Автор: Соленова Ольга Александровна

воспитатель МДОУ «Детский сад №69» г. Ярославль

Соловьева Ирина Викторовна воспитатель МДОУ «Детский сад №69» г. Ярославль

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада (6-7 лет) по патриотическому воспитанию детей «Никто не забыт и ничто не забыто…»

 

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада (6-7 лет) по патриотическому воспитанию детей

«Никто не забыт и ничто не забыто…»

 

Воспитатели: Соленова О.А., Соловьева И.В.

Март 2020

Цели:

  1. Развитие познавательного интереса у детей. 
  2. Воспитывать чувство гордости за наших воинов, любовь к Родине, желание узнавать историю родного края.
  3. Развитие связной речи: умение пересказывать, отвечать на вопросы, выразительно читать стихи.
  4. Развитие психических процессов: памяти, восприятия мышления.
  5. Развитие координации движений и мелкой моторики рук.
  6. Учить сотрудничать детей друг с другом, слушать других детей и взрослых.

Материалы:

Видеопроектор, электронный носитель с картинками о войне, портретами героев, изображением вечного огня в городе Ярославле, листы А4, карандаши красного цвета, карточки с изображением орденов и медалей, разрезные картинки.

Предварительная работа:

  1. Беседы, диалоги о ВОВ.
  2. Разучивание стихотворений.
  3. Рассматривание картинок с изображением наград ВОВ.
  4. Родители с детьми готовят сообщение о героях ВОВ.

 

Ход занятия.

Воспитатель. В этом году наша страна отмечает большой праздник – 75 лет со дня победы нашего народа над фашизмом. Наш народ перенес страшную, тяжелую войну и вышел победителем. На борьбу с врагом поднялся весь народ, от мала до велика. В тылу трудились женщины и дети: выпускали снаряды, шили одежду, лечили раненых. «Все для фронта!» – звучал лозунг военных лет. На морях, реках, на суше и в небе, лесах и болотах, шли ожесточенные бои. Многие не вернулись с войны, но память о них вечно живет в наших сердцах. Мы всегда помним о них. 

Люди нашего города, как и весь народ России, защищали нашу Родину. В честь них на Волжской набережной открыт гранитный памятник – монумент ярославцам – героям войны и труда. Он состоит из двух частей. Одна – о тех, кто с оружием в руках, не щадя жизни, сражался во фронтовых частях и партизанских отрядах. Вторая – о подвиге тружеников города и деревни, которые снабжали всем необходимым во время войны нашу армию. Это оружие самолеты, танки, одежда, продукты питания, медикаменты. Так как все взрослые мужчины воевали, в тылу работали женщины, старики и старшие дети.

У подножия памятника горит Вечный огонь Славы. Сюда ежедневно приходят люди разных поколений, жители и гости города, чтобы почтить память ярославцев, не вернувшихся с войны, помянуть добрым словом тех, кто помогал победить врага в тылу.

Стих читает ребенок.

«Никто не забыт и ничто не забыто» —

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

А. Шамарин

Каждое новое поколение людей должно помнить о тех, кто не жалел своих жизней ради спасения нашего народа. Вечная слава героям Великой Отечественной войны! 

Дети. Слава!

Воспитатель. Вечная слава героям трудового фронта.

Дети. Слава!

Воспитатель. Как люди хранят память о Великой Отечественной войне? 

Предполагаемые ответы детей, воспитатель уточняет ответы детей, дополняет их.

— Создают памятники, скульптуры;

— Называют города, улицы;

— Фильмы, мультфильмы;

— Пишут книги, рассказы, стихи;

— Картины;

— Фотографии;

— Передают из уст в уста (рассказы близких о войне и о тех родных, кто участвовал в войне);

— Празднуют 9 мая и другие памятные даты, связанные с войной.

Читает стих ребенок.

«Мой прадед

Рассказывал мне о войне.

Как в танке сражались,

Горели в огне,

Теряли друзей,

Защищая страну.

Победа пришла

В Сорок пятом году!

Вечернее небо,

Победы салют.

Солдаты России

Наш сон берегут.

Я вырасту —

Детям своим расскажу,

Как прадеды их

Защищали страну!»

Воспитатель. Вы сказали, что люди называют улицы в честь героев ВОВ. Вот и в нашем городе Ярославле есть улицы, названные именами героев войны. О некоторых героях нам расскажут ребята (дети вместе с родителями готовят дома рассказы о героях войны).

