Автор: Скитченко Татьяна Валерьевна

педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества»

Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное обучение игре на гитаре»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования 

«Центр детского творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ГИТАРЕ» 

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 11-17 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

Автор программы: 

Скитченко Татьяна Валерьевна, 

педагог дополнительного образования

 

г. Надым, 2020 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 3
2. Учебный план 7
2.1. Учебный план первого года обучения  7
2.2. Учебный план второго года обучения 9
3. Содержание программы 9
3.1. Содержание программы первого года обучения 9
3.2. Содержание программы второго года обучения 13
4. Методическое обеспечение программы 14
5. Список литературы 15
6. Глоссарий 16
7. Календарный учебный график 19

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В каждом человеке природой заложено творческое начало, и рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Гитара-струнный музыкальный инструмент, один из самых распространенных в мире. Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы.

Решение задач музыкального образования учащихся требует от педагога дополнительного образования тщательного планирования работы и разработки программы, опираясь на педагогический опыт и творческое воображение. Только тогда можно последовательно и систематически развивать интересы и вкусы учащихся, их музыкальные, творческие способности, формировать взгляды, убеждения, навыки и умения.

Направленность программы «Начальное обучение игре на гитаре» — художественная. Программа направлена на ознакомление учащихся с миром музыки, чувств и настроений. Через музыку и, непосредственно через игру на гитаре, ребенок может раскрывать свой внутренний мир, самовыражаться и духовно обогащаться. При обучении игре на гитаре ребенок приобщается к музыкальной культуре, учится ориентироваться в современном музыкальном мире.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное обучение игре на гитаре» разработана в соответствии с:

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196);

-Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);

-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).

Уровень освоения содержания программы: стартовый.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует популяризации игры на гитаре среди подростков, методика преподавания имеет дифференцированный подход. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются учащимся в образовательной деятельности в ходе работы над произведениями.

Педагогическая целесообразность программы заключается в учете индивидуальных особенностей подростков, в разнообразии видов деятельности в условиях дополнительного образования, возможности самоутверждения и самореализации.

Цель программы: развитие личности подростка, способного к творческому самовыражению через овладение основами игры на гитаре.

Задачи: 

Образовательные (программные): 

  • знакомство со строением и происхождением гитары; 
  • обучение основным приемам игры на гитаре;
  • обучение буквенным обозначениям аккордов и аккордовым последовательностям;
  • овладение музыкально — теоретическими знаниями.

Метапредметные: 

  • формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели;
  • приобщение учащихся к концертной деятельности посредством их участия в конкурсах, концертах и фестивалях детского творчества;
  • осуществление самоконтроля выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Личностные: 

  • формирование представления о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; 
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.  

Планируемые результаты реализации программы

Программные результаты первого года обучения: 

— знают и понимают: историю создания гитары, нотную грамоту

— умеют: правильно сидеть за инструментом, настраивать гитару, исполнять элементарные аккорды, играть в унисон

Программные результаты второго года обучения: 

— знают и понимают теорию музыки;

— умеют: исполнять усложненные аккорды, 3 боя на гитаре, играть соло на гитаре с правильной постановкой пальцев, гамму ля- минор, играть медиатором и пальцами сложные аккорды

— владеют навыками самостоятельного выполнения упражнений для аккордов, транспортировать. 

Метапредметные результаты:

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

— умение осознанно использовать музыкально-выразительные средства для решения творческой задачи; стремление к творческой самореализации средствами музыкальной деятельности;

— участие в общественной жизни Центра;

— развитие положительных чувств от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Личностные результаты:

— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, творческой и других видах деятельности.

Отличительной особенностью программы является то, что подростки получают реальную возможность через знакомство с широким и разнообразным репертуаром овладеть инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной школе. 

Адресат программы: программа адресована учащимся среднего и старшего школьного возраста.          

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы — 2 года, общее количество учебных часов по программе – 144 часа, на каждый год обучения отводится по 72 часа, в том числе предусмотрено 46 часов теоретических занятий и 98 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие. 

Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий — индивидуальная. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы. 

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря и с 12 по 19 мая;
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 — 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме: 

  • практическое занятие;
  • музыкальный диктант; 

   Используемые методы:

  • исполнение музыкальных композиций;
  • прослушивание.

Промежуточная аттестация — в форме:

  • контрольное занятие (возможно в тестовой форме); 
  • практическое занятие;
  • академический концерт.

Используемые методы:

  • исполнение музыкальных композиций;
  • зачет; 
  • практическая работа; 
  • прослушивание.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме:

  • контрольное занятие (возможно в тестовой форме); 
  • творческий отчет;
  • академический концерт.

