Автор: Скитченко Татьяна Валерьевна

педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества» г. Надым

Дополнительная общеразвивающая программа «Ансамбль гитаристов»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«АНСАМБЛЬ ГИТАРИСТОВ»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 11-17 лет

Срок реализации программы: 2 года

                                                        Автор программы:

Скитченко Татьяна Валерьевна,

педагог дополнительного образования

 

г. Надым, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1.     Пояснительная записка                                                                                        3
  2.     Учебный план                                                                                                       8

2.1    Учебный план первого года обучения                                                               8

2.2    Учебный план второго года обучения                                                               9

  1.     Содержание программы                                                                                      10

3.1    Содержание программы первого года обучения                                              10

3.2    Содержание программы второго года обучения                                              12

  1.     Методическое обеспечение программы                                                            15
  2.     Список литературы                                                                                              17 
  3.     Глоссарий                                                                                                              17
  4.     Календарный учебный график                                                                            20

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возможность художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей в современном мире играет важную роль. Совместные занятия музыкой воспитывают эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать, что является одним из главных признаков не только музыкальной культуры, но и общей культуры человеческого общения. Совместное музицирование – это ещё и возвращение к утраченным традициям исполнения.  Участие в ансамбле способствует более эмоциональному и, вместе с тем, осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, что является необходимой предпосылкой для успешного развития творческого начала, помогает в развитии мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; приобщению к общечеловеческим ценностям.

 Направленность программы «Ансамбль гитаристов» — художественная. Программа направлена на формирование умения играть слаженно и стройно при художественной индивидуальности каждого; мотивации личности к самопознанию и творчеству, приобщение учащихся к ценностям музыкальной культуры. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль гитаристов» разработана в соответствии с:

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196);

-Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);

-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).

Уровень освоения содержания программы: стартовый. 

Актуальность программы заключается в том, что она популяризирует игру в ансамбле среди подростков. Коллективное музицирование даёт неповторимые ощущения от совместной деятельности и общения единомышленников, при которой получаются результаты недоступные поодиночке. У участников ансамбля формируется устойчивая мотивация к занятиям музыкой.

Обучаться по программе могут дети, имеющие основные навыки игры и учащиеся, окончившие обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Начальное обучение игре на гитаре». Теоретические сведения и элементы музыкального языка преподаются исходя из необходимых для передачи художественного образа исполняемых произведений. Ансамблевая игра способствует воспитанию чувства долга и ответственности за совместное исполнение.

Педагогическая целесообразность программы заключается в учете индивидуальных особенностей подростков, в разнообразии видов деятельности в условиях дополнительного образования, возможности самоутверждения и самореализации.

Цель программы: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально-развитой, культурной личности подростка средствами ансамблевого музицирования; формирование их эстетических взглядов и вкусов; воспитание и развитие музыкального слуха как основы для дальнейшей творческой самореализации

Задачи: 

Образовательные (программные): 

  формирование умения слышать звучание своей партии; 

  формирование умения слышать партию партнера; 

  формирование умения слышать звучание ансамбля в целом;

  развитие умения работать над единством художественного образа произведения в процессе совместного исполнения.

Метапредметные: 

  • приобщение учащихся к концертной деятельности посредством участия в конкурсах,    фестивалях;
  •  развитие мотивации к игре в коллективе;
  •  расширение музыкального кругозора.

Личностные: 

  •  формирование волевых качеств, желания добиваться поставленных целей, стремления преодолевать трудности;
  • воспитание стремления к самосовершенствованию;
  • развитие чувства патриотизма, любви к национальной культуре.

Планируемые результаты реализации программы

Программные результаты:

—  понимают куплетную форму, термины: темпа, динамики, сокращенного музыкального письма;

аккордовые сетки, табулатуру;

—  умеют играть в унисон; одновременно вступить, окончить игру;    

—  владеют начальными музыкально-исполнительскими навыками для игры в ансамбле.

Метапредметные результаты:

—  сформированы навыки сотрудничества;

—  умеют использовать полученные знания и умения на пути достижения поставленных целей;

—  продолжают саморазвитие по самостоятельно выстроенному творческому маршруту;

—  принимают участие в жизни коллектива, умеют слушать и слышать мнение о музыке других людей, выражать свое.

Личностные результаты:

— сформировано уважительное отношение к мнению других, умение учиться друг у друга;

— сформированы положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях.

Отличительные особенности программы: 

  • освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности; 
  •  указанный в программе план тем по годам обучения не предполагает прохождения в строгой последовательности; 
  • организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка; 
  • тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения;
  • подростки получают реальную возможность овладеть инструментом в более короткие сроки, чем в ДШИ;
  • традиционные требования теории вводятся в курс исходя из полезности в практическом музицировании.

