Программа дополнительного образования «Финансовая школа»



автор: Тельминова Ирина Викторовна
старший воспитатель
ЧДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 584»

Программа дополнительного образования «Финансовая школа»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 584»

Дополнительная общеразвивающая программа «Финансовая школа»

Возраст обучающихся:5-7 лет

2024-2025 учебный год

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                Автор: 

                                                                                                            Тельминова Ирина Викторовна

Екатеринбург, 2024

 

Содержание

1 Паспорт программы
2 Пояснительная записка
3 Планируемые результаты
4 Учебный план
5 Календарный учебный график
6 Оценочные материалы
7 Формы аттестации
8 Организационно-педагогические условия
9 Методические материалы
10 Рабочая программа

 

  • Паспорт программы
Ф.И.О. автора программы Тельминова Ирина Викторовна
Учреждение ЧДОУ «Детский сад № 584», г. Екатеринбург, ул. Чайковскогого 88 А
Наименование программы «»
Направленность Социально-гуманитарная
Вид программы Модифицированная
Возраст учащихся 5-7 лет
Срок обучения 2 года
Объем часов в год 36
Уровень освоения программы Ознакомительный
Цель программы формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений в рамках дополнительного

образования в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО

  • Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе  Образовательной программы Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 584», разработана на основе программы Г.П. Поварнициной, Ю.А.Киселевой «Финансовая грамотность дошкольников». Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры. Волгоград.: Учитель, 2018., Программа «Экономическое воспитание дошкольников» А.Д. Шатовой, Ю.А. Аксеновой, 2020.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Формирование полезных привычек, в сфере финансов начиная со старшего дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Данный фактор делает, актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с дошкольного возраста.

Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Программа развивает логическое мышление, внимание, элементарные математические способности, воспитывает социально-личностные качества, которые, в свою очередь, определяются как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

  • Цель и задачи программы

Цель программы формирование основы экономических компетенций и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

– формирование понимания и ценности окружающего предметного мира (мир вещей как результат труда людей);

– воспитание уважения к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;

– обучение взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

– обучение правильному отношению к авторитетным качествам человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

– обучение умению рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

– развитие полученных умений и навыков, применяя их в реальных жизненных ситуациях.

  • Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственную образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды, ребусы.
  • Учет возрастных особенностей детей в содержании и организации образовательного процесса.

Программа реализуется с учетом возрастных особенностей детей, во вторую половину дня по расписанию ЧДОУ:

  • периодичность проведения занятий: 1раз в неделю;
  • продолжительность занятий: 25 мин с детьми 5-6 лет, 30мин с детьми 6-7 лет.

-наполняемость группы – не более 14 человек.

-организационная форма – фронтальная

-расписание работы студии – 4 раза в месяц

-общее количество занятий в год: 30.

  • Планируемые результаты.

При успешном освоении Программы достигаются следующие результаты: знания:

– знать основные финансово-экономические понятия и категории;

– иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;

– обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий.

умения:

– уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;

– уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

– понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

– уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. навыки:

– воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

– развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

 

  • Учебный план. Первый год обучения
Наименование тем Кол-во

занятий

Форма контроля
1 Введение в мир экономики 1 Беседа, обсуждение
2 «Знакомство с Пиратом финансистом» 1 Беседа, обсуждение
3 «Разнообразие потребностей современного 1

Передан через

Беседа, обсуждение

Диадок 16.09.2022 08:43 GMT+03:00

человека»
4 «Потребности в пище, воде, воздухе, тепле» 1 Беседа, обсуждение
5 «Потребность человека и животных. Хлеб – всему

голова»

