Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение с учетом ФГОС.



Автор: Стороженко Елена Николаевна

Воспитатель логопедической группы Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида «Ладушки»

Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение с учетом ФГОС.

Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение с учетом ФГОС

Введение

Современная система дошкольного образования в России, следуя принципам международных правовых документов, гарантирует равные возможности для всех детей, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепляет инклюзивный подход как основу образовательной политики, подчеркивая важность создания адаптивной среды, способствующей полноценной интеграции и развитию каждого ребенка.

  1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования

В основе инклюзивной практики в ДОУ лежат следующие документы:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 79), гарантирующий право детей с ОВЗ на обучение в обычных образовательных учреждениях.
  • ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки № 1155), предусматривающий индивидуализацию образовательного процесса и создание специальных условий.
  • Конвенция ООН о правах инвалидов, подчеркивающая необходимость инклюзивного подхода на всех уровнях образования.

2. Основные принципы инклюзивного образования в ДОУ

  1. Доступность среды – создание безбарьерного пространства (пандусы, тактильные дорожки, адаптированные игровые зоны).
  2. Индивидуальный подход – разработка адаптированных образовательных программ (АОП) и индивидуальных маршрутов развития (ИОМ).
  3. Междисциплинарное сопровождение – взаимодействие педагогов, логопедов, дефектологов, психологов.
  4. Подготовка кадров – обучение воспитателей методам работы с детьми с ОВЗ.
  5. Вовлечение родителей – консультации, совместные мероприятия, психологическая поддержка.

3. Опыт внедрения инклюзии в нашем ДОУ

3.1. Организационные условия

В нашем детском саду создана система инклюзивного образования, включающая:

  • Группы комбинированной и компенсирующей направленности – дети с ОВЗ участвуют в общих занятиях, праздниках и прогулках.
  • Служба ранней помощи – консультативный пункт для родителей детей с особенностями развития.
  • Сенсорная комната и Монтессори-среда – оборудованные пространства для коррекционно-развивающих занятий.

3.2. Кадровое обеспечение

В штате учреждения работают:

  • Логопеды
  • Дефектологи
  • Педагог-психолог
  • Инструктор по адаптивной физкультуре

Все специалисты прошли дополнительное обучение по инклюзивному образованию.

3.3. Работа с детьми

Для каждого ребенка с ОВЗ разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, включающий:

  • Совместные занятия с нейротипичными сверстниками
  • Коррекционно-развивающие занятия со специалистами
  • Адаптированные формы участия в мероприятиях

Пример: для детей с расстройствами аутистического спектра используется методика «Круг», помогающая постепенно включать их в групповую деятельность.

4. Работа с родителями

Одной из ключевых задач является формирование толерантной среды среди родителей:

  • Проводятся тематические родительские собрания
  • Организован родительский клуб
  • Осуществляется индивидуальное консультирование

Особое внимание уделяется семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, – для них предусмотрена психологическая поддержка.

5. Проблемы и пути их решения

В процессе внедрения инклюзии мы столкнулись с рядом сложностей:

  1. Неготовность части родителей – решается через просветительскую работу и демонстрацию успешных кейсов.
  2. Дефицит специалистов – компенсируется межведомственным взаимодействием и дистанционными консультациями.
  3. Ограниченность ресурсов – постепенное обновление материально-технической базы за счет участия в грантовых программах.

 

Заключение

Опыт нашего дошкольного учреждения показывает, что инклюзивное образование – это не просто формальное соблюдение требований законодательства, а системная работа, требующая:

  • Профессиональной команды
  • Поддержки родителей
  • Постепенной адаптации образовательной среды

Главный результат такой работы – социализация детей с ОВЗ и воспитание толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. Мы убеждены, что каждый ребенок заслуживает возможности развиваться в комфортной и принимающей среде.

Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение с учетом ФГОС.
Пролистать наверх