автор: Скрыпник Ирина Ивановна
методист
МБУ ДО ЦВР «Досуг»
«Бардовская песня: прошлое и настоящее»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»
Методическая разработка классного часа на тему:
«Бардовская песня: прошлое и настоящее»
Разработчик:
Скрыпник И.И., методист
г. Ростов-на-Дону
2024г.
Данная разработка интересна для методистов и классных руководителей, работающих с обучающимися среднего и старшего школьного возраста образовательных учреждений
ЦЕЛЬ: формирование морально-нравственных качеств через соприкосновение с прекрасными произведениями самодеятельных исполнителей (бардов) второй половины XX в. и настоящего времени;
Форма проведения: музыкальная игра.
Подготовка:
Педагог готовит из обучающихся группы на роль ведущего игры, приглашает обучающегося, играющего на гитаре, подбирает аудиозаписи песен: Ю. Визбор «Милая моя! Солнышко лесное!», «Наполним музыкой сердца» Б. Окуджава «Ах, Арбат, мой Арбат», «Грузинская песня» («Виноградную косточку в теплую землю зарою»), О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», и обеспечивает их прослушивание во время игры, готовит распечатки песен Б. Окуджава «Ваша величество женщина», В. Берковский «Гренада».
Содержание классного часа:
1-й обучающийся: Знаете ли вы кто такие барды?
Обучающиеся: Это люди, которые пишут стихи и музыку к своим песням.
1-й обучающийся: Некоторые из выше названных авторов, например, Булат Окуджава, прошли Великую Отечественную войну, но сохранили лирическое восприятие жизни, бережное отношение к друзьям и близким, к природе и жизни.
Среди поэтов, также прошедших Великую Отечественную войну, хочется выделить Эдуарда Асадова. В его стихах столько света, хотя он его и не видит.
Обучающийся рассказывает биографию Эдуарда Асадова.
Жизнь у обычного московского школьника изменилась с началом Великой Отечественной войны.
Очень молодым человеком Эдуард Асадов попал на фронт. Лейтенант Асадов во время боя был ранен, снаряд разорвался трех-четырех шагах около него. Можно зачитать наизусть кусочек из его биографической заметки «Странички пережитого»:
«…Я не слышал взрыва, лишь почувствовал сильнейший удар в лицо и сразу же полетел куда-то в незнакомую бездну, мрак, преисподнюю…
На мгновение сознание отключилось, но тут же вернулось. Торопливые возгласы… чьи-то руки, которые крепко, но бережно приподнимают меня, поворачивают, подкладывают под голову не то сумку, не то сложенную шинель.
Взволнованный голос Умнова:
– Товарищ лейтенант, вы ранены, не волнуйтесь, сейчас перевяжем.
С абсолютной четкостью помню ту фразу, которую я произнес в тот момент:
– Хлопцы, а глаза у меня целы?
И чей-то торопливо-испуганный голос, кажется того же Умнова:
– Целы, целы, товарищ лейтенант, не беспокойтесь, конечно, целы!
Только много-много позже понял я бессмысленность своего вопроса и деликатную доброту Умнова, который, не желая верить самому себе, не мог сказать мне горькую правду. Потом за всю свою жизнь я ни разу не принял даже крохотной лжи, ибо ненавижу ее в любых проявлениях, но тогда, в тот единственный раз я был благодарен Сереже Умнову…»
Юноша попал в госпиталь и ослеп на оба глаза. Когда вылечился в госпиталях, вернулся в Москву, поступил и закончил литературный институт и стал выступать – читать стихи.
Личная жизнь поэта не сложилась. Пришлось разойтись с женой, оставив ей дочь, которую Асадов очень любит. Но, не смотря на сложную жизнь, он призывает нас быть добрее и прощать зло.
Основными темами его произведений, как и песен бардов, являются темы дружбы, любви. Асадов обращается к лучшим человеческим качествам:
В трудный час
Свалилось зло, какого и не чаял.
Мир стал весь будто каменным. И вдруг
К тебе пришел твой закадычный друг
И в трудный час плечо свое подставил.
И ты уже не в безнадежной мгле,
И уж не так по сердцу лупит вьюга.
И нет прочней опоры на земле,
Чем то плечо надежнейшего друга…
Обучающийся: Все стихи Асадова очень современны. Они призывают к борьбе с внутренней нечистоплотностью. Я хочу прочитать свои любимые стихи:
Доброта
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
В жизни всякое может случиться.