1 Беседа, обсуждение
6 «Безопасность и сохранение здоровья» 1 Беседа, обсуждение
7 Что такое ресурсы 1 Беседа, обсуждение
8 «Природные ресурсы» 1 Беседа, обсуждение
9 «Вода – природный ресурс» 1 Беседа, обсуждение
10 «На благо человека» 1 Беседа, обсуждение
11 «Проявление интересов» 1 Беседа, обсуждение
12 «Рождение новых вещей» 1 Беседа, обсуждение
13 «Предметы, необходимые для жизни» 1 Беседа, обсуждение
14 «Полезные привычки в быту» 1 Беседа, обсуждение
15 «Забота человека о природе и польза природы для

человека»

1 Беседа, обсуждение
16 «Труд – важное условие для жизни человека» 1 Беседа, обсуждение
17 «Все профессии важны» 1 Беседа, обсуждение
18 «Заводы нашего города» 1 Беседа, обсуждение
19 «Экономика в сказках» 1 Беседа, обсуждение
20 ««Потребность в общении и уважении»» 1 Беседа, обсуждение
21 «Какие бывают товары» 1 Беседа, обсуждение
22 «Товар или услуга» 1 Беседа, обсуждение
23 “Денежные ресурсы” 1 Беседа, обсуждение
24 « Финансовая безопасность» 1 Беседа, обсуждение
25 “Виртуальная экскурсия в магазин (труд продавца)” 1 Онлайн экскурсия,

беседа

26 “Маленькие покупки” (игра) 1 Игра
27 Волшебные помощники 1 Беседа, обсуждение
28 Телепередача “Почта Гнома Эконома” 1 Ролевая игра
29 «Ярмарка профессий» 1 Развлечение
30 Срез знаний детей (выявить уровень

экономического мышления)

1
Итого 30

 

Второй год обучения

Наименование тем Кол-во

занятий

Форма контроля
1 Диагностика по выявлению уровня

экономического мышления детей

Беседа, обсуждение
2 «Труд – продукт» 1 Беседа, обсуждение
3 «Труд – деньги» 1 Беседа, обсуждение
4 «Денежные знаки» 1 Беседа, обсуждение
5 «Аверс, реверс» Беседа, обсуждение
6 «Валюта» 1 Беседа, обсуждение
7 «Денежные знаки других стран» 1 Беседа, обсуждение
8 «Семейный бюджет» 1 Беседа, обсуждение
9 «Бюджет – источник дохода и расхода» 1 Беседа, обсуждение
10 «Сбережения. Накопления» 1 Беседа, обсуждение
11 «Денежная прибыль и долг» 1 Беседа, обсуждение
12 «Банк» 1 Беседа, обсуждение
13 «Деньги – банк» 1 Беседа, обсуждение
14 «Цена – ценник» 1 Беседа, обсуждение
15 «Деньги – средства обмена товарами» 1 Беседа, обсуждение
16 «Группировка товаров по разным признакам» 1 Беседа, обсуждение
17 «Разные товары» 1 Беседа, обсуждение
18 «Взаимообмен товарами» 1 Беседа, обсуждение
19 «Экономика в сказках» 1 Беседа, обсуждение
20 «Реклама» 1 Беседа, обсуждение
21 «Реклама – двигатель торговли» 1 Беседа, обсуждение
22 «Профессии людей в рекламном агентстве» 1 Беседа, обсуждение
23 «Мастер-художник в рекламном агентстве» 1 Беседа, обсуждение
24 «Аукцион» 1 Беседа, обсуждение
25 «Ярмарка» 1 Беседа, обсуждение
26 «Магазин. Рынок» 1 Беседа, обсуждение
27 «Экономическая рыбалка» 1 Беседа, обсуждение
28 «Лотерея» 1 Беседа, обсуждение
29 «Юные экономисты» (игра) 1 игра
30 Промежуточная аттестация
Итого 30
  • Календарный учебный график

Календарный учебный график формируется ежегодно и составляется на основе программы с учетом вышеуказанных нормативно-правовых документов и локальных актов.

Режим работы учреждения – продолжительность учебной недели 5 дней (с понедельника по пятницу).

Нерабочие дни: суббота, воскресенье и праздничные дни.

