Автор: Соленикова Лариса Викторовна

Учитель-логопед МДОУ «Детский сад №56»

«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционной направленности
Тема: Автоматизация звука «Ш»: изолированно, в слогах и в словах.

Составила: 

учитель-логопед Соленикова  Л.В.

                                                                      МДОУ «Детский сад №56»

                                                                        г.Ярославль

Цель: автоматизация звука «Ш»: изолированное, в слогах и в словах
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
* автоматизировать звука «Ш» изолированно, в слогах, в словах
* развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа
* развивать слуховое восприятие и внимание
* формировать зрительный гнозис и зрительную память
* развивать мелкую моторику пальцев рук
* упражнять в согласовании существительного с числительными
Воспитательные:
* воспитывать умение слушать логопеда
* воспитывать самоконтроль за собственной речью
* воспитывать умение анализировать свою деятельность
Оборудование:
Картинки цирковых артистов, схема артикуляции и характеристики звука «Ш», схема артикуляционных упражнений для звука «Ш», игры-ходики, камушки марлбс, шары с картинками, аудиозапись логопедической распевки «Конфетки» Е. Железновой, рабочий лист «картинки перепутались», лабиринт с ромашками.

 

Вводная часть.
Цель: настрой на занятие.
            Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в цирк. Но не в качестве зрителей, а помощниками артистов!

Основная часть.
1. Цель:  уточнение артикуляции и характеристики звука «Ш»
            -Первым на нашем представлении выступает заклинатель змей-факир, у него есть дрессированная змея, она умеет шипеть. Давайте пошипим, как она: «Ш-Ш-Ш». Молодцы! Именно этот звук «Ш» будет помогать вам быть настоящими артистами. Но сначала давайте расскажем все, что мы знаем об этом звуке (схема артикуляции и характеристики звука).
            -Молодцы, а сейчас давайте покажем по картинкам, какие артикуляционные упражнения мы с вами учили(схема).
2. Цельавтоматизация изолированного звука «Ш»
            -Факир предлагает вам исполнить замечательный номер: я буду произносить часть слова, а вы-последний звук «Ш», но долго и протяжно, как шипит змея:
Ду-…Ш
Мы-…Шь
Малы-…Ш
Камы-…Ш
Ландыш-…Ш
Карандаш-…Ш
Шала-…Ш
3. Цель:   автоматизация звука «Ш» в слогах
              -А сейчас перед публикой выступает попугай Кеша, он любит повторять за всеми их слова. Кеша предлагает вам исполнить его любимый номер: я буду произносить слоги, а вы повторяйте  их по очереди, как Кеша и выкладывайте камушки на дорожке(картинки-ходики с камушками марлбс).
4. Цель: развитие звукового анализа и фонематического восприятия
              -Представление продолжается и на арену цирка выходит фокусник. Он очень любит разные превращения и предлагает вам превращать одни слова в другие: я буду называть слова, а вы по очереди будете заменять первый звук на звук «Ш» и называть новое слово:
Мыло-…Шило
Мах-…Шах
Губы-…Шубы
Дар-…Шар
Бык-…Шик
Порох-…Шорох
Бум-…Шум
5. Цель: автоматизация звука «Ш» в словах
              -А сейчас к публике выходит самый веселый артист цирка. Вы узнали его? Правильно, это клоун. Он хочет поиграть с вами в мячики: я буду давать вам мячики с разными картинками, а вы по очереди называете только картинки со звуком «Ш» и катите мяч клоуну.
6. Цель: развитие слухового восприятия и внимания
              — И в завершении представления выступают  необыкновенные артисты-это дрессированные мыши! Они выполняют свои номера под песенки-шуршалочки. Давайте подпоём этим песенкам(звучит аудиозапись).
7. Цель: формирование зрительного гнозиса и зрительной памяти, мелкой моторики
              -И последнее задание: ты-Лиза, на листке, где перепутались картинки, синим маркером обведёшь только те, в названии которых звук «Ш» находится в начале слова. А ты-Сеня, красным маркером обведёшь только те картинки, в названии которых звук «Ш» находится в середине слова.
8.Итог:  Вот и закончилось наше представление: интересно вам было? С каким артистом вам больше всего понравилось выступать? Почему? А с каким артистом было трудно выступать? Почему?
9. Цель:  упражнять в согласовании существительного с числительными
              -Вы хорошо сегодня позанимались и здесь вас ждёт награда: пройдите по лабиринту пальчиком и соберите себе букет из ромашек(лист с изображением лабиринта с пятью ромашками.