автор: Степаненко Алина Валентиновна

Социальный педагог Муниципальное бюджетное учреждение центр социальной помощи семье и детям «Семья» Корочанского района Белгородской области

Занятие-тренинг для педагогов с использованием перчаточных кукол «У нас в гостях перчаточные куклы»

 

Занятие-тренинг для педагогов с использованием перчаточных кукол

«У нас в гостях перчаточные куклы»

Подготовила п провела:

Социальный педагог

Степаненко Алина Валентиновна

с. Белый Колодец 2020 г.

Занятие – тренинг по куклотерапии

«У нас в гостях перчаточные куклы»

Цель занятия: снять психо-эмоциональное напряжение, раскрепоститься, проявить свой творческий потенциал, «поиграв» в куклы.

Оборудование: перчаточные куклы, плакат с изображением устройства перчаточных кукол, писчая бумага, авторучки.

Ход занятия.

  1. Приветствую всех, представляюсь.
  2. Ввожу участников в краткий экскурс о роли куклотерапии в развитии коммуникативных навыков. Рассказываю о разных видах кукол и о перчаточных, в частности. Объявляю, что наше занятие мы посвятим перчаточным куклам. Надеваю на руку куклу Фею и обращаюсь к присутствующим от её имени.

Фея Здравствуйте. Я — Фея Здравствуйте! Я живу в стране Кукляндия. Жители моей страны – театральные куклы.

Читаю стихотворение «Кукляндия»

 

На свете разных кукол есть немало.

Глаза их удивлением полны,

Ведь куклы – это тоже дети,

Но только дети сказочной страны.

Умеют куклы плакать и смеяться

И даже слово мама говорить.

Ролями можно сними поменяться,

Чтоб также радость всем дарить!

 

Посмотрите на меня: в моих очках волшебные стёкла, через которые я вижу всех вас насквозь. Я даже могу прочитать все ваши мысли. На моей груди висит большая шоколадная медаль, которую я получила за учёбу в Академии всех волшебных наук, в которой я проучилась ровно 3 года, 3 месяца, 3 недели, 3 дня и 3 часа и с отличием освоила все волшебные науки.

  1. Психологическая разморозка — участники представляют своих героев.

Со мной приехали мои друзья, жители Кукляндии. Посмотрите на них, выберите себе кукол, с которыми хотели бы провести занятие.

(Участники выбирают кукол)

Представьте нам, пожалуйста, своего героя, рассказав о нём. Можно представиться песней, танцем, стихами. Кто готов?

(Участники представляют своих героев)

Как вы думаете, то, что вы сейчас рассказали о своём герое, имеет к вам какое-то отношение? (Отмечаю креативные представления). Значит, наше знакомство состоялось.

Вывод: видите, что понравившаяся кукла может охарактеризовать нас.

  1. Предлагаю рассчитаться на 1-й-2-й-3-й, образовав т. о. три «театральные труппы», придумать, разыграть и показать сказку со своими персонажами в любом жанре, который выберет группа.

Придумать название сказки. Обязательно должен быть зачин («Жили-были» или «В некотором царстве, в некотором государстве»). И обязательно в конце придумать мораль, итог сказки.

Приветствуются все виды творческих проявлений (песни, стихи, танцы). Если понадобится реквизит, загляните в сумочки, посмотрите вокруг. На подготовку даём 20 минут.

  1. Работа над созданием сказки. Провожу наблюдение, отмечаю по следующим критериям оценки:

— название сказки;

— жанр;

— общение – поведенческий стиль – как общались в процессе работы (помогает продиагностировать, скорректировать эмоциональное состояние);

— стиль работы: а) индивидуальный (кто взял на себя лидирующие функции);

б) коллективный, командный (здорово! — сотрудничество – наилучший способ взаимодействия);

— проявление творчества (музыка, пение, стихи, танцы, реквизит);

— креативный подход (кто самый креативный, генератор идей); — мораль сказки.

  1. — Чем ценен кукольный театр в работе с детьми? (Ответы).

Сказка, кукольный театр – колоссальный потенциал, и мы, педагоги и психологи, должны использовать их коррекционно-развивающую, терапевтическую функцию для ребёнка. Это не только игра, это объединение детей, педагогов, родителей. Дети учатся общению. «Самая главная ценность – это ценность человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери). Развивается интеллектуальная, нравственная, эмоциональная сфера ребёнка, а наряду с этим и коммуникативные навыки.

Изготовление кукол – арт-терапевтический процесс. У детей развивается моторика рук, а, следовательно, и речь, появляется взаимодействие между ними, общение, развитие коммуникативной сферы.

 

  1. Обратная связь. Положительные аффирмации — утверждения, напутствия).

А теперь от имени своего героя скажем напутствие друг другу, что вы вынесли из сегодняшнего занятия, поделимся своими сокровенными мыслями

Пусть это греет не только нас, но и детей, с которыми мы работаем. Спасибо всем!

 

Сказки, сочинённые педагогами.

1.

«Волшебная каша»

(Бытовой жанр)

ГероиМишутка, мальчик Малютка, клоун Ванька, Топтыжка.

РассказчицаВ одной чудесной стране жил мальчик Малютка. Собрался он как-то раз в гости к Мишутке, взял охапку цветов (карандаши) и пошёл по тропинке. Встретился ему клоун Ванька. Он собирал в лесу малину.

— Приветик, Малютка!

-Привет, Ванька!

— А куда ты с цветами собрался?

— Иду в гости к Мишутке на день рожденья.

— Давай вместе пойдём!

— Конечно можно. Он готовит очень вкусную кашу.

— Я подарю ему это лукошко с малиной (косметичка).

Рассказчица. И вот Малютка с Ванькой пошли вместе. Навстречу им Топтыжка.

— Привет, Малютка и Ванька!

— Привет, Топтыжка!

-Куда вы спешите?

— Мы идём поздравить Мишутку. У него сегодня день рождения.

— А можно, я пойду с вами? Знаете, что я подарю? Баночку варенья! (карандашница).

РассказчицаИ пошли они, весело припевая песенку (поют на мотив песни Винни – Пуха «Куда идём мы с пятачком»):

А у нашего Мишутки сегодня день рожденья,

И мы несём ему в подарок цветы, малину, баночку варенья.

Куда идём с друзьями мы – большой- большой секрет,

И не расскажем мы о нём. О, нет, о, нет и да!

Рассказчица. Подошли они к избе своего друга и постучали в дверь.

Мишутка выглянул в окошко, увидел друзей, обрадовался им, открыл дверь и пригласил в избу. Друзья дружно проскандировали:

— Поздравляем мы тебя, дорогой Мишутка, с днём рожденья,

Дарим от души тебе, цветы, малину и баночку варенья!

Мишутка. Спасибо вам мои друзья! За стол садиться приглашаю я! У меня по этому случаю для вас готова моя фирменная каша.

Рассказчица. Друзья угостились, а затем долго веселились:

Пели, танцевали, в «Каравай» играли.

(Все спели «Песенку Крокодила Гены», поиграли в «Каравай»).

Рассказчица. Вот и сказочке конец, а кто смотрел и слушал, тот молодец!

А мораль нашей сказки такова — гостеприимство и доброта.

А вам, дорогие зрители дарим эти цветы!

(Раздали каждому по карандашу)

 

2 .

«Дорога к дружбе»

Герои: лягушонок Кваак, поросёнок Хрюк, кролик Морковкин, доктор Айболит, помощница доктора Айболита — Зая.

 

Жили-были поросёнок Хрюк и лягушонок Кваак. Хрюк всё время ныл, плакал, что он не такой, как все, что у него всё не так, как у других: и он ходит бочком, ушки у него торчком, нос пятачком, хвостик крючком. Квак его всячески успокаивал, говорил, что у него очень даже симпатичные и ушки, и нос, и хвостик, и походка, но Хрюк продолжал своё нытьё.

Решил Кваак обратиться к доктору Айболиту, пошёл за ним, а поросёнку велел ждать его здесь, под ёлочкой и никуда не уходить.

Хрюк никак не успокаивается, всё хнычет.

Тут появился кролик Морковкин. Он зло закричал на Хрюка:

— Да когда же, наконец, ты прекратишь ныть? Достал ты всех в лесу! Никому нет от тебя покоя! Прекрати немедленно ныть!

Но Хрюк не реагировал. Тогда Морковкин рассердился и бросил нытика в тёмный овраг, пригрозив ему, что, если он не успокоится, то завалит его ветками, и никто не найдёт его, а сам спрятался за кустами орешника.

Стало смеркаться. Хрюку страшно, да, к тому же, он так устал, что не заметил, как заснул.

Тем временем Кваак пришёл к доктору Айболиту:

— Доктор, выручайте! Без Вашей помощи Хрюк пропадёт. Его надо спасать!

Доктор попросил свою помощницу Заю принести фонарики (тюбики губной помады), т.к. в лесу уже ничего не видно, а сам взял свой чемоданчик (косметичка).

И вот отважная троица отправилась к поросёнку.

Квак с Айболитом и его помощницей Заей пришли, а поросёнка нет. Зовут они его, а он не откликается. С фонариками стали искать. Увидели кролика. Кваак спросил:

— Морковкин, не видел ли ты поросёнка?

— Я никого не видел.

От шума поросёнок проснулся и начал всхлипывать.

Кваак услышал в овраге какой-то шорох.

Наши искатели пошли к оврагу, освещая фонариками путь, и увидели спящего Хрюка, обрадовались, что он жив, разбудили и вытащили из оврага.

— Как ты оказался в овраге, ведь я велел тебе ждать меня под ёлочкой? – спросил Кваак.

— Меня бросил в него Морковкин, — признался Хрюк.

— Как тебе не стыдно, Морковкин! – пристыдили его Хрюк и Зая.

— А он своим плачем всех достал в лесу! Надоело слушать! Надо же как – то его проучить!

— Но не таким же способом, — хором произнесли герои.

— Простите меня!

— Да ладно уж. Хорошо, что с Хрюком ничего плохого не произошло.

Айболит открыл чемоданчик, взял трубку, послушал поросёнка:

— Дыши! Не дыши! Открой рот, покажи язык! Ну, что я могу сказать?! Ты совершенно здоров, но если не прекратишь плакать, то можешь серьёзно заболеть, тогда уже ничем помочь тебе не смогу. Поросёнок обрадовался и сказал:

— Я понял, что друзья меня любят и что я – нормальный!

(Поют песню)

Если с другом вышел в путь,

Ели с другом вышел в путь, — веселей дорога!

Без друзей меня чуть-чуть,

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной!

Сказку заканчивать пора. Всем спасибо, друзья!

 

Мораль сказки: настоящий друг в беде не бросит.

 

3

«В поисках жениха»

(Лирическая пьеса)

Герои: царевна Елизавета, её отец царь Пётр, парень Буратино, Розовый Пеликан, министр образования и науки, мистер Кряк, министр социального развития и труда, Микки-Маус, голливудский киноактёр.

В сказочном царстве, в сказочном государстве жил – был царь Пётр и была у него дочь, царевна Елизавета.

По сказочному царству прошёл клич, что принцесса Елизавета ищет жениха. Во все концы разнесли весть об этом событии гонцы.

Вот потянулись женихи на смотрины. Первым пришёл рубаха-парень Буратино.

— Я — весёлый и задорный Буратино! Люблю петь, танцевать. Будем устраивать с Вами праздники.

— Я пригласить хочу на танец вас и только вас!

-И мы станцуем с вами танец «Вальс»!

(Танцуют)

— Ох, Буратино! Закружили вы меня, право! Голова кружится!

Папенька, мне плохо!

— Не подходит нам такой жених! Праздники ему подавай! А кто о буднях государства думать будет? Гоните его!- приказал царь.

Вторым из морского царства пришёл Розовый Пеликан, министр образования и науки.

— Я – самый образованный мужчина в рассвете лет и мне равных по интеллекту нет! Я буду учить Вас всяческим наукам. Давайте я протестирую Вас на Ай, кью!

— Ещё обзываться вздумал: «тесть тировать» «Ай, кью»! Учить собрался! Знаем мы вас, учёных! Пол-царства на учёбу оттяпаешь, — выпалил царь. – Как он тебе, Елизавета?

— Слишком возомнил о себе, папенька, — ответила царевна.

— Не нужен нам учёный жених! Гоните его! – приказал царь.

Третьим приехал из заморского государства министр социального развития и труда господин Кряк. Долго просвещал, читая лекцию о том, как надо трудиться на благо государства, чтобы все, от мала до велика, жили в достатке. Елизавета с папенькой даже уснули от монотонной речи Кряка.

Вдруг зазвенел будильник.

(Включили в телефоне песню про будильник : «Просыпайся, мой хозяин, я хочу тебе сказать…»)

От звона будильника вздрогнув, проснулись царь с царевной. А Кряк всё ещё увлечённо доказывал, что, то государство богато, в котором высоко развита социальная политика.

— Дочь, что ты скажешь про этого жениха? — спросил отец.

— Скучный он очень, папенька!

— Проводите его, слуги!- приказал царь. — В моём царстве и без социальной политики хорошо простому люду живётся.

Четвёртым через океан прилетел на воздушном шаре (надутый целлофановый пакет) мистер Микки- Маус, голливудский киноактёр.

— Хелло, леди Элизабет энд кёнинг Пьётр! Я плёхо разговаривать по – русски, — начал чужеземец.- Элизабет, я хотеть на Вас жениться и увозить Вас в Голливуд, чтобы вместе сниматься в кино. Я хочу подарить Вам это кольцо (колечко от брелка).

Царевна с первого взгляда влюбилась в Микки и шепнула на ухо отцу:

-Папенька, какой он славный! Я хочу за него замуж.

— Нет! Дочь я не отпущу! – категорично заявил царь чужеземцу. – Хочешь быть моим зятем, оставайся у нас, я тебе полцарства отдам. Откроешь свою киностудию и снимайтесь на здоровье!

И мистер Микки- Маус с радостью согласился. Сыграли весёлую свадьбу, открыли свою киностудию, Микки стал директором киностудии и по совместительству главным режиссёром, а Елизавета — ведущей актрисой.

И жили они долго и счастливо.

Моральне важно, на каком языке разговаривают люди, важно понимать и уважать друг друга.

8

 

Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его наиболее лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни в науке диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Современные требования к воспитанию школьника, адаптирующегося в социуме, коммуникабельного человека активизировали задачу овладения подростками коммуникативными навыками. В связи с этим понятно возросшее внимание к проблеме оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе общения в подростковом возрасте.

Коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у подростков, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности [].

Изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы влияния социального педагога на развитие и формирование коммуникативных навыков у подростков, а также своевременно создать условия для наиболее эффективной деятельности по предотвращению каких-либо нарушений. Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрены особенности развития коммуникации в различные возрастные периоды, слабо изученным, но значимым остается вопрос о конкретной социально-педагогической работе по формированию коммуникативных навыков у подростков.

Анализ педагогических исследований показывает, что в сложившейся педагогической практике проблема формирования коммуникативных умений подростков изучена не достаточно, что приводит к отсутствию системы целенаправленного и разностороннего формирования требуемых навыков.

Согласно взглядам отечественных психологов Выготского Л. С., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И., Рубинштейн С. Л., Эльконина Д. Б. и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и др. Оно выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения) [, ].

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Коммуникативная компетентность– знание норм и правил общения, владения его технологией. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность становится персонифицированным субъектом общения [].

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

По данным исследований все коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков умений:

– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);

– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику;

– умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;

– умения обращаться с просьбой;

– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать «нет»;

– умения оказывать сочувствие, поддержку;

– умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;

– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;

– умения реагировать на попытку вступить в контакт.

Формирование коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т. д.

Исследование основных трудностей общения у старшеклассников выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков. Это обуславливает основные направления социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Технология социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков предполагает выделение в деятельности трех составляющих:

– диагностику индивидуальных особенностей учащихся (психологическая составляющая);

– обучение учащихся технологии общения (образовательная составляющая);

– работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально-педагогической помощи учащимся в процессе их самоопределения (посредническая составляющая).

Следовательно, социально-педагогическая деятельность с учащимися по формированию коммуникативных навыков осуществляется в три этапа:

1) психодиагностический (социальный педагог проводит диагностическое исследование с целью изучения индивидуально-психологических особенностей развития личности подростков)

2) психолого-педагогический (социальный педагог организует и участвует в приведении мероприятий, формирующих коммуникативные умения, в соответствии с намеченным планом, который должен быть ориентирован на выработку у подростков системы личностных ресурсов.)

3) коррекционная работа (основывается на диагностике трудностей общения и их устранения) [].

Опытно-экспериментальному исследованию формирования и развития коммуникативных навыков у подростков. В исследовании принимало участие 27 учащихся 9 класса, в возрасте 15-16 лет. Исследуемая возрастная группа относится к старшему подростковому возрасту согласно периодизации Д. Б. Эльконина.

