«Бардовская песня: прошлое и настоящее»



автор: Скрыпник Ирина Ивановна
методист
МБУ ДО ЦВР «Досуг»

«Бардовская песня: прошлое и настоящее»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ» 

 

                                                                                         

Методическая разработка классного часа на тему:

«Бардовская песня: прошлое и настоящее»

                                                          Разработчик: 

                                                                                    Скрыпник И.И., методист

                                                                                                                    

г. Ростов-на-Дону

2024г.

Данная разработка интересна для методистов и классных руководителей, работающих с обучающимися среднего и старшего школьного возраста образовательных учреждений 

ЦЕЛЬ:  формирование морально-нравственных качеств через соприкосновение с прекрасными произведениями самодеятельных исполнителей (бардов)  второй половины XX в. и настоящего времени;  

Форма проведения: музыкальная игра.

Подготовка:

Педагог готовит из обучающихся группы на роль ведущего игры, приглашает обучающегося, играющего на гитаре, подбирает аудиозаписи песен: Ю. Визбор «Милая моя! Солнышко лесное!», «Наполним музыкой сердца» Б. Окуджава «Ах, Арбат, мой Арбат», «Грузинская песня» («Виноградную косточку в теплую землю зарою»), О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», и обеспечивает их прослушивание во время игры, готовит распечатки песен Б. Окуджава «Ваша величество женщина», В. Берковский «Гренада».

Содержание классного часа:


        1-й обучающийся: Знаете ли вы кто такие барды?

Обучающиеся: Это люди, которые пишут стихи и музыку к своим песням.

1-й обучающийся: Некоторые из выше названных авторов, например, Булат Окуджава, прошли Великую Отечественную войну, но сохранили лирическое восприятие жизни, бережное отношение к друзьям и близким, к природе и жизни.

Среди поэтов, также прошедших Великую Отечественную войну, хочется выделить Эдуарда Асадова. В его стихах столько света, хотя он его и не видит.   

Обучающийся рассказывает биографию Эдуарда Асадова.

Жизнь у обычного московского школьника изменилась с началом Великой Отечественной войны.

Очень молодым человеком Эдуард Асадов попал на фронт. Лейтенант Асадов во время боя был ранен, снаряд разорвался трех-четырех шагах около него.  Можно зачитать наизусть кусочек из его биографической заметки «Странички пережитого»:

«…Я не слышал взрыва, лишь почувствовал сильнейший удар в лицо и сразу же полетел куда-то в незнакомую бездну, мрак, преисподнюю…

На мгновение сознание отключилось, но тут же вернулось. Торопливые возгласы… чьи-то руки, которые крепко, но бережно приподнимают меня, поворачивают, подкладывают под голову не то сумку, не то сложенную шинель.

Взволнованный голос Умнова:

– Товарищ лейтенант, вы ранены, не волнуйтесь, сейчас перевяжем.

С абсолютной четкостью помню ту фразу, которую я произнес в тот момент:

– Хлопцы, а глаза у меня целы?

И чей-то торопливо-испуганный голос, кажется того же Умнова:

– Целы, целы, товарищ лейтенант, не беспокойтесь, конечно, целы!

Только много-много позже понял я бессмысленность своего вопроса и деликатную доброту Умнова, который, не желая верить самому себе, не мог сказать мне горькую правду. Потом за всю свою жизнь я ни разу не принял даже крохотной лжи, ибо ненавижу ее в любых проявлениях, но тогда, в тот единственный раз я был благодарен Сереже Умнову…»

Юноша попал в госпиталь и ослеп на оба глаза. Когда вылечился в госпиталях, вернулся в Москву, поступил и закончил литературный институт и стал выступать – читать стихи. 

Личная жизнь поэта не сложилась. Пришлось разойтись с женой, оставив ей дочь, которую Асадов очень любит. Но, не смотря на сложную жизнь, он призывает нас быть добрее и прощать зло. 

Основными темами его произведений, как и песен бардов, являются темы дружбы, любви. Асадов обращается к лучшим человеческим качествам:

В трудный час

Свалилось зло, какого и не чаял.

Мир стал весь будто каменным. И вдруг

К тебе пришел твой закадычный друг

И в трудный час плечо свое подставил.

И ты уже не в безнадежной мгле, 

И уж не так по сердцу лупит вьюга.

И нет прочней опоры на земле,

Чем то плечо надежнейшего друга…

Обучающийся: Все стихи Асадова очень современны. Они призывают к борьбе с внутренней нечистоплотностью. Я хочу прочитать свои любимые стихи:

Доброта

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе, 

Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться.