Используемые методы:

  • исполнение музыкальных композиций;
  • зачет.

 Результаты аттестации по завершении реализации программы и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются свидетельства о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.

 Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2 раза в год: в начале года – с  15 по 25 сентября и в конце года — с 12 по 19 мая.

   Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 — 5 баллов) по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

Критерии оценки результатов освоения программы

На первом году обучения: 

Исполнительские: 

  • качественное воспроизведение нотного текста;
  • приемы звукоизвлечения;
  • постановка игрового аппарата, беглость.

Совместное исполнительство:

    • совместное исполнение окончания, ритм и вступление;
    • синхронизация своей партии с другими (аккомпанемент с мелодией);
  • соподчинение динамики, темпа, ритма, особенностей общему замыслу произведения.

Музыкально-теоретические

  • качество звука, выразительность;
  • теоретические знания (в рамках программы)
  • познавательная активность.

На втором году обучения:

Исполнительские: 

  • воспроизведение более сложного нотного текста;
  • прием легато, звукоизвлечение при смени позиций;
  • развитость, укреплённость игрового аппарата.

Совместное исполнительство:

    • передача художественного образа в произведении гармонического склада;
    • конструирование ритма с исключением элементов;
  • подбор по слуху аккомпанемента песни.

Музыкально-теоретические

  • качество звука при исполнении баррэ;
  •  усвоение теоретические знаний (в рамках программы)
  •  навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста. 

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. 

Материально-техническое обеспечение:

  • музыкальные инструменты – гитары;
  • пюпитры для нот;
  • стулья;
  • подставки для ног;
  • подставки для гитары;
  • стол письменный;
  • шкафы.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • Обучающие схемы, таблицы аккордов;
  • Сборники авторских и эстрадных песен.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: творческих конкурсов, концертов, посещение библиотеки, выставок и концертов и т.д.). Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей. 

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • совместные воспитательные мероприятия.

 

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2.1.  Учебный план первого года обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1 Ведение в программу 1 1 0
1.1 Организационное занятие.

Техника безопасности на занятиях

1 1 0 беседа, опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.
2 Знакомство с инструментом и теорией 3 2 1
2.1 История гитары.  Знакомство с устройством инструмента 1 1 0 контрольное занятие, опрос
2.2 Нотная грамота. Расположение нот на инструменте. 2 1 1 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
3 Организация игровых движений 10 3 7
3.1 Правильная посадка. Постановка рук. 3 1 2 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
3.2 Упражнения на координацию движений. 3 1 2 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
3.3 Основные приёмы звукоизвлечения 4 1 3 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
4. Развитие музыкально-слуховых представлений 10 4 6
4.1 Изучение длительностей нот. Изучение ритмических упражнений, детских попевок, считалок и т.д.  5 2 3 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
4.2 Изучение детских песен, пьес, народного фольклора (попевки, песенки, танцы, прибаутки)  5 2 3 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
5 Изучение учебного репертуара 18 5 13
5.1 Изучение этюдов на закрепление освоенных навыков  5 1 4 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
5.2 Работа над упражнениями, развивающими аппарат 5 1 4 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
5.3 Подробный разбор произведения 8 3 5 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
6 Освоение навыков аккомпанемента 30 8 22
6.1 Освоение навыков аккомпанемента 12 3 9 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
6.2 Совместное исполнительство 11 2 9 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
6.3 Работа над создание художественного образа в партиях 7 3 4 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
ИТОГО 72 23 49

 

2.2. Учебный план второго года обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1 Раздел I. Ведение в программу 1 1 0
1.1 Организационное занятие

Техника безопасности на занятиях

1 1 0 беседа, опрос
2. Развитие музыкально-слуховых представлений 22 6 16
2.1 Работа над выразительностью исполнения мелизмы (украшения). Скольжения. Работа над фразировкой.  9 3 6 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
2.2 Работа над различными ритмическими  сочетаниями: тремоло, легато. Pacreago  и другие народные штрихи  13 3 10 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
3 Техническое развитие учащихся 19 7 12
3.1 Арпеджио, аккорды: стандартные  аппликатуры. Аккордовые последовательности с барре 4 2 2 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
3.2 Этюды и упраждения на  различные виды техники. Развитие игровых навыков 3 1 2 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
3.3 Организация движений позиционной игры беглости, пассажи, флажолеты 12 4 8 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
4 Подробное изучения произведений 30 9 21
4.1 Транспонирование. Конструирование моделей ритма. Совместное исполнительство 10 3 7 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
4.2 Изучение учебного репертуара из индивидуального плана 10 3 7 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания
4.3 Развитие навыков аккомпанемента 10 3 7 контрольное занятие.
ИТОГО 72 23 49

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Содержание программы первого года обучения.

