Автор: Супряга Анастасия Сергеевна

учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 Им. Героя Советского Союза А. П. Иванова»

«Наша Слава — Русская Держава»

Конспект к уроку музыки

Тема: «Наша слава – русская держава»

Класс: 3

Цель: 

  • способствовать формированию у учащихся эмоционального проживанию исторических событий и судеб защитников Отечества на примерах кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский» и русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».

Задачи:

Образовательная:

  • актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; 
  • знакомство с жанром кант.

 

Развивающая:

  • развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.
  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся; 
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки.

 

Воспитательная:

  • воспитывать гражданско-патриотические чувства (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины);
  •  испытывать гордость и восхищение подвигами героев, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей. 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать с небольшого видеофрагмента. Прошу вашего внимания на экран. 

(слайд 1, звучит песня «Солдатушки…»)

  1. Формулирование темы урока.

— Как называется музыка, которую вы сейчас прослушали? 

— Кого вы сразу представляете?

Правильно! Поэтому говорить сегодня мы будем о защитниках земли русской, русской державы.

— А что такое держава?

— В прослушанной песне были очень хорошие слова, которые и определят нашу тему урока. Попробуйте назвать их. 

-Верно, тема урока «Наша слава – русская держава!». Запишите ее в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

— Ребята, у каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, которые, отдали все силы на служение своему народу и своей Родине. Такие имена становятся народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в сказаниях и песнях. 

(слайд 2 «Александр Невский»)

— Давайте сегодня вспомним великого русского полководца и князя Александра Невского. Что вы о нем знаете? (ответы детей)

—  Вклад Александра Невского в строительство Российского государства бесценен.

(слайд 3 «Памятники А. Н.»)

Он много потрудился для Русской земли и мечом, и головой. Будучи истинным патриотом своей земли, он не просто желал счастья ей и ее народу, но и все делал для этого. В нашей стране как дань памяти и уважения поставлены памятники этому человеку.

(слайд 4 «Памятники»)

До сих пор существует орден А. Н. – высокая государственная награда, которая вручается самым выдающимся полководцам.

(слайд 5 «Орден»)

— Увековечение памяти Александра Невского отразилось и в музыке. Русский композитор С. С. Прокофьев написал кантату «Александр Невский» и сейчас мы с вами прослушаем из нее номер 4 «Вставайте, люди русские!». Запишите в тетрадь. 

(слайд 6 «Вставайте, люди русские!»)

           — Какие чувства вызвал у вас этот номер?

— Какой номер по характеру?

           — Что вы представляли себе, слушая ее?

 

(слайд 7 «И. С.»)

 — А вот еще один герой Иван Сусанин русский крестьянин, который погиб, но не показал дорогу на Москву врагам. Его подвиг повторяли многие люди во время разных войн. Народ помнит своих героев и прославляет их в песнях, а композиторы слагают музыку в их честь. Так, М. И. Глинка посвятил целую оперу Ивану Сусанину, которая раннее называлась «Жизнь за царя». Послушаем финальный хор «Славься!» из оперы.!»). Запишите в тетрадь.

 (слайд 8 «Славься

— Какая была музыка по характеру?

 

— В царские времена довольно часто происходили различные войны. Во время военных походов дух солдат поднимали бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем. Это русская народная песня называется «Солдатушки, бравы ребятушки»

 

(пение песни)

 

— Итак, ребята, мы познакомились с вами с двумя историческими героями: один из них – князь и полководец, а второй — крестьянин и староста села. Несмотря на их разное происхождение и положение в обществе оба они совершали подвиги и проявляли героизм ради сохранения русской земли.

 

— А теперь обратимся к вашей семье. А в ней есть защитники? Как вы храните память о ваших героях? 

(выступление ребят)

 

— Спасибо, садитесь. В годы Великой Отечественной войны особую роль играли почтальоны. Их ждали, любили и ненавидели, так как все зависело от того, что принес человек радость или горе?

 

  1. Итог урока

Я надеюсь, вам понравился урок, который у нас сегодня состоялся. 

В этом году наша страна будет праздновать 75-летие Великой Победы. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из народной памяти гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Наш с вами долг обязывает помнить и чтить, какой ценой завоевывается счастье, мирное небо, спокойная жизнь на земле

Любите свою родину, защищайте и творите только добро. 

Этому ребята, можно и нужно научиться. 

И в заключении давайте напишем пожелания всему миру на вырезанных голубях, которые у вас лежат на парте, и наклеим их вокруг нашего солнышка на доске.