автор: Талалаева Лариса Алексеевна

учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №5» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Подготовка руки дошкольников с нарушением зрения к письму в процессе работы с линиями и лабиринтами

Подготовка руки дошкольников с нарушением зрения к письму

в процессе работы с линиями и лабиринтами

 

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. 

Известно, что одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. 

Письмо  является сложнейшим психомоторным навыком в начальной школе. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Особенно это относится к детям, имеющим нарушение зрительных функций. 

У дошкольников с патологией зрения из-за низкого уровня развития зрительного восприятия, нарушений произвольного внимания, отклонений в двигательном анализаторе формирование моторного навыка затруднено и имеет свои особенности. Пальцы у большинства детей малоподвижны, тонкие движения рук отличаются несогласованностью и неточностью, отмечается быстрая утомляемость и истощаемость движений, излишняя мышечная напряженность. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют графо-моторные действия, и насколько они качественны. Задача педагогов, работающих с такими детьми, — увеличение скорости, точности, координации движений мелкой моторики.  С целью развития зрительно-моторных координаций и подготовки руки ребенка с нарушением зрения к письму в детском саду компенсирующего вида созданы условия и продумана система коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей, характером зрительного дефекта, уровнем сформированности умений и навыков владения карандашом. 

Вот лишь некоторые виды работ, которые успешно применяются в  ДОУ: игровой самомассаж рук, пальчиковая гимнастика, тактильный тренинг, игры с предметами, Су-джок терапия и другие.  

Особое место в коррекционной работе занимают упражнения на развитие графических навыков: работа с прописями, штриховка, работа с фигурными линейками, лабиринтами. 

«Повторение одного и того же движения при рисовании, обводке приводит к автоматизации двигательного навыка, являющегося основой для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе» — указывает Л.И.Плаксина. 

В процессе работы с прописями по рисованию, обводке различных линий развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки, что является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.

Работа начинается с того, что детям объясняется, что линия-это след, оставленный при движении фломастера, карандаша; разные линии отличаются способом их проведения; линии бывают прямые и кривые, замкнутые и незамкнутые, прерывистые, ломаные.

С целью развития двигательно-моторной памяти детям вначале предлагаются задания на прокатывание мяча, шарика, гимнастического катка по шнуру, линиям на полу, на стене по большой и малой амплитуде. Затем ребята учатся проводить на бумаге прямые горизонтальные длинные и короткие линии слева направо, вертикальные линии сверху вниз, снизу вверх. Сразу же следует обращать внимание детей на непрерывность движений руки. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линию. Вот лишь некоторые из заданий: «нарисуй (обведи) прямую линию синим, ломаную-желтым, кривую-красным цветом», «продолжи линию сначала пальчиком, потом фломастером», «ракета взлетает с космодрома», «птичка летит к своему гнезду», «дождь идет из тучки».

По нашим наблюдениям, особые сложности испытывают дети при рисовании изогнутых линий с поворотом, петлеобразных. Поэтому на начальном этапе можно предложить рисование этих линий с опорой на значимые точки (точки ставятся в тех местах, где линия меняет направление). Например, «дорисуй зубы крокодилу», «бабочка летает с цветка на цветок», «машина едет в гараж» и т.п.  Далее дети выкладывают эти линии на фланелеграфе из веревки, шнура, толстой пряжи, узкой тесьмы.

 Одним из важнейших упражнений подготовки к письму является штриховка. При выполнении штриховки дети должны знать определенные правила: штриховать, не выходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями. Дети учатся штриховать разными способами: мелкими штрихами, параллельными отрезками, круговыми и волнистыми линиями, полуовалами. Ребята учатся проводить линии не только разной конфигурации, но и разной длины, что помимо тренировки мелких мышц руки, способствует еще и развитию глазодвигательных функций. 

Большое внимание в коррекционной работе уделяется использованию линейных трафаретов, рекомендованных Л.И.Плаксиной, и фигурных линеек. Упражнения в обводке линейных трафаретов способствуют активизации зрительных функций, развитию формообразующих движений руки под контролем зрения. На начальном этапе рисование линий по линейкам очень удобно, так как при нарушении зрения и недостаточности зрительно-двигательных возможностей соблюдать ритм, размер в заданном порядке сложно, а плохое исполнение рисунка огорчает детей. Например, «Проведи с помощью трафарета от цветка к бабочке ломаную линию, а от грибка к бабочке – прямую линию», графические упражнения «Трудные виражи», «Охотник и волк», «Тир», «Гонки», «Кораблик плывет по реке». 