Раздел I. Введение в программу.

Тема 1.1 Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях

Знакомство с учащимися, поступившими в учебное объединение. Решение организационных

вопросов; инструктаж по технике безопасности; игры и упражнения на снятие тревожности.

Методы обучения: наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: опрос.

 

Раздел II. Знакомство с инструментом и теорией

Тема2.1 История гитары.  Знакомство с устройством инструмента.

Исторические и общие сведения о гитаре. Диапазон гитары. Посадка с инструментом. Постановка правой руки. Постановка левой руки. Движение пальцев при игре. Способы извлечения звука. Настройка гитары.

Целью изучения данной темы является посадка с инструментом; выполнение простейших игровых движений правой и левой руками отдельно; соединение работы правой и левой рук.

Теория: Рациональная постановка игрового аппарата и освобождение от лишнего мышечного напряжения. Необходимость в регулярной настройке гитары, что является основой чистого звукоизвлечения. Понятия: «апояндо» и «тирандо». Случаи использования «апояндо» и «тирандо». Правила звукоизвлечения при «апояндо» и «тирандо».

Практика: Формирование правильных постановочных навыков  при игре на гитаре: положение рук, ног, корпуса. Ознакомление и разучивание приемов настройки гитары под камертон и от первой струны. Извлечение звуков «апояндо». Извлечение звуков  «тирандо». 

Методы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие, опрос.

 

Тема 2.1 Нотная грамота. Расположение нот на инструменте.

Теория: Знакомство с основными названиями звуков, нотоносцем, скрипичным ключом (ключ соль). Понятие о ритме, темпе, такте и его размерах, о паузах и их длительности. Название нот. Ноты в скрипичном ключе. Расположение нот первой, второй, малой октав на нотном стане. Длительности. Соотношение длительности нот. Ритм. Размер. Знаки альтернации. Основные лады музыки. Обозначение громкости звука. Сокращение нотного письма: реприза, вольты. Буквенное обозначение нот. 

Практика: Запись нот на нотный стан, определение длительности нот, счет такта, определение звука. Написание бемолей, диезов и бекаров на линейках и между линейками нотного стана.

Методы обучения: объяснительно — иллюстративный, практический

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.

 

Раздел III. Организация игровых движений

Тема 3.1. Правильная посадка. Постановка рук.

Формирование навыка правильной посадки и постановки рук на инструменте, развитие координация движений; формирование практических навыков

Теория: Особенности правильной посадки гитариста при игре. Приемы настройки гитары на слух. Правильное интонирование. Упражнения на открытых и прижатых струнах. Особенности упражнений на беглость движений пальцев рук при игре на гитаре. Аккордовая техника левой руки. Особенности использования приемов игры: баррэ, легато, стакатто, мелизмы, тремоло,

вибрато.

 Практика: Упражнения на открытых и прижатых струнах.  Упражнения на беглость  движений пальцев рук при игре на гитаре.

Методы обучения: объяснительно — иллюстративный, практический

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания

 

Тема 3.2 Упражнения на координацию движений.

Теория: Развитие координации в движениях обеих рук; в пальцах на левой руке вырабатывается растяжка; укрепляются мышцы; развивается слуховое восприятие и улучшается чувство ритма.. 

Практика: Любое занятие должно начинаться с разминки, цель которой – помочь рукам привыкнуть к инструменту.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания

 

Тема 3.3 Основные приемы звукоизвлечения. 

Теория: Познакомить с приемами  извлечения звука.  Научить настраивать инструмент , что является основой чистого звукоизвлечения.  Дать понятия: «апояндо» и «тирандо» и  с правилами звукоизвлечения при «апояндо» и «тирандо».

Практика: Прочтение нот пьесы учащимся. Прохлопывание ритма. «Проигрывание» пьесы левой рукой такт за тактом без извлечения звука. Проигрывание пьесы в медленном темпе двумя руками, соблюдая указанную аппликатуру. Отработка сложных моментов. Заучивание пьесы наизусть. Работа над звуком и характером.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания

 

Раздел IV Развитие музыкально-слуховых представлений

Тема 4.1 Изучение длительностей нот. Изучение ритмических упражнений, детских попевок, считалок.

Теория: Дать понятие длительность нот (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Первоначальное знакомство с музыкой, использование обработок народных песен и танцев, детских попевок, знакомство с ритмом методом прохлопывания, пропевания. Контроль над постановкой игрового аппарата. Развитие музыкально-образного мышления. 

Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами. Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания

 

Тема 4.2 Изучение детских песен, пьес, народного фольклора (попевки, песенки, танцы, прибаутки).

Теория: Выучивание нотного и литературного текстов. Изучение ритмических упражнений, детских попевок, считалок и т.д. Изучение детских песен, пьес, народного фольклора (попевки, песенки, танцы, прибаутки).

Практика: Подбор по слуху небольших попевок, пьес, знакомых песен.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания

 

Раздел V Изучение учебного репертуара.

Тема 5.1 Изучение этюдов на закрепление освоенных навыков.

Теория: Анализ музыкального произведения. Знакомство с автором, стилем, характером, фразировкой, динамикой. Подбор художественно оправданной удобной аппликатуры.

 Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами. Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт (исполнение двух-трех разнохарактерных произведений).

 

Тема 5.2 Работа над упражнениями, развивающими аппарат.

Теория: Исполнение художественных произведений требует абсолютного владения техническими элементами, которые их составляют. Необходимость приучать учащегося к работе над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды). Такая работа необходима для развития игрового аппарата, выработки ощущения контакта  с инструментом, а в дальнейшем – владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения. Польза, которую принесет изучение инструктивного материала, будет тем больше, чем интереснее поставленные при этом музыкальные задачи.

Практика: Работа над гаммами до-мажор, ля-минор в первой позиции с открытыми струнами. Ритмичное исполнение трезвучий в диапазоне изучаемой гаммы.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт (исполнение двух-трех разнохарактерных произведений).

 

Тема 5.3. Подробный разбор произведения

Теория: Использование в образовательной деятельности только ярких интересных в художественном отношении произведений, всестороннее раскрытие содержания изучаемого произведения для развития музыкальности ребенка.  Подробный разбор произведения: композитор, темп, характер произведения, размер, фразировка, аппликатура, динамика. Прочтение нот пьесы учащимся. 

Практика: Проигрывание пьесы в медленном темпе двумя руками, соблюдая указанную аппликатуру. Отработка сложных моментов. Заучивание пьесы наизусть. Работа над звуком и характером. Прохлопывание ритма. «Проигрывание» пьесы левой рукой такт за тактом без извлечения звука.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт (исполнение двух-трех разнохарактерных произведений).

 

Раздел VI Освоение навыков аккомпанемента.

Тема 6.1 Освоение навыков аккомпанемента.

Теория: Первоначальная таблица аккордов. Последовательности аккордов. Использование аккордных схем. Линия баса. Ритмические рисунки партии аккомпанемента.  Обозначение музыкального лада, аккордов латинскими буквами. Нитка (однолинейный нотоносец). Знакомство учащихся с аккордовыми схемами в тональности ля минор и до мажор, их использованием и закономерностями взаимодействия аккордов друг с другом. Знакомство с основными, часто встречающимися моделями ритма. 

Практика: Знакомство с басами, их разновидностями (тонический, доминанта), случаями повторения или добавления баса в известных последовательностях.  

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие.

 

Тема 6.2. Совместное исполнительство.

Теория: Анализ музыкального произведения. Знакомство с автором, стилем, характером, фразировкой, динамикой. Удобное положение, зрительный и слуховой контакт между участниками. Синхронность в исполнении.

Практика: Прослушивание партии в исполнении педагога. Выучивание и свободное исполнение музыкальной партии. Ритмическое единство звучания. Слуховая адаптация при соединении партий к совместному звучанию. Звучание в слуховом сознании единого звучания.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие.

 

Тема 6.3. Работа над создание художественного образа в партиях.

Теория: Развитие навыка голосоведения. Непрерывность развития каждой партии. Динамическое подчинение аккомпанемента мелодии.  Анализ музыкального произведения. Культура звука. Динамические особенности звучания мелодии входящей в состав аккорда.  

Практика: Разбор каждой партии. Добиваться равновесия в динамике звучания. Основной навык-выделение любым пальцем правой руки нужного звука.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие.

 

3.2. Содержание программы второго года обучения.

Раздел I. Введение в программу.

Тема 1.1 Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях

Теория: Знакомство с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях и концертах, режимом работы, правилами гигиены голосового аппарата, знакомство с основными темами занятий. История струнно-щипковых музыкальных инструментов. Известные исполнители и композиторы, произведения для гитары.

