автор: Сязи Надежда Максимовна

учитель истории и обществознания, ОРКСЭ МБОУ «ШИООО»

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур»

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат основного общего образования » г.Тарко — Сале Пуровского района

 

ПРИНЯТО

на заседании МО

протокол № ___

от «____» _________201_г.

руководитель МО

________ _______________

                ФИО

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по ОП

_________ ______________

                ФИО

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКООУ «СШИ» г.Тарко-Сале

___________П.Ю. Грабельников

Приказ №_____от  «__» _____201_г

 

Рабочая программа

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы мировых религиозных культур»

для 4 а класса основного общего образования

предмет, класс, уровень образования

Сязи Надежды Максимовны, высшая квалификационная категория

ФИО учителя, категория

2019-2020 учебный год, срок реализации – 1 год

                                                                                       

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол № ___

от «___» _________201_ г.

                                                                                                           

                       

                                                    

г. Тарко-Сале

2019

                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») педагога, реализующего ФГОС НОО (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии:

1) С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, п. 9;

2) С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;

3) На основании приказа № 1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373»;

4) С Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными программами к УМК, рекомендованные МО и Н РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф»);

5) С Образовательной программой МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале;

6) С положением о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО;

7) С учебным планом МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале;

8) С примерной программой начального общего образования по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко «Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс». (учебно-методический комплект «Школа России»).

Цель учебного предмета ОМРК:

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного предмета ОМРК:

  1. Знакомство обучающихся с  основами мировых религиозных культур;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебно-методический комплект:

  1. Программы:

—  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М. Просвещение, 2014 г. (Стандарты второго поколения).

— Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С. Савинов].—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2014. — п.5.2.6 —

   (Стандарты второго поколения).

— Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

  1. Учебник:

—  Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Сборник рабочих программ / А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 153 с.

— Беглов А.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных организаций / А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 80

  1. Методические пособия:

 — Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. Книга для учителя. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

— Попов Ю. В. Верования коренных народов Ямала. Книга для учителя. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012. – 58 с.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет ОМРК является единым комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный предмет ОМРК является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет, раскрывающий основы мировых религиозных культур, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОМРК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы, с другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

В учебном плане на изучения предмета «Основы мировых религиозных культур» отводится  34 часа (34 учебные недели).

Отличительной особенностью данного учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» считается введение дополнительного блока «Традиционные верования коренных малочисленных народов Севера». Предполагается, что знания о традиционной культуре коренных народов Севера будут способствовать лучшему взаимопониманию как школьников, так и их родителей.

На протяжении всего периода изучения предмета занятия проводятся одним педагогом в 4  классе.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА            

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»:

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы мировых религиозных культур», имеющего комплексный характер и представляющего четыре национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Введение предмета «Основы мировых религиозных культур» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –   педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские, а также традиционные верования коренных малочисленных народов Севера), мировое сообщество.

Включение предмета «Основы мировых религиозных культур» в основной вид деятельности обучающихся — в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

— Патриотизм;

— Социальная солидарность;

— Гражданственность;

— Семья;

— Труд и творчество;

— Наука;

— Традиционные российские религии;

— Искусство и литература;

— Природа;

— Человечество;

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие полиэтнических чувств как регуляторов морального поведения в поликультурном обществе;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям разных народов.

Метапредметные результаты:

  • освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных, жизненных ситуациях:
  • умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т, ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)

Россия  — наша Родина.

Основы мировых религиозных культур. (26ч.)

Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозных  традициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.

История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.  Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Традиционные верования коренных малочисленных народов Севера. (3 ч.)

Особенности и основные черты  верований коренных народов Ямала: представления о строении космоса, основные божества, версии о происхождения человека, объекты религиозного поклонения.  Благодарственные обряды и жертвоприношения

Священные места Николай Чудотворец и отношение коренных народов к христианству

Морально-нравственный кодекс коренного жителя

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (5 ч.)

Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов.  Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (26 часов).

Блок 3. Традиционные верования коренных малочисленных народов Севера. (3 часа).

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов).

Блоки  1 и 4    посвящены патриотическим  ценностям и нравственному  смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 3 – интегрированный, который позволяет каждому обучающемуся познакомиться о духовных и этнических традициях коренных жителей Севера, что будет способствовать формированию уважительного отношения к другим взглядам и духовным ценностям, к людям другого мировоззрения.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

 

 

 

Учебно-тематический план

№ темы Тема Количество часов Внеурочная работа
I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1
Россия — наша Родина. 1
II. Основы мировых религиозных культур 26
Культура и религия 1
Культура и религия 1
Возникновение религий. Древнейшие верования 1
Возникновение религий. Религии мира и их основатели 1
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака 1
Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран 1
Хранители предания в религиях мира 1
Человек в религиозных традициях мира 1
Священные сооружения 1
Священные сооружения 1
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад 1
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад 1
Искусство в религиозной культуре 1
Искусство в религиозной культуре 1
Творческие работы учащихся. 1
Подведение итогов
Религии России 1
Религии России 1
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 1
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 1
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 1
Религиозные ритуалы в искусстве 1
Религиозные ритуалы в искусстве 1
25 Календари религий мира. Праздники в религиях мира 1
26 Семья, семейные ценности 1
27 Долг, свобода, ответственность, учение и труд 1
III. Традиционные верования коренных малочисленных народов Севера 3
28 Основные положения верований коренных народов Ямала 1
29 Религиозно-обрядовая практика.

Объекты религиозного поклонения северных народов

1
30 Морально-нравственный кодекс коренного жителя 1
IV Духовные традиции многонационального народа России 5
31 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 1
32 Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. 1
33 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. 1
34 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). 1
Всего 34

 

Тематическое планирование.

Модуль «Основы мировых религиозных культур» — 34 часа

№п/п Тема урока    Кол-во

часов

Дата Виды деятельности учащихся Д/З

Литература

ЦОР

Интернет

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
1. Россия – наша страна Развернутые ответы на вопросы.

Пересказывать близко к тексту.

Отвечать на проблемные вопросы

С. 4-6 вопросы и задания

 

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
23 Культура и религия 2 Фронтальный, индивидуальный, парный

Создание планов рассказов; творческие задания; самостоятельная работа с источниками ин-формации

С. С. 7-10 вопросы и задания

С. С. 10-12 вопросы и задания

3 Возникновение религий.

Религии мира и их основатели

2 Фронтальный, индивидуальный и групповой

Работа над основными понятиями, рассказы учащихся. Устные ответы и вопросы. Высказывание собственного мнения

С. 13-15

вопросы и задания

С. 16-21

вопросы и задания

4 Священные книги мира 2 Фронтальный, индивидуальный и групповой

Работа над основными понятиями, рассказы учащихся о культурных явлениях в истории родного народа. Устные ответы и вопросы.

С. 22 -24 вопросы и задания

С. 25-28 вопросы и задания

5 Хранители предания в религиях мира 1 Работа в больших группах, индивидуальная, групповая

Составление плана по выделенным частям; написание тезисов или конспектов, подготовка ответов на конкретные вопросы с использованием изучаемого первоисточника.

С. С. 29-31 вопросы и задания
6 Добро и зло.

Понятие греха, раскаяния и воздаяния

2 Диалогическая ситуация

Самостоятельная работа по нахождению художественных деталей в тексте.

. С. 32-35

вопросы и задания

С. 35-37

вопросы и задания

2
7 Человек в религиозных традициях мира 1 Владение основными видами публичных выступлений. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов к вопросам: что говорит о человеке православная (исламская, буддийская, иудейская) культ ура? С. 37-40 вопросы и задания
8 Священные сооружения 2 Фронтальный, индивидуальный и групповой

Осознанное заочное путешествие посвященным сооружениям ми ра. Участвовать в диалоге по увиден ному.

Владение основными видами публичных выступлений. Пересказать, привлекая текст.

СС. 40-43 вопросы и задания

сС. 43-45 вопросы и задания

9 Искусство в религиозной культуре 2 Устные ответы на вопросы. Тезисные записи. Текстуальный анализ по заранее подготовленным вопросам по иллюстациям.

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

С. С. 46-52 вопросы и задания
10 Творческие работы учащихся 2 Фронтальная Коллективная,

Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий, справочников, по теме обсуждать, систематизировать, готовить проект. Совершенствование навыков работы с книгой, словарем, интернет-ресурсами.

Презентации

Иллюстрации

Подборка произведений по темам

Пословицы и поговорки

Афоризмы.

11 История религий в России .2 Самостоятельная интерпретация основных понятий и терминов. Цитирование текста. Выборочное чтение.

Беседа.

С. 54-69 вопросы и задания
20-21 Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды

; Владение монологической и диалогической речью. Составление опор ной схемы. Работа с текстами и поиск нужной информации. Умение делать выводы. Устные сообщения с после дующей дискуссией. Сопоставление репродукции, картин с последующим обсуждениием. Верования коренных народов Ямала. Книга для учителя. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012. – 58 с.
22 Паломничества и святыни 1 Сообщение подготовленного учащегося, осознанное и беглое чтение тек ста, участие в диалоге по прочитан ному тексту, обсуждение и сравнение С. 79-84 вопросы и задания
23-24 Праздники и календари

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

2 Индивидуальная, парная-групповая

Пересказывать

своими словами

найденную информацию и отредактировать свои записи в тетрадях. Участвовать в практической работе (учебной игре) по освоению нового материала.

С. 92 вопросы и задания

С. 98 вопросы и задания

25 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь . Пересказывать

своими словами

найденную информацию и отредактировать свои записи в тетрадях. Участвовать в практической работе (учебной игре) по освоению нового материала.

С. С. 102 вопросы и задания
26 Семья . Работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. w С. 105 вопросы и задания
27 Долг, свобода, ответственность, труд Общая дискуссия

Индивидуальная работа

Составление плана и тезисов учащихся. Мини-сообще ния. Интерпретировать текст.

СС. 106-108 вопросы и задания
28 Основные положения верований коренных народов \Севера Коллективная, индивидуальная

Владение основными видами публичных выступлений. Приведение приме ров, подбор аргументов, формулирование выводов к вопросам.

Верования коренных народов Ямала. Книга для учителя. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012.
29 Религиозно-обрядовая практика. Объекты религиозного поклонения северных народов. Общая дискуссия

Индивидуальная работа

Владение монологической и диалогической речью. Составление опор ной схемы. Работа с текстами и поиск нужной информации. Умение делать выводы. Устные сообщения с после дующей дискуссией.

Турутина П. Г. Шаман и его бубен: Традиции, обряды и легенды лесных ненцев. – Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2011. – 171 с
30 Любовь и уважение к Отечеству ; Комментированное чтение стихотворений, анализ стихов, рассуждение, составление кластера о Родине, о России. СС. 109-111 вопросы и задания
31-34 Итоговая презентация творческих проектов по темам: «Культура народов Ямала»,  «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» Свободная работа с текстом, с дополнительной литера турой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. Умение объяснять свою точку зрения по понравившимся темам. Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения. Презентации

Иллюстрации

Подборка произведений по темам

Пословицы и поговорки

Афоризмы.