 Адресат программы: программа адресована учащимся среднего и старшего школьного возраста.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы — 2 года, количество учебных часов по программе – 288, в том числе предусмотрено 105 часов теоретических занятий и 183 часа практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий — групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями — 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость групп: не менее 6 учащихся. 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы. 

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря и с 12 по 19 мая;
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 — 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме:

  • контрольное занятие (возможно в тестовой форме); 
  • практическое занятие;
  • музыкальный диктант; 
  • творческий отчет;
  • академический концерт.

   Используемые методы:

  • исполнение музыкальных композиций;
  • зачет; 
  • практическая работа; 
  • прослушивание.

Промежуточная аттестация — в форме:

  • контрольное занятие (возможно в тестовой форме); 
  • практическое занятие;
  • музыкальный диктант; 
  • творческий отчет;
  • академический концерт.

Используемые методы:

  • исполнение музыкальных композиций;
  • зачет; 
  • практическая работа; 
  • прослушивание.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме:

  • академический концерт.

Используемые методы:

  • исполнение музыкальных композиций;
  • зачет.

Результаты аттестации по завершении реализации программы и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются свидетельства о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.

  Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2 раза в год: в начале года – с  15 по 25 сентября и в конце года — с 12 по 19 мая.

Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 — 5 баллов) по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

Критерии оценки результатов освоения программы

На 1 году обучения:

  • усвоение теоретических знаний;
  • начальные музыкально-технические навыки владения инструментом;
  • сформированность комплекса умений и навыков в области ансамблевого исполнительства (единство начала и окончания игры, динамики, темпо-ритма)

На 2 году обучения:

  • усвоение элементов музыкального языка (сетки, табулатура, буквенно-цифровые обозначения);
  • развитие музыкально-технических навыков владения инструментом (фразировка, штрихи, артикуляция, качество звука, приёмы игры, аппликатура);
  • сформированность комплекса умений и навыков в области ансамблевого исполнительства (техничность, эмоциональность исполнения).

 

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. 

Материально-техническое обеспечение:

  • музыкальные инструменты – гитары;
  • пюпитры для нот;
  • стулья;
  • подставки для ног;
  • подставки для гитары;
  • метроном;
  • стол для педагога;
  • шкафы.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • Обучающие схемы, таблицы аккордов;
  • Сборники авторских и эстрадных песен;
  • Партитуры (ноты, табулатура).

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

В рамках дополнительной общеобразовательной программы предусмотрено проведение: творческих конкурсов, концертов.

Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей. 

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • совместные воспитательные мероприятия;
  • сотрудничество на всех этапах подготовки к участию в фестивалях, творческих отчетах, конкурсах.

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2.1. Учебный план первого года обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1 Введение в программу 2 1 1
1.1 Организационное занятие.

Техника безопасности на занятиях.

2 1 1 Беседа, индивидуальная работа
2 Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле 4 1 3
2.1. Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле 4 1 3 Беседа, индивидуальная работа
3 История исполнительского искусства в гитарном ансамбле 4 4
3.1. История исполнительского искусства в гитарном ансамбле 4 4 Беседа, опрос, контрольное занятие.
4 Учебно-техническая работа 42 8 34
4.1 Воспроизведение аккордовых последовательностей ритмических рисунков. 20 4 16 Опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.
4.2 Отработка приёмов игры гитарного аккомпанемента, основанного на арпеджио. 22 4 18 Беседа, индивидуальная работа, контрольное занятие.
5 Теоретические основы ансамблевого исполнительства 6 6
5.1 Основные  теоретические понятия. 6 6 Опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.
6 Художественная работа 42 8 34
6.1 Работа над динамикой, характером произведения 20 2 18 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
6.2 Формирование музыкально-слуховых представлений 22 4 18 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
7 Изучение учебного репертуара 44 12 32
7.1 Подробное изучение произведений и композиций 44 12 32 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
ИТОГО 144 40 104

2.2. Учебный план второго года обучения

№п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1 Развитие технических навыков игры в ансамбле 36 10 26
1.1 Воспроизведение аккордовых последовательностей ритмических рисунков (включая пунктирный ритм, синкопы, триоли). 16 4 12 Опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.
1.2 Техника совместного исполнительства:

синхронность звучания, ритмическая согласованность

и устойчивость, динамическое

равновесие, единство фразировки.