Методы обучения: наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: опрос, беседа

 

Раздел II. Развитие музыкально-слуховых представлений

Тема 2.1. Работа над выразительностью исполнения мелизмы (украшения). Скольжения. Работа над фразировкой.

Теория: Развитие музыкально-образного мышления. Знакомство с музыкальной формой, фразировкой, жанровыми особенностями. Развитие начальных навыков смены позиций. Повышение требовательности к качеству исполнения. Развитие музыкального вкуса на основе классической и современной музыки. Знакомство с музыкальной формой, фразировкой, жанровыми особенностями.

Практика: Работа над различными ритмическими сочетаниями (пунктирный ритм, синкопа).

Методы обучения: объяснительно — иллюстративный, практический

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания

 

Тема 2.2 Работа над различными ритмическими сочетаниями: тремоло, легато. Pacreago  и другие народные штрихи.

Теория: Работа в пьесах над штрихами и ритмом. Транспонирование – перенос аккомпанемента и мелодии в другую тональность. 

Практика: Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Упражнения для развития большого пальца. Переходы со струны на струну, скольжение на одной струне, замещение. Выработку четкой артикуляции, технику развития тремоло, усложнение аккордовой и полифонической фактуры, на смешанную технику. Освоение приемов legato, rasgeado.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания

 

Раздел III Техническое развитие учащихся

Тема 3.1 Арпеджио, аккорды: стандартные аппликатуры. Аккордовые последовательности с барре. 

Теория: Знакомство со стандартной аппликатурой: арпеджио, аккорды. Знакомство с барре.

Практика: Упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио, отработка взаимодействия пальцев. Прослушивание заданных пьес в исполнении педагога. Игра гамм и арпеджио, отработка правильного интонирования.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.

 

Тема 3.2 Этюды и упражнения на различные виды техники. Развитие игровых навыков.

Теория: Особенности исполнения этюдов. Подбор этюдов и упражнений связан с техническими трудностями изучаемых пьес. 

Практика: Отработка этюдов на различные виды техники в медленных темпах, обращать особое внимание на постановку игрового аппарата. 

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического 

 

Тема 3.3 Организация движений позиционной игры беглости, пассажи, флажолеты.

Теория: Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Дальнейшее развитие исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Совершенствование техники игры. 

Практика: Упражнения для развития беглости пальцев. Упражнения для развития большого пальца. 

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания

 

Раздел IV Подробное изучения произведений.

Тема 4.1 Транспонирование. Конструирование моделей ритма. Совместное исполнительства.

Теория: Закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений. Освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе. Освоить ритмические рисунки.

Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами. Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядно-зрительный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания

 

Тема 4.2 Изучение учебного репертуара из индивидуального плана

Теория: Подбор репертуара в соответствии с индивидуальными интересами учащегося, с ориентиром на общие требования к художественному содержанию. Самостоятельная работа над произведением.  Анализ музыкального произведения. Знакомство с автором, стилем, характером, фразировкой, динамикой. Подбор художественно оправданной удобной аппликатуры. 

Практика: Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами. Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма подведения итогов: контрольное занятие, академический концерт (исполнение двух-трех разнохарактерных произведений).

 

Тема 4.3 Развитие навыков аккомпанемента

Теория: Развитие приобретенных навыков. Подбор по слуху. Изучить основные гитарные тональности ля-минор, ля-мажор, ми-минор, до-мажор. Буквенно-цифровую запись аккордов. Стандартная аппликатура. Характерные ритмические рисунки партий аккомпанемента.  

Практика: Различать на слух и исполнять мажор и минор, аккорды в тональностях ля-минор, ля-мажор, ми-минор, до-мажор. Использовать буквенно-цифровую запись аккордов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма подведения итогов: контрольное занятие.

 

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы: 

Принцип гуманизации —  выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала, доступных способах его преподнесения, а также в создании наиболее благоприятных условий для развития и проявления творческой индивидуальности каждого учащегося.

Принцип демократизации — проявляется в предоставлении учащимся свободы для саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля.

Принцип связи теории с практикой — для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором учащиеся не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на музыкальном инструменте.  В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.

Принцип индивидуального подхода в обучении — индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого учащегося, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно — значимых ценностей. 

Принцип последовательности — содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями ребенка и направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – тематики и занятий, нотного исполнительского материала, различных видов концертной деятельности.

методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядно-слуховой, практический, словесный, наглядно-зрительный, исполнительский и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).

-формы организации образовательной деятельности: индивидуальная

-формы организации учебного занятия – урок, урок-концерт, музыкальные викторины, беседы, музыкальные композиции

педагогические технологии — технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения. 