И коль дружба у вас крепка, 

Из-за глупого пустяка 

Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай:

На разрыв иди, на разлуку,

Только подлости не прощай

И предательства не прощай

Никому: ни любимой, ни другу!

Педагог: Ребята, наш сегодняшний классный час посвящается бардовской песне второй половины XX века. 60-е годы XX века историки называли периодом политической «оттепели». Именно в эти годы был разоблачен культ личности Сталина и советские люди ощутили себя по-настоящему свободными. Рождаются театр «Современник» и журнал «Юность», появляется радиостанция «Маяк», а молодые поэты А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко и Р. Рождественский декламируют свои стихи прямо на площадях и стадионах. Звучат песни А. Галича, Б. Окуджава, Ю. Визбора, А. Якушевой, А. Городницкого и В. Высоцкого.

Этих кумиров молодежи 60-90 годов XX века уже нет в живых, но песни их, пройдя испытание временем, остались с нами. Сегодня мы вспомним песни бардов XX века и убедимся в том, что основные ценности бардовской песни, такие как:

– высокоинтеллектуальный дух;

– поэтическая образность содержания;

– простота, человечность и свежесть восприятия мира;

– отсутствие демагогичности, ложной красивости и шаблона восприятия прекрасного обеспечили талантливой бардовской песне долгую и счастливую жизнь. А сейчас я передаю слово знатоку и ценителю бардовской песни (имя обучающегося).

Если есть обучающиеся, которые играют на музыкальных инструментах, можно попросить их исполнить свои любимые песни (особенно интересно послушать сочинения самих обучающихся).

Бардовские песни – это отражение жизни обычных людей, их стремлений, мечтаний, желаний, надежд.

Музыкальная игра

На мультимедийном экране начинается интерактивная игра.

Обучающиеся. Ребята, я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Барды XX века». Для участия в этой игре вам надо сформировать три команды. Предлагаю каждому ряду объединиться в одну команду. Только сядьте в кружочек потеснее так, чтобы ощутить локоть друга.

Обучающиеся рассаживаются, образуя три команды-кружочка.

Обучающиеся.  Прекрасно! Команды сформированы, и в некоторых из них даже есть свои гитаристы. А теперь я предлагаю командам выбрать себе красивые и звучные имена в стиле любимых бардовских песен 60-70 годов XX века.

Команды совещаются и выбирают себе имена, обучающиеся записывает на доске имена команд, составляя табличку, в которую затем будут заноситься оценки команд.

      Романтики                                     Бригантина                        Флибустьеры 

I

II

III

Итог

Обучающиеся: Как вы уже догадались, наша игра будет состоять из трех туров. Объявляются члены жюри (педагог и обучающиеся).

Первый тур. «Угадай мелодию». 

Обучающийся: Первый тур нашей игры называется «Угадай мелодию». Сейчас вы услышите одну за другой 3 мелодии знаменитых бардовских песен. Вам следует узнать эти песни и начать напевать их слова. За каждую верно угаданную мелодию команда, начавшая петь первой, получит один балл. 

Начинаем.

Звучат мелодии песен.

  1. «Бригантина». Музыка Г. Лепского, стихи П. Когана.
  2. «Люди идут по свету». Музыка Р. Ченборисовой, стихи И. Сидорова.
  3. «За туманом». Музыка и стихи Ю. Кукина.
  4. «Пожелание». Музыка и стихи Б. Окуджавы.
  5. «Песня о друге». Музыка и стихи В. Высоцкого. 

Жюри объявляет итоги первого тура, и уч-ся записывает их на доске.

Второй тур. «Кто автор песни?»

Обучающийся: Поздравляем победителей первого тура и начинаем второй тур нашей игры «Кто автор песни?». Сейчас команды прослушивают по одному куплету из песен 5 очень известных бардов. Команды должны вспомнить и записать на планшетах имена авторов и исполнителей этих шлягеров. Каждый верный ответ будет оценен членами жюри в 1 балл. Слушаем…

Звучит попурри из песен известных бардов.

  1. Юрий Визбор «Милая моя! Солнышко лесное!».
  2. Б. Окуджава «Наполним музыкой сердца».
  3. Б. Окуджава «Ах, Арбат, мой Арбат».
  4. Б. Окуджава «Грузинская песня» («Виноградную косточку в теплую землю зарою»), 
  5. О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Команды сдают свои ответы жюри. Жюри подводит и объявляет итоги второго конкурса.

Третий тур. «Любимые песни»

Обучающийся: Поздравляем победителей второго тура и начинаем третий тур нашей игры «Любимые песни». Сейчас я раздам командам слова известных бардовских песен. Через 10 минут команды по очереди должны исполнить нам эти песни.

Команды готовятся к исполнению песен:

  1. Б. Окуджава «Ваша величество женщина».
  2. В. Берковский «Гренада».

Команды исполняют 2-3 куплета песен, а жюри оценивает их исполнение по 5 балльной шкале. Уч-ся записывает результаты третьего тура на доске и подводить итоги игры. 

Обучающийся: Я с большим удовольствием поздравляю команду-победительницу и вручаю ей приз.

Заключение

Педагог: И сегодня продолжает существовать и исполняться бардовская песня. Она стала более социальной и этим отличается от бардовской песни второй половины XX века, обращенной к душе и человеческим чувствам, качества и поступкам.

Исполняются две современные песни.

Ребята, спасибо вам за активное участие в нашей игре. И я надеюсь, все вы узнали что-то новое об авторской песне и с удовольствием познакомились с творчеством новых для вас исполнителей.

Написали эти песни люди разных специальностей: студенты и рабочие, инженеры и медики, историки и литераторы, физики и лирики. Каждый по-своему, но доверительно и лирично говорит с нами о самых важных проблемах жизни: о дружбе и о любви, о преданности и об измене, о счастье и горе, о войне и мире. Есть песни-драмы, песни-новеллы, песни-притчи и песни-сатиры. Такие песни хорошо петь в походе у костра, глядя на пляшущие языки пламени или запрокинув голову и устремив взгляд в бездонное звездное небо.

Современные песни интересны по-своему, но продолжают традиции авторской песни.

У каждого поколения молодежи свои кумиры и свои любимые песни. Пройдет время, и по песням сегодняшних бардов ваши дети будут судить о нашем времени и о наших бедах и радостях.

Надеюсь, что интерес к бардовской песне приведет вас на концерты известных бардов, а кто-то из вас, возможно, приедет на грушинский фестиваль авторской песни.

Звучит песня О. Митяева «Как здорово, что в мы здесь сегодня собрались».

Педагог: Завершить нашу сегодняшнюю встречу хочется стихами Асадова, воспевающего лучшее в человеке:

Когда мне встречается в людях дурное…

Когда мне встречается в людях дурное,

То долгое время я верить стараюсь,

Что это скорее всего напускное,

Что это случайность. И я ошибаюсь.

И, мыслям подобным ища подтвержденья, 

Стремлюсь я поверить, забыв про укор,

Что лжец, может, просто большой 

                                                 фантазер,

А хам – он, наверно, такой от смущенья.

Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,

Возможно, по глупости разболтался,

А друг, что однажды в беде не помог,

Не предал, а просто тогда растерялся.

Я вовсе не прячусь от бед под крыло,

Иными тут мерками следует мерить,

Ужасно не хочется верить во зло

И в подлость ужасно не хочется верить!

Поэтому, встретив нечестных и злых,

Нередко стараешься волей-неволей

В душе своей словно бы выправить их

И попросту «отредактировать», что ли!

Но факты и время отнюдь не пустяк,

И сколько порой не насилуешь душу,

А гниль все равно невозможно никак 

Ни спрятать, ни скрыть, как ослиные уши.

Ведь злого, признаться, мне в жизни моей

Не так уж и мало встречать доводилось.

И сколько хороших надежд поразбилось 

И сколько вот так потерял я друзей!

И все же, и все же я верить не брошу,

Что надо в начале любого пути

С хорошей, с хорошей и только с хорошей,

С доверчивой меркою к людям идти!

Пусть будут ошибки (такое не просто),

Но как же ты будешь безудержно рад,

Когда эта мерка придется по росту

Тому, с кем ты станешь богаче стократ!

Пусть циники жалко бормочут, как дети,

Что дескать, непрочная штука – сердца…

Не верю! Живут, существуют на свете

И дружба навек, и любовь до конца!

И сердце твердит мне: ищи же и действуй.

Но только одно не забудь наперед:

Ты сам своей мерке большой соответствуй, 

И все остальное, увидишь, – придет!

 

Список литературы:

  1. Беленький Л.П. Воспитательный потенциал авторской песни, М., г.

Красногорск Московской области, 2010

  1. Возьмемся за руки, друзья, рассказы об авторской песне, М., 1990
  2. Люди идут по свету, книга-концерт, М., 1989
  3. Окуджава Б.Наполним музыкой сердца, М., 1989
  4. Среди нехоженых дорог одна – моя, сборник туристских песен, М., 1989
  5. Наполним музыкой сердца, антология авторской песни, М., 1989
  6. Олег Чумаченко Источник:

http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&page=2

архив КСП “Поиск” (г.Владивосток), рукопись.

8.Тусовка меломанов, http://meloman.hop.ru.

«Бардовская песня: прошлое и настоящее»
Пролистать наверх