20 6 14 Опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.
2 Работа над художественным образом композиций 36 12 24
2.1 Идейно художественный замысел исполняемого произведения, эмоциональная

яркость и творческая

инициатива.

16 6 10 Беседа, опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.
2.2 Исполнительская реализация музыкального образа 20 6 14 Беседа, опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.
3 Изучение учебного 

репертуара

44 11 33
3.1 Единство исполнительских намерений и реализации исполнительского замысла в ансамблевой игре. Учебно-техническая художественная работа. 44 11 33 Беседа, опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.
4 Подготовка к концертной деятельности 28 7 21
4.1 Концертное выступление как высший этап работы  над музыкальным произведением; единство трактовки, качества звучания, ритмической организованности. 12 4 8 контрольное занятие; опрос, выполнение практического задания.
4.2 Вхождение в образ перед выходом на сцену. Выход   на сцену и уход с нее. 

Психологические основы концертного волнения. Методы и приемы их преодоления.

16 3 13 Беседа, опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.
ИТОГО 144 40 104

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Содержание программы первого года обучения.

Раздел I.Введение в программу.

 Тема 1.1 Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях.                                                                                                          Знакомство с учащимися, поступившими в объединение. Решение организационных вопросов; инструктаж по технике безопасности;    

Методы обучения: наглядно — зрительный, объяснительно-иллюстративный

Форма подведения итогов: беседа, индивидуальная работа

Раздел II. Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле

Тема 2.1. Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле

Теория: Объяснение учителя, что подбор репертуара соответствует тематическому плану мероприятий и памятных дат.  Распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся; знакомство с приобретенными ими навыков игры и индивидуальным вкусом, распределение ролей в ансамбле (1, 2, 3, 4 и т.д. гитара) планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

Практика: Формирование непринужденной прямой посадки, активного мышечного тонуса, координированные движения всей руки и пальцев. Тщательная работа педагога над постановкой игрового аппарата, правильной посадкой, его контроль во время каждого занятия для предотвращения мышечного напряжения, тормозящего музыкальное развитие учащихся.                                                                                                         

Методы обучения: наглядно — зрительный, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: беседа, индивидуальная работа.                                                           

Раздел III. История исполнительского искусства в гитарном ансамбле

Тема 3.1. История исполнительского искусства в гитарном ансамбле

Теория: История исполнительского искусства в гитарном ансамбле (история возникновения гитарного ансамбля: Фернандо Сор – Дионисио Агуадо, Франсиско Таррега – Даниэль Фортеа, Мигель Льобет – Мария Луиза Анидо; легкие дуэты и трио композиторов, писавших для гитарных ансамблей: М.Каркасси, Ф.Карулли, Х. Сагрераса, Н. Паганини, Э. Торлаксона.         

Методы обучения: наглядно — зрительный, объяснительно-иллюстративный. 

Форма подведения итогов: беседа, опрос, контрольное занятие.

Раздел IV. Учебно-техническая работа

Тема 4.1 Воспроизведение аккордовых последовательностей, ритмических    рисунков

Теория: Определять технические трудности ансамблевой партии и находить способы и методы в работе над ними. Что такое ритм. Музыкальные термины. Представление о четкой организации музыки во временном пространстве. Образование, структура из последовательности длительностей и пауз; обозначения. Метр. Такт. 

Практика: Упражнения на развитие ритмически – синхронного исполнения. Ознакомление с цифровой системой записи аккордов и применение её в аккомпанементе, использование метронома. Игра в медленном темпе (от 40 до 60 ударов); постепенный переход к более подвижным темпам. Учиться сразу попадать в сильные доли. Использование системы ритмослогов. Отстукивание предложенного ритма на столе или деке гитары.                                                                                                          

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный. 

Форма подведения итогов: опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.

Тема 4.2 Отработка приёмов игры гитарного аккомпанемента                                                                        

Теория: разбор и разучивание партий в режиме чтения с листа; определение целесообразной аппликатуры, способов звукоизвлечения (тирандо, апояндо), приемов игры и штрихов; игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения; Перетяжка струн, уход за инструментом.                  

Практика: Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и этюды. Проигрывание композиций современных композиторов.                        

Методы обучения: наглядно — зрительный, объяснительно-иллюстративный. 

Форма подведения итогов: беседа, индивидуальная работа, контрольное занятие.                                                       

       

Раздел V. Теоретические основы ансамблевого исполнительства

Тема 5.1 Основные теоретические понятия.                                         

Теория: Основные теоретические понятия. Партия, кода, концерт, ансамбль, мотив, нюанс, переложение, обработка, тема, тутти, фраза, цифры, Теоретические основы ансамблевого исполнительства. Термин «ансамбль» (от фр.ensemble – «вместе») В зависимости от числа участников различают: дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д.  типы ансамблей: однородные и смешанные. Включение в состав смешанных инструментов других типов: деревянные духовые (блок-флейта, гобой, кларнет), струнные (скрипка, домра), клавишные (аккордеон, фортепиано), а так же группу шумовых и ударных инструментов(бонги, маракасы, кастаньеты).                                                            

Методы обучения: наглядно — зрительный, объяснительно-иллюстративный. 

Форма подведения итогов: опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.

Раздел VI. Художественная работа

Тема 6.1 Работа над динамикой, характером произведения

Теория: изучить музыкально-исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения; приобретать умение самостоятельно и правильно разобрать и выучить выбранную партию из индивидуального плана.                                             

Практика: Формирование навыков совместной игры в ансамбле. Элементарное двухголосие в едином ритмическом рисунке. Выработка навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Сформировывать комплекс навыков и умений в области коллективного творчества — ансамблевого исполнительства; демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; артистичное поведение на сцене.                                                                                             

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный.  

Форма подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выполнение практического задания.

Тема 6.2 Формирование музыкально-слуховых представлений

Теория: Наблюдать за яркостью эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и есть ли трудность воспроизведения мелодии голосом, за синтезом эмоционального и слухового компонентов. Формировать способность целостного восприятия музыки (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии. Записать по слуху мелодию и несложный аккомпанемент, исполнять произведения в ансамбле с преподавателем или другими учениками.

Практика: Увлеченность при исполнении, художественное исполнение средствами музыкальной выразительности Свободное владение техникой. Единство темпа. Выразительное интонирование. Ясность ритмической пульсации. Понимание формы. Яркое динамическое разнообразие.

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный.  

Форма подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выполнение практического задания.

Раздел VII. Изучение учебного репертуара

Тема 7.1 Подробное изучение произведений и композиций

Теория: Подробное изучение произведений и композиций. Начиная работу над музыкальным произведением, следует дать общее представление о характере его музыкального содержания, рассказать о композиторе, подчеркнуть стилистические и фактурные особенности, охарактеризовать жанровые закономерности. Следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать.                                                                  

Практика: Решение технических задач, требуемых для данного произведения. Детальная работа над комплексом выразительных средств исполнения: артикуляция, динамика, ритм, аппликатура, агогика.  Этап завершения работы над произведением. Умение исполнить музыкально, технически свободно, в темпе, осмысленно, т.е. в своем исполнении ученик должен передать содержание музыкального произведения, задуманного композитором. Подготовка к концертному выступлению.              

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный. 

Форма подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выполнение практического задания.

3.2. Содержание программы второго года обучения.

Раздел I. Развитие технических навыков игры в ансамбле

Тема 1.1 Воспроизведение аккордовых последовательностей ритмических рисунков (включая пунктирный ритм, синкопы, триоли).

Теория: Единство «чувства темпа» особенно сказывается в паузах и при длительно выдержанных звуках. Объяснить, что необходимо тихо высчитывать паузы. Совершенствовать навыки слухового контроля в области метроритмической структуры музыки. Объяснить, что малозаметные в сольной игре ритмические недочеты, в ансамбле могут резко нарушать целостность впечатлений и быть причиной «аварии» при публичном выступлении. 

Практика: Работать над искажением ритмического рисунка встречающемся в пунктирном ритме, также при смене шестнадцатых восьмыми, в условиях полиритмии, при изменении темпа и т.д. Отработка ритмической устойчивости в сложных для исполнения местах, когда хочется скорее «проскочить» опасные такты. Воспитание коллективного ритма, необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения путем настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического всестороннего развития учеников.

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный. 

Форма подведения итогов: опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.

Тема 1.2 Техника совместного исполнительства: синхронность звучания, ритмическая согласованность и устойчивость, динамическое равновесие, единство фразировки.

Теория: Продумать применение динамических нюансов, создание единой во всех деталях динамики. Договориться, кто будет показывать вступление. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если ученики правильно чувствуют темп еще до начала игры. Синхронность- результат важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

Практика: Просчитывание в соответствующем темпе «пустой такт». Основные элементы и приемы ансамблевой техники: свободное владение инструментом; правильная координация темпа, метроритма, динамики и звукоизвлечения; умелое соотношение тембров, грамотная инструментовка. Согласованность и синхронность общего звучания. Достижение ансамблевого единства через визуальный контакт между исполнителями. Сочетание динамического соотношения темы и сопровождения.