алгоритм учебного занятия: 

Занятие состоит из трех частей: вводная (10 мин.), основная (20 мин.), заключительная (10 мин.)

Вводная часть – состоит из разминки (игра выдержанными звуками). Проигрывание гаммы половинными, четвертными нотами со штрихами и динамикой 

Основная часть – работа над музыкальными произведениями.

Заключительная часть – закрепление пройденного материала.

Методические указания

Обучение игре на гитаре начинается с индивидуальной подготовки учащегося. Закладываются основы музыкальной грамоты, посадки, постановки рук, звукоизвлечения. Разучивая и проигрывая несложные произведения, учащийся учится правильно распределять звучность инструмента, чисто интонировать, понимать содержание и стиль исполняемого произведения.

В процессе освоения программы педагог прививает учащемуся навыки грамотной, осмысленной аппликатуры, раскрывающей художественное содержание произведения, дает представление о ритмических схемах различных эстрадных жанров и стилей, о музыкальной форме песен. На конкретных примерах рассматриваются закономерности построения аккомпанемента по слуху.

       В работе над репертуаром педагогу необходимо добиваться различной степени завершенности исполняемого музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи в порядке ознакомления. Выбор музыкальных произведений индивидуален для каждого учащегося. 

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  2. А.М. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ростов-на Дону. «Феникс», 2010 г.-127 с.
  3. В. Манилов. Учись аплодировать на гитаре. Киев:Com Coh Press, 2008 г. -320 с. 
  4. В. Шумидуб. Школа-самоучитель части 1,2. М.: Шумидуб, 2006 г.
  5. Д. Сагрерас. Школа игры на гитаре. М.: «Торопов»,2001 г.-32 с.
  6. Е. Сенюрин. Ритм-гитара и лучшие ритмы планеты. «Композитор». С.-П: 2002 г.-92 с.
  7. П. Вещицкий. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. «Советский композитор» М.: 1989 г.-112 с.
  8. Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Советский композитор», 1989 г.

 

Литература для детей и родителей:

  1. А. Баработкина. Сольфеджио. М.: Музыка, 1986 г.
  2. А.Ф. Гайман. Донотный период обучения гитаристов. М. Престо: 2003 г.
  3. Г.Ф. Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. М.: Калинина, 2012 г
  4. Л.В. Соколова. Чтение нот. Композитор. С.-П.,: 1996 г.

 

  • ГЛОССАРИЙ 

Атемпо — возвращение к предыдущему темпу.

Акцент — выделение определенной ноты для изменения или подчеркивания ритмического значения такта.

Адажио — медленно, протяжно (не так медленно, как ларго).

Аккорд — комбинация трех или более нот, играемых одновременно; также используется для обозначения «подготовленного» положения на струнах пальцев правой руки.

Алеаторизм  — использование случайности в сочинении или исполнении (от латинского слова «alea», означающего «игральная кость»); введен Джоном Кейджем (1912-1992).

Аллегро — бодро, оживленно, весело.

Альфабето  — в XVII столетии итальянская система нотации, использовавшая алфавит для обозначения аккордов.

Английская гитара — разновидность кифары XVIII столетия.

Анданте — свободно, легко, плавно.

Апояндо — техника игры правой рукой, также известная как удар с задержкой, при которой играющий палец, взяв струпу, задерживается на соседней струне.

Алподжатура  — «прислоненная» нота; форшлаговая нота, продолжающаяся половину длительности ноты, которой она предшествует.

Арпеджио — разорванный аккорд, при котором ноты играются последовательно, а не одновременно.

Аранжировка — переложение музыкального произведения, написанного для другого инструмента, для исполнения его на гитаре.

Атональная музыка — вид музыкальных произведений, написанных после начала XIX столетия, которые лишены тональной организации звуков.

Аччакатура  — очень быстрая, «смятая» нота перед основной нотой; орнамент или форшлаг.

Аччелерандо— постепенное ускорение темпа.

Альтерация — alteratio — изменение, повышение или понижение какого либо звука без изменения его названия. 

Аппликатура —нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю. Теперь это незнакомое многим слово стало понятным. Расстановка, способ постановки пальцев в нашем случае на струны. 

Бандуррия— народный испанский музыкальный инструмент с грушевидной формы корпусом и стальными струнами.

Безымянный палец  — третий палец правой руки (на котором принято носить обручальное кольцо); сокращенно обозначается буквой а.