5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 уч. г. Продолжительность 2024-2025 учебного года: с 01.10.2024 по 31.05.2025 (30 недель):

I полугодие – с 01.10.2024 по 31.12.2024 (12 недель);

II полугодие – с 09.01.2024 по 31.05.2025 (18 недель).

Праздничные и выходные дни:

День народного единства – 04.11.2024 г.;

Новогодние каникулы и Рождество Христово – 01.01.2025 –08.01.2025

День защитника Отечества – 23.02.2025 г.; 

Международный женский день – 07-08.03.2025 г;

 Праздник Весны и Труда – 01-02.05.2025 г.;

День Победы – 08-09.05.2025 г.

Сроки проведения промежуточной аттестации: последняя неделя мая.

  • Оценочные материалы

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово- экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

Критерии освоения программы по классификации К.Ф. Исаевой и В.И. Логиновой: 

Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н).

Уровень развития ребенка ЗУН
Высокий Дети выделяют характерные экономические понятия, явления и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильности своих действий. Применяют экономические знания в игровой и

трудовой деятельности.

Средний Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Могут использовать их с установлением отдельных причинно-следственных связей, признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойства в одно целое понятие, пытаются классифицировать по признаку. Частично используют

финансово-экономические знания в игре и труде.

Низкий Дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-

экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Мониторинг проводится индивидуально, дети отвечают на ряд вопросов и выполняют индивидуальные задания. Результат заносится в таблицу (Приложение 1)

  • Формы аттестации

Для получения объективной информации планируется:

– проведение текущего контроля успеваемости по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, беседа); после прохождения темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание); промежуточная аттестации проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала.

Формы промежуточной аттестации реализации дополнительной образовательной программы: отчетное мероприятие «Ярмарка», выставка творческих работ «Моя копилка», составление альбома «Семейный бюджет».

  • Организационно-педагогические условия.

Помещение, групповая комната, в котором осуществляется реализация дополнительной общеразвивающей программы, соответствует требованиям санитарных норм и правил.

  • Кадровое обеспечение программы:

Данную программу реализует Тельминова Ирина Викторовна – старший воспитатель, педагог дополнительного образования, педагогический стаж-20 лет, образование – высшее, категория – высшая. Прошла курсы повышения квалификации: АОДПО «Уральский региональный учебный центр «Новатор» по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО».

  • Материально-техническое обеспечение программы:

Помещение (методический кабинет) хорошо освещено. Методический материал, творческие работы хранятся на специальных стеллажах:

  • копилка с набором разных монет и банкнот;
  • счеты;
  • рисунки – схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями);
  • обложка для экономического словарика;
  • модель круга, карточки, которые являются секторами расхода;
  • тетрадь по финансовой грамотности;
  • карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров;
  • конверты разного цвета с карточками;
  • картинки с изображением людей разных профессий;
  • картинки с изображением инструментов;
  • схемы для составления описательных рассказов;
  • плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты;
  • макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;
  • «товары» для магазина: муляжи продуктов;
  • «товары» для дома;
  • таблички с ценами на все товары;
  • изображение пластиковой карты, две пластиковые карты;
  • таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами;
  • «ценники»;
  • плакат с изображением пар товаров;
  • плакат с изображением внутреннего устройства банка;
  • таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка;
  • иллюстрации: договоры, чековая лента;
  • таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант»,

«Кредитный специалист»;

  • полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы;
  • сюжетные картинки;
  • карточки-картинки с изображением сказочных героев;
  • план-карта города, фото предприятий.

Картотеки загадок, поговорок и пословиц по финансовой грамотности, картотека мультфильмов.

Ноутбук, мультимедийный проектор, специальная литература.

  • Программно-методическое обеспечение программы. Литература

Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно- методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 89 с.

Киреева Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с. Курака Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2002 Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно- методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.

Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019.

Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. -25 с.

Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019. -61 с.

Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

Хламова Н.А.Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015

Шатова А.Д, Аксѐнова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности (парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет, сборник методических материалов). М: Банк России , 2019

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Обучающий видеоконтент

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? – https: //www.youtube. com/watch?v=hpm8_ gq4O-0 Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. – https: //www.youtube. com/watch?v=oVPDDhFmY GE Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. – https://www.youtube.com/watch?v=F 5n821NyBRM Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. – https: //www.youtube. com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. – https: //www.youtube. com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. – https: //www.youtube. com/watch?v=7xldl gLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата – https://www.youtube.com/watch?v=- o9X6QZwEKs

Мультфильм Фиксики – Деньги – https://www.youtube.com/watch?v=M– voUp2hUSQ

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей) https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE

Союзмультфильмы:

«Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень» Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс:

https://www.fLngram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a78. pdf Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов

Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253329144b4. pdf 2.Произведения детской художественной литературы:

С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь-огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева

«Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.), Сказки авторские и народные:

«Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена», Ш. Перро

«Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот», Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.),

Сказки, рассказы:

Два жадных медвежонка (Венгерская сказка) С.Михалков «Как старик корову продавал» 

Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»

Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» Народная сказка «Мена»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» Народная сказка «Жадная старуха»

Народная сказка «Чудесная рубашка»

  • Рабочая программа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (Старшая группа)

Месяц п/п Тема Цели и задачи
сентябрь 1-2 Педагогическая диагностика

(беседа, наблюдение)

Цель: определение начального уровня знаний по Программе ребёнком и группой в целом
3 Введение в мир экономики Цель: ознакомление с понятием “Экономика”. Задачи: познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности; развивать внимание, мышление, воображение, память, умение рассуждать; воспитывать культуру поведения,

вежливость, культуру общения.

4 «Знакомство с Гномом Экономом» Цель: формирование у детей элементарных экономических понятий “потребности”

Задачи: познакомить с понятием «потребности»; с потребностями, растительного и животного мира; формировать представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расширить представления детей о системе мер по охране здоровья и потребности в безопасности); уточнить от чего зависят потребности человека; продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы; развивать внимание, мышление, воображение; воспитывать нравственные качества, чувство любви к животным и растениям

желанию заботится о них

октябрь 1 «Разнообразие потребностей современного

человека»

Цель: обобщение знаний о потребностях человека. Задачи: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, познакомить детей с потребностями “хочу” и «надо», уяснить различия между «хочу» и

«надо», подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет; развить внимания, логического мышления, связную речь; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять

наши желания и потребности.

2 «Потребности в пище, воде, воздухе, тепле»
3 «Потребность человека и животных. Хлеб – всему голова» Цель: формирование представлений о ценности хлеба как о продукте труда человека

Задачи: расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с процессом выращивания хлеба; формировать представление о сложности, длительности и трудоемкости процесса производства хлеба от зерна до каравая; обратить внимание на содержание труда людей; закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России; развивать речь, 3развивать мышление, память, внимание; воспитывать

у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

4 «Безопасность и сохранение здоровья» Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека в безопасности и здоровье. Задачи: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек должен вести ЗОЖ;

способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

ноябрь 1 Что такое ресурсы Цели: ознакомление с понятием ресурсы

Задачи: познакомить детей с понятием “природные ресурсы”; дать элементарные представления о разных ресурсах и способах их использования и об ограниченности природных ресурсов; о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе; развивать воображение, память, внимание, мышление и способность устанавливать причинно-следственные связи, речь, любознательность; воспитывать ответственное и бережное отношение к природным ресурсам

2 «Природные ресурсы» Цель: формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов. Задачи: дать образное и упрощенное и упрощенное объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии обогатить словарный словарь детей энергосбережение, экономия, бережливость; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; воспитывать уважительное отношение к дарам

природы, бережливость

3 «Вода – природный ресурс» Цель: воспитание у детей бережного и экономного отношения к воде как к важному природному ресурсу. Задачи: дать представление о некоторых видах природных водоемов, рассказать об источниках питьевой воды, объяснить детям, почему вода нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации, обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, учить проводить детей несложные опыты с водой (фильтрация воды), совершенствовать у детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов; развивать познавательный интерес к свойствам воды, логическое мышление детей, умение делать выводы и умозаключения, связную речь; воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу,

потребность и желание экономить воду, сохранять ее.

