автор: Тельминова Ирина Викторовна
старший воспитатель
ЧДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 584»
Программа дополнительного образования «Финансовая школа»
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 584»
Дополнительная общеразвивающая программа «Финансовая школа»
Возраст обучающихся:5-7 лет
2024-2025 учебный год
Автор:
Тельминова Ирина Викторовна
Екатеринбург, 2024
Содержание
1 | Паспорт программы |
2 | Пояснительная записка |
3 | Планируемые результаты |
4 | Учебный план |
5 | Календарный учебный график |
6 | Оценочные материалы |
7 | Формы аттестации |
8 | Организационно-педагогические условия |
9 | Методические материалы |
10 | Рабочая программа |
- Паспорт программы
Ф.И.О. автора программы | Тельминова Ирина Викторовна |
Учреждение | ЧДОУ «Детский сад № 584», г. Екатеринбург, ул. Чайковскогого 88 А |
Наименование программы | «» |
Направленность | Социально-гуманитарная |
Вид программы | Модифицированная |
Возраст учащихся | 5-7 лет |
Срок обучения | 2 года |
Объем часов в год | 36 |
Уровень освоения программы | Ознакомительный |
Цель программы | формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений в рамках дополнительного
образования в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО |
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 584», разработана на основе программы Г.П. Поварнициной, Ю.А.Киселевой «Финансовая грамотность дошкольников». Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры. Волгоград.: Учитель, 2018., Программа «Экономическое воспитание дошкольников» А.Д. Шатовой, Ю.А. Аксеновой, 2020.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Формирование полезных привычек, в сфере финансов начиная со старшего дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Данный фактор делает, актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с дошкольного возраста.
Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.
Программа развивает логическое мышление, внимание, элементарные математические способности, воспитывает социально-личностные качества, которые, в свою очередь, определяются как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
- Цель и задачи программы
Цель программы – формирование основы экономических компетенций и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
– формирование понимания и ценности окружающего предметного мира (мир вещей как результат труда людей);
– воспитание уважения к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;
– обучение взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
– обучение правильному отношению к авторитетным качествам человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
– обучение умению рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
– развитие полученных умений и навыков, применяя их в реальных жизненных ситуациях.
- Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственную образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды, ребусы.
- Учет возрастных особенностей детей в содержании и организации образовательного процесса.
Программа реализуется с учетом возрастных особенностей детей, во вторую половину дня по расписанию ЧДОУ:
- периодичность проведения занятий: 1раз в неделю;
- продолжительность занятий: 25 мин с детьми 5-6 лет, 30мин с детьми 6-7 лет.
-наполняемость группы – не более 14 человек.
-организационная форма – фронтальная
-расписание работы студии – 4 раза в месяц
-общее количество занятий в год: 30.
- Планируемые результаты.
При успешном освоении Программы достигаются следующие результаты: знания:
– знать основные финансово-экономические понятия и категории;
– иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
– обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий.