Баррэ — несколько нот, зажимаемых одновременно одним пальцем частично (полубаррэ) или полностью (полное баррэ) па одном ладу.

Барток — техника исполнения (изобретение которой приписывается Беле Бартоку), при которой струна оттягивается от грифа, а затем резко отпускается.

Басы — звуки низкого регистра музыкального произведения, составляющие его гармоническую основу.

Бемоль — знак, понижающий ноту на один полутон. 

Бекар — это знак альтерации, означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез для той ноты, перед которой он стоит

 Би-тональность — использование двух тональностей одновременно; широко применялась Стравинским (1882-1971).

Большой палец — большой палец правой руки, сокращенна обозначаемый р.

Бордон  или бурдон — нижняя струна на ранних гитарах.

Босанова  — музыкальный стиль, объединивший в себе признаки джаза Западного побережья и ритмов бразильской самбы.

Бразильское палисандровое дерево — тропическое растение с твердой древесиной, раньше использовавшейся для изготовления корпусов гитар. Теперь его вырубка запрещена законом.

В елочку — декоративный эффект, для получения которого лист древесины распиливается на две части, а затем складывается так, чтобы его волокна располагались симметрично друг другу.

Вариация — творческая обработка музыкальной темы.

Веерные распорки — деревянные распорки на внутренней поверхности деки, расположенные в виде раскрытого веера.

Верхний круг — верхняя часть корпуса гитары от грифа до резонатора.

Вибрато — быстрые движения пальца из стороны в сторону по грифу, вызывающие легкие колебания высоты звука.

Виваче  — живо, оживленно.

Вилочное соединение — один из способов крепления головки к шейке или шейки к корпусу. Сложнее обычного сращения.

Винтовая подставка — подставка, на которой струны не привязаны, а закреплены винтами.

Виртуоз — исполнитель с выдающимися техническими и музыкальными способностями.

Виуэла  — испанский инструмент, внешне похожий на гитару, но по звучанию напоминающий лютню.

Внутренние блоки — маленькие деревянные бруски, с помощью которых верхняя и нижняя половины корпуса гитары приклеиваются к ее боковым поверхностям.

Волчья нота — на струнных инструментах нота с неприятным звучанием, резко отличающимся от звучания соседних нот; явление, вызываемое конструктивными особенностями гитары.

Восьмая нота — нота длительностью в одну восьмую целой ноты или в половину четвертной ноты.

Восьмерка — корпус гитары, напоминающий но форме восьмерку.

Вспомогательный знак — знак диеза, бемоля или бекара перед отдельной нотой, меняющий ее тональность на полутон и отменяемый следующей тактовой чертой.

Высота струн  — высота расположения струп над грифом.

Гармоническая планка — усиливающая рейка, приклеиваемая к внутренней стороне деки поперек корпуса гитары.

Гамма  — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до. 

Гармония  — одно из самых главных понятий музыкального искусства. Приятная для слуха слаженность звуков, их порядок, соразмерность, стройность. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований это и есть музыкальная гармония. 

Гитарный бой — это ритмический рисунок, который создаётся ударами по струнам пальцев правой руки. В зависимости от исполняемой песни, ритмических рисунок боя может быть разным. 

Диез — это знак альтерации, обозначающий повышение стоящей справа от него ноты на один полутон.

 Капода́стр  (итал. Capo — головка, верх; и итал. tasto — лад; дословно: верхний порожек) — зажим, использующийся в струнно-щипковых инструментах (гитара, балалайка, мандолина), для высотной транспозиции путём искусственного укорачивания звучащей части струн. 

Колки — Специальное устройство на верхнем конце грифа предназначенное для крепления и натяжения струн. Стандартное натяжение нейлоновых струн от 5 до 7 кг на струну, в сумме натяжение 6 струн примерно 30-40 кг. Натяжение стальных струн в два раза выше нейлоновых, суммарное натяжение которых на шестиструнной гитаре составляет от 65 до 80 килограмм в зависимости от диаметра струнн. Такая разница в натяжении объясняет одну из причин, почему нельзя ставить стальные струны на гитару предназначенную для нейлоновых струн. 

Лады — это металлические детали, расположенные по всей длине накладки грифа гитары.

Мажор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания мажорных произведений воспринимается как «светлая» и «радостная». Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. 

Медиатор — это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец.

Мелодия — это последовательность музыкальных звуков.

Минор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания минорных произведений воспринимается как «темная» и «грустная». 

Музыкальный звук — это звук, который имеет определённую частоту (ноту), в отличии от шума, который не имеет фиксированной частоты.

Название звуков — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Нота— от латинского nota это знак, условный графический знак. 

