Автор: Терзян Армине Суреновна

учитель истории и обществознания МОБУ СОШ 20 г Сочи им И В Гапанца

Исследовательская работа » Современный подросток -кто он?»

Содержание

1.Введение   ————————————-стр 4

  1. Основная часть

2.1. Портрет подростка  XXI века———-стр 5-8

2.2. Как изменились подростки за последние 100 лет? 

И с чем связаны эти изменения?————стр 9-12

2.3. Какие духовные ценности важны

 для подростка XXI века?—————————стр 13-14

2.4. Как сохранить духовные ценности в современном

 обществе и сформировать

 их у современных подростков?——————стр 15-16 

3.Заключение——————————————стр 17

  1. Список литературы и интернет-ресурсов——стр 18

 5 Приложения———————————————стр 19-20

Введение

Проблема исследования:

Почему при таком высоком информационном, технологическом уровне развития общества мы часто сталкиваемся сегодня с бездуховностью подростков, потерей такого чувства как эмпатия ?

Актуальность темы:

Все актуальней встают проблемы современной молодежи в наше время. Во всем мире, да и в России, в частности, у молодежи, меняются приоритеты. Вместо того, чтобы быть добрыми честными и послушными, думать о семье, наше подрастающее поколение все чаще хочет выделиться за счет пагубных привычек, насилия и превосходства. Поэтому перед взрослыми стоит нелегкая задача — воспитать в подростках добро и человечность, чтобы избежать последующих проблем молодежи в современном обществе и социуме. Из существующих молодежных проблем особенно важными являются: аморальность в поведении, алкоголизм, наркомания, табакокурение, преступность или самоубийство, подмена жизненных ценностей.

Цель исследовательской работы:

Выяснить, в чем сущность современного подростка и что влияет на формирование его внутреннего мира?

Задачи исследования:

  • сравнить интересы, увлечения, потребности подростков разных поколений;
  • выяснить самые значимые ценности современных подростков;
  • узнать, с чем связано изменение интересов и потребностей подростков XXI века;
  • научиться различать истинные и ложные ценности;
  • выяснить, важны ли духовные ценности для современных подростков;
  • понять, как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков.

Гипотеза: Современный подросток — это интеллектуал, владеющий ИКТ, или бездуховный потребитель.

Объект исследования:

Подростки XX и XXI веков.

Методы исследования:

Метод сбора социологической, психологической информации, метод систематизации социологических фактов и психологических сведений, метод анализа социологических, психологических сведений, метод аналогии, метод описания.

 

Основная часть

2.1. Портрет подростка  XXI века

Подростничество — период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими, порой, к клиническим проблемам. Ведущий деятельностью этого возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием — чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников. Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развития обозначила Л. И. Божович. В своей книге «Личность и ее развитие в детском возрасте» она писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Чувство взрослости связанно с тем, что:

  • подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнения на качество «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» — что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности; 
  • в понимании взрослого как образца в деятельности;
  • появляется доминирующая направленность, познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся знания.

Молодое поколение XXI века — это поколение, которое формирует цифровые технологии. Поколение, которое выросло в новом цифровом обществе. Британские ученые из университетского колледжа Лондона утверждают, что одним из последствий цифровой революции может стать изменение способа мышления людей. Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой». Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы  в Интернете.

Подростковый возраст в становлении личности является наиболее сложным и определяющим дальнейшую судьбу одновременно. В данный период молодым людям приходится справляться с огромным количеством задач развития, чем в любое другое время их последующей жизни: им требуется подготовить собственный уход из родительского дома, добиться признания среди сверстников, найти друзей и партнеров, определиться с перспективой будущей профессии, разработать собственную шкалу ценностей как основу личного поведения в обществе. Неумение справляться с различными задачами может привести к нарушению адаптации и социализации, проявлениям отклонения в поведении, любым вредным зависимостям.

Социальные сети прочно обосновались в русле нашей жизни. В статье А. В. Могилева «Социальные сети — школа будущего» автор приходит к выводам, что «развитие социальных сетей заставляет по-новому взглянуть на образование. Ведь в ходе общения в сетях от участника сообщества к участнику передаются социально-культурные и профессиональные знания — чем же это не обучение? Проблема в том, что оно происходит не так, как мы привыкли. Здесь нет знакомой школы, уроков. Но это говорит лишь о том, что эти привычные нам атрибуты образования становятся необязательным в наступившую эпоху. Происходит смена образовательной парадигмы».

В последние годы нейропсихологи оживленно обсуждают популяционный синдром — синдром функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно данные особенности структуры мозга наблюдаются у людей, которые склонны к азартным играм, употреблению наркотиков, алкоголя, компьютерным играм. Такие дети неспособны к продолжительной усидчивой работе, являются импульсивными, непоследовательными и крайне эмоциональными.

Обнаружить лобную несформированность невозможно без консультации профессионального нейропсихолога. Однако существуют признаки, которые должны заставить забеспокоиться: родители и педагоги жалуются, что ребенок плохо учится, отвлекается, ничем не интересуется, тратит на домашние задания по 5 часов, а если его контролируют — хватает и одного, решает арифметическую задачу без проверки, половину слов не дописывает, пропускает буквы. Такой ребенок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным строением мозга. Это отклонение так распространено, что может считаться нормой.

Деградирует ли человечество или совершенствуется с появлением лобной несформированности — пока не ясно. Ясно только, что вошедшие в моду неформальные тусовки, компьютерные игры, общение в Интернете не случайны. Семейный психолог уже давно заинтересован в познании причин, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков — ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться. Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные – с точки зрения нагрузки на мозг способы времяпрепровождения. Таким образом, то, как устроен мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и в то же время эти увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество участвует в эволюционных процессах, определяя особенности строения нервной системы.

Распространение массовой литературы, глянцевых журналов, желтой прессы не могут влиять на формирование эстетических и моральных норм учащихся, на расширение их словарного запаса. Но эта литература пользуется успехом, так как понятна всем и не требует особого осмысления после прочтения. Массовая литература рассчитана на примитивное сознание. Такая литература идеально подходит для режима «нового времени». Цифровой век предлагает людям новые готовые стандарты жизни: для девушек икона стиля – это молодая, красивая, гламурная. Для мужчины – это молодой, брутальный. И обязательно богатые и не важно, какими путями ты получившие это богатство. Молодое поколение здорово поддается высококачественной манипуляции к потребительству. Завершение формирования личности происходит в период ранней юности. Тогда в том числе формируется и ее духовный облик, поэтому одно из первых мест на книжной полке должна была бы занимать классическая литература, так как это хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей. Лишь немногие ученики читают классическую литературу, да и они читают ее для того, чтобы получить хорошую отметку или для того, чтобы сдать Единый государственный экзамен. Чтение — медленный процесс, который требует временных затрат и умения сосредоточиться. Молодое поколение привыкло к быстрой смене деятельности, к быстрым и легко видимым результатам. Чтение — «это труд и творчество», а не только развлечение и удовольствие. Правильное чтение требует умственных усилий, мыслей, чувств, поэтому многие школьники и перестают читать. Нынешняя экономика формирует новый тип человека — человека-потребителя. И это все сказывает и на читательской деятельности.

«Клиповое сознание» — особенность «компьютерного поколения». Этот термин появился в 90-х годах XX века и обозначает привычку «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости. Молодежь читает художественные тексты в сокращенном варианте и пересказывает пересказ. На идеях, художественных деталях текста сознание вообще не фиксируется. Если человек не способен воспринимать целостную картину мира, то он не сможет найти место в нем, а, следовательно, определить цель своей жизни.

Клиповое сознание», по мнению западного исследователя А. Моля, формирует «мозаичную культуру». «Клиповое сознание» постепенно вытесняет традиционное. Человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и становится таким, каким его ожидают увидеть другие люди. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «я» и стал «автоматом», идентичным с миллионами других «автоматов» вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревоги. Однако ценой этого становится потеря самого себя, потеря индивидуальности и растворенность в «массовом сознании». Взамен он получает иллюзию благополучия и спокойствия.

