автор: Соколова Елена Николаевна

Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия» г.Валдай

Статья «Формирование УУД на уроках в начальной школе»

    Формирование  УУД на уроках  в начальной школе

    (  Методические  рекомендации. Из опыта работы. )

    Особенностью  содержания современного  начального образования является  не только ответ на вопрос, что ученик должен знать , но и формирование  универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных,  регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности. Начальное  образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного  обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика  с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими  людьми.

    Универсальные учебные действия – это  обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации  учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,  включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

    В  широком  смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и  активного присвоения нового социального опыта.

     Уже на протяжении  нескольких лет работаю  по внедрению ФГОС в НОО и   уже вижу результаты моей работы  и моих учеников. Целью моей педагогической деятельности  является формирование саморазвивающейся личности- личности, желающей и умеющей учиться. 

     Вот тезис, который стал моим девизом  в работе с учащимися: «Ребёнок в процессе  обучения должен быть не объектом, а субъектом  учебной деятельности».

     Передо мной встала проблема,  как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого  учащегося, как построить и провести урок , чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, как  развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно, деятельностный метод  обучения , который лежит в основе новых стандартов, помог решить эту проблему.

Деятельностная  технология обучения  обеспечивает включение  детей в учебно-познавательную  деятельность. При данном подходе  ребёнок не просто усваивает знания, а  «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача  учителя при введении нового материала заключается в организации  коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами додумались  до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в  новых условиях.

     Структура   урока «открытия  нового знания», построенного  на основе деятельностного метода, имеет следующие  этапы:

  1. Этап  самоопределения  к деятельности.

Цель: включение  в учебную деятельность.

     2.Актуализация  знаний и фиксация  затруднения в деятельности.

          Цель: готовность  мышления и осознание  потребности построения   нового способа действий.

     3.Постановка  учебной задачи.

          Цель: выявление  места и причины затруднения,  постановка цели урока.

  1. Построения  проекта выхода  из затруднения (открытие  нового знания)

           Цель: построение  детьми нового способа  действий и формирование   способности к выполнению.

      5.Первичное  закрепление во  внешней речи.

           Цель: усвоение нового  способа действий.

      6.Самостоятельная  работа с самопроверкой.

         Цель: применение  нового способа действия,  индивидуальная рефлексия достижения  цели ; создание ситуаций успеха.

  1. Включение в  систему знаний и  повторение.

         Цель: включение «открытия»  в систему знаний, повторение  и закрепление ранее изученного

  1. Рефлексия  деятельности.

          Цель:  самооценка  результатов деятельности,  осознание метода построения,  границ применения новых знаний.

 

    Одним из путей формирования межличностных отношений на уроке является  организация парных и групповых форм работы. В связи с этим организация  групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Работа в группах в моём классе началась с выработки основных правил. Все учащиеся приняли активное участие в обсуждении этих правил.  Разрабатывая правила, мы пришли к выводу, что должно достигаться между детьми в паре или группе:

  — взаимопонимание;

  -серьёзное отношение к мыслям  и чувствам других;

  -дружелюбие: никто не  имеет права смеяться над  ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку».

 

   Работа в парах- это подготовительный  этап для более сложной формы общения- в группе. Работа в группе отличается не  только количеством участников, но и сложной формой взаимодействия. Её лучше использовать, когда работа в парах уже не вызывает у большинства учащихся трудностей.

Групповая работа позволяет развивать качества и умения учеников, характеризующие их как субъектов учебного процесса, так как они учатся:

  — воспринимать и принимать учебную задачу;

 

 -договариваться о способах,  последовательности, очерёдности выполнения;

 

 — ориентироваться на получение совместного результата, который зависит  от вклада каждого члена группы;

 

 -оценивать полученный результат , сравнивая его с поставленной задачей;

 

 -выражать своё эмоциональное  отношение к процессу выполнения задания, а также проанализировать и оценить полученный  опыт взаимодействия;

 

     С  первой  минуты урока  учащиеся включаются  в организацию своей  учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:

   — целеполагание, как постановка учебной деятельности  ( Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить , чтобы получился такой урок?  Далее, например, учащиеся отгадывают ребус и самостоятельно формируют тему урока.