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
Педагог: Ребята, наш сегодняшний классный час посвящается бардовской песне второй половины XX века. 60-е годы XX века историки называли периодом политической «оттепели». Именно в эти годы был разоблачен культ личности Сталина и советские люди ощутили себя по-настоящему свободными. Рождаются театр «Современник» и журнал «Юность», появляется радиостанция «Маяк», а молодые поэты А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко и Р. Рождественский декламируют свои стихи прямо на площадях и стадионах. Звучат песни А. Галича, Б. Окуджава, Ю. Визбора, А. Якушевой, А. Городницкого и В. Высоцкого.
Этих кумиров молодежи 60-90 годов XX века уже нет в живых, но песни их, пройдя испытание временем, остались с нами. Сегодня мы вспомним песни бардов XX века и убедимся в том, что основные ценности бардовской песни, такие как:
– высокоинтеллектуальный дух;
– поэтическая образность содержания;
– простота, человечность и свежесть восприятия мира;
– отсутствие демагогичности, ложной красивости и шаблона восприятия прекрасного обеспечили талантливой бардовской песне долгую и счастливую жизнь. А сейчас я передаю слово знатоку и ценителю бардовской песни (имя обучающегося).
Если есть обучающиеся, которые играют на музыкальных инструментах, можно попросить их исполнить свои любимые песни (особенно интересно послушать сочинения самих обучающихся).
Бардовские песни – это отражение жизни обычных людей, их стремлений, мечтаний, желаний, надежд.
Музыкальная игра
На мультимедийном экране начинается интерактивная игра.
Обучающиеся. Ребята, я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Барды XX века». Для участия в этой игре вам надо сформировать три команды. Предлагаю каждому ряду объединиться в одну команду. Только сядьте в кружочек потеснее так, чтобы ощутить локоть друга.
Обучающиеся рассаживаются, образуя три команды-кружочка.
Обучающиеся. Прекрасно! Команды сформированы, и в некоторых из них даже есть свои гитаристы. А теперь я предлагаю командам выбрать себе красивые и звучные имена в стиле любимых бардовских песен 60-70 годов XX века.
Команды совещаются и выбирают себе имена, обучающиеся записывает на доске имена команд, составляя табличку, в которую затем будут заноситься оценки команд.
Романтики Бригантина Флибустьеры
I
II
III
Итог
Обучающиеся: Как вы уже догадались, наша игра будет состоять из трех туров. Объявляются члены жюри (педагог и обучающиеся).
Первый тур. «Угадай мелодию».
Обучающийся: Первый тур нашей игры называется «Угадай мелодию». Сейчас вы услышите одну за другой 3 мелодии знаменитых бардовских песен. Вам следует узнать эти песни и начать напевать их слова. За каждую верно угаданную мелодию команда, начавшая петь первой, получит один балл.
Начинаем.
Звучат мелодии песен.
- «Бригантина». Музыка Г. Лепского, стихи П. Когана.
- «Люди идут по свету». Музыка Р. Ченборисовой, стихи И. Сидорова.
- «За туманом». Музыка и стихи Ю. Кукина.
- «Пожелание». Музыка и стихи Б. Окуджавы.
- «Песня о друге». Музыка и стихи В. Высоцкого.
Жюри объявляет итоги первого тура, и уч-ся записывает их на доске.
Второй тур. «Кто автор песни?»
Обучающийся: Поздравляем победителей первого тура и начинаем второй тур нашей игры «Кто автор песни?». Сейчас команды прослушивают по одному куплету из песен 5 очень известных бардов. Команды должны вспомнить и записать на планшетах имена авторов и исполнителей этих шлягеров. Каждый верный ответ будет оценен членами жюри в 1 балл. Слушаем…
Звучит попурри из песен известных бардов.
- Юрий Визбор «Милая моя! Солнышко лесное!».
- Б. Окуджава «Наполним музыкой сердца».
- Б. Окуджава «Ах, Арбат, мой Арбат».
- Б. Окуджава «Грузинская песня» («Виноградную косточку в теплую землю зарою»),
- О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Команды сдают свои ответы жюри. Жюри подводит и объявляет итоги второго конкурса.
Третий тур. «Любимые песни»
Обучающийся: Поздравляем победителей второго тура и начинаем третий тур нашей игры «Любимые песни». Сейчас я раздам командам слова известных бардовских песен. Через 10 минут команды по очереди должны исполнить нам эти песни.
