автор: Смирнова Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы МКОУ Краснозерская СОШ №1

Нравственные уроки Владимира Тендрякова.

Урок внеклассного чтения в 11 классе

ТЕМА:  Нравственные уроки Владимира Тендрякова.

Цель: извлечь нравственные уроки из повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска».

Задачи: 

  • познакомить уч-ся с творчеством В. Тендрякова, провести беседу по содержанию  его повести;
  • развивать умение анализировать  поступки героев, извлекать нравственные уроки из художественного произведения;
  • воспитывать на материале повести человечность, совестливость, ответственность за свои поступки, умение жить в коллективе. 

 

Формы организации деятельности детей: беседа.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Вступительное слово учителя. 

Сегодня у нас урок внеклассного чтения, на котором мы прикоснемся к творчеству замечательного писателя Владимира  Федоровича Тендрякова (приложение 1-СЛАЙД 1).

Мы  с вами будем обсуждать  его повесть «Ночь после выпуска». Давайте запишем  тему урока (СЛАЙД 2).

Наша задача — охарактеризовать героев повести, проанализировать их поступки и таким образом извлечь нравственные уроки. 

А эпиграфом нашего урока будут слова Владимира Тендрякова: «В  НРАВСТВЕННОСТИ НАШЕ БУДУЩЕЕ»(СЛАЙД 3).

3.Словарная работа.

Что вы понимаете под словом “нравственность”?

Нравственность – это правила, определяющие наше поведение.

(СЛАЙД 4) : НРАВСТВЕННОСТЬ — внутренние, духовные качества, которыми  руководствуется человек в своих поступках. 

4.Актуализация темы.

Вы сейчас в том возрасте, когда уходит беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются реальностями жизни. Вы довольно часто задумываетесь о жизни, о  своих поступках, о нравственности.

Я надеюсь, этот урок станет поводом для глубоких размышлений.

Герои повести Тендрякова  — выпускники школы, перед ними новая взрослая жизнь с ее непростыми задачами. Попытаемся и мы вместе с героями  пройти этот нравственный экзамен.

  1. Из истории создания повести.

Вы, наверное, хорошо помните тезис: «Литература – это отражение …жизни».

Так вот, оказывается, сюжет повести не выдуман, а взят из реальной жизни. 

Тендрякову стала известна история о том, как поссорились выпускники ВУЗа, решившись на откровенный, нелицеприятный  разговор друг о друге.

Правда, автор посчитал, что  убедительней будет перенести действие повести из ВУЗа в школу.

Кстати, почему?

  1. Работа над образами героев.

А сейчас давайте поработаем над образами героев. Запишите в тетрадях: образы героев.

К сожалению, у нас нет иллюстраций к этой повести, но зато у вас была возможность поработать творчески, представив себе героев. 

Тендряков дает нам такую возможность, подробно описывая ребят. 

Ребята попытались подобрать подходящие изображения  в Интернете. Посмотрим, насколько они угадали ( приложение 2).

 Вашей задачей сейчас будет угадать в изображении героя, мотивируя свой выбор.

(Просмотр изображений   с комментариями и краткими записями о характерах и внешности героев).

Юля Студенцева- лучшая ученица, гордость школы, “украсит любой институт”.

Генка Голиков- городская знаменитость, рост 190 см, самбист.

Сократ Онучин – стильный, гитарист, непревзойденный исполнитель песен Высоцкого.

Игорь Проухов – друг Генки, художник.

Натка Быстрова – красивая девушка.

Вера Жерих – подруга Натки, “компанейская девка”.

И вот ребята прощаются с детством.  Шесть ребят из 10 А после выпускного вечера решили провести эту ночь вместе. 

7.Инсценировка.

Творческая группа нашего класса приготовила сюрприз –представила свое видение происходящего в повести. Они инсценировали небольшой эпизод –начало разговора ребят. Посмотрим, как им это удалось.

 Итак, перенесемся в парк, где происходит действие.

Парк. Скамейка. На ней с гитарой сидят выпускники. Их шестеро.

Генка: Это же так  хорошо! Тысячи дорог! На какую – нибудь все равно попадешь, промашки быть не может ни у тебя, Юлька, ни у меня, ни у Натки…Вот Игорю труднее – он одну дорогу выбрал. Тут и промахнуться можно.

Игорь: Старичок! Без риска нет успеха.

Юля: Даже если Игорь и промахнется, тогда у него будет, как и у нас, те же тысячи дорог без одной дороги. Счастливый! Только он что – то не хочет такого счастья, и я не хочу. Хочу тоже рисковать!

Сократ: Человек – забыли, фратеры, – создан для счастья, как птица для полета! Лети себе, куда несет (на гитаре играет, напевая).

Эх, по морям, по волнам! Нынче здесь, а завтра – там! Вот так – то!

Игорь: Птица и против ветра летает. А ты не птица, ты пушинка от одуванчика.

