Автор: Спиридонова Ольга Сергеевна

воспитатель Детский сад №46″НАДЕЖДА»

Мой педагогический опыт.

Доклад на тему : «Использование игровых методов и приёмов по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников».

Свой опыт!!!!

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский (1592—1670). Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра — серьёзная умственная деятельность ребенка, в которой развиваются все виды способностей ребенка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие «радостного детства и как» средство всестороннего, гармонического развития ребенка, Я. А. Коменский советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими.

Константин Дмитриевич Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой Деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).

Подобные нравственные противоречия часто возникают и в играх с правилами.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведенияУмение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре — первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

             «Дошкольный возраст, – как отмечал А. Н. Леонтьев, – период первоначального фактического склада личности».

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного гражданина России. (из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности-(нормативные документы, на основании которых ведется воспитательная работа: Закон Российской Федерации «Об образовании», Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФГОС НОО, ФГОС ООО). 

Что значит воспитать гражданина? Это значит подготовить человека к выполнению функции хозяина, труженика, защитника Родины, готового «болеть» за ее благосостояние. И важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником социальной действительности.

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям, формируется самосознание. Период между 5 и 7 годами жизни является наиболее понятным для принятия ребёнком различных духовно-нравственных, социальных и педагогических воздействий. Однако очень часто складывается ситуация, когда ребёнок старшего дошкольного возраста испытывает трудности в общении, имеет недостаточные представления о доброжелательности, взаимоподдержке, имеет искажённые представления о нравственном поведении. Ребёнок с такими трудностями нуждается в помощи со стороны взрослых, сверстников. 

         Во время работы с детьми по духовно-нравственному развитию и воспитанию, используя игровые методы и приёмы, в нашем детском саду мы решаем следующие задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским(российским) традициям и промыслам;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

          Учитывая то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в работе по духовно-нравственному воспитанию применяем игровые технологии: Дидактические игры и упражнения, создание игровых ситуаций, сюжетные игры, игры-забавы, подвижные игры,создание игровых ситуаций, показ предмета в разных действиях, подвижные игры, инсценировки, обыгрывания, смена места нахождения предмета, сюрпризность и эмоциональность, — все игры проводятся во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно — бытовых ситуациях, беседах.

         При организации игр создаем необходимые условия для развития игрового сюжета, создаем предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Организуем и осуществляем игровую деятельность детей последовательно и систематически, активно используем методы и приёмы обучения детей игровым действиям. Согласно выбранной роли или игровому сюжету, поддерживаем интерес детей к игре, развиваем инициативу детей, приучаем их задумываться над темой игры, тем самым воспитываем в ребятах духовно-нравственную позицию будущих граждан, которые по своей воле совершают те или иные поступки. Игровую форму образовательной деятельности создаем с помощью игровой мотивации. Проблему ставим перед детьми также в форме игровых заданий, вводим элементы соревнования, которые переводят проблему в игровую. Используем игровые технологии, направленные на развитие таких психических процессов как: восприятие, внимание, памяти, мышление ребенка. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формируем у ребят терпение, проявление доброй воли по отношению друг к другу. 

В ходе использования игровых методов и приёмов по духовно-нравственному воспитанию с дошкольниками старшего возраста, заметили, что у ребят повысился интерес к игре, изменились отношения друг к другу, они стали теплее, ближе, появилось общее дело, тем самым установились взаимоотношения, взаимопонимание.  Они стали более ловкими, рассудительными, внимательными, наблюдательными. Сформировалось воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие.         

В различных играх формируется положительное отношение друг к другу, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения и взаимопонимание в общении.  Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре — первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Духовно-нравственное воспитание.

 

Приложение 1.

Картотека дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста.

Дидактическая игра «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

 

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

 

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

 

 Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом.

 

Материал: карта родного города

 

Ход игры: воспитатель показывает детям карту(фотографии) достопримечательностей города, предлагает назвать их, рассказать где расположены дома ребят,на какой улице города .

 

 Дидактическая игра «Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны.

 

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

 

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

 

 Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

 

Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

 

Дидактическая игра «Профессии»/«Кому что нужно для работы»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

 

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы; маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий

 

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

        Дидактическая игра «Русские матрешки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу трансформера.

 

Сюжетно-дидактическая игра «Дом, в котором я живу»

Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.

Материал: макет дома(можно рисунки детей-своих домов), герои.

Ход игры: Дети встают в круг и проговаривают  — Знают все на свете, взрослые и дети, что семья наш лучший друг на большой планете! Рассматривают дом -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?

 

Дидактическая игра «Помощники в семье»

Цели: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.

Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.

Ход игры: воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает папа. А как помогает младший брат? –Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».

Сюжетно-дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цели: Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить играть. Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Материалы: картинки с памятником Защитников Отечества в городе, картинки с боевыми действиями, муляжи солдат, муляжи декораций и транспорта.

Ход игры: Перед игрой ребят проводится познавательная беседа по духовно-нравственному воспитанию.

— Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.

 

Дидактические игры – « Бабушка — лучшая подруга», « Папа, мама, я – лучшая семья», « Возрастная линия», « Солнышко — милосердия», « Подарки для всей семьи»

 

 

Приложение 1.

Картотека дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста.

Дидактическая игра «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

 

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

 

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

 

 Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом.

 

Материал: карта родного города

 

Ход игры: воспитатель показывает детям карту(фотографии) достопримечательностей города, предлагает назвать их, рассказать где расположены дома ребят,на какой улице города . приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Данная дидактическая игра направлена на расширение знаний и представлений об истории города, его достопримечательностях, закрепление народных игр, обобщение знаний о праздниках. В процессе игры у ребят развивается сопереживание, готовность к совместной деятельности.

 

 Дидактическая игра «Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны.

 

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

 

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

 

 Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

 

Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

 

Дидактическая игра «Профессии»/«Кому что нужно для работы»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

 

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы; маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий

 

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

        Дидактическая игра «Русские матрешки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу трансформера.

 

Сюжетно-дидактическая игра «Дом, в котором я живу»

Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.

Материал: макет дома(можно рисунки детей-своих домов), герои.

Ход игры: Дети встают в круг и проговаривают  — Знают все на свете, взрослые и дети, что семья наш лучший друг на большой планете! Рассматривают дом -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?

 

Дидактическая игра «Помощники в семье»

Цели: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.

Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.

Ход игры: воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает папа. А как помогает младший брат? –Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».

Сюжетно-дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цели: Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить играть. Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Материалы: картинки с памятником Защитников Отечества в городе, картинки с боевыми действиями, муляжи солдат, муляжи декораций и транспорта.

Ход игры: Перед игрой ребят проводится познавательная беседа по духовно-нравственному воспитанию.

— Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.