Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. тема «Прилагательные полные и краткие»

автор: Ефимова Анна Николаевна

Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные

Цель деятельности учителя: Сформировать представление о полной и краткой форме прилагательных, грамматических особенностях кратких прилагательных, их функции в предложении.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты: предметные: научиться отличать краткие формы прилагательных от полных, образовывать краткие формы прилагательных от полных, использовать краткие прилагательные в речи;метапредметные:

коммуникативные: использовать соответствующие языковые средства для построения речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

регулятивные: определять путь преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, которые выявляются в ходе работы над темой

личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, расширять словарный запас для выражения мыслей и чувств, формировать стремление к речевому самосовершенствованию.

Технологии, методы и формы обучения:  Технология проблемного обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникативная технология;метод наблюдения над языком; эвристический метод;

индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, конверты с заданиями на карточках, аудиозапись А. Вивальди «Весна» 1 часть, учебник «Русский язык. 6 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская., Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2014»

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения (универсальные учебные действия) Формы организации взаимодействия
Организационный момент1-2 мин Создание у учеников позитивной эмоциональной направленности. Приветствует детей, создает положительный эмоциональный фон.Вступительное слово:

-Доброе утро! Начинаем урок русского языка.

— Посмотрите за окно. Заканчивается первый месяц весны, прекрасного времени года, которое вдохновляло художников, музыкантов и поэтов.

Визуально проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание.

Настраиваются на урок, включаются в деятельность. Познавательные: понимают познавательную задачу.Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов

Фронтальная
Актуализация и пробное учебное действие4-5 мин Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.Эвристическая

беседа

1. Лингвистическая разминка— Опишите состояние природы, которое вы видите с помощью словосочетаний прилагательное +существительное

— Что мы знаем об имени прилагательном? (прием «Корзина идей)

2. Орфографический диктант:

-Запишите словарные слова (имена прилагательные) в два столбика: в первый столбик те, которые вы бы могли использовать при описании весенней погоды, а во второй  — все остальные:

лимонный, багряный, волшебный, горячий, лиловый, огромный, сиреневый, изумительный, ароматный, лазурный, бирюзовый, необычный, облачный, прекрасный.

— Обменяйтесь тетрадями для проверки. Какие слова вы выписали в первый столбик?

Отвечают на вопросы, строят грамотные высказывания.Записывают слова под диктовку, разбивая на столбики. Проговаривают написание слов, объясняют выбор слов в первом столбике.

Осуществляют взаимопроверку

работы

Познавательные:строят осознанныеречевые высказывания,осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Коммуникативные:слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Фронтальная, работа в парах
3. Выявление места и причины затруднения3-4 мин Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся Беседа по стихотворному отрывку.— А вот как описал весенний день русский поэт Евгений Баратынский (текст на слайде):

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!

— Какие прилагательные он использовал?

— Что вы можете сказать об этих прилагательных?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

Размышляют над вопросами и осознают, что имеющихся знаний недостаточно для точной формулировки ответа Личностные:имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные:извлекают необходимуюинформацию из текстов

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные:осознают недостаточность своих знаний, фиксируютиндивидуальные

затруднения в пробном действии

Коммуникативные:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Фронтальная
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения4-5 мин Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения — Давайте определим тему нашего урока.Записывает тему на доске:

Краткие прилагательные

— Откройте учебник на с. 91 (материалы для самостоятельных наблюдений).

—  Какие выводы можно сделать?

— Сравните свои выводы с выводом на с 92. В чем отличие кратких прилагательных от полных?

(на экране открывает таблицу

см. Приложение 1)

– Чему вы должны научиться при изучении темы?

— Представим ваши предположения в виде плана.

Записывает план на доске:

— образование

— изменение

-синтаксическая роль.

— Каким образом вы можете достичь этих целей?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность.

Дополняет ответы

Учащиеся в коммуникативнойформе обдумывают учебные

действия:

-согласовывают тему урока,

-ставят цель,

-строят план достижения цели,

-выбирают способ,

Личностные:осознают свои возможности в учении.Познавательные:извлекают необходимую информацию из текста учебника, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; определяют основную и второстепенную информацию Регулятивные:планирование, прогнозирование деятельности

Коммуникативные:

аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации, выражают свои мысли точно и достаточно полно

Фронтальная
3 мин Физкультминутка
  1. Простые повороты и наклоны головы: вперед-назад, вправо-влево.
  2. Движения плечами вперед и назад, при этом сзади максимально сводятся лопатки.
  3. Движения плечами вверх и вниз, при этом вверх – одним движением, а вниз в два коротких отрывистых движения.

