Опыт работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

автор: Смирнова Елена Кирилловна

воспитатель Чувашская Республика город Чебоксары МБДОУ “Детский сад № 162 “Акварелька”

Опыт работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы:

«Экономическое воспитание дошкольников: 

формирование финансовой грамотности.»

 

Слайд 1

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Слайд 2 

Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Слайд 3

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений работу по формированию финансовой грамотности начинают с детьми 6-7 лет, но испытывают нехватку конкретных методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им грамотно построить процесс экономического воспитании дошкольников. Но сейчас стали появляться на книжных полках новинки, т.е. это говорит о том, что экономическое образование уже с дошкольного возраста становится актуальным.

Слайд 4

Также проблемой является непонимание родителями значимости раннего финансового образования детей. Проведенное нами анкетирование среди родителей воспитанников нашей группы показало, что большинство из них считают – рано обучать детей финансовой грамотности, т.к. эта тема – не интересна для детей, а некоторые родители даже не задумывались об этом. 

Поэтому, по результатам анкетирования мы провели с родителями информационно-разъяснительную работу: консультации, беседы. Это позволило объяснить родителям, что в детском саду можно и нужно формировать у детей основы финансовой грамотности. 

Слайд 5 

 Проведя диагностику дошкольников, по программе Шатовой А.Д. «Дошкольник и экономика», мы выяснили, что у дошкольников недостаточно сформированы экономические знания (понятия).

Слайд 6

Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.

Слайд 7

Работа по экономическому воспитанию помогает решить следующие задачи:

Слайд 8

Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития экономического мышления. Наша работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников включала несколько блоков на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А. Смоленцевой.  

Слайд 9

Нами был изучен и систематизирован методический материал и разработан перспективный план. 

Мы изучили и систематизировали методический материал и разработали перспективный план. 

Слайд 10

Параллельно велась работа по созданию предметно-развивающей среды группы: организован уголок по экономическому воспитанию, 

Слайд 11

в котором расположена карта нашего города с нанесенными на нее промышленными центрами и крупными торговыми магазинами.

Слайд 12

 Развивающую среду пополнили дидактическими и настольно-печатными играми по экономике «Бюджет семьи», «Хватает ли мальчику денег?»,  «Деньги»; 

Слайд 13

дидактическими играми: «Кто что делает?», «Назови профессии», «Деловые люди» «Что быстрее купят», «Откуда еда?», «Товарный поезд», «Приготовь пиццу», 

Слайд 14

«Готовим сами», приобрели готовые игры «Откуда что берется?» и т.д.

Слайд 15

 Гипермаркет, Я покупатель, лото Поиграем в магазин, викторина Флаги, страны, города

Слайд 16

изготовили лэпбук «Юные экономисты», «Профессии» 

Слайд 17, 18

Изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Супермаркет», «Банк», «Автомастерская» и др. 

Слайд 19

Оформили картотеки экономических понятий, пословиц, поговорок

Слайд 20

 мультфильмов, которые регулярно пополняли по мере изучения материала. 

Слайд 21

Подобрали художественную литературу экономического содержания для детей. Это были рассказы Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», Лариса Кнышова «Экономика для малышей или как Мишка стал бизнесменом», стихотворения С.Я. Маршака «Откуда стол пришел», «Как печатали книгу», К.И. Чуковского «Муха – цокотуха», С. Михалкова «А что у вас?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и др., авторские и народные сказки. При прочтении сказок, стихов, пословиц, поговорок мы находили в них информацию об экономических процессах и объясняли их. 

Слайд 22 

Решали логические задачи, кроссворды, которые помогают детям познать сложные экономические явления. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Слайд 23

Сущность экономического воспитания заключается, в нашем понимании, не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием, что способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления и делает этот процесс более осознанным.

Созданные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Слайд 24

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. 

Слайд 25

Родители организовали нам встречу с сотрудниками банка.

Слайд 26

Принимали участие в проекте «Как сберечь электроэнергию»

Слайд 27

Вместе с родителями организовали выставку семейных творческих работ
«Моя копилка».

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Слайд 28

Итоговое диагностическое обследование показало положительную динамику сформированности экономического мышления. 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.

Слайд 29

Спасибо за внимание!

 

Опыт работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Пролистать наверх