умения:
– уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
– уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
– понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
– уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. навыки:
– воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
– развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Учебный план. Первый год обучения
№ | Наименование тем | Кол-во
занятий |
Форма контроля |
1 | Введение в мир экономики | 1 | Беседа, обсуждение |
2 | «Знакомство с Пиратом финансистом» | 1 | Беседа, обсуждение |
3 | «Разнообразие потребностей современного | 1
Передан через |
Беседа, обсуждение
Диадок 16.09.2022 08:43 GMT+03:00 |
человека» | |||
4 | «Потребности в пище, воде, воздухе, тепле» | 1 | Беседа, обсуждение |
5 | «Потребность человека и животных. Хлеб – всему
голова» |
1 | Беседа, обсуждение |
6 | «Безопасность и сохранение здоровья» | 1 | Беседа, обсуждение |
7 | Что такое ресурсы | 1 | Беседа, обсуждение |
8 | «Природные ресурсы» | 1 | Беседа, обсуждение |
9 | «Вода – природный ресурс» | 1 | Беседа, обсуждение |
10 | «На благо человека» | 1 | Беседа, обсуждение |
11 | «Проявление интересов» | 1 | Беседа, обсуждение |
12 | «Рождение новых вещей» | 1 | Беседа, обсуждение |
13 | «Предметы, необходимые для жизни» | 1 | Беседа, обсуждение |
14 | «Полезные привычки в быту» | 1 | Беседа, обсуждение |
15 | «Забота человека о природе и польза природы для
человека» |
1 | Беседа, обсуждение |
16 | «Труд – важное условие для жизни человека» | 1 | Беседа, обсуждение |
17 | «Все профессии важны» | 1 | Беседа, обсуждение |
18 | «Заводы нашего города» | 1 | Беседа, обсуждение |
19 | «Экономика в сказках» | 1 | Беседа, обсуждение |
20 | ««Потребность в общении и уважении»» | 1 | Беседа, обсуждение |
21 | «Какие бывают товары» | 1 | Беседа, обсуждение |
22 | «Товар или услуга» | 1 | Беседа, обсуждение |
23 | “Денежные ресурсы” | 1 | Беседа, обсуждение |
24 | « Финансовая безопасность» | 1 | Беседа, обсуждение |
25 | “Виртуальная экскурсия в магазин (труд продавца)” | 1 | Онлайн экскурсия,
беседа |
26 | “Маленькие покупки” (игра) | 1 | Игра |
27 | Волшебные помощники | 1 | Беседа, обсуждение |
28 | Телепередача “Почта Гнома Эконома” | 1 | Ролевая игра |
29 | «Ярмарка профессий» | 1 | Развлечение |
30 | Срез знаний детей (выявить уровень
экономического мышления) |
1 | |
Итого | 30 |
Второй год обучения
№ | Наименование тем | Кол-во
занятий |
Форма контроля |
1 | Диагностика по выявлению уровня
экономического мышления детей |
Беседа, обсуждение | |
2 | «Труд – продукт» | 1 | Беседа, обсуждение |
3 | «Труд – деньги» | 1 | Беседа, обсуждение |
4 | «Денежные знаки» | 1 | Беседа, обсуждение |
5 | «Аверс, реверс» | Беседа, обсуждение | |
6 | «Валюта» | 1 | Беседа, обсуждение |
7 | «Денежные знаки других стран» | 1 | Беседа, обсуждение |
8 | «Семейный бюджет» | 1 | Беседа, обсуждение |
9 | «Бюджет – источник дохода и расхода» | 1 | Беседа, обсуждение |
10 | «Сбережения. Накопления» | 1 | Беседа, обсуждение |
11 | «Денежная прибыль и долг» | 1 | Беседа, обсуждение |
12 | «Банк» | 1 | Беседа, обсуждение |
13 | «Деньги – банк» | 1 | Беседа, обсуждение |
14 | «Цена – ценник» | 1 | Беседа, обсуждение |
15 | «Деньги – средства обмена товарами» | 1 | Беседа, обсуждение |
16 | «Группировка товаров по разным признакам» | 1 | Беседа, обсуждение |
17 | «Разные товары» | 1 | Беседа, обсуждение |
18 | «Взаимообмен товарами» | 1 | Беседа, обсуждение |
19 | «Экономика в сказках» | 1 | Беседа, обсуждение |
20 | «Реклама» | 1 | Беседа, обсуждение |
21 | «Реклама – двигатель торговли» | 1 | Беседа, обсуждение |
22 | «Профессии людей в рекламном агентстве» | 1 | Беседа, обсуждение |
23 | «Мастер-художник в рекламном агентстве» | 1 | Беседа, обсуждение |
24 | «Аукцион» | 1 | Беседа, обсуждение |
25 | «Ярмарка» | 1 | Беседа, обсуждение |
26 | «Магазин. Рынок» | 1 | Беседа, обсуждение |
27 | «Экономическая рыбалка» | 1 | Беседа, обсуждение |
28 | «Лотерея» | 1 | Беседа, обсуждение |
29 | «Юные экономисты» (игра) | 1 | игра |
30 | Промежуточная аттестация | ||
Итого | 30 |
- Календарный учебный график
Календарный учебный график формируется ежегодно и составляется на основе программы с учетом вышеуказанных нормативно-правовых документов и локальных актов.
