Преподаватель   Бронникова Расима Абульбаисовна
Предмет: окружающий мир.
Тема урока: «Древнерусское государство».
Класс: 3. Система учебников «Начальная школа ХХI века».
Образовательное учреждение: МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» Тюменской области Тобольского района
Дидактическое обоснование урока
Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке окружающего мира в 3 классе.

Система учебников «Начальная школа ХХI века».

Тема урока: «Древнерусское государство».
Тип урока: интегрированный  урок «открытия» нового знания.
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.
Методические задачи урока:
Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятий:  «государство», «Древнерусское государство» «создание государства»; «роль личности в истории»; «патриотизм».

формировать умение анализировать  материал, выделять главное, делать выводы.

Метапредметные.

Развивать:  УУД учащихся;

психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать фронтально, в паре, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  интерес к истории страны, патриотические чувства.

Основные дидактические методы: системно —  деятельностный подход,

проблемный, исследовательский, практический;

методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

индивидуальная,  групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

Первый урок.

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения,

с применением ИКТ.

Учебные пособия: Окружающий мир:3класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/Н.Ф. Виноградова и др. –М.: Вентана-Граф, 2011.-176 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века)., словари, справочники, былины.
Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:  майл. ру -картинки
Технологическая карта урока
Этап Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
А) — Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь.

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет.

Б) Подведение учащихся к «открытию» темы урока

-Просмотр видео

— Кто догадался, какова тема нашего урока?

Чему должны научиться?

Ответы детей:

– Тема, с которой мы познакомимся, называется “ Древнерусское государство”.

-Откройте учебник на стр 9.

-Прочитайте название темы урока. (Древнерусское государство.)

-Подберите синоним к слову «государство». (Страна.)

— Как понимаете значение слова «древнерусское»?

-Молодцы, правильно! Тема урока «Древнерусское государство», будем говорить о далеком прошлом нашей страны –  о древней Руси.

Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока. Подготовка к восприятию нового материала.

Древнерусское государство

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД:  целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. -Просмотр видеофрагмента

— Как жили в древнерусском государстве?

Ответ детей

— Какие племена были?

-Сегодня вы тоже будете работать в группе. Каждая группа – это племя.

1группа-северяне, 2 группа-древляне, 3 группа-словене.

Каждая группа получает карточки и изучает информацию, после вы должны заполнить таблицу. « Места расселения племен»

Каждая группа должна подготовить свое выступление.

Выступление каждой группы:
Рефлексия игры.

У каждого племени  были свои занятия.

— Как вы думаете, чем занималось племя?

Сейчас каждое племя будет добывать пищу.

Вам нужно собрать  карточки по цвету вашего племени и составить слово

Актуализация знаний учащихся: определение  уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. Племенами

Кривичи, вятичи ильменские словене, радимичи, древляне, поляне, уличи и тиверцы, северяне

Выполнение игрового задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений

Ответы детей

Собирают по классу карточки и составляют слово

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.Постановка учебной задачи. — Какое слово получилось?

— Что такое окружность?

— Чем окружность отличается от круга?

— Как называется  линия, проходящая через центр окружности?

— Сколько их может быть?

— Как получить части круга? Каким способом?

Создание проблемной ситуации. Окружность

Диаметр, ось симметрии

Множество

Согнуть пополам

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Практическая работа.

Карточка. Работа в группах

Возьмите в руки круг и  согните пополам.

— Сколько частей получилось?

-Как будет называться линия сгиба?

-Что сделала ось симметрии?

-С помощью какого инструмента  можно построить окружность?

-Вспомним правила работы с циркулем.

Начерти окружность радиусом 2см 5 мм.

-Как разделить  эту окружность  на две равные части без перегибания?

— Какие инструменты понадобятся?

-А как разделить окружность на 4 равные части?

-Сколько прямых углов образовалось?

-Как называется  первая часть из четырех? Две части?

-А зачем нам нужно  знать и уметь чертить окружность и делить её на части?

-В Древнерусском государстве использовали окружность?

Изготовлением посуды поначалу  занимались женщины. Это установлено по отпечаткам пальцев, сохраненные на обожженной глине. 6 тыс. лет назад изобрели гончарный круг. Древнейший круг вращали рукой. Потом появился  более совершенный гончарный круг, имевший внизу тяжелое маховое колесо, вращаемое ногами

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. Выполнение заданий.

Две

Ось симметрии

Разделила круг на две части.

С помощью циркуля

Линейка и карандаш

Четыре

Четвертинка, четверть, половина

Строительство зданий, в архитектуре

Изготавливали посуду

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Закрепление. Проблемная ситуация.

Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов произошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово»)

Установление осознанного восприятия. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

6.Рефлексия деятельности (итог урока) Какие цели мы ставили?

Достигли целей?

Оцените работу. Перед вами лесенка успеха. У вас на столах смайлики, прикрепите смайлики.    

Организация рефлексии. Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *