Технологическая карта урока

Декоративная композиция. Растительный орнамент

По программе «Декоративно-прикладное искусство. 2-4 класс» Салмина Ю.Р.

Предмет Декоративная композиция класс 2
Тема года Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
№ четверти I
Тема четверти Орнамент в жизни человека
Тема урока Растительный орнамент
Предыдущие темы / последующие темы Предыдущая:

Глава1 . Декоративный натюрморт. Тема 1-2. Ритмы в декоративном натюрморте.

Глава 1. Тема 3: Растительный орнамент.

Следующая:

Глава 2. Древние корни народного искусства. Тема.4-5. Народные костюмы.

Типы урока

– по способу проведения

– по целям обучения

Урок-беседа. Постановка проблемной ситуации.

Урок закрепления новых навыков, знаний, умений. Вид: Декоративная композиция

Цель Создать самостоятельные варианты орнаментального построения в полосе с опорой на народную традицию. Использовать ограниченную цветовую гамму на холодных или теплых цветах. Освоить навыки декоративного обобщения.
Методы, педагогические технологии Беседа, наглядные примеры, творческая деятельность
Планируемые результаты Предметные умения УУД
1.  Умение выделять контуром или масштабом главные элементы

2. Умение работать графическими материалами и  гуашью/ акварелью.

3. Выполнить свои варианты растительного орнамента, опираясь на народную традицию.

4.Уметь оценивать свою деятельность и одноклассников с учетом декоративной выразительности форм.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. 

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Решаемые учебные проблемы 1. Уметь анализировать и понимать особенности образного языка  растительного орнамента, разнообразие трактовок традиционных образов.

2. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив  (цветы, листья, ягоды), дополняя его орнаментами.

3. Уметь оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Материально-техническое обеспечение 1. Интерактивная доска, проектор, компьютер.

2. Бумага, блокнот для записи определений: (орнамент, растительный орнамент, орнамент в полосе, орнамент в квадрате);

3. Альбомный лист, карандаш, краски для выполнения творческой работы (акварель, гуашь), баночка под воду, палитра, прищепки, кисти.

Виды используемых образовательных ресурсов и их методическое назначение Вводная презентация «Растительный орнамент».

Наглядное пособие «Типы растительного орнамента»  

План урока 1. Организационный момент. Вводная презентация «Растительный орнамент».

2. Понятия (орнамент, растительный орнамент, типы растительного орнамента ). Обсуждение особенностей растительного орнамента в полосе и в квадрате и различие орнамента в полове от квадрата.

Анализ типов растительного орнамента. Актуализация цели, задач и практической работы урока. Выполнение учащимися анализа представленных на примере иллюстраций растительных орнаментов.

3. Рефлексия, готовый анализ и рассказ о выбранном типе, цвете, узора орнамента.

Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия обучающимися нового материала
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы и формы обучения Длительность этапа
1. Учитель приветствует учащихся.

2. Представляет презентацию «Растительный орнамент»

1. Ученики приветствуют учителя, садятся за парты , настраиваются на урок, подготовлена бумага, ручка, альбом, карандаш, краски и банка для воды, кисти.

2. Готовятся к просмотру презентации.

1. Фронтальная работа со всеми учащимися. Метод – беседа. 5 минут
Этап 2. Организация и самоорганизация обучающихся для дальнейшего освоения материала
1. Учитель организует работу для определения темы урока:

 — Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о декоративном натюрморте, о ритмах передаваемых в декоративном натюрморте).

— А что такое ритм ? (Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой).

2.Учитель активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы, обращая внимание на предметы быта с использованием растительного орнамента.

 — Сегодня мы будем говорить о растительном орнаменте в декоративной композиции.

Показ презентации на тему «Растительный орнамент», предоставление материала «Типы растительного орнамента»

1.Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему урока.  

2.Дети формулируют проблему, ставят перед собой цель и  задачу, определив границы знания и незнания, убеждаются в необходимости получения новых знаний.

— Конструкцию и декор. Обсуждение наглядного материала.

1. Фронтальная работа со всеми учащимися.

2. Индивидуальная работа

10 минут
Этап 3. Практикум по анализу произведения.
1 Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

—   Размечаем сколько раз орнамент  будет повторяться в полосе. Вспоминаем какие мотивы свойственны растительному орнаменту(цветы, листья, ягоды).

Начинаем создавать свой растительный орнамент используя знакомые элементы. Не забывайте что элементы должны повторятся несколько раз в полосе.

— Скажите, какими цветами мы будем выполнять орнаменты? (теплыми, холодными).

— Начинаем писать орнамент выбранными цветами.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы.

Звучит классическая музыка.(Моцарт, Бетховен, Бах)

1. Учащиеся под музыку выполняют творческое задание. Конструируют выразительную форму растительного орнамента в полосе.

Сначала необходимо придумать узор в полосе с использованием растительного орнамента .

1. Индивидуальная работа 15 минут  
Этап 4. Рефлексия
1.Учитель предлагает

закончить фразу:

— Сегодня я выступил (а) в роли…

— Я на уроке научился(лась)…

— У меня получилось…

— Делать своими     руками – это…

— Мне понравилось …

2.Заключительное слово учителя.

Дом.задание: Создать дома растительный орнамент в квадрате.

Принести краски, кисти, альбом, баночки под воду.

1.Ученики осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. 2.Делают вывод, что создавать единство конструкции и декора предметов не простая, но творческая и радостная работа.

3.Выходят к доске с готовыми работами.

1. Использование методики взаимооценки, самооценки. 10 минут

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *