автор: Сумарокова Юлия Викторовна

преподаватель физической культуры ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Исследование значений спортивных олимпиад для повышения мотивации студентов занятиями физической культурой.

Исследование значений спортивных олимпиад для повышения мотивации студентов занятиями физической культурой.

Спортивное наследие Олимпийских игр и Универсиад оказывает значительное влияние на развитие студенческого молодежного спорта и расширение сферы физической культуры для всего населения нашей страны.

Спортивное наследие олимпийского и студенческого спортивного движения неразрывно связаны с развитием студенческого спорта и массовой физической культуры на современном этапе, посредством раскрытия содержания, методов и средств реализации студенческого и молодежного физкультурного движения. Вопросы, связанные с историей Олимпиад и студенческих Универсиад, этапами развития спорта в нашей стране и за рубежом, развитием физической культуры, отношением к спорту и физической культуре разных слоев населения в настоящее время являются актуальными.

Свою роль в развитии спорта должны сыграть не только федеральный центр и регионы России, но и представители отечественного бизнеса, и общественная энергия, которые позволят достичь значимых улучшений в спортивной политике. И неважно, идет ли речь о миллионном мегаполисе или небольшом поселке, наша общая цель заключается в том, чтобы практически в каждом дворе были созданы возможности для занятия спортом. Для этого необходимо развивать спортивные клубы и секции, увеличивать количество детей и взрослых, занимающихся спортом. Тем более что существует масса примеров, когда любительские секции помогали раскрыться нашим выдающимся спортсменам.
Всемирные Универсиады — вторые по значимости и масштабу международные спортивные соревнования после Олимпийских игр. Их организатором является Международная федерация студенческого спорта, в которую входит 141 государство. Россию в этой организации представляет Российский студенческий спортивный союз [4].

До 2020 года вопросы развития спорта в нашей стране должны быть проработаны в рамках отдельной стратегии. Основная ее цель — сделать физкультуру и спорт доступными и, что немаловажно, привлекательными для большинства россиян.

Изменения в сфере высшего спортивного образования происходят, прежде всего, в результате перемен в политической и социально-экономической жизни России. В современных отношениях, когда практически отсутствует государственная поддержка спорта, происходит коммерциализация и профессионализация спорта, высшая школа вынуждена перестраивать условия подготовки студентов, стремящихся заниматься спортом в период обучения в вузе

Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

Государственная политика в сфере физкультурного воспитания и образования студентов, определяется возрастанием количества сверхсложных систем и технологий, информатизацией всех сфер жизни общества, новыми требованиями к творческой подготовке будущего специалиста, его готовности к высокопроизводительному труду. Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природо-сообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурно-спортивная деятельность связана с физическими упражнениями, сущность которых отражает целенаправленное выполнение двигательных действий, включающих моторно-исполнительные (операционные механизмы) и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты. Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура и спорт наиболее полно реализует в системе физического воспитания студентов, направленного на решение следующих основных задач:

— всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;

— овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;

— овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;

— обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;

— освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.

Всемирные студенческие Универсиады, регулярно проводимые с 90-х годов прошлого века в различных государствах, способствуют развитию спорта в стране-организаторе и странах-участницах таких соревнований. Спорт, в том числе и студенческий, выполняет особую роль в создании ценностей спортивной культуры и является мощным социальным фе-

номеном и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов. По данным социологических опросов современной молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни и мире в целом. Этому способствуют студенческие игры, проводимые на разных уровнях в нашей стране и за рубежом.

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на разумные жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают им в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни — «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха в любом виде деятельности зависит, прежде всего, от личных индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств и трезвой оценки своих возможностей. Успешно развить эти качества можно, прежде всего, в спортивной деятельности. Однако эффективность социализации личности в спорте во многом зависит от того, какие ценности спортивной культуры осваиваются человеком, как организован процесс спортивного воспитания [14].

Сравнительный анализ отечественного и зарубежного студенческого спорта свидетельствует о том, что, хотя его развитию способствуют политические, экономические, административные, социально-психологические факторы, однако слабо психолого-педагогическое руководство, что крайне негативно сказывается на личности и индивидуальности студентов, занимающихся спортом. Психолого-педагогическое руководство развитием студенческого спорта реализовано недостаточно полно, потому что не исследовано методологически, теоретически и практически.

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств и сегодня решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств — это задача психологического отбора и спортивной профориентации [15].