нез, мазу – рка, ва-льс, га-лоп, кад-риль, кати-льон)

Все дети и гости отгадывают название танцев.

-Вот такие танцы были в то время.

А каким же танцем бал открывали?

Каким продолжали?

Каким закрывали?

Вам выстроить все танцы по порядку

Помогут рифмы и загадки:

Ведущие  читают загадки:

1. Полон сказочных чудес

старинный танец (ПОЛОНЕЗ)

2.Назову сейчас для вас

Я прекрасный танец (ВАЛЬС)

1. Топ да топ, топ да топ-

Это начался (ГАЛОП)

2.Любит даже Мурка

Когда звучит (МАЗУРКА)

1.Умеют Эдик и Эмиль

Красиво танцевать (КАДРИЛЬ)

2.Танцем – шуткой назван он

Славный танец (КАТИЛЬОН)

Познавательные, коммуникативные
-Молодцы! Всё верно отгадали,

Порядок танцев на балу узнали. У нас сегодня свой маленький бал,

я думаю, Пушкин бы с нами сплясал

Танец ребята исполнят  сейчас,

И очень просят  поддержки у вас!

-После полонеза следовал вальс.

-На балах нередко блистали поэтическим творчеством.

Все дети исполняют  танец «Мазурка» в парах.

Вед.1:

-Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой,

Кружиться вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой.

Вед.2:

-Кружатся дамы молодые, не чувствуя себя самих;

Драгими камнями у них горят уборы головны…

Вальс в исполнении Ульяны и Максима.

Ученики исполняют стихотворения А.С. Пушкина.

Ведущий 1:

-стихотворение А. С. Пушкина про ночь прочтёт ученик 6:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо.

Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Чуть трепещут

Сребристых тополе листы.

Луна спокойно с высоты

Над белой церковью сияет

И пышных гетманов сады,

И старый замок озаряет.

И тихо, тихо всё кругом…

Ведущий 2:

-Хорошо знакомы с творчеством А.С. Пушкина и наши родители, ребята. Послушаем стихи, которые сейчас прочтут наши гости (подготовленные заранее родители поочерёдно читают стихи А.С. Пушкина  по собственному выбору ( 3 человека).

Ведущий 2:

-Весёлое стихотворение  прочтёт ученик 7:

-Колокольчики звенят,

Барабанчики гремят,

А люди – то, люди –

Ой, люшеньки — люли!

А люди – то, люди

На цыганочку глядят

А цыганочка – то пляшет,

В барабанчики – то бьёт,

И ширинкой алой машет,

Заливается – поёт:        

Регулятивные, личностные

Коммуникативные

Работа в группах

(дети)

Работа в группах

(дети и родители)

Заключительный этап.

Рефлексия.

-А так как  Цыганка у нас в гостях сегодня, без танца  мы её не отпустим. (Танец «Цыганочка»)

-Отлично цыганка танцевала, замечательная актриса, возьми наших ребят научи и в артистов их преврати (дети, участвующие в сценках по сказкам А.С. Пушкина, идут с цыганкой переодеваться)

— Про прошлое и будущее узнали. И дальше игру в фанты продолжаем.

-Балы нередко посещали знаменитые актрисы и певицы, встречайте, нашего гостя:

-Посмотрим, каких артистов привела нам цыганка. О, да к нам сам А.С. Пушкин пожаловал.

-Ребята, если считаете, что наш вечер удался, вы активно принимали участие, вам всё понравилось возьмите петушка жёлтого цвета, если что-то не удалось – красного.

(выходит цыганка)

Роль цыганки исполняет родитель:      

— «Я плясунья, я певица,

Ворожить я мастерица»

-Что было, что будет, скажу,

по «Евгению Онегину» ворожу!