Режим работы учреждения – продолжительность учебной недели 5 дней (с понедельника по пятницу).
Нерабочие дни: суббота, воскресенье и праздничные дни.
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 уч. г. Продолжительность 2024-2025 учебного года: с 01.10.2024 по 31.05.2025 (30 недель):
I полугодие – с 01.10.2024 по 31.12.2024 (12 недель);
II полугодие – с 09.01.2024 по 31.05.2025 (18 недель).
Праздничные и выходные дни:
День народного единства – 04.11.2024 г.;
Новогодние каникулы и Рождество Христово – 01.01.2025 –08.01.2025
День защитника Отечества – 23.02.2025 г.;
Международный женский день – 07-08.03.2025 г;
Праздник Весны и Труда – 01-02.05.2025 г.;
День Победы – 08-09.05.2025 г.
Сроки проведения промежуточной аттестации: последняя неделя мая.
- Оценочные материалы
Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово- экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
Критерии освоения программы по классификации К.Ф. Исаевой и В.И. Логиновой:
Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н).
Уровень развития ребенка | ЗУН |
Высокий | Дети выделяют характерные экономические понятия, явления и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильности своих действий. Применяют экономические знания в игровой и
трудовой деятельности. |
Средний | Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Могут использовать их с установлением отдельных причинно-следственных связей, признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойства в одно целое понятие, пытаются классифицировать по признаку. Частично используют
финансово-экономические знания в игре и труде. |
Низкий | Дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-
экономические знания в игровой и трудовой деятельности. |
Мониторинг проводится индивидуально, дети отвечают на ряд вопросов и выполняют индивидуальные задания. Результат заносится в таблицу (Приложение 1)
- Формы аттестации
Для получения объективной информации планируется:
– проведение текущего контроля успеваемости по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, беседа); после прохождения темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание); промежуточная аттестации проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала.
Формы промежуточной аттестации реализации дополнительной образовательной программы: отчетное мероприятие «Ярмарка», выставка творческих работ «Моя копилка», составление альбома «Семейный бюджет».
- Организационно-педагогические условия.
Помещение, групповая комната, в котором осуществляется реализация дополнительной общеразвивающей программы, соответствует требованиям санитарных норм и правил.
- Кадровое обеспечение программы:
Данную программу реализует Тельминова Ирина Викторовна – старший воспитатель, педагог дополнительного образования, педагогический стаж-20 лет, образование – высшее, категория – высшая. Прошла курсы повышения квалификации: АОДПО «Уральский региональный учебный центр «Новатор» по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО».
- Материально-техническое обеспечение программы:
Помещение (методический кабинет) хорошо освещено. Методический материал, творческие работы хранятся на специальных стеллажах:
- копилка с набором разных монет и банкнот;
- счеты;
- рисунки – схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями);
- обложка для экономического словарика;
- модель круга, карточки, которые являются секторами расхода;
- тетрадь по финансовой грамотности;
- карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров;
- конверты разного цвета с карточками;
- картинки с изображением людей разных профессий;
- картинки с изображением инструментов;
- схемы для составления описательных рассказов;
- плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты;
- макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;
- «товары» для магазина: муляжи продуктов;
- «товары» для дома;
- таблички с ценами на все товары;
- изображение пластиковой карты, две пластиковые карты;
- таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами;
- «ценники»;
- плакат с изображением пар товаров;
- плакат с изображением внутреннего устройства банка;
- таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка;
- иллюстрации: договоры, чековая лента;
- таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант»,
«Кредитный специалист»;
- полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы;
- сюжетные картинки;
- карточки-картинки с изображением сказочных героев;
- план-карта города, фото предприятий.
Картотеки загадок, поговорок и пословиц по финансовой грамотности, картотека мультфильмов.
Ноутбук, мультимедийный проектор, специальная литература.
- Программно-методическое обеспечение программы. Литература
Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно- методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 89 с.
Киреева Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с. Курака Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2002 Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно- методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.
Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019.
Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. -25 с.
Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019. -61 с.
Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
Хламова Н.А.Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015
Шатова А.Д, Аксѐнова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности (парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет, сборник методических материалов). М: Банк России , 2019
Интернет-ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? – https: //www.youtube. com/watch?v=hpm8_ gq4O-0 Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. – https: //www.youtube. com/watch?v=oVPDDhFmY GE Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. – https://www.youtube.com/watch?v=F 5n821NyBRM Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. – https: //www.youtube. com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. – https: //www.youtube. com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. – https: //www.youtube. com/watch?v=7xldl gLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата – https://www.youtube.com/watch?v=- o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги – https://www.youtube.com/watch?v=M– voUp2hUSQ
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей) https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE
Союзмультфильмы:
«Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень» Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс:
https://www.fLngram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a78. pdf Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов
Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253329144b4. pdf 2.Произведения детской художественной литературы:
С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь-огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева
«Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.), Сказки авторские и народные:
«Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена», Ш. Перро
«Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот», Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.),
Сказки, рассказы:
Два жадных медвежонка (Венгерская сказка) С.Михалков «Как старик корову продавал»
Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»
Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» Народная сказка «Мена»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» Народная сказка «Жадная старуха»
Народная сказка «Чудесная рубашка»
- Рабочая программа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (Старшая группа)
Месяц | п/п | Тема | Цели и задачи |
сентябрь | 1-2 | Педагогическая диагностика
(беседа, наблюдение) |
Цель: определение начального уровня знаний по Программе ребёнком и группой в целом |
3 | Введение в мир экономики | Цель: ознакомление с понятием “Экономика”. Задачи: познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности; развивать внимание, мышление, воображение, память, умение рассуждать; воспитывать культуру поведения,
вежливость, культуру общения. |
|
4 | «Знакомство с Гномом Экономом» | Цель: формирование у детей элементарных экономических понятий “потребности”
Задачи: познакомить с понятием «потребности»; с потребностями, растительного и животного мира; формировать представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расширить представления детей о системе мер по охране здоровья и потребности в безопасности); уточнить от чего зависят потребности человека; продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы; развивать внимание, мышление, воображение; воспитывать нравственные качества, чувство любви к животным и растениям желанию заботится о них |
|
октябрь | 1 | «Разнообразие потребностей современного
человека» |
Цель: обобщение знаний о потребностях человека. Задачи: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, познакомить детей с потребностями “хочу” и «надо», уяснить различия между «хочу» и
«надо», подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет; развить внимания, логического мышления, связную речь; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. |
2 | «Потребности в пище, воде, воздухе, тепле» | ||
3 | «Потребность человека и животных. Хлеб – всему голова» | Цель: формирование представлений о ценности хлеба как о продукте труда человека
Задачи: расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с процессом выращивания хлеба; формировать представление о сложности, длительности и трудоемкости процесса производства хлеба от зерна до каравая; обратить внимание на содержание труда людей; закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России; развивать речь, 3развивать мышление, память, внимание; воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его. |
|
4 | «Безопасность и сохранение здоровья» | Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека в безопасности и здоровье. Задачи: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек должен вести ЗОЖ;
способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. |
|
ноябрь | 1 | Что такое ресурсы | Цели: ознакомление с понятием ресурсы
Задачи: познакомить детей с понятием “природные ресурсы”; дать элементарные представления о разных ресурсах и способах их использования и об ограниченности природных ресурсов; о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе; развивать воображение, память, внимание, мышление и способность устанавливать причинно-следственные связи, речь, любознательность; воспитывать ответственное и бережное отношение к природным ресурсам |
2 | «Природные ресурсы» | Цель: формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов. Задачи: дать образное и упрощенное и упрощенное объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии обогатить словарный словарь детей энергосбережение, экономия, бережливость; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; воспитывать уважительное отношение к дарам
природы, бережливость |
|
3 | «Вода – природный ресурс» | Цель: воспитание у детей бережного и экономного отношения к воде как к важному природному ресурсу. Задачи: дать представление о некоторых видах природных водоемов, рассказать об источниках питьевой воды, объяснить детям, почему вода нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации, обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, учить проводить детей несложные опыты с водой (фильтрация воды), совершенствовать у детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов; развивать познавательный интерес к свойствам воды, логическое мышление детей, умение делать выводы и умозаключения, связную речь; воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу,
потребность и желание экономить воду, сохранять ее. |
|
4 | «На благо человека» | Цель: воспитание у детей бережного и экономного отношения к электричеству.