4 «На благо человека» Цель: воспитание у детей бережного и экономного отношения к электричеству.

Задачи: обобщить знания детей об электричестве; расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку; продолжать формировать основы безопасного обращения с электричеством; расширять активный словарь детей, развивать мышление, память, речь; воспитывать необходимость экономного отношения к электроэнергии.

декабрь 1 «Проявление интересов» Цель: формирование у детей знаний о духовных потребностях человека,

Задачи: повторить понятие «потребности человека»; закрепить названия основных потребностей: физические и духовные и, что к ним относится; познакомить с экономическими понятиями,

«благотворительный фонд», «благотворительность»,

«милосердие»; формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека; уточнить представление детей о добрых чувствах и поступках, аргументировать свои ответы; активизировать словарь; развивать внимание, логическое мышление, связную речь, умение высказывать суждения; воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях, стремление совершать добрые

дела.

2 «Рождение новых вещей» Цель: формирование умения бережно относится к окружающему миру

Задачи: закрепить раннее изученные знания по теме

«бережливость»; формировать представление о том, что к вещам надо относиться бережно, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь; формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным; нетерпимость к неряшливости, небрежности, учить детей приводить в порядок испорченные вещи; развивать мышление, интерес к материально – предметному окружению; воспитывать уважение к труду тех, кто создает эти предметы, бережное

отношения к вещам

3 «Предметы, необходимые для жизни» Цель: формирование у детей основ нравственного поведения

Задачи: систематизировать понятия: «мое», «чужое»,

«общее», дать понятие «воровства»;

Учить – нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения; объяснить, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также ребенок должен знать, что со стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями, формировать представление у детей о понятиях: честность – ложь; развивать способность анализировать действия и

поступки других людей, речь; воспитывать доброжелательность, уважение, умение слушать и

Передан через Диадок 16.09.2022 08:43 GMT+03:00

слышать другого человека
4 «Полезные привычки в быту» Цель: формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников

Задачи: закрепить понятие «бережливость», “экономия”, формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности, способствовать воспитанию бережливого отношения к предметам и ресурсам; привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; развивать мышление, интерес к материально – предметному окружению; воспитывать уважение к труду взрослых.

январь 1 «Забота человека о природе и польза природы для человека» Цель: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.

Задачи: формирование экономических представлений и компетенций; развитие экономического мышления дошкольников; воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономик

2 «Труд – важное условие для жизни человека» Цели: формирование первоначальных представлений о роли труда в жизни человека.

Задачи: дать понятие, что такое труд, закрепить понятие “потребность”, уточнять представления детей об истории труда человека, начиная с древних времен и до настоящего времени; формировать представление о многообразии профессий, подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий; учить осмысливать значение пословиц, обогащать словарный запас детей; развивать

внимание, память, речь, мышление; воспитывать уважение к труду и людям труда.

3 «Все профессии важны» Цель: формирование у воспитанников представления о многообразии профессий и их значении для общества. Задачи: расширять и закреплять знания детей о профессиях, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; упражнять в умении определять название профессий по названию действий, в умении заканчивать предложения, расширять словарный запас детей; развивать внимание, слуховое внимание, память, любознательность; связную

речь, умение составлять рассказы по предложенному плану; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий уважение к труду взрослых.

февраль 1 «Заводы нашего города» Цель. Формирование у детей первичных представлений о заводах, фабриках родного города: местонахождение, выпускаемая ими продукция, товарный знак. Задачи. упражнять в умении определять название профессий по названию действий, в умении заканчивать предложения, расширять словарный запас детей; развивать внимание, слуховое внимание, память,

Любознательность.

рассказы по предложенному плану; воспитывать уважительное отношение к таким качествам, как

бережливость, экономность, трудолюбие.

2 «Экономика в сказках» Цель: формирование первоначальных представлений об экономических явлениях.

Задачи: развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике. Давать нравственную оценку поступкам героев.

3 «Потребность в общении и уважении» Цель: формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, уяснить понятия: «можно», «нужно», «нельзя». Предложить детям объяснить пословицы: «Вместе тесно, а врозь

скучно»; «От приветливых слов язык не отсохнет»

март 1 «Какие бывают товары» Цель: ознакомление с понятием “товар”

Задачи: познакомить с новым понятием “товар”, как результат труда; углубить представления детей о разнообразии товаров; познакомить с разными формами сбыта товара: магазины, ярмарки, рынок, аукционы; активизировать словарный запас; развивать мышление, внимание память, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, предметам, трудолюбие, уважение к труду и людям труда.

2 «Товар или услуга» Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений «товары» и «услуги» Задачи: закрепить понятие “потребности”, «товары»; дать представление об экономических понятиях

«товары» и «услуги»; учить классифицировать потребности по категориям «товары» и «услуги»; развивать воображение, память, мышление, речь детей, мелкую моторику; воспитывать дружеские взаимоотношения друг другу, уважение к труду взрослых

3 “Денежные ресурсы” Цель: формирование у детей представления о деньгах Задачи: познакомить с понятиями «деньги», «монета»,

«банкнота», «пластиковая карта», с внешним видом и достоинством современных денег; учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, понимать назначение денег, их необходимость в жизни человека; активизировать пассивной словарь детей; развивать речь детей (умение делать выводы); логическое мышление, воображения, творческие способности;

воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.

4 «Финансовая безопасность» Цель: формирование финансово грамотного поведения воспитанников

Задачи: осмысленно выбирать финансовые услуги;

  • знать законные права потребителя финансовых услуг и уметь их отстаивать;
  • распознавать признаки финансового мошенничества;
  • иметь представление о возможных рисках на рынке

финансовых услуг;

апрель 1 “Виртуальная экскурсия в магазин (труд продавца)” Цель: формирование у детей представления о коммерческих организациях.

Задачи: Показать детям характер труда продавца. Особо подчеркнуть направление профессии продавца на удовлетворение потребностей людей в различных товарах. Обговорить с детьми правила поведения в магазине.

2 “Маленькие покупки” (игра) Цель: продолжать формирование у детей представления о коммерческих организациях. Задачи: Показать разнообразие товаров; развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-

продажи, вступать в диалог.

3 Волшебные помощники Цель: формирование у детей представления о бытовых помощниках.

Задачи: Уточнить профессии людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека.

Развивать фантазию и творческие способности детей.

4 Телепередача “Почта Гнома Эконома” Цель: Закрепить представления детей о содержании труда людей некоторых профессий, связанных с

удовлетворением потребностей. Развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление.

май 1 «Ярмарка профессий» Цель: выявление уровня знаний детей по экономическому воспитанию, совершенствование и закрепление элементарных знаний по экономике.

Задачи: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, полученных ранее на занятиях, поддерживать интерес к экономическим знаниям, обогащать и активизировать словарь; развивать экономическое мышление, восприятие,

память, внимание, воображение, речь; воспитывать умение работать сообща, слышать друг друга.

2 Срез знаний детей (выявить уровень экономического

мышления)

Цель: определение уровня знаний по Программе, освоенной детьми, и умений применять их на практике

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (Подготовительная группа)

сентябрь 1-2 Диагностика по

выявлению уровня

Цель: определение уровня знаний по Программе ребёнком и группой в целом.
экономического
мышления детей
3 «Труд – продукт» Цель: познакомить детей с понятием «продукт труда»; Задачи: формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата»; воспитывать любовь к труду и гуманное отношение к природе.
4 «Труд – деньги» Цель: формирование у детей представления о истории возникновения денег

Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, закрепить понятия “музей”, “деньги”,

активизировать речь; развивать логическое мышление,

речь, расширять кругозор, воображение, творческие

способности; воспитывать бережное отношение к

деньгам.

