«Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Автор: Стырова Екатерина Александровна

учитель начальных классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №14”

«Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

«Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Учитель, с одной стороны, отдает,

                                                                            а с другой стороны, как губка,

                  впитывает в себя, берет все лучшее от 

                                                                     народа, и это лучшее снова отдает детям”.
                                   М.И. Калинин

        На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения. Педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи.

        Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний.

      Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении. Реализация ФГОС подразумевает не только использование педагогических технологий в деятельности учителя, но и повышение общей методологической культуры.

       Таким образом, профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен – эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.  Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик – это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.   Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.   И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением! Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

       Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:

– требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;

– специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;

– система педагогической культуры учителя

      С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

       Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:

– понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);

– знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);

– понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).

        Третье направление –  система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:

  1. Перцептивный компонент –  умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).
  2. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.
  3. Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.
  4. Инновационный компонент –  потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.
  5. Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

     Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы. Возникает вопрос, по каким критериям мы можем анализировать профессиональную компетентность учителя.

    Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев:

  1. Общекультурный критерий.

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

  1. Общепрофессиональный критерий.

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

  1. Коммуникативный критерий.

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

  1. Личностный критерий.

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо – эмоциональным нагрузкам.

  1. Критерий саморазвития и самообразования.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

    Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.

  1. Адольф  В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя Текст. / В.А. Адольф // Педагогика. 1998. – № 1. -С.72 -75.

2.Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии, 1988, №4, с. 116-120.

3.Асадуллин P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности. Дис.док. пед. наук. – М., 2000. – 372 с.

  1. Герасимова, А.В. Глоссарий ФГОС начального общего образования [Текст] / А.В.Герасимова // Управление начальной школой. –2011. – № 1. – С. 10.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт в начальном общем образовании [Электронный ресурс] //http:standart.edu.ru.
«Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»
Пролистать наверх