Генка: Пушинка – то с семечками. Куда не упадем – корни пустим. И вырастем!

Юля: На камни может семечко упасть!

Натка: Летать. Мыкаться. Лучше ждать.

Вера: Тебе, Наточка, долго ждать не придется. Ты, как светлый фонарик, издалека видна. К тебе счастье само прилетит.

Юля: Какие мы все разные!

8.Беседа по повести. 

Вот так замечательно начинался разговор ребят, они рассуждали о жизни, о своем будущем, и вдруг разговор зашел о том, что скоро ребята “разлетятся”, а знают ли они друг друга “до донышка”. 

Чтобы перед “расставанием” не осталось ничего скрытого, было предложено всем высказаться о каждом из присутствующих откровенно, глядя в глаза друг другу.

Кто первый из уст своих друзей решил узнать правду о себе? Почему именно он?

 (Генка Голиков  нисколько не сомневался в себе: в школе его все любили, перед  друзьями он был свят и чист; это защитник слабых и обиженных).

 Что же произошло потом? С чего началась страшная ссора ребят? Что стало её причиной?

В чем обвинили Генку ребята? (Работа с текстом)

(Вера говорит: “Ты счастливый, но черствый”; однажды она вывихнула ногу, а Генка не пришел ее навестить: “Умри я – слезу не выронишь”. Когда Сократ ушел из дома, то пошел ночевать не к Генке, а к Игорю, хотя у того своя комната, диван свободный. А почему? Да потому, что “нечесаного, немытого” Сократа трудно представить гостем Генки.

Юля сказала, что все хорошие поступки Генка делает для самого себя, так как любит всем нравиться, о других забывает. “Ты светлячок: красиво горишь, а греть не греешь”.

Игорь говорит о том, что ходили всегда вместе с Генкой в обнимку, а на комитете комсомола за его спиной Генка выступил против того, чтобы послать картины Игоря в Москву, мол “нож за пазухой держал”, “продал” Игоря.

Натка говорит, что Генка чистый, стерильный, что его все видят снаружи, а внутрь не залезают, обливают растворчиком, а он упирается, так что жалко на него смотреть.)

Как реагирует Генка на обвинения? (вначале теряется, а потом начинает защищаться).

Осуждаете ли вы Генку?( нет, так как ребята сами убили в нем все человеческое, его веру в себя. Он с мольбой смотрел на каждого из них, а они беспощадно раздевали его ради “правды до донышка”,  и на этом донышке не оказалось самого главного – доброты, милосердия).

Итак,  веселая игра, затеянная ребятами, переросла в ссору. Друзья стали врагами.

Как такое могло произойти? Откуда в этих хороших, добрых ребятах  взялась жестокость, душевная недостаточность, способность ранить друг друга?

Как объясняет это Юлька в 22 главе?(«Каждый думает только о себе … и ни в грош не ставит достоинство другого»)

К чему могла  привести ребят эта жестокость, этот эгоизм, этот юношеский максимализм, когда есть либо черное, либо белое,  либо прав, либо нет, либо друг, либо враг?

(Ребята, ослепленные обидой, могли совершить непоправимое.   

Своим молчаливым согласием они чуть не стали пособниками Яшки Топора, который собрался убить Генку ).

 (СЛАЙД 5):  Бруно Ясенский писал: “Бойтесь равнодушных, они не убивают и не предают. Но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство”. 

Тендряков устраивает своим героям серьезную проверку на человечность, а путь к истине и добру протекает у писателя, как всегда, драматически, через нравственный кризис. 

Давайте  оценим поведение ребят с точки зрения нравственности? 

Можем ли мы сказать, что во взрослую жизнь вступают высоконравственные личности?

Для этого еще раз обратимся к словарю (СЛАЙД 6):

 НРАВСТВЕННОСТЬ — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своих поступках.

С понятием нравственности неразрывно связано понятие СОВЕСТИ.

СОВЕСТЬ — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. 

Присутствует ли в наших героях эта нравственная ответственность за свое поведение?  

(нет, потому что  каждый «думает только о себе… и ни в грош не ставит достоинство другого… «)

Этот  жестокий эксперимент нужен писателю, чтобы показать опасность торжества эгоизма. 

Но не только ради этого. Писатель обнажает перед нами модель коллективной психологии, когда личность не всегда способна управлять собой и невольно следует «правилам», которые диктует «закон толпы». Игра, затеваемая подростками, вынуждает их пренебречь моральными нормами, которые для каждого из них в отдельности были бы непреложными в иных, обычных обстоятельствах. 

Кто из шестерки ребят  выдержал этот экзамен, смог переступить через обиду, смог преодолеть  «закон толпы» и хочет предупредить Генку о готовящемся на него покушении ?