октябрь 1 «Денежные знаки» Цель: формирование у детей представления о деньгах Задачи: познакомить с понятиями «деньги», «монета»,

«банкнота», «пластиковая карта», с внешним видом и достоинством современных денег; учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, понимать назначение денег, их необходимость в жизни человека; активизировать пассивной словарь детей; развивать речь детей (умение делать выводы); логическое мышление, воображения, творческие способности;

воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.

2 «Аверс, реверс» Цель: формирование представление о таких понятиях, как «аверс», «реверс»

Задачи: создать условия для уточнения представлений о банкнотах, купюрах, фальшивых деньгах, фальшивомонетчиках;

ввести понятия гурт, орёл, решка, аверс, реверс, банкнота, лицевая и обратная сторона купюры, фальшивые деньги;

создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности

3 «Валюта» Цель: ознакомление детей с валютой, как деньгами разных стран.

Задачи: закреплять понятия «деньги», «купюра»,

«монета»; познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (марка, гривна, песета, фунт, доллар, крона, лира, евро); активизировать словарный запас детей; развивать устную речь, наблюдательность, кругозор; воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе.

4 «Денежные знаки других стран»
ноябрь 1 «Семейный бюджет» Цель: формирование понятия “семейный бюджет” Задачи: познакомить детей со следующими понятиями:

«бюджет» и с его некоторыми составляющими: пенсией, зарплатой, стипендией; «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; учить целесообразно тратить деньги, разумно подходить к покупке вещей, учитывая возможности и потребности; развивать экономическое мышление, интерес к материально – предметному окружению, наблюдательность, речь; воспитывать у

детей бережливость и уважительное отношение к труду взрослых

2 «Бюджет – источник дохода и расхода» Цель: формирование представления детей о планирования семейного бюджета

Задачи : закрепить понятия «семейный бюджет» и его основными составляющими – зарплата, пенсия, стипендия; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; учить детей целесообразно тратить деньги, разумно подходить к покупке вещей,


практически распределять семейный бюджет; формировать умение договариваться со сверстниками и распределять игровые роли; закреплять известные детям математические понятия; развивать навыки диалогической речи

воспитанников при ответах на вопросы, активизировать словарь воспитанников через усвоение новых терминов; воспитывать уважение к труду взрослых; чувство меры в своих желаниях, и рациональное отношение к деньгам

3 «Сбережения.

Накопления»

Цель: формирование представление о доходах и расходах, понятия «сбережения»
4 «Денежная прибыль и долг» Цель: формирование представление о таких понятиях, как «долг», «прибыль»

Задачи: познакомить детей с зависимостью между

«качеством» товара и получаемой «прибылью» при ее продаже.

декабрь 1 «Банк» Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений о банке и его услугах. Задачи: познакомить детей со словом «банк», с современными профессиями (кассир, контролер, банкир, инкассатор); дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о монетном дворе, валюте; развивать познавательный интерес, мышление, память, воображение, внимание, коммуникативные навыки; воспитывать уважение к труду взрослых, правильное отношении к деньгам как

к предмету жизненной необходимости

2 «Деньги – банк»
3 «Цена – ценник» Цель: ознакомление с понятиями «цена», “наличная сумма, «сдача» Задачи: закрепить понятия «товар»,

«качество товара»; познакомить детей с понятием

«цена», “наличная сумма, «сдача»; учить детей соотносить цену и качество товара, решать экономические задачи; устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей; обогащать словарный запас; обогащать социально – игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре); учить детей практически выполнять действия по приобретению товаров; развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать;

воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги.

4 «Деньги – средства обмена товарами» Цель: формирование представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле

Задачи: закрепить понятие «товар»; сформировать представление у детей о том, как формируется стоимость товара: вложение средств, затраты труда, качество, спрос и предложение; формировать представление о таких понятиях, как «дороже»,

«дешевле»; расширять словарный запас; развивать мышление, внимание, память; речь; воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, предметам,

уважение к труду.


январь «Группировка товаров

по разным признакам»

Цель: углубить представление детей о разнообразии товаров.

Задачи: научить группировать товары по разным признакам, сформировать понимание необходимости информации о товаре через этикетку, воспитывать бережное отношение к вещам

«Разные товары»
«Взаимообмен товарами» Цель: формирование элементарных экономических знаний

Задачи: раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от невыгодного; ввести в словарный запас такие слова, как «бартер»,

«мена»; закреплять представления детей о деньгах, товарах; развивать речь, внимание, мыслительные операции; воспитывать умение определять разницу

между «хочу» и «надо»; бережное отношение к окружающему миру через сказку

февраль «Экономика в сказках» Цель: формирование первоначальных представлений об экономических явлениях.

Задачи: продолжать развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике. Давать нравственную оценку поступкам героев.

«Реклама» Цель: формирование представлений о рекламе – как продукте деятельности человека, как средстве сообщения информации о различных товарах.

Задачи: дать представление о рекламе, о её значении в жизни общества, об истории возникновения рекламы; познакомить с разновидностью рекламы; познакомить с профессиями людей занятых в изготовлении рекламы: рекламный агент, художник-дизайнер, режиссёр, артист, звукорежиссёр, оператор, диктор; обогатить словарь детей; развивать интерес у детей к рекламе, творческое мышление, фантазию, связную речь; воспитывать у детей положительное и разумное отношение к рекламе, познавательный интерес к

новым профессиям и уважение к их труду

«Реклама – двигатель

торговли»

Цель: формирование умений создавать рекламу Задачи: в игровой занимательной форме закрепить понятия реклама, её разновидности ; о своеобразии труда людей, работающих в рекламных агентствах, осуществить практический процесс создания рекламы как необходимого условия реализации продуктов труда; развивать речевое творчество в процессе создания рекламы; умения решать простейшие экономические задачи, логическое мышление; воспитывать видение красоты человеческого творения и относиться к нему с уважением;

навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

март «Профессии людей в

рекламном агентстве»

«Мастер-художник в рекламном агентстве»


«Аукцион» Цель: ознакомление с понятиями “рынок, ярмарка, аукцион”

Задачи: закрепить понятия: цена, товар, торговля, познакомить с новыми понятиями рынок, ярмарка, аукцион”, разными формами сбыта и приобретения товара, закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в различных игровых ситуациях; развивать внимание, мыслительные операции, культуру речевого общения; воспитывать интерес к играм с экономическим содержанием, любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.

апрель «Ярмарка»
«Магазин. Рынок»
«Экономическая рыбалка» Цель: формирование представление о таких понятиях, как «дорого-дешево», «продавец-покупатель», «много- мало», «трудолюбивый-ленивый»

Задачи: развивать быстроту реакции, смекалку, учить радоваться успехам партнера.

«Лотерея» Цель: формирование представление об особенностях

игры в лотерею

май «Юные экономисты» (игра) Цель: выявление уровня знаний детей по экономическому воспитанию, совершенствование и закрепление элементарных

знаний по экономике. Задачи: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, полученных ранее на занятиях, поддерживать интерес к экономическим знаниям, обогащать и активизировать словарь; развивать экономическое мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь; воспитывать умение работать сообща, слышать друг

друга.

Промежуточная

аттестации

Цель: определение уровня знаний по Программе, освоенной детьми, и умений применять их на практике

 

Программа дополнительного образования «Финансовая школа»
Пролистать наверх