Автор: Сорокина Светлана Вячеславовна

учитель начальных классов МБОУ СОШ «Дневной пансион-84″

Урок русского языка в 3 классе » Приставки. Правописание приставок с гласной О»

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «ПРИСТАВКИ. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК С  ГЛАСНОЙ О»

учитель начальных классов

МБОУ СОШ «Дневной пансион-84», г. Самара

Сорокина С.В.

Цель: познакомить с правописанием приставок с гласной О.

Предметные задачи: 

— расширить знания учащихся о приставке и роли приставки в словах русского языка;

-развивать умение правильного написания приставок с гласной О.

Метапредметные задачи: 

— развивать умения анализировать, делать выводы, обобщения, наблюдать;

— развивать коммуникативные умения-работать в группе;

— развивать навыки работы с информацией – получать информацию из разных источников; отбирать главное и существенное;

— воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Оборудование и обеспечение: учебник Русский язык. 3 класс».Ч.1. (автор Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина 2018г.), «Школьный фразеологический словарь»; карточки для групповой работы (для составления словосочетаний); компьютер, мультимедиа, презентация.

ХОД УРОКА:

  1. Актуализация знаний. Введение в тему.

На доске: забег приморский улетел

1.Формулировка темы урока.

Учитель: Прочитайте слова на доске. Определите, что общего между этими словами.

Дети: У всех слов есть приставки.

— Слова забег, приморский, улетел образованы с помощью приставок.

Учитель: Запишите в тетрадь и докажите.

(Дети записывают в тетрадь слова, обозначают приставку и доказывают образование слов приставочным способом.)

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Дети: Тема урока «Приставки»

На доске (прикрепляется карточка):

приставка

  1. Работа с высказыванием.

Слайд1. В разнообразии приставок разнообразие смысла» (К.И. Чуковский).

Учитель: Прочитайте высказывание К.И. Чуковского. К какому выводу вы пришли?

Дети: От приставки зависит смысл слова.

— В нашем языке много разных приставок, — значит, много разных значений слов.

— Можно с помощью приставки изменить смысл слова. 

— С помощью приставок можно образовать много разных слов с разными смыслами.

Учитель: Дополните тему урока, опираясь на высказывание.

Дети: Важно знать о разнообразие приставок и о том, какое лексическое значение приобретает слово.

 На доске (прикрепляется карточка):

значения приставок и их разнообразие

  1. Постановка цели работы.

Учитель: Какую цель вы поставите перед собой, зная тему урока?

Дети: Познакомиться с новыми приставками. Научиться правильно писать приставки.

Учитель: Значит, очень важно сегодня говорить о правописании приставок.

На доске: 

правописание приставок

 

Учитель: Какие знания нужны, чтобы добиться своей цели?

Дети: Нужны знания о том, что такое приставка.

Учитель: Расскажите о приставках друг другу. Если нужно, дополните, поправьте ответ.

(Дети работают в парах, рассказывают друг другу все, что знают о приставке.)

Слайд 2

Приставка- это…

  1. Сочетание букв в словах.
  2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов с новым лексическим значением.
  3. Часть слова, которая пишется так, как слышится.
  4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов с новым лексическим значением.

Учитель: Какое правило вы услышали?

Дети: Четвертое.

Учитель: Молодцы!

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Постановка проблемы и пути ее решений.

Учитель: Приставка загадала вам загадку-шутку. Отгадайте ее.

Слайд 3.      Как — то утром по дорожке

                      … ходили чьи-то ножки,

                      … ходили, … ходили,

                      … ходили, … ходили,

                      … ходили, … ходили,

                      … ходили, любовались

                      … ходили, восхищались,

                      … ходили с сожаленьем,

                    Но с огромным впечатленьем.

Учитель: Кто отгадал?

(Дети затрудняются)

Учитель: В чем трудность?

Дети: В словах нет приставок, трудно понять смысл.

Учитель: Что может вам помочь?

Дети: Знания о том, какие могут встречаться приставки в словах.

Учитель: Слова какой части речи представленны?

Дети: Глаголы.

Слайд 4. 

промчался

сошёл

дополз

отступил

побрёл

облетел

поскакал

подбежал

Учитель: Прочитайте. Что заметили интересного? Обсудите в парах.

Дети: Это все глаголы с приставками.