Можно предположить, что интерес молодежи к массовой литературе — это результат «клипового сознания». Опора на визуальный ряд объясняет также то, что особой популярностью среди молодежи пользуются книги, которые были экранизированы. Фильм компенсирует недостаток фантазии и воображения, создает иллюзию общения с эпохой, автором.

В XXI веке формы проведения досуга становятся все более разнообразными: телевидение, компьютер, Интернет. Книга на этом фоне, даже электронная, меркнет.

Наиболее осмысленно ученики судят о тех авторах, чье творчество изучалось в школе, и нередко, весьма примитивно – о самостоятельно прочитанных книгах. Это свидетельствует о недостаточно развитом навыке самостоятельного чтения художественного произведения.

Проблема чтения активно обсуждается в обществе. На сайте «Завет.ру. Информационно-просветительский проект» авторы приходят к следующему выводу, что если в семье не принято читать, то у ребенка такой потребности и не возникнет. Ребенок перенимает на себя то отношение к чтению, которое существует у его родителей. Он учится тому, что видит у себя дома. И если родители только и смотрят телевизор, то не стоит ждать от этого ребенка, что он будет читать. Дети будут читать то, что читают родители.

Однако если судить объетивно и соотносить негативные и позитивные особенности подростковой молодежи, то мы можем увидеть некоторые противоречия: ей одновременно присущи целеустремленность и разгильдяйство, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и чрезмерная апатичность, наличие умственного потенциала и отсутствие духовного, тяга к знаниям и жажда богатства, в общем, — все человеческие пороки и добродетели.

Противопоставляя положительные и отрицательные черты, можно прийти к выводу, что новое поколение подразделяется не на два, а на три слоя, не считая маргинального. Прежде всего, из молодежной массы необходимо выделить будущую высокоинтеллектуальную элиту. Главным критерием отграничения здесь может являться целеустремленность, а вспомогательным — познавательная деятельность.

Кроме того, нынешнее студенчество представляет собой будущее высокоинтеллектуальное общество, которое представляет собой интеллигенцию. Они обладают такими качествами, как образованность и креативность.

Этическое самоопределение интеллигента определяется:

а) альтруистической направленностью индивида;

б) отрицанием насилия;

в) благоговением перед культурой и искусством.

Вот жизненное кредо интеллигента XXI века: «Мы искренне верим, что мы и наши друзья достигнем всего, чего захотим, и что важно оставаться людьми и не забывать о нравственном законе, который присущ каждому из нас». Можно сказать, что в наше время интеллигентность понимается как человечность во времена капитализма и компьютеризации.

Вместе с этим в жизни подростков существуют и нормальные подростковые ценности. В журнале «Воспитание школьников» В. А. Адольф и Е. В. Валяева в статье «Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы» пришли к выводам, что на первом месте ценностных ориентиров для школьников стоит счастливая семейная жизнь. Это говорит о том, что в сознании мировосприятия подрастающего поколения, несмотря на все перипетии общественной жизни, отнюдь не благоприятствующие семейным устоям, прочно сохраняются традиционные народные ценности».

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности,  в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими.

В результате в противоречивом свете предстают перед нами современные подростки. С одной стороны они имеют четкое представление о том, как быть полноценным членом нынешнего общества. Выряжая свою точку зрения, выбрав, по их мнению, правильные ответы на вопросы, подростки пытаются предстать в лучшем свете. Но с другой стороны их поступки идут в разрез с их идеальными представлениями. Подросткам сложно отдалиться от идеального образа, смириться и принять себя со всеми «недостатками».

 

2.2. Как изменились подростки за последние 100 лет? И с чем связаны эти изменения?

Современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.

В чем же эти отличия?