Для исследования нами были выбраны следующие методики:

1) методика «тест коммуникативных умений Л. Михельсона», направлена на определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений;

2) методика изучения коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников ( В. В. Синявский, В. А. Федорошин);

3) методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов), предназначена для исследования эмпатии, т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Проведенные исследования позволяют нам сделать следующий вывод:

  1. По тенденциям поведения в ситуациях общения подростки в основном придерживаются компетентного типа реагирования (63 %), переходящее к зависимому (22% из числа опрошенных) или агрессивному поведению (15%). При агрессивном типе они провоцируют собеседника на конфликт, очень раздражительны, склонны к проявлению физической и вербальной агрессии. А при зависимом типе подвержены риску стать объектом манипулирования, пассивны, склонны к избеганию ситуации конфликта.
  2. По результатам диагностики по методике изучения коммуникативных и организаторских способностей у испытуемых отмечается низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей (33% ), очень низкий у 15%. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в коллективе, испытывают трудности в установлении контактов с людьми
  3. Необходимо отметить, что у учащихся уровень эмпатии имеет средний показатель, что составляет 59% из числа опрошенных. Только у 4 человек (15% испытуемых) высокий уровень эмпатии, что заключается в чувствительности к нуждам и проблемам окружающих, быстром устанавлении контактом с людьми, а остальные имеют низкий уровень эмпатийности, т. е. испытывают затруднения в установлении контактов с людьми.

Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о низком уровне развития коммуникативных навыков большинства подростков. Это позволяет сделать предположение об отклонении от нормального развития личности подростков в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени готовности подростков брать на себя ответственность.

Для коррекции выявленной несформированности коммуникативных навыков была разработана и применена программа, содержащая 8 тренинговых занятий, направленных на формирование и развитие коммуникативных навыков у подростков. Целью разработанной программы является изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми и формирование коммуникативных навыков как основы решения проблемы жизненного самоопределения подростков.

Применение программы с данной группой испытуемых привело к следующим результатам:

– количество учащихся, имеющих склонность к агрессивному поведению, уменьшилось с 15% до 4%, относящиеся к типу зависимого поведения – с 22% до 15%, а количество подростков, имеющих компетентное (адекватное) поведение увеличилось с 63% до 81%.

– уменьшилось количество респондентов с низким уровнем коммуникативных способностей с 15% до 4%; с уровнем коммуникативных способностей ниже среднего с 33% до 29%, а организаторских – с 41% до 33%; со среднем уровнем коммуникативных способностей уменьшилось с 19% до 18%.

– увеличилось количество испытуемых с высоким показателем уровня коммуникативных способностей с 11% до 22%, количество самых высоких показателей коммуникативных способностей с 22% до 26% испытуемых, очень высокие показатели организаторских способностей стали отмечаться у 11% респондентов.

– количество учащихся, имеющих низкий уровень эмпатии, уменьшилось с 26% до 15%, имеющих средний уровень увеличилось 59% до 63%, высокий уровень – с 15% до 22%.

Таким образом, проведенная работа по формированию коммуникативных навыков у подростков позволила выделить условия эффективности и результативности деятельности социального педагога по формированию коммуникативных навыков у подростков:

Первое условие – учет особенностей развития личности в подростковом возрасте и умение организовать диагностическую деятельность по изучению коммуникативных навыков с учетом этих особенностей.

Второе условие – владение навыками разработки специальных программ и технологий. Это знание позволяет наиболее полно реализовать все направления социально-педагогической деятельности: Содержание этих направлений предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду деятельности.

Третье условие – высокая эффективность и результативность формирования коммуникативных навыков подростков обеспечивается знаниями и умениями ведения коммуникативных тренингов социальным педагогом. Интенсивное включение их в коммуникативную деятельность, использование активных форм обучения и воспитания социально-психологических тренингов, деловых, сюжетных и ролевых игр, дискуссий, упрощает подросткам вхождение в социальную среду.

Таким образом, проблема формирования коммуникативных навыков у подростков является актуальной в современном обществе, которое представляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения. Разработанная программа по формированию коммуникативных навыков дала положительные результаты, поэтому она может быть использована в работе социального педагога и психолога школы.