Нотный стан, нотоносец — называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях. 

Октава — называется группа звуков от звука До до следующего До. В гитаре существуют четыре октавы: Большая не полная, Малая, Первая и Вторая.

Пение — издавание голосом музыкальных звуков.

Перебор — последовательное проигрывание звуков аккорда извлекаемх путём защипывания струн гитары одним или несколькими пальцами правой руки. Как правило, перебор представляет собой повторяющийся ритмический рисунок.

Табулату́ра — форма записи музыки, где извлекаемые звуки показываются на схеме инструмента. Гитарная табулатура представляет собой шесть линеек (6 струн гитары), на которых цифрами обозначены зажимаемые лады на грифе.

Тоника — первая ступень тонального ряда.

Транспозиция — перенесение мелодии из одной тональности в другую.

ФАНЕРА -фонограмма.

 ФЕЙД- угасание звуков композиции как концовка. Если на концерте используется этот прием — перед вами фанера.

 ФЛАЖОЛЕТ —удар по струне, когда левый палец лишь ее легонько касается в зоне ее метрического деления (например, над 12 ладом). Получается гудящий звук.

 ФЛАЖОЛЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ —струна прижата или отжата — не важно, флажолет вызывается пальцем правой руки и медиатором. На драйв-дисторшне таким макаром свистят. Таким же способом я могу сыграть рок-н-ролльный квадрат на одной струне только правой рукой не прикоснувшись ни к одному ладу.

 ФЛЕНДЖЕР —эффект набегания звука как бы со стороны. Попахивает эффектом Доплера.

 ФЛОЙД РОУЗ —рычаг, позволяющий и ослаблять, и усиливать натяжение струн. Обычно мощная штука такая с микроподстройкой.

 ФОРШЛАГ —коротенькая нота, ворующая длительность у основной (можно сказать просто «дрынь», а можно «д-дрынь» — как бы «дрынь» с форшлагом «д»).

 ФУЗ-эффект искажения звука. Слово слишком общее, да и на русском языке звучит неправильно (от глагола fuzz [фазз] — искажать).

ХАМБЕКЕР- звукосниматель, состоящий из двух катушек, соединенных встречно, и имеющих противоположную полярность сердечников. Короче говоря, класно подавляет шумы и нежелательные наводки (Евгений Кутявин).

 ХАММЕР — удар пальца при игре левой рукой (так, чтобы зазвучала нота).

 ХОРУС- объемное звучание звука. Имитация, будто играет в унисон несколько инструментов.

ШТРИХ —движение медиатора при касании струны.

 

НЕКОТОРЫЕ АНГЛИЙСКИЕ ТЕРМИНЫ

 1 1/2 —Бенд на полтора тона.

 1/2- Бенд на полтона.

 A.Н. (artificial harmony) Искусственный флажолет.

 A.Н. PITCH Нота при искусственном флажолете.

 BAND Подтяжка.

 DON’T PICK Не брать медиатором.

 END RHY. FIG. Конец ритмической фигуры.

 FDBK Обратная связь.

 FDBK PITCH Нота, вызванная обратной свзью.

 FREE TIME Вне ритма.

 FULL Бенд на целый тон.

 GRAD. BAND Постепенный бенд.

 GTR. Гитара.

 HARM (harmony) Флажолет.

 INTRO Вступление.

 LET RING (THROUGHOUT) Продолжение звучания.

 MUFFLED STRINGS Слышен только скребок по струнам.

 MUTING Приглушенное звучание ноты.

 N.C. Без аккорда.

 PICK SLIDE Снимание пальца с лада как бы смахивая по всему грифу. 

 PRE-BEND Бенд с недотягиванием до полного тона или полутона. Как бы фальшивый звук.

 RAKE Скребок по струне.

 RHY. FIG. Ритмическая фигура.

 RHY. Ритм. 

 RHYTHM SLASHES Форма записи ритм гитары. Дается только длительность нот на одной нитке или над нотоносцем и пишутся аккорды.

  1. (SLIDE) Скольжение.

 SLACK Ослабить.

 T Большой палец.

 TREMOLO BAR Игра рычагом.

 TRILL Это не корм для попугаев, а трель (приемом хаммер).

 UNISON BEND Игра на двух струнах. Одна звучит, в то время как вторая вытягивается ей в унисон.

 VIB W/BAR Вибрато рычагом.

 W/WAH С эффектом «вау-вау».

 

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Начальное обучение игре на гитаре» разработан для каждой учебной группы 1, 2 годов обучения (приложение к программе).