( Юля хочет пойти к нему, когда все другие отказались. А потом и Натка, которую Генка оскорбил больше всех и которая категорически заставляла всех не идти к нему с предупреждением. Она решилась: “Я пойду…”)

Давайте посмотрим, как нелегко дается это девушкам, как изображает это автор?

Как это характеризует Юлю и Натку?

А как же остальные ребята?( они тоже поняли свою ошибку, вовремя одумались –работа с текстом).

 «Искусство жить,- писал Тендряков, —  не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов. Я сам их ищу…» 

Ищут эти рецепты и герои повести. 

Повесть построена так, что параллельно с разговором ребят идет разговор  шести учителей, своеобразный диспут о недостатках школьного образования.

Какой разговор кажется более важным?

Что дает нам для понимания повести  разговор учителей, к какому печальному выводы они приходят?

(Школа дала знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру).

Тендряков убежден, что школа,  помимо знаний, должна прививать  добрые чувства, воспитывать непримиримость со злом, равнодушием, эгоизмом. 

СЛАЙД 7: 

«Научить гениальному нам не по силам… научить бы одному: не обижайте друг друга, люди!» 

В.Ф Тендряков

И еще в  этой повести, кроме двух шестерок (учеников и учителей), есть один герой. 

Как вы думаете, кто это или что это?

Обратили ли вы внимание на то, где, возле чего  происходит описанное событие?

СЛАЙД 8,9: Обелиск, который возник в рукописи, в третьем варианте просто как фон, как часть пейзажа, в окончательной редакции вырос до символа. 

Образ обелиска дважды встречается в повести. Давайте найдем его описание и подумаем,  зачем введен этот образ, в чем его символическое звучание? (работа с текстом : 4 и 22 главы):

“Обелиск весь вечер стоял рядом, в нескольких шагах… сейчас его заметили – отводили глаза и вновь и вновь возвращались к двум столбцам на камне с тусклой, выеденной непогодой позолотой.

Убитые… умерших своей смертью тут нет. Окаменевшая гордость за победу и память о насилии, совершенном около трех десятилетий назад, задолго до рождения тех, кто сейчас отводит глаза…

Убитые уже не могут ни любить, ни ненавидеть. Но живые хранят их имена. Для того, наверное, чтоб самим ненавидеть убийство и убийц”.

СЛАЙД 10:

Обелиск стоит на грани двух миров: обжитого и необжитого, щедрого света и непокоренной тьмы.

Он как рубеж между светом и тьмой в человеческих душах.

 

Никто так и не дочитал до конца имена погибших. Они жизнь отдали, чтобы нынешние могли учиться, любить, жить. А вместо жизни и любви шестеро ребят чуть было не пали до человеконенавистничества.

Так в чем же назначение этого образа в повести? (он помог осознать ребятам, что же они совершили).

Здесь, у обелиска, каждый из ребят  пережил нравственное потрясение, стал взрослее.

Ведь когда человек взрослеет? 

Я просила вас поспрашивать у знакомых, у случайных прохожих, когда, при каких обстоятельствах, они почувствовали себя взрослыми?

Давайте послушаем, какими были ответы.

Как видим, все взрослеют в разное  время, но едино для всех одно – человек чувствует себя взрослым тогда, когда осознает ответственность.

 Героям повести, чтобы ощутить ответственность за свои поступки, пришлось пройти через серьезное испытание. Нелегко им это далось, но ведь жизнь не бывает  легкой. 

Давайте еще раз обратимся к высказыванию писателя(СЛАЙД 11):

«Жизнь ставит перед человеком  свои задачи. Решать их – значит  нравственно расти, взрослеть».

Юношескому максимализму не свойственно прощать, но ребята смогли перешагнуть через свой максимализм, а значит, они из него выросли, стали взрослее.

Я надеюсь, этот урок не прошел для вас даром, и вы вместе с героями стали чуточку взрослее.

Один из современников Тендрякова сказал: “ У меня двое детей… Я хотел бы, чтоб они прочли “Ночь после выпуска” в качестве первой помощи”. 

Мне бы хотелось услышать ваше впечатление о повести?

Эта повесть была впервые написана  в 1974 году. Устарела ли она? Почему?

(Эта повесть о нравственности, а нравственность не может устареть,  потому что во все времена будут актуальны слова, вынесенные в эпиграф).

Многие критики постоянно подчеркивают, что В. Тендряков – писатель трудный. Каждая созданная им вещь «носит печать истовой напряженности чувства и мысли, знак полной отдачи своему делу. Такой же отдачи, напряженного поиска своеобразной совместной работы требует он и от читателя». 

Точки в произведении автор не ставит, ее должны поставить мы, придумав  конец произведения.

Как сложатся судьбы ребят? Извлекли ли они уроки из происшедшего? Вот об этом вы порассуждаете в своих домашних  сочинениях.

Д/З: написать сочинение-эссе на тему «Мои размышления о повести В.Ф.Тендрякова «Ночь после выпуска».