Задачи: обобщить знания детей об электричестве; расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку; продолжать формировать основы безопасного обращения с электричеством; расширять активный словарь детей, развивать мышление, память, речь; воспитывать необходимость экономного отношения к электроэнергии. |
|
декабрь | 1 | «Проявление интересов» | Цель: формирование у детей знаний о духовных потребностях человека,
Задачи: повторить понятие «потребности человека»; закрепить названия основных потребностей: физические и духовные и, что к ним относится; познакомить с экономическими понятиями, «благотворительный фонд», «благотворительность», «милосердие»; формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека; уточнить представление детей о добрых чувствах и поступках, аргументировать свои ответы; активизировать словарь; развивать внимание, логическое мышление, связную речь, умение высказывать суждения; воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях, стремление совершать добрые дела. |
2 | «Рождение новых вещей» | Цель: формирование умения бережно относится к окружающему миру
Задачи: закрепить раннее изученные знания по теме «бережливость»; формировать представление о том, что к вещам надо относиться бережно, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь; формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным; нетерпимость к неряшливости, небрежности, учить детей приводить в порядок испорченные вещи; развивать мышление, интерес к материально – предметному окружению; воспитывать уважение к труду тех, кто создает эти предметы, бережное отношения к вещам |
|
3 | «Предметы, необходимые для жизни» | Цель: формирование у детей основ нравственного поведения
Задачи: систематизировать понятия: «мое», «чужое», «общее», дать понятие «воровства»; Учить – нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения; объяснить, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также ребенок должен знать, что со стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями, формировать представление у детей о понятиях: честность – ложь; развивать способность анализировать действия и поступки других людей, речь; воспитывать доброжелательность, уважение, умение слушать и Передан через Диадок 16.09.2022 08:43 GMT+03:00 |
|
слышать другого человека | |||
4 | «Полезные привычки в быту» | Цель: формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников
Задачи: закрепить понятие «бережливость», “экономия”, формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности, способствовать воспитанию бережливого отношения к предметам и ресурсам; привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; развивать мышление, интерес к материально – предметному окружению; воспитывать уважение к труду взрослых. |
|
январь | 1 | «Забота человека о природе и польза природы для человека» | Цель: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.
Задачи: формирование экономических представлений и компетенций; развитие экономического мышления дошкольников; воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономик |
2 | «Труд – важное условие для жизни человека» | Цели: формирование первоначальных представлений о роли труда в жизни человека.
Задачи: дать понятие, что такое труд, закрепить понятие “потребность”, уточнять представления детей об истории труда человека, начиная с древних времен и до настоящего времени; формировать представление о многообразии профессий, подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий; учить осмысливать значение пословиц, обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, речь, мышление; воспитывать уважение к труду и людям труда. |
|
3 | «Все профессии важны» | Цель: формирование у воспитанников представления о многообразии профессий и их значении для общества. Задачи: расширять и закреплять знания детей о профессиях, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; упражнять в умении определять название профессий по названию действий, в умении заканчивать предложения, расширять словарный запас детей; развивать внимание, слуховое внимание, память, любознательность; связную
речь, умение составлять рассказы по предложенному плану; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий уважение к труду взрослых. |
|
февраль | 1 | «Заводы нашего города» | Цель. Формирование у детей первичных представлений о заводах, фабриках родного города: местонахождение, выпускаемая ими продукция, товарный знак. Задачи. упражнять в умении определять название профессий по названию действий, в умении заканчивать предложения, расширять словарный запас детей; развивать внимание, слуховое внимание, память,
Любознательность. |
рассказы по предложенному плану; воспитывать уважительное отношение к таким качествам, как
бережливость, экономность, трудолюбие. |
|||
2 | «Экономика в сказках» | Цель: формирование первоначальных представлений об экономических явлениях.