Методы обучения: наглядно — зрительный, объяснительно-иллюстративный.  

Форма подведения итогов: опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.

Раздел II. Работа над художественным образом композиций

Тема2.1 Идейно художественный замысел исполняемого произведения, эмоциональная яркость и творческая инициатива.

Теория: «Прочесть» художественное произведение; раскрыть в своем исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором; создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ; проследить динамику развития в произведении художественно-содержательных эмоций: определить линии подъема и спада напряженности, кульминационные точки, моменты смены настроения.

Практика: В практической работе над произведением эмоционально-смысловой анализ непосредственно переплетается с другими методами: приемами дирижерского показа, пропеванием, методами ассоциаций, сравнений и сопоставлений. На заключительном этапе художественной работы над произведением следует уделить формированию эмоциональной культуры исполнения. Необходимо соблюдать чувство меры, стремиться к естественности и искренности эстетического переживания; пробные проигрывания в надлежащем темпе и настроении; ориентация исполнения на слушательскую аудиторию; формирование эмоциональной культуры исполнения; тренировка исполнительской воли и выдержки.

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: беседа, опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.

Тема 2.2 Исполнительская реализация музыкального образа.

Теория: Проанализировать структуру произведения, его драматургию. Войти в эмоциональный мир автора каждого исполняемого сочинения, проникнуться его мыслями, его переживаниями; проникать все глубже в содержание музыки. 

Практика: тщательная отработка нужных приемов звукоизвлечения, поиск звуковых красок, уточнение динамических оттенков и т.д. эмоциональная включенность исполнителя, чтобы в процессе работы над техникой возникало и соответствующее душевное состояние.

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: беседа, опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.

Раздел III. Изучение учебного репертуара

Тема 3.1 Единство исполнительских намерений и реализации исполнительского замысла в ансамблевой игре. Учебно-техническая, художественная работа.

Теория: Теоретические основы ансамблевого исполнительства. Развитие у учащихся ритмического чувства, мелодического и гармонического слуха и музыкальной памяти. Формирование навыков игры в однородном и смешанном ансамбле. Работа над интонацией, выработкой единого чувства ритма, синхронностью звукоизвлечения, сбалансированностью звучания. Понимание функции партии в музыкальной фактуре, умение исполнять аккомпанемент, мелодический голос, басовый голос.

Практика: отработка партий, отработать технические трудности, различные индивидуальные приемы, правильное исполнение штрихов, выразительность динамики и т.д. Совместная работа исполнительского ансамбля, которая предполагает безупречное владение партией, знание партии партнера, постоянное внимание и сосредоточенность. Когда совместная работа исполнительского ансамбля отточена, ученики уверены в себе и, в первую очередь, друг в друге; репетиционное исполнение произведения целиком, то есть создание музыкального исполнительского образа. Художественно осмысленное и технически качественное исполнение. Грамотное, выразительное исполнение в художественном и в техническом плане.  

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: беседа, опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.

Раздел IV. Подготовка к концертной деятельности

Тема 4.1 Концертное выступление как высший этап работы над музыкальным произведением

Теория: Очень полезно включать в репертуар произведения, степень технической и художественной сложности которых не превышают исполнительские возможности ученика, особенно если они соответствуют личному желанию ученика. Именно такие произведения дают возможность исполнителю на любом этапе его обучения услышать импровизационную свободу исполнения. Таким образом педагог заранее исключает ту часть эстрадного волнения, которая возникает из-за непобедимой сложности.

Учащийся должен организовать себя, контролировать себя и, после концерта, дать самостоятельную оценку своему выступлению.

 Практика: Чтобы повысить ответственность учащихся, очень полезно пригласить на репетицию публику (других педагогов, учащихся ЦДТ, друзей). Перед итоговой репетицией необходимо провести соответствующее количество предварительных репетиций (целостное воспроизведение всей программы). Формирование навыков интенсивной активности во время выступления. Творческая активность при этом должна сочетаться с самообладанием и самоконтролем, позволяющие управлять своим выступлением, достигать наиболее плодотворных художественных результатов.

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выполнение практического задания.

Тема 4.2. Вхождение в образ перед выходом на сцену. Выход   на сцену и уход с нее. Психологические основы концертного волнения. Методы и приемы их преодоления

Теория: Осознание необходимости преодоления вредного сценического волнения, помня, что есть хорошее, необходимое волнение, и тот, кто к нему не способен, уверен, что он «и сегодня выполнит возложенные на него поручения»  тот вряд ли сможет быть настоящим артистом. Выяснить причины волнения: несоответствие произведения музыкальным и техническим возможностям ученика; неуверенность, обусловленная тем, что ученик не работал над произведением автоматически, бессознательно; текст не изучен хорошо «на память»; повышенная самокритика, излишнее внимание к своей личности; слабая нервная система, болезненность. Главное, что необходимо усвоить: «волнение» в образе — полезно и естественно, «волнение вне образа» — вредно.

Практика: Сознательное овладение технически сложными эпизодами. Сознательное, активное освоение произведения наизусть. При этом необходимо установить целесообразные отношения между сознанием и автоматичностью, что зависит от степени сложности текста. Сознательная тренировка исполнения перед публикой, которая обеспечивает смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность.

Сознательная поддержка организма — повышенное количество витаминов, сбалансированное питание, физические упражнения, овладение навыками самовнушение, достаточное количество сна, отдых на открытом воздухе. 

Методы обучения: наглядно- зрительный, объяснительно-иллюстративный.

Форма подведения итогов: беседа, опрос, индивидуальная работа, контрольное занятие.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы: 

Принцип гуманизации —  выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала, доступных способах его преподнесения, а также в создании наиболее благоприятных условий для развития и проявления творческой индивидуальности каждого учащегося.

Принцип демократизации — проявляется в предоставлении учащимся свободы для саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля.

Принцип связи теории с практикой — для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором учащиеся не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на музыкальном инструменте.  В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.

Принцип индивидуального подхода в обучении — индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого учащегося, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно — значимых ценностей. 

Принцип последовательности — содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями ребенка и направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – тематики и занятий, нотного исполнительского материала, различных видов концертной деятельности.

методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядно-слуховой, практический, словесный, наглядно-зрительный, исполнительский и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).

-формы организации образовательной деятельности: групповая

-формы организации учебного занятия – занятие, урок-концерт, музыкальные викторины, беседы, музыкальные композиции.

педагогические технологии — технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

алгоритм учебного занятия: 

Занятие состоит из трех частей: вводная (10 мин.), основная (20 мин.), заключительная (10 мин.)

Вводная часть – состоит из разминки (игра арпеджио). Проигрывание ритмических фигураций в простых размерах.

Основная часть – работа над музыкальными произведениями.

Заключительная часть – закрепление пройденного материала.

Методические указания

       Репетируя с ансамблем, педагог применяет дирижерский жест; при необходимости, в целях наглядности, личным исполнением демонстрирует образец проведения какого-либо голоса, временно подменяя исполнителя той или иной партии. Важным условием достижения высокой эффективности в занятиях является требование быстрейшего заучивания исполняемых партий наизусть. 

       Серьезное внимание следует уделять синхронности исполнения: при взятии и снятии звука, динамическое равновесие звучания, согласование аппликатуры, штрихов, приемов звукоизвлечения, передача голоса от партнера к партнеру, соблюдение общности ритмического пульса, работа над чистой интонацией (мелодической и гармонической).

       Большой тренировки и внимания требует умение вовремя вступить. Нужно объяснить, чем технически обусловлен прием дирижерского замаха (ауфтакта) — кивком головы, знак глазами (следует уточнить, кто будет показывать вступление). Полезно посоветовать одновременно с этим жестом взять дыхание (вдох в прямом смысле этого слова). Это делает начало исполнения качественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Заблаговременно должен быть определен темп исполнения. Общность понимания темпа – одно из первых условий ансамбля. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть. Музыка начинается уже в ауфтакте. Можно рекомендовать при разучивании просчитать в соответствующем темпе «пустой такт», в дальнейшем это становится излишним. Не меньшее значение имеет синхронное окончание – снятие звука. 

      Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочеты в ансамбле нередко могут нарушать цельность впечатления, дезориентировать партнеров и быть причиной неудач. При публичном выступлении ансамбль требует от его участников безупречного уверенного ритма, в ансамбле ритм должен быть коллективным. Нужно добиваться общего коллективного ритма, он должен быть естественным и органичным для каждого участника ансамбля.

     Достижению ансамблевого единства в значительно мере способствует визуальный контакт между исполнителями. Например, при необходимости вместе начать произведение один из партнеров должен дать ауфтакт едва заметным, но четким движением головы -точно в том темпе, в котором будет звучать пьеса.

Аналогичный прием может быть целесообразным и в момент завершения музыкального сочинения, снятия последнего звука или аккорда.

      Одним из действенных выразительных средств исполнения является динамика. Умелое пользование ею помогает полнее раскрыть общий характер музыки, передать ее эмоциональное содержание, подчеркнуть конструктивные особенности формы. Педагог должен хорошо понимать психологию каждого участника ансамбля, знать его привычки и интересы, уметь всегда найти с ним общий язык; стремиться к максимальному контакту со всем коллективом в целом, уметь просто, доступно и всегда спокойно объяснить учащимся свои требования.

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Из репертуара народного артиста России Михаила Рожкова», сост. А. Шумидуб, вып. I, II, III – Москва, 1998 
  2. А.Готлиб. Первые уроки ансамбля.
  3. Великович Э. Додо – повелитель клавиш. – С-Пб.: Союз художников, 2001. 
  4. Власова Н. и др. Мы читаем и говорим с русскими композиторами. – М.: Русский язык, 1989. 
  5. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. – М.: Престо, 2002. 
  6. Гульянц Е. Детям о музыке. – М.: Аквариум, 1996. 
  7. Хрестоматия гитариста (ансамбли для гитары с духовыми, струнными инструментами и фортепиано) вып.1, вып.2 – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
  1. ГЛОССАРИЙ

Аккорд — одновременное звучание трех и более нот.

Акустическая гитара — это струнно-щипковый инструмент, который состоит из грифа, резонаторного корпуса и струн. Один из самых распространенных инструментов на планете.

Арпеджио — это нотная последовательность, в которой ноты аккорда сыграны не вместе, а последовательно, друг за другом. Если сказать по простому, арпеджио это «разложенный» аккорд. Иногда это понятие применяется как синоним к слову «перебор» на струнных инструментах, таких как гитара.

Артикуляция — это метод исполнения нот, в котором они исполняются четко, с подчеркиванием. На гитаре достигается с помощью нарочито точного и активного прижатия пальцами и «конкретным» ударом пальцев или медиатором.

Баррэ — гитарный прием, в котором одним пальцем прижимается несколько струн на одном ладу.

Бенд (подтяжка) — гитарный прием, который широко используется в роке, блюзе, металле и других направлениях. Во время его выполнения, гитарист пальцами подтягивает струну, изменяя, таким образом, высоту ноты.

Бендинг — то же самое, что и бенд.

Блюз — направление в музыке, которое родилось и развивалось в США в конце XIX — начале XX века. Сочетает в себе различные национальные элементы африканской, европейской и даже китайской культуры. Изначально появился в среде чернокожих мигрантов, но очень скоро завоевал популярность по всему миру.

Верхняя дека — верхняя часть корпуса гитары.

Гамма (хроматическая, мажорная, минорная и пр.) — нотная последовательность или прогрессия, в которой расстояние между нотами не превышает секунду. На гитаре — это расстояние через лад. Например, первый лад — третий лад. 

Гитарный строй — метод настройки гитары, в котором струны настроены в определенные ноты.

Гриф — это часть гитары, вдоль которого расположены струны и на котором находятся металлические порожки — лады.

Демпфирование — приглушение струн.

Динамика — это развитие музыкального произведения во время его исполнения. Достигается за счет средств музыкальной выразительности: изменение темпа, изменения уровня громкости, акцентирования нот и др.

Каподастр — приспособление для прижатия струн на грифе гитары. С помощью каподастра можно легко поменять строй (тональность), не перестраивая гитару.

Комбик (комбоусилитель) — устройство, которое сочетает в себе гитарный усилитель и динамик. Так же, распространён вариант с встроенным процессором эффектов. В «комбик» подключается электрогитара (или другие инструменты), благодаря чему и звучат.

Лад — это слово имеет два значения. Первое — это сложная система звуков и взаимоотношений между ними, в которой каждой ноте отводится определенная роль. Второе — это расстояние между металлическими порожками нагрифе струнных инструментов, например, гитаре.

Легато — это метод исполнения нот на любом музыкальном инструменте. Противоположный игре стаккато. Для этого метода характерна, слитная и плавная смена нот. На гитаре легато исполняется с помощью таких приемов как хаммер-он (hammer-on) и пулл-офф (pull-off).

Медиатор — пластинка, сделанная из пластика или других синтетических материалов, с помощью которой извлекают звук на струнных инструментах, приводя струну в колебательное состояние.

Мелизм — это мелодическая фигура, украшающие основные звуки мелодии. Как правило, это очень быстрые ноты, которые отстоят от основного звука на интервал в секунду и не имеют собственного ритмического времени. По-простому, это очень коротенькие нотки, которые используются перед основными нотами или после, чтобы украсить их и сделать нескучными. Самые распространённые мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.

Металл — направление в музыке, в которое входит множество стилей и подстилей. В большинстве своем, для металла характерно тяжелое или очень тяжелое звучание электрогитары с использование таких эффектов как Overdrive и Distortion. Зародился в 70-х годах XX века, но развитие направления происходит и по сей день.

Метроном — это устройство (механическое или цифровое) или приложение (программа), которое отсчитывает ритм. С помощью него музыканты могут играть в определенном темпе или тренировать чувство ритма.

Нижняя дека — нижняя часть корпуса гитары.

Перкуссия — использование в музыке различных национальных и этно- ударных инструментов, таких как кахон, дарбука, там-там, кау-белл и пр. Как правило, перкуссия используется в акустической музыке, хотя, ее применение очень широко и может быть использовано в различных жанрах, включая электронную музыку.

Пулл-офф — гитарный прием, один из видов легато. Обратный прием хаммер-ону. При использовании его, нужно прижатый на каком-либо ладу палец «грифной» руки резко отпустить, при этом слегка подцепив струну, как бы сорвав ее. Используется так же без участия «медиаторной» руки.

Ритм — это соразмерное чередование длительностей звуков. Соразмерное, значит пульсирующее движение, которое можно выразить определенными длительностями (четверти, восьмые и т.д.) и которые образуют определенные ритмические фигуры (группы).

Ритм-гитара — это условная роль гитары в музыкальном коллективе. Как правило, ритм-гитара, как следует из названия, играет ритмичную партию на аккордах или риффы. Эта партия исполняет роль гармонической основы произведения.

Ритмический рисунок — зацикленная последовательность длительностей. Например, бой гитары, который повторяется от аккорда к аккорду.

Рок — направление в музыке, которое включает в себя огромное количество стилей. Для рока характерно использование электрогитары, как основного инструмента, которая в большинстве случаев «перегружена». Стандартно рок исполняется небольшими по численности музыкальными коллективами, в состав которых входит электрогитара (или несколько), бас-гитара и барабаны.

Свип («метла») — это гитарная техника, в которой музыкант очень быстро перебирает струны в одном направлении, вверх или вниз. Используется для игры быстрых арпеджио.

Слайд (глиссандо) — прием, используемый на струнных, клавишных и духовых инструментах, в котором мы «едем» от одной ноты к другой. В нашем случае (на гитаре) достигается путем прижатия какого-либо лада на грифе и последующим «переездом» на другой лад, не отпуская пальца. Таким образом, получается скользящее звучание.

Соло — в классической музыкальной теории, часть музыкального произведения, в которой звучит только один, солирующий инструмент. Например, в симфоническом оркестре, все музыканты затихают, и играет одна скрипка. В рок музыке под эти понятием подразумевается некий проигрыш без слов, во время которого один из инструментов (как правило, гитара), берет на себя роль лидирующего и какое-то время «колбасит» нечто сложное и быстрое.

Темп — в широком смысле, скорость движения музыки. Темп — это средство музыкальной выразительности. Темпы условно делят на медленные, умеренные и быстрые.

Тональность — это система звуков и взаимоотношений между ними. Когда мы говорим, что музыкальное произведение написано в определенной тональности, это означает, что оно звучит на определенной высоте и использует (кроме ситуативных исключений) ноты, которые входят в гамму (перечень) нот, соответствующих этой тональности. Тональности бывают мажорными и минорными.

Трель — это вид мелизма (мелодической фигуры), в котором, очень быстро играются две ноты, повторяясь несколько раз. Звучание трели можно описать буквосочетанием «Тррррр».

Фразировка — это процесс видоизменения какого-то музыкального фрагмента, с заменой одного приема на другой, добавлением или наоборот убиранием каких-либо нот и т.д. Под этим понятием подразумевается вид импровизации, когда вы берете часть мелодии и слегка меняете его. При этом оригинал узнается, но уже звучит немного иначе.

Хаммер-он — гитарный прием, один из видов легато. Чтобы получить его, нужно ударить пальцем «грифной» руки по струне без участия «медиаторной» руки. Этот прием дает значительный прирост скорости.

Экспрессия — это манера игры, при которой музыкант использует размашистые движения, играет громко и «широко». Как правило, используется в кульминации музыкального произведения для подчеркивания динамики исполнения.

Электрогитара — вид гитары, на которую устанавливаются специальные звукосниматели, которые «снимают» колебания струн и передают его в виде электрического сигнала. Громкость звучания в электрогитаре достигается не за счет резонаторной деки, а за счет мощности усилителя и динамика, к которым подключается электрогитара.

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль гитаристов» разработан для каждой учебной группы 1, 2 годов обучения (приложение к программе).