   При повторении изученного  материала перед учащимися ставится  новая проблема (формируются коммуникативные  УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения о Луне (фрагмент урока), после  чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь ? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

  А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по-разному, но опыт помогает  нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием). Таким образом, ребята самостоятельно сделали  вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе  урока развивались УУД во всех сферах:

  — личностные (формирование интереса)

 

 — регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их  решения, самооценка)

 

 — познавательные (наблюдали и делали  вывод, работали с учебником, использовали простейшие предметы для проведения опыта) 

 

 — коммуникативные ( участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

 

  В  учебной практике  стараюсь осуществить  переход от обучения к активному решению  проблем, касающихся освоения отдельных учебных предметов  к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.

На данном уроке  прослеживались межпредметные  связи с уроками русского языка и музыки- давайте послушаем, как идёт дождь.

 -Как называется дождь, который льёт как из ведра?

 -Какой дождь  называется ситничек?

 -Что за дождь  косохлёст?

 -Какой дождь  мы называем грибной?

На доску прикрепляется название дождей. Начинается работа в  группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождь нарисован на вашей картинке?

  К слову дождь подберите родственные  слова. И вновь работа в группах. Задание: объясните значение  этих слов, составьте со словом дождевик предложение. Все выполненные работы помещаются на  доску.

   Перед детьми возникает  новая проблема:

   — Знаете  ли вы, почему дождь  бывает косой ?

   — Откуда  появляется ветер ?

   — Почему он  дует ?

Ребята отвечают  на эти вопросы после небольших  опытов. Проводится физкультминутка «Ветер дует нам  в лицо…»

   — Что  вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?

Ребята сделали вывод о том, что ветер – это движущийся  воздух. Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике.  Итогом данного этапа урока послужило задание: Какой ветер бывает, а какой  не бывает?

За  активную  работу на  уроке каждая  группа получила  в подарок капельку дождя.

     Важно отметить  такое регулятивное  универсальное действие как рефлексия. Рефлексия  учащимися своих действий предполагает осознание  ими всех компонентов учебной деятельности.

  — Возьмите  свою капельку  и поселите её на чёрную тучу,  если вам было скучно на уроке.

 -А, если  вам было интересно сегодня  на уроке, поселите свою капельку  на голубую тучку.

Таким  образом, для того чтобы   групповая или парная работа была  результативной, необходимо соблюдать определенные  требования:

 

  — цель, которая ставится перед учащимися, должна быть посильной для них, а содержание  задания должно обеспечивать активность всех школьников;

 

  — задания должны  способствовать возникновению различных мнений  и являться основой для совместного обсуждения , носить  поисковый характер, так как групповая работа тесно связана с проблемным обучением;

 

 -материал  заданий должен  быть структурирован так, чтобы его можно было  разделить на относительно самостоятельные единицы, над  которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной  группы;

 

 — каждая группа должна иметь возможность  видеть взаимосвязь своего задания с заданиями  остальных групп и всего класса;

 

 — учебный материал и применяемые при его изучении методы должны  дать возможность каждому ученику реализовать свои способности в рамках  групповой работы, применить имеющиеся знания и умения;

 

        В  основе организации совместной деятельности на уроке  лежат идеи развития сотрудничества, коллективных способов  обучения. Процесс развития коммуникативных умений в классе представляет собой ориентировку  каждого ребёнка в совместной деятельности, осознание им её структуры, включение в неё как  соучастника. Таким образом, одна из целей работы учителя состоит в том, чтобы направлять и  регулировать активность учащихся через организацию сотрудничества учеников друг с другом. Учитель   при этом выступает как партнёр взаимодействия. Следует заметить, что хорошим помощником учителю в привитии учащимся  навыков сотрудничества может стать технология А.Г.Ривина и В.К. Дьяченко «Коллективные способы обучения», суть которой изложена  в сборнике Г.В.Селевко «Современные образовательные технологии».

 

        Новый  Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего  образования определил пути развития начальной   школы и установил требования к итогам обучения,  которые сформулированы к трём группам результатов: личностным, метапредметным  и предметным. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные  учебные действия. Сформированность УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями,   составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные УУД являются условием успешного овладения  учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения в  целом.

         Для  реализации  задач, сформулированных  в ФГОС НОО, педагогу необходимо  включать в учебно-воспитательный процесс  эффективные педагогические технологии, прогрессивные  методы и приёмы, осуществлять системно- деятельностный   подход в обучении и интеграцию с информационно-коммуникационными  технологиями. Следовательно, без постоянного самообразования, без личной  инициативы и творчества решить поставленные задачи педагогу будет достаточно  сложно. Желаю успеха !

 

                                                                Соколова  Елена Николаевна,

                                                                   учитель начальной  школы

                                                                 МАОУ  «Гимназия» г. Валдай.