Задачи: развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике. Давать нравственную оценку поступкам героев. |
|
3 | «Потребность в общении и уважении» | Цель: формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, уяснить понятия: «можно», «нужно», «нельзя». Предложить детям объяснить пословицы: «Вместе тесно, а врозь
скучно»; «От приветливых слов язык не отсохнет» |
|
март | 1 | «Какие бывают товары» | Цель: ознакомление с понятием “товар”
Задачи: познакомить с новым понятием “товар”, как результат труда; углубить представления детей о разнообразии товаров; познакомить с разными формами сбыта товара: магазины, ярмарки, рынок, аукционы; активизировать словарный запас; развивать мышление, внимание память, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, предметам, трудолюбие, уважение к труду и людям труда. |
2 | «Товар или услуга» | Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений «товары» и «услуги» Задачи: закрепить понятие “потребности”, «товары»; дать представление об экономических понятиях
«товары» и «услуги»; учить классифицировать потребности по категориям «товары» и «услуги»; развивать воображение, память, мышление, речь детей, мелкую моторику; воспитывать дружеские взаимоотношения друг другу, уважение к труду взрослых |
|
3 | “Денежные ресурсы” | Цель: формирование у детей представления о деньгах Задачи: познакомить с понятиями «деньги», «монета»,
«банкнота», «пластиковая карта», с внешним видом и достоинством современных денег; учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, понимать назначение денег, их необходимость в жизни человека; активизировать пассивной словарь детей; развивать речь детей (умение делать выводы); логическое мышление, воображения, творческие способности; воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам. |
|
4 | «Финансовая безопасность» | Цель: формирование финансово грамотного поведения воспитанников
Задачи: осмысленно выбирать финансовые услуги;
финансовых услуг; |
|
апрель | 1 | “Виртуальная экскурсия в магазин (труд продавца)” | Цель: формирование у детей представления о коммерческих организациях.
Задачи: Показать детям характер труда продавца. Особо подчеркнуть направление профессии продавца на удовлетворение потребностей людей в различных товарах. Обговорить с детьми правила поведения в магазине. |
2 | “Маленькие покупки” (игра) | Цель: продолжать формирование у детей представления о коммерческих организациях. Задачи: Показать разнообразие товаров; развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-
продажи, вступать в диалог. |
|
3 | Волшебные помощники | Цель: формирование у детей представления о бытовых помощниках.
Задачи: Уточнить профессии людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека. Развивать фантазию и творческие способности детей. |
|
4 | Телепередача “Почта Гнома Эконома” | Цель: Закрепить представления детей о содержании труда людей некоторых профессий, связанных с
удовлетворением потребностей. Развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление. |
|
май | 1 | «Ярмарка профессий» | Цель: выявление уровня знаний детей по экономическому воспитанию, совершенствование и закрепление элементарных знаний по экономике.
Задачи: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, полученных ранее на занятиях, поддерживать интерес к экономическим знаниям, обогащать и активизировать словарь; развивать экономическое мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь; воспитывать умение работать сообща, слышать друг друга. |
2 | Срез знаний детей (выявить уровень экономического
мышления) |
Цель: определение уровня знаний по Программе, освоенной детьми, и умений применять их на практике |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (Подготовительная группа)
сентябрь | 1-2 | Диагностика по
выявлению уровня |
Цель: определение уровня знаний по Программе ребёнком и группой в целом. |
экономического | |||
мышления детей | |||
3 | «Труд – продукт» | Цель: познакомить детей с понятием «продукт труда»; Задачи: формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата»; воспитывать любовь к труду и гуманное отношение к природе. | |
4 | «Труд – деньги» | Цель: формирование у детей представления о истории возникновения денег
Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, закрепить понятия “музей”, “деньги”, активизировать речь; развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор, воображение, творческие способности; воспитывать бережное отношение к деньгам. |
|
октябрь | 1 | «Денежные знаки» | Цель: формирование у детей представления о деньгах Задачи: познакомить с понятиями «деньги», «монета»,
«банкнота», «пластиковая карта», с внешним видом и достоинством современных денег; учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, понимать назначение денег, их необходимость в жизни человека; активизировать пассивной словарь детей; развивать речь детей (умение делать выводы); логическое мышление, воображения, творческие способности; воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам. |
2 | «Аверс, реверс» | Цель: формирование представление о таких понятиях, как «аверс», «реверс»
Задачи: создать условия для уточнения представлений о банкнотах, купюрах, фальшивых деньгах, фальшивомонетчиках; ввести понятия гурт, орёл, решка, аверс, реверс, банкнота, лицевая и обратная сторона купюры, фальшивые деньги; создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности |
|
3 | «Валюта» | Цель: ознакомление детей с валютой, как деньгами разных стран.
Задачи: закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (марка, гривна, песета, фунт, доллар, крона, лира, евро); активизировать словарный запас детей; развивать устную речь, наблюдательность, кругозор; воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе. |
|
4 | «Денежные знаки других стран» | ||
ноябрь | 1 | «Семейный бюджет» | Цель: формирование понятия “семейный бюджет” Задачи: познакомить детей со следующими понятиями:
«бюджет» и с его некоторыми составляющими: пенсией, зарплатой, стипендией; «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; учить целесообразно тратить деньги, разумно подходить к покупке вещей, учитывая возможности и потребности; развивать экономическое мышление, интерес к материально – предметному окружению, наблюдательность, речь; воспитывать у детей бережливость и уважительное отношение к труду взрослых |
2 | «Бюджет – источник дохода и расхода» | Цель: формирование представления детей о планирования семейного бюджета
Задачи : закрепить понятия «семейный бюджет» и его основными составляющими – зарплата, пенсия, стипендия; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; учить детей целесообразно тратить деньги, разумно подходить к покупке вещей, |
практически распределять семейный бюджет; формировать умение договариваться со сверстниками и распределять игровые роли; закреплять известные детям математические понятия; развивать навыки диалогической речи
воспитанников при ответах на вопросы, активизировать словарь воспитанников через усвоение новых терминов; воспитывать уважение к труду взрослых; чувство меры в своих желаниях, и рациональное отношение к деньгам |
|||
3 | «Сбережения.
Накопления» |
Цель: формирование представление о доходах и расходах, понятия «сбережения» | |
4 | «Денежная прибыль и долг» | Цель: формирование представление о таких понятиях, как «долг», «прибыль»
Задачи: познакомить детей с зависимостью между «качеством» товара и получаемой «прибылью» при ее продаже. |
|
декабрь | 1 | «Банк» | Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений о банке и его услугах. Задачи: познакомить детей со словом «банк», с современными профессиями (кассир, контролер, банкир, инкассатор); дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о монетном дворе, валюте; развивать познавательный интерес, мышление, память, воображение, внимание, коммуникативные навыки; воспитывать уважение к труду взрослых, правильное отношении к деньгам как
к предмету жизненной необходимости |
2 | «Деньги – банк» | ||
3 | «Цена – ценник» | Цель: ознакомление с понятиями «цена», “наличная сумма, «сдача» Задачи: закрепить понятия «товар»,
«качество товара»; познакомить детей с понятием «цена», “наличная сумма, «сдача»; учить детей соотносить цену и качество товара, решать экономические задачи; устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей; обогащать словарный запас; обогащать социально – игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре); учить детей практически выполнять действия по приобретению товаров; развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать; воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги. |
|
4 | «Деньги – средства обмена товарами» | Цель: формирование представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле
Задачи: закрепить понятие «товар»; сформировать представление у детей о том, как формируется стоимость товара: вложение средств, затраты труда, качество, спрос и предложение; формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле»; расширять словарный запас; развивать мышление, внимание, память; речь; воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, предметам, уважение к труду. |
январь | «Группировка товаров
по разным признакам» |
Цель: углубить представление детей о разнообразии товаров.