4. Сложите руки в замок и делайте вращение запястьями, затем сделайте небольшую растяжку, вывернув сцепленные руки ладонями от себя и потянув их вперед

Учащиеся меняют вид деятельности (отдыхают), готовы продолжать работать
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта5-6 мин Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля — На экране вы видите строки другого автора, который высоко оценивал творчество Баратынского. Назовите поэта и его произведение.Определите, какие из предложенных прилагательных необходимо вставить вместо точек и как их нужно изменить.

— Обсудите в парах

Запишите в тетрадь.

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и …

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты …, как день ненастный?

Знай, … судьба твоя,
Ведь царевна эта – я.

Молвит он: «Коль … я буду,
Чудный остров навещу…»

Слова для справок: умный, тихий, добрый, вольный, красивый, близкий, живой, веселый

(задание на слайде)

Устанавливает осознанность ситуации

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о грамматических особенностях кратких форм имен прилагательных Познавательные:могут осознавать познавательную задачу, находить и выделяют необходимую информацию, применяют методы информационного поиска;Регулятивные:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:умеют выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют координировать в сотрудничестве

разные позиции

Работа в парах
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.4-5 мин Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах — Выполним упражнение 588 на с. 92— Прочитайте стихотворение. Кто автор? Кем он был для А.С. Пушкина?

— Спишите. Подчеркните грамматические основы с краткими прилагательными.

Повторите, каким членом предложения они являются?

— Запишите эти прилагательные в ед. ч. трех родов, выделите окончания.

— Итак, какие окончания имеют краткие прилагательные?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

Выполняют упражнение с комментированием вслух. Личностные:имеют желание совершенствовать полученные знания. Познавательные:осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводыКоммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Фронтальная работа.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.4-5 мин Выполнение обучающих упражнений на основе раздаточного материала — Возьмите конверты с заданием.— Необходимо вспомнить пословицы и вставить в них краткие прилагательные:

I вариант (базовый уровень).

… ложка к обеду.

… птица пеньем, а человек ученьем.

Корень учения горек, да плод его ….

Сытое брюхо к ученью …

Слова для справок: сладкий, красный, глухой, дорогой

II вариант(углубленный уровень).

Дружба … не лестью, а правдой и честью.

Волос долог, да ум …

…перо, да на крышу не закинешь.

Мал золотник, да …

(слова для справок не даются)

— Сравните свои ответы с ответами на слайде

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполняют задание. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Личностные:имеют желание участвовать в творческом, созидательном процессе.Познавательные:осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, лассификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводыКоммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные:контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Индивидуальная
2-3 мин Релаксация — Закройте глаза. Дышим ровно и спокойно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам музыки(Вивальди А. «Времена года»

Весна, 1 часть)

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение4-5 мин Обобщение полученных на уроке сведений — Кто из вас может назвать произведение и автора?— Какое время года, как вы думаете?

— Какие прилагательные можно подобрать к этой музыке

— Какие из них можно поставить в краткую форму?

— Запишите 5 пар прилагательных в полной и краткой форме (в ед. ч. ж.р.).

— Какие пары у вас получились?

Выполняют задание, слушают ответы одноклассников, оценивают их.Отвечают на вопросы Личностные:понимают значение знаний для человека.Познавательные:приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные:оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)2-3 мин Заключительная беседа по вопросам Организует рефлексию

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
  • Какие получили результаты?
  • Где можно применить новые знания?
  • Понравилось ли вам на уроке?
  • Какое настроение у вас сейчас?

Определяет  домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

Домашнее задание: с.91-92, теоретические сведения, разноуровневое:

Углубленный уровень – сочинение “Прелесть года” (с использованием полных и кратких прилагательных)

Базовый уровень: с.92, упр.590

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Личностные:приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.Познавательные:умеют структурировать знания; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные:оценивают свою работу.

Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания

Индивидуальная

Приложение 1. Таблица «Полные и краткие имена прилагательные»

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Полные (какой? какая? какое?какие?) Краткие (каков? какова? каково? каковы?)
Изменяются по числам, родам (в ед.ч.),падежам Изменяются по числам, родам (в ед. ч)
Определение Сказуемое
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. тема «Прилагательные полные и краткие»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх