Автор: Тавлуева Гозель Исмаиловна

Музыкальный руководитель МБДОУ «ДС «Солнышко»

Музыкально-творческий проект «Играем в оркестре вместе с мамой»

Музыкально-творческий проект

Автор: музыкальный руководитель Тавлуева Гозель Исмаиловна

МБДОУ «ДС «Солнышко»

Файл:Музыкально — творческий проект

Музыкально-творческий проект «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ВМЕСТЕ С МАМОЙ» для детей 5 – 6 лет и их родителей

Введение

Наряду с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов, где одной из ведущей целью является гармоничное развитие личности ребенка, появилась необходимость создать современную модель взаимосвязи участников образовательного процесса. Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад, в данном случае – музыкальный руководитель.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

На примере этого проекта я рассматриваю модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников. Разработан план по взаимодействию музыкального руководителя с родителями и их детьми для достижения поставленной цели. Проект подразумевает деление всего срока реализации проекта на 5 учебных месяцев — с января по май.

Актуальность

В рамках нового образовательного стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Из этого следует, что родители должны тесно взаимодействовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка дошкольного возраста, чтобы не упустить важнейший период развития его личности.

Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, увидеть трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Проект «Играем в оркестре вместе с мамой» помогает родителю:

— увидеть отличие мира детей от мира взрослых;

— преодолеть авторитарное отношение к ребенку;

— относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

— открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания;

— проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

— понять, что путем одностороннего воздействия ничего не сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка.

Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества.

Музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. А помогут нам наши родители – наши партнёры!

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Новизна: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной музыкально – исполнительской деятельности (игры в оркестре); в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Цель проекта: создание детско – родительского оркестра «ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР», моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой.

Описание проекта:

Проект направлен на моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой (родителями), формирование духовно — нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий и досуговых мероприятий.

Вид проекта: познавательный, обучающий, творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель проекта: моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре вместе с мамой. Развитие музыкальных и исполнительских способностей в процессе музицирования.

Задачи проекта:

Обучающие:

  1. Привлечь внимание детей и родителей к богатому и разнообразному миру звуков.
  2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
  3. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
  4. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
  5. Уметь слышать свою партию в многоголосной фактуре;
  6. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра (ансамбля);
  7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по музицированию.

 

Развивающие:

  1. Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
    2. Развивать тембровый, динамический, ритмический слух.
    3. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
    4. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.

Воспитательные:
1. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона средствами игры в оркестре вместе с мамой (родителями).
2. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
3. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

Направленность: дети, родители.

Проект состоит из 3х основных этапов:

  1. Подготовительный этап(январь).

Организационное занятие.

Беседа с детьми и родителями о предстоящей деятельности.

Знакомство с планом работы.

Слушание музыкальных произведений, которые буду аранжированы.

Знакомство с музыкальными инструментами.

 

  1. Практический этап (февраль — май)

Обучающий процесс:

Групповые занятия для родителей и детей — 1 занятие в неделю (во вторник в 18.00)

Индивидуальные и подгрупповые занятия для детей — 1 занятие в неделю (в среду в 11.30)

 

  1. Заключительный этап (май).

Итоговые мероприятия: Концертная программа для детей и родителей на конкурсе «Минута славы»

Музыкально-творческий проект «Играем в оркестре вместе с мамой» рассчитан на дополнительные занятия с детьми и родителями в вечернее время и имеет цель расширить музыкальный кругозор детей и родителей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения, формировать умение взаимодействовать с партнёрами

Практический этап состоит из тематических разделов:

«Знакомство с инструментами и оркестрами» — знакомство с различными инструментами, историей создания, с видами оркестров.

«Элементарные музыкальные знания» — уметь различать звуки по высоте, длительности, динамике, уметь проигрывать ритмические формулы, музыкально-дидактические игры.

«Игра на музыкальных инструментах» — обучение приемам игры на инструменте, разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре), музицирование.

«Творческие задания» — инструментальная импровизация, изготовление музыкальных инструментов «своими руками», озвучивание сказок и стихов.

Перспективный план работы.

Период Программное содержание Музыкальный репертуар
Январь Знакомство с инструментами:

Знакомство с игрой на металлофоне.

Учить детей и родителей самостоятельно брать и правильно держать молоточек,

помахивать им свободно в воздухе (сравнить звук зажатого в руке молоточка и молоточка, свободно держащего),

добиваться отскакивания молоточка от пластинки, стремится к красивому звуку.

Постукивать им по ладошке и по кубику, по столу, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.

«Вальс» муз. Филиппенко
Элементарные музыкальные знания:

Высокие и низкие звуки,

Поступенное движение мелодии.

Что такое «вступление» и «заключение».

«Птица и птенчики» Е. Тиличеевой

«Лесенка»

Игра в оркестр:

Учить детей и родителей вместе начинать игру на инструменте.

Соблюдать общий темп.

Выполнять простей ритмический рисунок на металлофоне.

Использовать схемы игры на металлофоне.

Схемы «Андрей – воробей»

 

«Вальс» муз Филиппенко

Творческие задания:

Учить детей передавать ритмический рисунок своего имени ударами по металлофону.

«Та-ня, Ма-ша и т.д.»
февраль Знакомство с инструментами и оркестрами:

Знакомство с приемами игры на бубне:

удар ладошкой,

удар кулачком (косточками) по донцу,

встряхивание

Учить правильно держать бубен в левой руке – ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Знакомство с игрой на колокольчиках — показ приемов игры:

удар палочкой,

встряхивание толчком пальцев,

прием «трель».

учить правильно держать колокольчик: вертикально, не зажимая кисть, свободно встряхивать и ставить на ладошку.

Познакомить со звучанием оркестра русских народных инструментов.

«Итальянская полька» муз Рахманинова, Видеозапись русского народного оркестра.

Слушание колокольного звона.

Элементарные музыкальные знания:

Динамика музыки (тихо — громко)

Познакомить с метроритмической организацией музыки – темп, метрический пульс, сильная доля.

«Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова

Игра «Тихо — громко»

Игра в оркестр:

Учить детей вместе заканчивать игру на инструменте. Соблюдать общую динамику

Выполнять простей ритмический рисунок, используя музыкальные инструменты: металлофон, колокольчик, бубен

«Итальянская полька» муз Рахманинова.,

«Вальс» муз Филиппенко

Творческие задания:

Учить детей передавать ритмический рисунок своего имени на музыкальном инструменте используя металлофон, бубен, колокольчик.

«Са-ша, Де-нис и т.д.»
март Знакомство с инструментами и оркестрами:

Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Показ приемов игры на ложках:

— учить держать деревянные ложки в руках;

— ритмично ударять «щечкой» по «щечке», прием «ладушки»;

— правильно выполнять приём «щелчок»,

— выполнять приём «солнышко»

Познакомить с ансамблем ложкарей

«Коробейники» русская народная мелодия

Видеозапись «Ансамбль ложкарей»

Элементарные музыкальные знания:

Долгие и короткие звуки

Игра «Та — та; ти — ти — ти»

Та – долгий звук, ти – короткий звук

Игра в оркестр

Слышать смену музыкальных фраз, менять приёмы игры на смену музыкальной фразы, играя отмечать сильную долю.

«Полянка» русская народная мелодия
Творческие задания

Играть на музыкальных инструментах, используя ритмические схемы (долгие и короткие звуки)

Схемы игры на инструментах
апрель Знакомство с инструментами и оркестрами:

Знакомство с ударно-шумовыми инструментами треугольник, тарелки

Обучение приемам игры на них:

удар палочкой по сторонам треугольника;
тремоло.

Познакомить с симфоническим оркестром: ударной группой (тарелки, треугольник)

«Шарманка» муз Шостаковича
Элементарные музыкальные знания:

Слушать 2х – частность в музыке, соответственно менять ритм (возможно инструмент)

 

«Итальянская полька» муз Рахманинова
Игра в оркестр

Слышать смену музыкальных предложений.

Игра «Ритмическое эхо» учить детей без ошибки повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом.

Выполнять простей ритмический рисунок, используя ударные инструменты

«Ритмическое эхо»
Творческие задания

Уметь отгадать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок

Игра «Музыкальный магазин»
май Знакомство с инструментами:

Познакомить родителей и детей с шумелками,

с приёмами игры на них и предложить изготовить их своими руками.

С помощью дирижёра аранжировать музыкальную пьесу «Музыкальная табакерка»

«Лошадка» Е. Тиличеевой
Элементарные музыкальные знания:

«Музыкальные» и «Шумовые» звуки.

Музыкальные и шумовые инструменты
Игра в оркестр

Играем с дирижёром.

Слышать смену частей произведения.

Выполнять простейший ритмический рисунок, используя «шумелки»

«Полька М. Глинка»
Творческие задания

Создать мастерскую для изготовления шумовых инструментов – «шумелок»: маракасов, «лошадок», бубенчиков, «капелек», «стука дятла», «ручейка», «скрип дерева».

Озвучивание стихотворения «Весна идёт»

 

«Музыкальная табакерка» муз Лядова

Планируемый результат.

  1. знать названия музыкальных инструментов и правила их хранения;
  2. уметь различать на слух тембры музыкальных инструментов и осознавать их выразительную сущность;
  3. овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте;
  4. осознавать выразительность музыкальных средств и владеть способами их передачи в инструментальном исполнении;
  5. овладеть навыками ансамблевого музицирования, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях;
  6. знать расположение высоких и низких звуков на инструментах со звукорядом;
  7. уметь ориентироваться в записи несложных партитур (схем) и грамотно прочесть свою партитуру (схему).
  8. Организовать концерт оркестра на фестивале «Минута славы»

в детском саду (май).

Материально-техническое обеспечение.

Технические средства:

— цифровое фортепиано музыкального зала;

— музыкальный центр;

— аудиозапись звучания «Симфонического оркестра», «Оркестра русских народных инструментов», Ансамбля ложкарей.

— компьютер;

— мультимедиа.

Методическое сопровождение проекта:

— перспективный план проекта;

— иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

— ритмические карточки;

— музыкально-дидактические игры «Лесенка», «Музыкальный магазин»;

— шумовые инструменты сделанные «своими руками» — «шумелки»;

— картотека загадок о музыкальных инструментах;

— картотека пальчиковых игр;

— картотека упражнений для развития чувства ритма;

— сказки о музыкальных инструментах;

— стихи;

— презентации о музыкальных инструментах.

Литература:

  1. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». — М.: Просвещение: Владос, 1994.
  2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». — М.: Просвещение. 1981.
  3. Кононова Н.Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах». — 1990.
  4. Метлов Н. А. «Музыка – детям». — М.: Просвещение, 1985.
  5. Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: «Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста». – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012 г.
  6. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей: изд. «Композитор» СПб — 2005
  7. Интернет-ресурсы.