Задачи: научить группировать товары по разным признакам, сформировать понимание необходимости информации о товаре через этикетку, воспитывать бережное отношение к вещам |
|
«Разные товары» | |||
«Взаимообмен товарами» | Цель: формирование элементарных экономических знаний
Задачи: раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от невыгодного; ввести в словарный запас такие слова, как «бартер», «мена»; закреплять представления детей о деньгах, товарах; развивать речь, внимание, мыслительные операции; воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо»; бережное отношение к окружающему миру через сказку |
||
февраль | «Экономика в сказках» | Цель: формирование первоначальных представлений об экономических явлениях.
Задачи: продолжать развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике. Давать нравственную оценку поступкам героев. |
|
«Реклама» | Цель: формирование представлений о рекламе – как продукте деятельности человека, как средстве сообщения информации о различных товарах.
Задачи: дать представление о рекламе, о её значении в жизни общества, об истории возникновения рекламы; познакомить с разновидностью рекламы; познакомить с профессиями людей занятых в изготовлении рекламы: рекламный агент, художник-дизайнер, режиссёр, артист, звукорежиссёр, оператор, диктор; обогатить словарь детей; развивать интерес у детей к рекламе, творческое мышление, фантазию, связную речь; воспитывать у детей положительное и разумное отношение к рекламе, познавательный интерес к новым профессиям и уважение к их труду |
||
«Реклама – двигатель
торговли» |
Цель: формирование умений создавать рекламу Задачи: в игровой занимательной форме закрепить понятия реклама, её разновидности ; о своеобразии труда людей, работающих в рекламных агентствах, осуществить практический процесс создания рекламы как необходимого условия реализации продуктов труда; развивать речевое творчество в процессе создания рекламы; умения решать простейшие экономические задачи, логическое мышление; воспитывать видение красоты человеческого творения и относиться к нему с уважением;
навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями). |
||
март | «Профессии людей в
рекламном агентстве» |
||
«Мастер-художник в рекламном агентстве» |
«Аукцион» | Цель: ознакомление с понятиями “рынок, ярмарка, аукцион”
Задачи: закрепить понятия: цена, товар, торговля, познакомить с новыми понятиями рынок, ярмарка, аукцион”, разными формами сбыта и приобретения товара, закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в различных игровых ситуациях; развивать внимание, мыслительные операции, культуру речевого общения; воспитывать интерес к играм с экономическим содержанием, любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности. |
||
апрель | «Ярмарка» | ||
«Магазин. Рынок» | |||
«Экономическая рыбалка» | Цель: формирование представление о таких понятиях, как «дорого-дешево», «продавец-покупатель», «много- мало», «трудолюбивый-ленивый»
Задачи: развивать быстроту реакции, смекалку, учить радоваться успехам партнера. |
||
«Лотерея» | Цель: формирование представление об особенностях
игры в лотерею |
||
май | «Юные экономисты» (игра) | Цель: выявление уровня знаний детей по экономическому воспитанию, совершенствование и закрепление элементарных
знаний по экономике. Задачи: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, полученных ранее на занятиях, поддерживать интерес к экономическим знаниям, обогащать и активизировать словарь; развивать экономическое мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь; воспитывать умение работать сообща, слышать друг друга. |
|
Промежуточная
аттестации |
Цель: определение уровня знаний по Программе, освоенной детьми, и умений применять их на практике |