Лисицын Константин Сергеевич – Герой Советского Союза. Родился 29 сентября 1923 года в Ярославле в семье служащего. Работал в ярославском театре имени Волкова, рабочим сцены, декоратором. Планировал стать актером, но началась война. В начале войны был зачислен в разведку. Прошел путь от рядового бойца до командира разведроты. Был семь раз ранен, но всегда возвращался на фронт. За образцовое выполнение заданий командования и проявленное мужество и героизм был награжден медалями и орденами. После войны вернулся в Ярославль, где работал в театре актером. Скончался в 1970 году. Похоронен на воинском мемориальном (Леонтьевском) кладбище. Именем героя названа улица в Ярославле.

Николай Александрович Кривов – Герой Советского Союза. Родился 25 мая 1922 года в семье крестьянина Ярославской области. В 14 лет переехал в Ярославль, закончил 9 классов, занимался в аэроклубе. Закончил авиационную школу пилотов. В начале войны оставался в тылу, перегонял боевые машины из завода в действующую армию, затем попал на фронт. Был командиром группы летчиков. За время войны выполнил 92 боевых вылета, во время которых, проявлял героизм и мужество, уничтожая живую силу и технику врага. Неоднократно спасал своих товарищей в воздушных боях. За это был награжден медалями и орденами. Погиб в бою. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Колесова Елена Федоровна – Герой Советского Союза. Родилась 1 августа 1920 года в Ярославской области в крестьянской семье. Отец умер, когда ей было 2 года, жила с мамой, сестрой и двумя братьями. До войны работала в школе учительницей начальных классов. На второй день войны призвана на фронт. Была медсестрой в санитарном поезде. Организовала женскую партизанскую группу, которая уничтожала вражескую технику, штабы, укрепления. Партизаны выполнили задачу – задержали врага. Бесстрашная Леля, так называли ее на войне – вынесла с поле боя раненную подругу, за этот бой ей в кремле вручили орден Красного Знамени. За ее выдачу фашисты назначили награду. В бою ее скосила вражеская пуля, которая стала смертельной. В 1944 году посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Федор Иванович Толбухин — Маршал и Герой Советского Союза. Родился 16 июня 1894 года в семье крестьянина в деревне Андроники Ярославской области. Начал свою карьеру обычным рядовым. ВОВ встретил начальником штаба на Кавказе. Войска под командованием Толбухина освободили от фашистов пять европейских столиц. Толбухин был из тех военноначальников, кого можно назвать «шахматистом» — он заранее продумывал ходы и просчитывал все действия. Салюты в Москве в честь победы маршала звучали 34 раза. Он был единственным маршалом, который при жизни не получил звание Героя Советского Союза. К этой награде он был представлен после своей смерти. В честь Федора Ивановича в нашем городе названа центральная улица, она так и называется – Проспект Толбухина.

Б.А. Слуцкий служивший под командованием Толбухина, в своих воспоминаниях живописал полководца так:

«Водительство полков не ремеслом

считал Толбухин, а наукой точной,

Смысл западный со сметкою восточной

спаяв, он брал уменьем, не числом.

Жалел солдат, и нам велел беречь.

Искал умы и брезгал крикунами,

И умную начальственную речь

раскидывал, как невод, перед нами.

В чинах, в болезнях, в ранах и в летах,

с веселой челкой надо лбом угрюмым,

он долго думал, думал, думал, думал,

покуда не прикажет: делать так.

Любил порядок, не любил аврал,

считал недоработкой смерть и раны,

а все столицы – что прикажут – брал,

освобождал все – что прикажут – страны»

Воспитатель. Мы с вами знаем, что наши герои, как и другие герои войны, за заслуги перед Родиной, получали различные ордена и медали, давайте попробуем собрать награды.

Игра «Составь из частей целое» (работа в парах).

Дети называют собранные награды.

Наши герои были военноначальниками, разведчиками, партизанами, летчиками, давайте и мы превратимся в летчиков.

Физкультминутка «Самолет»

Руки в стороны – полет,

Отправляем самолет.

— стоя на месте развести руки в стороны
Правое крыло – вперед, — отвести правую руку вперед
Посмотрел. — взгляд на кисть правой руки
Левое крыло – вперед, — отвести левую руку вперед
Поглядел. — взгляд на кисть левой руки
Я мотор завожу и внимательно гляжу. — имитация завода мотора
Самолет по комнате летит,

А летчик только в низ глядит:

«Куда посадить самолет?»

«Когда мне закончить полет?»

— ходьба по комнате с отведенными в сторону руками, взгляд в низ

Воспитатель предлагает детям стать авиаконструкторами и создать каждому свой самолет. 

Конструирование из бумаги «Самолет» (На готовом самолете изображаем красную звезду СССР – символ советских воинов)

Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение Михаила Владимова:

«Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину,

За мирный дом,

За мир, в котором мы живём!»