( У цыганки два мешочка: на одном написано «Прошлое», на другом «Будущее». Она достаёт на листочках предсказания для детей и взрослых и читает)

Что было в прошлом Что будет в будущем
Ему не нравились пиры Порядок новый учредить
Он три часа, по крайней мере,

пред зеркалами проводил

Мы лучше поспешим на бал
Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье

Я вас хочу предостеречь
Ничто не трогало его И завтра то же, что вчера
Я был озлоблен Так величавы, так умны,

Так благочестия полны

В окно смотрел и мух давил Брожу над морем, жду погоды
Давал три бала ежегодно Увидеть чуждые моря
И был глубокий эконом Читаю мало, долго сплю
Всегда довольный сам собою И скоро – скоро бури след

В душе моей совсем утихнет:

Тогда – то я начну писать

Играть и прыгать не хотела Пора мне сделаться умней
Ей скучен был и звонкий смех И труд, и мука, и отрада
Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли всё.

Три дома на вечер зовут
Но в книгах не видал вреда Везде поспеть немудрено
Она езжала по работам Безмолвно буду я зевать
Солили на зиму грибы Блистательна, полувоздушна
Любили круглые качели Милее мне домашний круг
Писали в тайне вы стихи Тебя преследуют мечты
Никто меня не понимает Я верен буду старине
Уста лукавые не ели

И пеньем была заняты

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу

Цыганка исполняет танец.

Дети, участвующие в сценках по сказкам А.С. Пушкина, идут с цыганкой переодеваться)

Пока дети переодеваются, продолжается игра в фанты.

Вед.1 : Следующий фант, игра на музыкальном инструменте.

-На скрипке сыграет  Софья.

Вед 2:

— прочтёт  стихотворение «Гонимы вешними лучами…»  ученик 8:

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачнее леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей».

Педагог дополнительного образования исполняет романсы.

После исполнения романсов появляется цыганка в сопровождении группы учащихся, участвующих в сценках.

Ученик 9  в образе А.С. Пушкина  читает отрывок «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ».

Дети разыгрывают  сценки из сказки «Золотой петушок», « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», « Сказка о рыбаке и рыбке».

Вед. 2:

— А ещё на балах сочиняли,

В буриме или рифмы играли.

Зрителей делим на группы. Каждой группе даются рифмы. Ведущие  помогают сочинять детям стихи.

стихотворенье
удивленье
перо
окно
брюнет
поэт
лист
парашютист
венец
конец

Представители групп зачитывают получившиеся стихотворения.

Вед. 1:

-Но время нам пришло прощаться

В век 21 возвращаться

Расскажет  Аня нам сейчас

Для Пушкина «Осенний вальс».

Ученик 10:

«Осенний вальсок»

Слышишь, осенние дуют ветра,

Осень хозяйка встречает сама

Пушкинский бал сейчас в классе у нас

Пушкина любит наш второй класс.

Пушкина любит. Пушкина любит наш класс

Пушкин осеннюю пору любил.

Он сочинял, стихи миру дарил.

В каждой семье его книги живут,

С детства по жизни с нами идут,

Пушкина строки с нами по жизни идут.

Сказки прекрасные он написал,

О славном Гвидоне  нам всем рассказал,

О рыбке волшебной и петушке,

О жадном попе и умном Балде

Сказки чудесные Пушкин нам всем рассказал.

И завершая наш праздничный бал,

Верим что каждый много узнал.

Это в себе на века сохраним,

И помнить будем, что Пушкин дарил!

Пушкинский вечер светом нас всех озарил!

РЕФЛЕКСИЯ

Вед.2:

-Пушкинский вечер мы завершаем,

на память о нём сувениры вручаем.

вед. 2:

Пусть петушок из сказки о Дадоне

Верным сторожем станет для вас,

Чтоб сидел он у вас всегда смирно,

И кругом всё тогда будет мирно

(мудрец из сказки «Золотой петушок»угощает  детей леденцами в форме петушка. Леденцы красного и жёлтого цвета, каждый ученик сам выбирает цвет угощения, в соответствии с правилами рефлексии).

Регулятивные, коммуникативные, личностные

Коммуникативные, регулятивные

Регулятивные, личностные.