— В приставках пишется гласная О.

Учитель: Назовите приставки.

Дети: ПОДбежал – приставка ПОД-, можно подобрать однокоренные слова «убежал», «бежал», «забежал» и т.д.

— Подобным образом выделяются приставки из других слов.

Слайд5.

под                                        от

про                                        по

со                                           об

до                                          по

Учитель: Можем ли мы использовать данные приставки для образования других частей речи?

Дети:  Да. Конечно.

— А может быть, нельзя?

Учитель: Проведем исследование.

Открытие новых знаний. Работа с учебником. (Ч.1, стр.52)

Упражнение 84(2). Образуйте однокоренные слова с приставками ОТ-, ОБ-, ПО- от слов: въезд-…,         поехать-…

Запишите. В каких словах не нужно писать разделительный Ъ?

Учитель: Прочитайте задание. Какие знания необходимо применить?

Дети: Приставка пишется перед корнем.

-Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Я, Ю после приставок, оканчивающихся на согласную букву.

 Учитель:  Я предлагаю записать слова в столбик.

(Ученик выполняет задание в тетради.)

Учитель: Поменяйтесь тетрадями, проверьте выполнение задания друг друга. Сравните результат.

Работа с учебником.

В приставках ОТ-, О-, ОБ- всегда пишется буква О. Буква О
в этих приставках – орфограмма. 

Работа по карточкам.

Карточка1. Прочитайте. Найдите корни в однокоренных словах. 

Выделите ту часть слова, при помощи которой образованы однокоренные слова.

    «Жил в лесу Лис. Однажды перехитрил Лис Ежа. Схитрил он так. Покатил Ежа по земле, вкатил на горку и столкнул в яму с водой. Ежу пришлось раскрыться , поплыл он к берегу. А Лис тут как тут.»

(По В. Бианки)

Учитель: Прочитайте задание. Кому нужна помощь?

Назовите однокоренные слова. Докажите, что они являются однокоренными.

Каким способом образованны однокоренные слова?

Дети: С помощью приставок.

 Учитель: Найдите глаголы с одинаковыми приставками.

Дети: Покатил-поплыл.

Учитель: Запишите  их в тетрадь. Сравните произношение и обозначение гласного в приставке ПО- в этих глаголах. 

Сделайте вывод.

Дети: Приставка ПО- пишется с гласной О.

— Это орфограмма.

Учитель:  Составьте предложение с глаголом  поплыл.

(Дети предлагают варианты предложений, одно предложение записываем в тетрадь и разбираем по членам и частям речи:  Осенний листик поплыл по воде.)

Работа с учебником.

Правило: «В приставках ПРО-, ПО-, ПОД- всегда пишется буква О. Буква О в этих приставках – орфограмма.

III. Подведение итогов исследования.

Учитель: Обратимся к алгоритму: ЧТО Я УЗНАЛ.

Дети: Я узнала, что есть приставки с гласной О-.

— Гласная О в приставках – это орфограмма.

Учитель: Возвращаемся к слайду 3. Используйте полученные знания, приставки можно брать из таблицы.

(По окончании работы читаем получившиеся варианты.)

Слайд6.      Как-то утром по дорожке

                     Проходили чьи-то ножки,

                     Походили, переходили,

                     Заходили, выходили, 

                     Доходили, обходили,

                    Подходили, любовались,

                    Находили, восхищались,

                    Уходили с сожаленьем,

                   Но с огромным впечатленьем.

Учитель: Отличная дружная работа была вами проделана. О ком же эта загадка?

Дети: Наверное, это мы.

  1. Рефлексия.

Учитель: Чему удивились? Восхитились? Что смогли  найти?

Дети: Как много мы сегодня узнали о приставках.

— Мы вместе смогли разгадать загадку.

— Я узнала, что есть приставки с гласной О.

— Приставки с гласной О пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.

— Это орфограмма.

Учитель: Что помогло добиться цели?

Дети: Наша дружная работа, учебник, знания о приставках.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Выучить правило о приставках с гласной буквой О. 

— Образовать слова разных частей речи с помощью приставок с гласной О.

Я желаю вам успехов в выполнении домашнего задания. 

ЛИТЕРАТУРА 

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя.

Примерные программы по учебным предметам. – Просвещение, 2018.