Физические и интеллектуальные изменения подростков разных поколений. Несколько лет назад «Medical News Today» познакомили своих читателей с результатами исследования форм тела и размеров подростков. Основой эксперимента стало сравнение последних данных Британского института стандартов от 1978 года и современных замеров с использованием 3D-сканнера. Выяснилось, что современные дети в среднем на 5 см выше своих сверстников из прошлого. Кроме того, значительно увеличился средний вес детей: объемы тела стали больше почти на 10 см. Сегодня очень рано происходят половые изменения формы тела: уже в семилетнем возрасте видны существенные отличия в строении тела мальчиков и девочек. Тимоти Хаттон, профессор Эссекского университета, считает увеличение роста положительной тенденцией, поскольку это первичный показатель укрепления здоровья популяции. А вот в интеллектуальном развитии ребенка прогресс сомнителен: руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ отмечет критическое падение интеллекта основной массы детей вкупе со снижением общего уровня образованности и культуры. Высокий уровень демонстрируют лишь те дети, с которыми много и усиленно занимаются по специальным программам, включая работу с коучами и психологическими тренерами.

Безопасность подростков разных поколений. Ученые пришли к неутешительному выводу: сегодня подростки подвергаются большей опасности, чем их одногодки из прошлой эпохи. Причин множество: это и развитие технологий, и расслоение общества по материальному признаку, и ухудшение экологии, и переизбыток разнородной информации. Ни в дореволюционное, ни в советское время не было такого количества преступлений против детей, а что такое «киднепинг» наши бабушки не знали вовсе. Однако тревогу вызывают не только внешние факторы, но и собственное поведение современного подростка. Государственная статистика ужасает: сегодня суицид занял третью позицию в списке самых распространенных причин детской смертности. 54% восьмиклассников регулярно принимают алкоголь и знакомы с наркотическими веществами. По данным официальной статистики в России 57% беременностей заканчиваются абортом, и каждый 5 аборт делает ребенок до 18 лет. Психологи отмечают, что проблемы подростков коренятся в неуправляемом, инфантильном поведении. Многие подростки не способны противостоять психологическому нажиму взрослого или сверстника. Социолог Е.В. Харитонова указывает на поразительны данные: даже в полных семьях каждый шестой подросток страдает от отвержения со стороны родителей. Позиция занятых взрослых «не до тебя» мешает ребенку повзрослеть, наработать необходимую осмысленность поведения, научиться решать проблемы, а не убегать от них в опьянение или ранние половые связи.

Досуг подростков разных поколений. Чем занимались ребята после школы и приготовления уроков в советское и перестроечное время? Гуляли во дворах, играли в подвижные игры, посещали бесплатные секции, кружки, бегали в кино. Выходные проходили в театре или цирке с родителями, а во время каникул можно было отлично отдохнуть в пионерском лагере. Оздоровительные лагеря не прекращали свою работу даже во время Великой отечественной войны! С 50-х годов стали популярны тематические вечера и встречи, воскресные чтения, клубы по интересам. Что делают во внешкольное время современные дети? Сидят за компьютером. Либо это соцсети, либо компьютерные игры. Рекреационная инфраструктура сегодня представлена заведениями для азартных и компьютерных игр, ночными клубами, барами и ресторанами – где здесь место подростку? Исследователи отмечают, что неорганизованный досуг провоцирует развитие отклоняющегося поведения у молодежи. Повезло тем детям, рядом с которыми сегодня находится неравнодушный взрослый, обучающий их вариантам организации свободного времени.

Личная жизнь подростков разных поколений.

Подростковый возраст — удивительная пора постижения тайн межличностных отношений и переживания первой любви. В это время закладывается отношение к семейным ценностям, во многом определяется мировоззрение. Многие исследователи склонны противопоставлять целомудренное отношение к пробуждению половых чувств в советское время развращенному сегодня. К концу двадцатых годов в СССР побеждает культ долгих ухаживаний, возвышенной дружбы и долгих человеческих взаимоотношений. А что же сегодня? Главный врач городского консультативно-диагностического центра Павел Кротин сетует, что в соцсетях дети 11-12 с поразительной легкостью обсуждают интимные вопросы, а 15-тилетние вполне благополучные девочки часто меняют 4-5 партнера. Вкупе с этим наблюдается колоссальное разочарование в семье и семейных ценностях: из 10 тысяч опрошенных подростков свыше 2% не хотят иметь детей вовсе, у большинства наблюдается обесценивание отношений между мужчиной и женщиной. В списке ценностей «любовь» подростки разместили на последнем, 10-м, месте.

Социализация подростков разных поколений. Психологи убеждены: подросткам свойственна повышенная потребность в общественном признании. Жажда приобщиться на правах равного к настоящей, взрослой жизни заставляла подростков в период Первой мировой и Великой отечественной войны рваться на фронт, в мирное советское время создавать отряды тимуровцев и коммунаров, принимать активное участие в самоуправлении школ и детских организаций. Начиная с периода «перестройки» условия для удовлетворения этой потребности разрушаются, что приводит к неутешительным последствиям. По сравнению с 70-ми годами, на 25 % снижается самооценка современных подростков, возникает гипертрофированная тяга к замкнутому образу жизни либо к общению в «стае» сверстников, проблемой становиться умение осознанно сделать выбор. Психологи констатируют: задержка личностного самоопределения вызывает развитие тревожности, агрессивности, замкнутости. В жизни подростков XXI века необходимо должен присутствовать мудрый и надежный наставник, который сумеет направить потребность в признании в русло самореализации и продуктивной деятельности.

Культурные ценности подростков разных поколений. Субъектом советской культуры, ее создателем были рабочие и крестьяне еще царской России, представители многих наций и народностей, населявших ядро евразийского континента, единый советский народ, утверждавший новый образ жизни. Советская культура воспитывала моральные ценности в человеке, приучала его к коллективной ответственности. Трагедия современная культуры в том, что она внушает человеку благоговение перед деньгами и богатством, прививает вкус к гедонистическому образу жизни. Нынешняя культура подает агрессивную модель поведения как самую приемлемую. Все это отрицательно влияет на развитие подростка как личности.

Современные подростки живут в сложном по своему содержанию и строению мире и поэтому чувствуют себя более счастливыми, если ощущают тепло, внимание и помощь со стороны родителей.

Традиционные для сегодняшней школы ценности: творчество, познание, активная деятельная жизнь отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает «активная деятельная жизнь». Причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности «активной деятельной жизнью» —  это проекция современной жизни, их собственных родителей, напоминающей «гонки на выживание». Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни: постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.

2.3. Какие духовные ценности важны для подростка XXI века?

В связи со всем вышесказанным возникла необходимость провести социологический опрос (Приложение 1) среди подростков МБОУ СОШ 20 с целью выяснения вопроса о том, какие духовные ценности для них являются самыми важными. 

Опросу подлежали ученики 8 и 10 классов (30 человек).

Среди ценностей подростки выделяют следующие:

1 место. Семейные ценности (23 человека). Согласно результатам моего социологического опроса, семейные ценности являются для учеников нашей школы наиболее важными. Важность семьи как института воспитания и социализации обусловлена тем, что в ней человек  находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Семья, по признанию многих учёных — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культура или общность не обошлась без семьи. Здоровое общество всегда заинтересованно в развитии, сохранении и упрочении семьи и семейных ценностей. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

2 место. Интересная профессия и профессиональное развитие (19 человек). Как показал социологический опрос, для современного подростка важно, чтобы его профессия была ему интересна. Это, безусловно, похвально. Однако все зависит от того, с какой целью подросток выбирает ту или иную профессию. Одни подростки, выбирая профессию, желают в будущем приобрести определённый социальный статус – такие люди согласятся только на престижную, уважаемую профессию или должность. Для других подростков самое важное в профессии — чувствовать пользу, приносимую обществу своим трудом. Третья группа подростков, выбирая профессию, видят в работе возможность реализовать свои знания, умения. И наконец, ряд подростков ценит в работе главным образом заработок в виде денег или иных благ: жилья, земельного участка, автомобиля. Подросток рано или поздно сталкивается с проблемой выбора профессии и ему необходимо принять этот выбор, а не разрываться между желаниями получить всё и сразу. Нужно соотнести все свои пожелания, своё отношение к работе с данными типами и это поможет подростку правильно определить оптимальную сферу деятельности.

3 место. Материальное благополучие, достаток (17 человек). Для поколения подростков XXI века деньги — это возможность использовать многочисленные блага мира и возможности, которые их окружают, это подтверждение своей успешности, выражение статуса, способ обладать некоторыми атрибутами успешного в их понимании члена общества. Проблема в том, что все свои потребности подростки очень часто переводят в деньги, предполагая, что если есть деньги – то все остальное доступно.

Далее по мере убывания  по результатам опроса расположились следующие ценности:

4 место. Образование, стремление к знаниям (15 человек)

5 место. Общение с друзьями, знакомыми (11 человек)

6 место. Любовь, романтические отношения (9 человек)

7 место. Хорошая физическая форма и внешняя привлекательность (8 человек)

8 место. Свобода, независимость (6 человек)

9 место. Общественное признание, популярность (5 человек) 

10 место. Увлечения, хобби (3 человек)

Вывод: По результатам анкетирования, я выяснила, что современный подросток в будущем хочет иметь крепкую и надежную семью, интересную работу, материальный достаток и общественное признание. 

И ради этих ценностей терзается современный подросток, выбиваясь из сил и напрягая своих родители. Если чего-то не будет хватать из этого набора, то кажется, что теперь молодому человеку придется перенести тяжесть немого осуждения или даже прямых людских насмешек. Этот социальный стандарт задан обществом, а современное подростковое сообщество называет «отстоем» тех, кто своей постоянной жизненной позицией сделал что-то большее, чем земные блага. Конечно, подростки беспокоятся, удастся ли им занять достойное место в этом мире и добиться поставленных задач.

Кроме социальных, у подростка в арсенале целый набор ценностей душевных. Они поддерживают хорошее настроение, занимают свободное время и объединяют подростков в сообщества: развлечения, музыка, искусство, объединения по интересам.

 

2.4. Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков?

Взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на подростка оказывают именно родители. Лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером.

В норме ребенок должен себя чувствовать в радости общения с родителями и со старшим поколением. Воспитание детей должно быть совместным с правильным почитанием взрослых. Когда ребенок видит единство в своем воспитании, он старается больше помогать взрослым. Родители и должны прививать уважение к старшим, любовь к труду, к учебе. Не стоит забывать, что школа в том числе вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание подростка. 

В школе главной целью воспитаеия является формирование достойного человека и гражданина. Для достижения этой цели в нашей школе проводится множество  мероприятий.

В  рамках пропаганды здорового образа жизни, 19 ноября 2019 года в  микрорайоне КСМ  был проведен  праздник «Папа. мама я –спортивная семья», с участием участкового уполномоченного полиции. Сотрудник полиции провел профилактическую беседу с участниками напомнил ребятам о правилах поведения в обществе, о соблюдении законов, действующих на территории нашей страны и о том, как важно вести здоровый образ жизни. 

Помимо этого в  школе проводятся информационные часы по темам «Наркомания: правовой аспект проблемы», «Разум и чувства, или Береги здоровье смолоду!»; 

Показать школьникам беспримерный подвиг советского народа на войне и в тылу и тесную связь героического прошлого с современностью могут мероприятия в рамках акции «75 лет Памяти .. 

Чтобы развивать у учеников трудолюбие, ответственное отношение к труду, а также бережное отношение к общественному имуществу, у нас в школе периодически проводятся субботник на которых школьники подметают, сажают цветы, взрыхляют землю. Цель школьных субботников — совместная деятельность педагогов и учащихся, которая помогает им стать ближе. Трудовая деятельность влечет за собой сотрудничество, появляется поддержка внутри коллектива.

Таким образом, через систему всех данных мероприятий наша школа стремится вызвать у учащихся интерес к истории Отечества, показать значимость роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию чувства гордости за свою страну, свой край, на конкретных примерах показывает, что настоящие герои живут рядом, что мужество и любовь к Родине — это качества настоящего человека и гражданина своей страны.

 

Заключение

В результате нашего исследования можно заключить следующее: львиная доля современной молодежи утратила жизненные ценности и моральные принципы. Для того чтобы воспитать юного гражданина, в первую очередь нужно привить ему духовность. Вопрос формирования духовности у молодежи выходит на первый план как проблема проявления осознанности взрослой жизни для молодого поколения данного времени в определенной стране. Вследствие этого настоятельной необходимостью на сегодняшний день для социума в целом и библиотек в частности является комплектование системы духовно-нравственного воспитания и социализации молодых людей. А так же необходимо формировать ценностные ориентации личности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества человека, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объекта стремления на потребность и самое главное — отчуждение».

В ходе проведённого социологического опроса, мы выяснили, что самое значимое для подростка — это семейные ценности. В семье подросток формируется, как личность, закладываются черты его характера, прививаются духовные ценности. Поэтому от микроклимата в семье зависит очень многое для подростка.

Думаю, что не смотря ни на что, у нынешних подростков большое будущее. Ведь развивающиеся технологии, которые подросток осваивает с детства, помогают ему в учёбе, в будущем — в работе. Но заложить и сохранить истинные духовные ценности должны взрослые, которые окружают ребёнка, семья, школа. Я считаю, что однозначно ответить на проблемный вопрос нашей исследовательской работы невозможно. я убедилась в том, что среди современных подростков есть и интеллектуалы, и творческие личности, и выдающиеся спортсмены, но существует и такая категория подростков которых можно назвать потребителями. Все зависит от семейного воспитания, от социального окружения подростков, от личностных качеств самих подростков. Процент инициативной молодежи мал, но он растет,  и я надеюсь, что креативно мыслящих людей будет гораздо больше, чем тех, кто не вносит ничего того, что способствовало развитию общества. 

Практическим результатом моего исследования является создание памятки-рекомендации «Как воспитать духовно-нравственную личность» для родителей.

 

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Адольф, В. А. Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы/Воспитание школьников.-2012. – №10.
  2. Васильев В. К. Личностно значимое восприятие художественного произведения учащимися как процесс саморазвития и самоусовершенствования // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. — № 9.
  3. Романичева Е. С. Не потерять школьника как читателя// Литература в школе. — 2012. — № 4.
  4. Васев Д. В. Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодежи // Alma mater. — 2012. — № 6
  5. Котельникова Н. П. Портрет современного подростка // Молодой ученый. — 2015. — №5. 
  6. Могилев А. В. Социальные сети – школа будущего// Народное образование. – 2012. – № 6.
  7. Матвиенко М. А., Егушев К. Е., Пименов Н. О., Файрузов Р. Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №10.
  8. Ленская Н.П. Воспитание подростов в скмье// Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2. 
  9. Портрет современного подростка XXI века (на материалах СМИ)/ http://www.metodichka.org/news/portret_sovremennogo_podrostka/2015-02-20-199
  10. Какие же они, современные подростки? (по материалам исследования современных московских старшеклассников, проведенного Центром социально-психологической адаптации подростков «Генезис»)/http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/1/6

 

Приложения

  1. Анкета

Какие духовные ценности для них являются самыми важными?

  1. Интересная профессия и профессиональное развитие
  2. Семейные ценности 
  3. Образование, стремление к знаниям 
  4. Любовь, романтические отношения 
  5. Общественное признание, популярность
  6. Свобода, независимость 
  7. Материальное благополучие, достаток
  8. Увлечения, хобби
  9. Общение с друзьями, знакомыми
  10. Хорошая физическая форма и внешняя привлекательность