Команды готовятся к исполнению песен:
- Б. Окуджава «Ваша величество женщина».
- В. Берковский «Гренада».
Команды исполняют 2-3 куплета песен, а жюри оценивает их исполнение по 5 балльной шкале. Уч-ся записывает результаты третьего тура на доске и подводить итоги игры.
Обучающийся: Я с большим удовольствием поздравляю команду-победительницу и вручаю ей приз.
Заключение
Педагог: И сегодня продолжает существовать и исполняться бардовская песня. Она стала более социальной и этим отличается от бардовской песни второй половины XX века, обращенной к душе и человеческим чувствам, качества и поступкам.
Исполняются две современные песни.
Ребята, спасибо вам за активное участие в нашей игре. И я надеюсь, все вы узнали что-то новое об авторской песне и с удовольствием познакомились с творчеством новых для вас исполнителей.
Написали эти песни люди разных специальностей: студенты и рабочие, инженеры и медики, историки и литераторы, физики и лирики. Каждый по-своему, но доверительно и лирично говорит с нами о самых важных проблемах жизни: о дружбе и о любви, о преданности и об измене, о счастье и горе, о войне и мире. Есть песни-драмы, песни-новеллы, песни-притчи и песни-сатиры. Такие песни хорошо петь в походе у костра, глядя на пляшущие языки пламени или запрокинув голову и устремив взгляд в бездонное звездное небо.
Современные песни интересны по-своему, но продолжают традиции авторской песни.
У каждого поколения молодежи свои кумиры и свои любимые песни. Пройдет время, и по песням сегодняшних бардов ваши дети будут судить о нашем времени и о наших бедах и радостях.
Надеюсь, что интерес к бардовской песне приведет вас на концерты известных бардов, а кто-то из вас, возможно, приедет на грушинский фестиваль авторской песни.
Звучит песня О. Митяева «Как здорово, что в мы здесь сегодня собрались».
Педагог: Завершить нашу сегодняшнюю встречу хочется стихами Асадова, воспевающего лучшее в человеке:
Когда мне встречается в людях дурное…
Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это скорее всего напускное,
Что это случайность. И я ошибаюсь.
И, мыслям подобным ища подтвержденья,
Стремлюсь я поверить, забыв про укор,
Что лжец, может, просто большой
фантазер,
А хам – он, наверно, такой от смущенья.
Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,
Возможно, по глупости разболтался,
А друг, что однажды в беде не помог,
Не предал, а просто тогда растерялся.
Я вовсе не прячусь от бед под крыло,
Иными тут мерками следует мерить,
Ужасно не хочется верить во зло
И в подлость ужасно не хочется верить!
Поэтому, встретив нечестных и злых,
Нередко стараешься волей-неволей
В душе своей словно бы выправить их
И попросту «отредактировать», что ли!
Но факты и время отнюдь не пустяк,
И сколько порой не насилуешь душу,
А гниль все равно невозможно никак
Ни спрятать, ни скрыть, как ослиные уши.
Ведь злого, признаться, мне в жизни моей
Не так уж и мало встречать доводилось.
И сколько хороших надежд поразбилось
И сколько вот так потерял я друзей!
И все же, и все же я верить не брошу,
Что надо в начале любого пути
С хорошей, с хорошей и только с хорошей,
С доверчивой меркою к людям идти!
Пусть будут ошибки (такое не просто),
Но как же ты будешь безудержно рад,
Когда эта мерка придется по росту
Тому, с кем ты станешь богаче стократ!
Пусть циники жалко бормочут, как дети,
Что дескать, непрочная штука – сердца…
Не верю! Живут, существуют на свете
И дружба навек, и любовь до конца!
И сердце твердит мне: ищи же и действуй.
Но только одно не забудь наперед:
Ты сам своей мерке большой соответствуй,
И все остальное, увидишь, – придет!
Список литературы:
- Беленький Л.П. Воспитательный потенциал авторской песни, М., г.
Красногорск Московской области, 2010
- Возьмемся за руки, друзья, рассказы об авторской песне, М., 1990
- Люди идут по свету, книга-концерт, М., 1989
- Окуджава Б.Наполним музыкой сердца, М., 1989
- Среди нехоженых дорог одна – моя, сборник туристских песен, М., 1989
- Наполним музыкой сердца, антология авторской песни, М., 1989
- Олег Чумаченко Источник:
http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&page=2
архив КСП “Поиск” (г.Владивосток), рукопись.
8.Тусовка меломанов, http://meloman.hop.ru.