Для детей с остаточным зрением для формирования памяти на движение руки  приклеиваем на дорожки разные крупы или выполняем дорожки из бумаги разной фактуры. Положительный эффект в работе с такими детьми дает использование специального тренажера. Его изготавливают из двух пластин, склеенных между собой. На них имеются прорези по прямой, волнистой и зубчатой линиям, оклеенные внутри фольгой, бархатной бумагой или другим материалом. Пальцы ребенка скользят по прорезям, повторяя их очертания. Также предлагаем рисовать разные линии по прорезям линейного трафарета с закрытыми глазами.

      Особое место отводится обучению детей работе с лабиринтами. Дошкольников с нарушением зрения знакомим с разными лабиринтами: простыми, сложными, с четко очерченными границами и с условным ограничением проходов, разными по форме и по построению (прямоугольное, циклическое строение).

 С ребенком 3 лет работа по данному направлению начинается с обучения прослеживанию двух перепутанных линий. В конце и в начале каждой линии находятся фигурки. Например, в начале обеих линий –пастух, в конце одной линии-овечка, в конце другой-свинья. Ребенок рассматривает рисунок, называет изображения. После этого дается следующая инструкция: «Посмотри, какие запутанные тропинки. Проведи пастушка так, чтобы он пришел к овечке. Сходить с тропинки нельзя.» Сначала ребенок «прослеживает» путь пальчиком, затем «проходит» фломастером по линиям.

Затем перепутанных линий может быть больше. Так, в играх «Чей телефон?», «Кто с каким мячом играет?» дети прослеживают по линиям, соединяющих девочек и мальчиков с разноцветными мячами, а затем каждую из дорожек обводят фломастерами. 

   Далее следует познакомить детей с простейшими лабиринтами. Педагогу необходимо рассказать сюжет лабиринта, показать вход и выход, обратить  внимание на рисунки, показать общее направление движения, предупредить ребенка, что путь не всегда ведет к выходу, в лабиринтах есть тупики. Следует сразу объяснить детям основные правила при работе с лабиринтом: идти без остановок, не касаться стен лабиринта, не заходить в тупик, не пересекать нарисованные линии. Если ребенок не понял задания или затрудняется, то на небольшом отрезке лабиринта педагог показывает ему, как следует выполнить задание.

    На этом этапе в лабиринтах должен быть лишь один вход и выход, обозначенные персонажами: на входе-зайчик, на выходе-морковка; на входе-медвежонок, на выходе-медведица. Дети прослеживают взглядом по линиям, называют направление движения: вверх-направо, вниз-налево и т.д.

   Ребенку 5-7 лет предлагаются более сложные лабиринты, состоящие из соединения горизонтальных и вертикальных линий, волнистых линий без четких границ. Следует обратить внимание на то, что лабиринт имеет не только тупики, но и ложные выходы. Лабиринты могут иметь до пяти выходов и до десяти тупиков. Входы и выходы обозначаются персонажами. Границы могут быть очерчены лишь условно. Сюжет лабиринта дошкольникам старшего возраста рассказывают в нескольких словах. 

   Овладение навыками работы с  линиями и лабиринтами позволяет сформировать  у ребенка с нарушенным зрением уверенность в своих силах, снять эмоциональное и двигательное напряжение, что в  итоге будет способствовать более успешному обучению в школе при овладении письмом.

Литература:

  1. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В. Развитие восприятия у ребенка,-М.: Школьная Пресса, 2007.
  2.   Дети с амблиопией и косоглазием/ Под ред. Никулиной СПб., 1991
  3. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия  у детей с нарушением зрения. – М.: ВЛАДОС, 2008 
  4.    Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: М: «Линка-Пресс», 2009

 

                                                                        Талалаева Лариса Алексеевна,

                                                                         учитель-дефектолог, 

                                                                        МАДОУ  «Детский сад №5»,

                                                            г. Стерлитамак, Республика Башкортостан