автор: Скоренко Руслана Александровна
Заместитель директора по УВР Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования “Центр детского творчества”, г.Надым
Технопарк – территория личностного и профессионального самоопределения
ТЕХНОПАРК – ТЕРРИТОРИЯ ЛИЧНОСТНОГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛНИЯ
Скоренко Руслана Александровна
МОУ ДО «Центр детского творчества», г.Надым
Аннотация: настоящая практика представляет опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования на примере технопарка. Содержит описание актуальных практикоориентированных, интерактивных подходов по погружению в профессию детей в возрасте от 5 до 18 лет посредством деятельности Парка профессий и организации учебно-ознакомительных практик с использованием ресурсов социальных партнеров.
В соответствии с федеральными и региональными инициативами в части организации профориентационной работы с молодежью в настоящее время актуальными являются вопросы обновления содержания профориентационной деятельности, внедрения интерактивных форм, позволяющих сформировать у подрастающего поколения «профориентационное мышление», приобрести практический опыт, который может стать основой выбора будущей профессии.
В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Надым с 2017 года сложилась эффективно действующая практика личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, представленная технопарком, которая направлена на детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Технопарк – это профессионально-ориентированное образовательно-развивающее пространство, способствующее выстраиванию преемственности в личностном и профессиональном самоопределении детей от ранней профориентации (дошкольный и младший школьный возраст) до формирования готовности подростков к выбору профессии (средний и старший школьный возраст).
Цель практики – профессиональное самоопределение детей и подростков посредством практикоориентированных, интерактивных методов и форм работы.
Основные задачи:
– вовлечение детей и подростков в активную образовательно-развивающую, практико-ориентированную, изобретательскую, творческую деятельность, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение;
– погружение детей дошкольного и младшего школьного возраста в мир профессий, формирование первоначальных трудовых умений и навыков посредством организации профессиональных проб в формате профориентационных игр и квестов;
– приобретение учащимися среднего и старшего школьного возраста социально значимого опыта, формирование готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии через прохождение учебно-ознакомительных практик;
– дальнейшее обучение выпускников технопарка в СПО, ВУЗах России по профилю обучения в технопарке;
– организация сетевого взаимодействия с предприятиями и учреждениями г. Надым для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов учащихся технопарка.
Профориентационная работа в технопарке организована по 2 направлениям и осуществляется на основе деятельностного, контекстного обучения с применением практикоориентированных, интерактивных методов и форм работы: ранняя профориентация детей посредством Парка профессий и профессиональное самоопределение учащихся среднего и старшего школьного возраста в процессе прохождения учебно-ознакомительных практик.
Парк профессий – это 3 образовательно-развивающие площадки (зоны) «Медицина», Звукорежиссура» и «Транспорт», на которых дети в возрасте от 5 до 10 лет проходят профессиональные пробы по 8 профессиям в форме профориентационых игр и квестов. «Погружение» в профессии организуется в форме большой профориентационной игры или квеста с единым сюжетом общей сложностью до 1,5 часов с передвижением по 3 площадкам. На каждой из площадок дети получают сертификаты профессий, ведущий (модератор) игры делает отметки в трудовой книжке о пройденных пробах.
Профориентационные площадки расположены в рекреациях и учебных кабинетах Центра детского творчества, зонированы и оснащены специализированным оборудованием, инструментами, интерактивными экспозициями и программным обеспечением.
На профориентационной площадке «Транспорт» работает автошкола, станция технического обслуживания и конструкторское бюро, где дети знакомятся с особенностями профессии водителя, автомеханика и инженера-конструктора: в режиме он-лайн изучают правила дорожного движения, проводят ремонт машин, конструируют новые модели. Площадка «Медицина» – это мини-кабинет врача, где ребята проходят «профессиональные пробы» по профессиям врача и медицинской сестры: проводят медосмотр, работают с настоящими медицинскими измерительными приборами и инструментами (фонендоскоп, ростомер, весы и т.п.), измеряют рост, вес, проверяют зрение. Площадка «Звукорежиссура» представляет собой действующую модель студии звука с использованием современного звукозаписывающего оборудования. «Работая» ди-джеем, звукорежиссером или звукооператором, дети учатся пользоваться звукозаписывающей аппаратурой (микшерным пультом, микрофоном, синтезатором), с помощью которой составляют мелодию, записывают голос и фонограмму.
Образовательно-развивающие профориентационные игры и квесты в Парке профессий проводятся в течение учебного года, в том числе и в каникулярное время, по определенному графику как для учащихся Центра детского творчества, так и для воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся начальных классов школ г.Надым. Профориентационную деятельность в Парке профессий осуществляют педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования, выполняющие роли ведущих-модераторов.
Профессиональное самоопределение учащихся технопарка среднего и старшего школьного возраста организуется посредством учебно-ознакомительные практик в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами Центра детского творчества. Управленческой командой Центра детского творчества разработан пошаговый алгоритм по организации и проведению таких практик: выявление профессиональных предпочтений учащихся, изучение инфраструктуры города с целью поиска социальных партнеров, обладающих возможностями (ресурсами) для проведения практик с учетом выявленных профинтересов, определение необходимых ресурсов (кадровых, программно-методических, материально-технических) для организации практик, установление контактов с руководством и специалистами предприятий-потенциальных социальных партнеров, заключение договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации программ.
Для реального «погружения» в профессии к 7 реализуемым в технопарке дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам продвинутого уровня («Спортивная робототехника», «Обучение радиотехнике и электронике», «Экологические исследования», «Юный эколог», «В фокусе», «Дизайн и технология изготовления швейных изделий» и «Курс на бизнес») разработаны модули учебно-ознакомительных практик (до 36 часов), являющиеся частью образовательной программы. Механизмом реализации таких практик является сетевое взаимодействие и сетевая форма реализации программ с использованием инфраструктуры муниципалитета.
Организация практик осуществляется в рамках договорных отношений (договоры о сотрудничестве, сетевой форме реализации программ) на базе 6 предприятий с использованием их ресурсов: кадровых, информационных, материально-технических, аудиторно-лабораторных. В течение полутора – двух месяцев занятия для обучающихся проводятся специалистами предприятий и организаций на их базе. Используются практикоориентированные формы обучения: мастер-классы, практикумы, лабораторные и практические занятия, бизнес-тренажеры, деловые игры. В ходе практик учащиеся знакомятся с квалификационными требованиями к конкретным профессиям, приобретают практические умения и навыки в определённой сфере профессиональной деятельности, составляют профессиограммы, заполняют дневник практики. Практики завершаются итоговой работой: представлением бизнес-планов, творческих, технических проектов, мини-исследований, видеороликов и др.
Активное сетевое сотрудничество с предприятиями города позволило создать сеть инфраструктуры муниципалитета как базы для проведения учебно-ознакомительных практик по 17 профессиям:
– МАУ муниципального образования г.Надым «Бизнес-инкубатор» (навыки предпринимательской деятельности, профессии юрисконсульта, экономиста и др.);
– Отдел экологического мониторинга и биомедицинских технологий ГКУ ЯНАО «Научный Центр изучения Арктики» (профессиональные компетенции по специальностям научный сотрудник по экологии, химик-лаборант);
– ООО «Научно-инженерный центр «Ямал» (профессии инженера, диагноста-дефектоскописта, слесаря);
– ГКУ «Управление аварийно-спасательной службы Ямало-Ненецкого автономного округа» (профессии автомеханика, электрика и др.);
– МУП «Надежда» (швея, технолог одежды);
– МУП «Редакция Надымской студии телевидения» (профессии тележурналиста, видеооператора, монтажера).
Например, на базе ООО «Научно-инженерный центр «Ямал» учащиеся «осваивали» следующие профессии: электромонтер, инженер-дефектоскопист, инженер-электроник. Так, в электротехнической лаборатории подростки под руководством куратора-электромонтёра осваивали поэтапный процесс ремонта электрооборудования, изучали устройство охранной сигнализации, учились проводить диагностику электродвигателя на целостность обмотки с помощью мегаометра. Умение применять мегаометр для проверки роботоспособности электродвигателя различных типов использовали в процессе работы над своими робототехническими проектами. Для «практикантов» специалистами проводились мастер-классы «Радиомонтаж», «Прокладка проводки», «Подключение и установка автоматов», «Высоковольтное испытание индивидуальных средств защиты» и др. Умение применять правила работы со специализированным оборудованием ребята применили при разработке технических проектов «Умный класс на базе микроконтроллера Arduino» и «Автоматизация систем энергосбережения» при монтировании устройств освещения, которые были успешно представлены на научно-технических выставках, конкурсах, конференциях регионального и всероссийского уровней.
При освоении профессии инженера-дефектоскописта в лаборатории технического контроля учились проводить диагностику по проверке металла и сварочных швов на наличие дефектов. Основу практики по профессии инженера-электроника составили практические занятия: составление различных программ для автоматизации производственного процесса, ввода и хранения информации в организации, написание программ для роботизированных устройств.
Отличительная особенность представляемой практики «Технопарк – территория личностного и профессионального самоопределения» заключается в том, что:
– во-первых, представлена целостная система личностного и профессионального самоопределения детей от ранней профориентации до формирования готовности подростков к выбору профессии;
– во-вторых, деятельность по профессиональному самоопределению детей осуществляется на основе использования актуальных практикоориентированных подходов (для детей дошкольного и младшего школьного возраста – «профессиональные пробы» в формате профориентационных игр и квестов, организуемых в Парке профессий, для подростков – учебно-ознакомительные практики на базе городских предприятий социальных партнеров);
– в-третьих, разработана и успешно используется авторская модель Парка профессий с технологией проведения профориентационных игр и квестов.
Инновацией в организации ранней профориентации является синтез 2-х компонент: досуговой и познавательно-образовательной. Знакомство с профессиями в Парке профессий происходит с применением педагогической инновации «edutainment» («обучение через игру, развлечение»). Это новый подход к организации деятельности детей в логике «обучение-развлечение-развитие». Организация «активности» детей по погружению в профессии осуществляется в интерактивном формате: профориентационные ролевые игры и образовательно-развивающие квесты. В увлекательной и доступной форме дети осваивают некоторые практические навыки различных профессий, в результате чего у них складывается свое понимание профессии, формируется первоначальный интерес к профессиям.
Новый подход предложен и в организации учебно-ознакомительных практик. В отличие от имеющегося опыта регионов, в частности, «вологодской» и «томской» моделей, в Центре детского творчества разработан пошаговый алгоритм действий по проведению практик (представленный выше) через погружение учащихся технопарка в профессию посредством реализации профессиональных модулей, включенных в дополнительные общеразвивающие программы, с использованием ресурсной базы социальных партнеров города на основе сетевой формы реализации программ.
Ресурсное обеспечение практики:
– нормативно-правовое: Положение об образовательно-развивающем комплексе «Парк профессий», Положение об учебно-ознакомительных практиках, Положение о сетевой форме реализации программ; 8 договоров о сотрудничестве и сетевой форме реализации программ;
– кадровое: педагогические работники Центра детского творчества, специалисты – представители социальных партнеров;
– программно-методическое: разработки профориентационных игр, квестов, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы продвинутого уровня с модулями учебно-ознакомительных практик, кейс диагностических методик по определению сформированности процессов профессионального самоопределения подростков;
– материально-техническое: ресурсная база Центра детского творчества, социальных партнеров.
Эффективность реализации практики определяется следующими количественными и качественными показателями:
– в 2017, 2018 году возможность раннего профессионального самоопределения в Парке профессий получили более 700 детей дошкольного и младшего школьного возраста из 10 детских садов и 5 школ г.Надым;
– по данным интернет-опроса, в среднем 91% респондентов (педагогическая, родительская общественность, социальные партнеры) считают, что деятельность Парка профессий способствует ранней профориентации детей;
– более 10 образовательных продуктов технической направленности (2018/2019уч.г.), разработанные совместно с социальными партнерами, успешно были представлены на престижных мероприятиях от муниципального до международного уровней;
– в среднем ежегодно более 75% выпускников технопарка, обучавшихся по программам, содержащим модули учебно-ознакомительных практик, продолжили обучение по профилю в организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования (Академия машиностроения им. Ж.Я. Котина, г. Санкт-Петербург, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Омский государственный технический университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники).
Представленная практика успешно решает задачи личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, является актуальной и востребованной как на уровне муниципалитета, так и региона.
Список литературы
Беседина И. И. Технология профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях. – М., ПМУЦ, 2001.
Блинов В.И., Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – №1/2. – С.42-45.
Гуткин М.С. Об одном из подходов к конструированию профессиональных проб / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило // Школа-Труд-Профессия: тезисы междунар. семинара, программа ЮНЕСКО. – Ярославль, 1991.
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. – Письмо Минобрнауки России «О методических рекомендациях» от 28.08.2015 № АК-2563/05.
Модели ведомственного и межведомственного сетевого взаимодействия в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ // Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. – ФГАУ ФИРО. 2014. – №6. – с.4-16.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М., Издательство НПО «Модэк», 2002.
Рабинович П.Д. Модель техносферы образовательного учреждения // Информатика и образование. ООО «Образование и информатика». – Москва – №2. – 2013. – с. 10-17.
Сергеев И.С. От межведомственного взаимодействия – к частно-государственному партнёрству/ / Профессиональное образование. Столица, 2014. №11.- С. 29-33.
Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие / С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2014. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М., 1992.
Чистякова С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования //Школа и производство. – 2013. – № 1. – С.9-12.