Реализация тематических недель на площадках развивающей предметно-пространственной среды детского сада с целью развития речи воспитанников ДОУ



автор: Тихонова Анна Игоревна
Учитель – логопед
МБОУ СОШ «Наследие» г. Химки

Реализация тематических недель на площадках развивающей предметно-пространственной среды детского сада с целью развития речи воспитанников ДОУ

Реализация тематических недель на площадках развивающей предметно-пространственной среды детского сада с целью развития речи воспитанников ДОУ

Тенденция последних лет – это усугубление и ухудшение состояния речи воспитанников ДОУ. Почти не встречаются диагнозы ФФНР и ФНР, зато массово наблюдаются комбинации диагнозов таких, как «ОНР. Дизартрия», «ОНР. ЗПР», «ОНР. Заикание» и т.п. По своим характеристикам дети с ОНР имеют выраженные трудности в понимании и воспроизведении речи: ограниченный словарный запас, ошибки в согласовании слов в предложениях, нарушение грамматических конструкций. Речь таких детей может быть бедной, замедленной, с упрощёнными фразами. Дети с дизартрией, в свою очередь, сталкиваются с нарушениями артикуляции, недостаточной чёткостью звуков, монотонностью или прерывистостью речи. У них наблюдаются трудности в развитии фонематического слуха, что осложняет усвоение звукового состава слова. Кроме того, у детей обеих категорий снижено внимание, память, мышление, а также наблюдаются нарушения поведения. Эти особенности значительно затрудняют усвоение программных требований, запоминание лексики календарных тем и формирование чувства языка. Поэтому употребление грамматических конструкций русского языка либо ограничивается элементарными структурами, либо используется с нарушениями.

Работа с детьми на групповых, индивидуальных логопедических занятиях, домашних заданиях и работа воспитателей порой недостаточны для усвоения детьми с ТНР всех лексико-грамматических категорий русского языка.

Поэтому было решено привлекать родителей для решения задач по коррекции нарушений лексико-грамматических категорий речи воспитанников и профилактики нарушений письма и чтения за счёт развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Данная работа началась несколько лет назад. По результатам были сделаны выводы.

  1. Родители активно вовлекаются в образовательный процесс.
  2. Материалы должны быть игровыми для поддержания интереса детей.
  3. Необходимо продолжать развивать РППС, подчиняя её задачам логопедии.

С начала нового учебного года подходы к работе с РППС претерпели изменения, что позволило сделать процесс ещё более продуктивным.

Организация работы с РППС

В моём распоряжении четыре ковролиновые дорожки, прикреплённые вдоль лестниц, ковролиновое дерево и ковролиновый стенд. Две дорожки ведут к старшим группам, две — к младшим. Тематическое наполнение и смысловая нагрузка дорожек варьируются в зависимости от возраста и задач.

  1. Дорожки для старших детей.
    • Первая дорожка называется «Профилактика нарушений чтения и письма». Её цель — закрепление оптического образа букв через различные задания, которые обновляются каждую неделю. На стенде представлены пять заданий: построение буквы из ковролиновых элементов, нахождение буквы на сюжетной картине, работа с буквенным лабиринтом, обведение буквы из наждачной бумаги и подсчёт встречающихся букв. Игры на развитие фонематического слуха.

Такой подход помогает детям лучше запоминать форму и звуковую характеристику букв, предотвращая нарушения письменной речи, включая дисграфию. Постоянное внимание к деталям и игровая форма заданий способствуют чёткому восприятию и воспроизведению букв, что уменьшает вероятность путаницы между их формами и звуками.

  • Вторая дорожка отведена под лексические темы. Лексика и грамматические задания совпадают с календарным планом логопедической работы. Здесь используются разнообразные игровые формы подачи материала: лупы с падежными вопросами, кастрюли и банки для овощей и фруктов, задания на словообразование и грамматику. Также добавляются задания, направленные на развитие связной речи и коррекцию нарушений, характерных для детей с ОНР и дизартрией. Например, дети упражняются в подборе синонимов и антонимов, составлении предложений с заданными словами и тренировке правильного произношения. Такой подход помогает расширить словарный запас, улучшить грамматические навыки и укрепить уверенность детей в речевом общении (например, задания: «Назови первый и последний звук предмета», «Назови ласково» и др.). Также дорожка активно применяется для коррекции общего недоразвития речи (ОНР): задания помогают детям формировать правильное произношение, развивать связную речь и обогащать словарный запас. Темы лексики варьируются согласно календарно-тематическому плану.
  1. Дорожки для младших детей.

Привлечение родителей детей младших групп для профилактики нарушений речи.

В начале учебного года я поучаствовала в родительском собрании, где объяснила суть совместной работы. Обратила внимание родителей на предлагаемые речевые материалы на стендах и объяснила, как с ними работать.

Вся деятельность родителей с детьми проходит в коридорах и на лестницах, ведущих в группу. Для этого предусмотрены две ковролиновые дорожки вдоль двух лестниц, ковролиновый стенд, чудо-дерево из фанеры, стенд одной картины.

Я придерживаюсь календарно-тематического плана логопедов. 

  1. Одна из дорожек имеет математическую направленность. На ней дети работают с ковролиновым «поездом» или «грузовиками», сравнивают количества предметов и выполняют задания по счёту. Эта дорожка способствует развитию математических представлений: дети учатся определять равенство и неравенство, сопоставлять числа с количеством предметов, а также развивают навыки классификации и упорядочивания. Подобные задания формируют базовые математические понятия в игровой форме.
  2. Вторая дорожка лексическая. Для малышей задания упрощены: используются крупные картинки, разрезные изображения, задания «Продолжи ряд» и «Четвёртый лишний». Дорожка направлена на развитие речи: дети учатся правильно называть предметы, составлять простые предложения, определять последовательность действий и находить отличия. Это помогает им формировать словарный запас, развивать связную речь и улучшать фонематическое восприятие.
  1. Ковролиновое дерево и стенд.

Ковролиновое дерево служит площадкой для художественных выставок, которые украшают пространство и способствуют развитию речи и художественного воспитания детей. Сейчас на дереве представлена выставка картин Карла Брюллова, посвящённая 225-летию художника, с вопросами для бесед родителей с детьми. Ранее проводились выставки других художников и экспозиции на тему профессий, сопровождаемые заданиями для совместного изучения с родителями.

Одним из ярких мероприятий стал мастер-класс «Изготовление осеннего венка». После осеннего праздника родители и дети вместе создали два венка с дарами осени, которые затем использовали как фотозону. Мастер-класс сопровождался консультациями: я рассказала о правилах фонетического разбора, а психолог подвела итог диагностики и предложила полезные занятия и игры. Венки стали не только украшением на ковролиновом дереве, но и памятным элементом творчества родителей и детей.

Эти художественные мероприятия способствуют обогащению словарного запаса, развитию навыков описания, стимулируют интерес к искусству и создают благоприятные условия для совместного обучения и общения.

Выводы и результаты работы

  1. Повышенная активность родителей. Родители активно подходят к стендам, читают и выполняют задания с детьми. Частая смена экспозиций мотивирует их успевать проработать материалы.
  2. Выявление и устранение пробелов. Занятия с детьми помогают родителям увидеть, над чем ещё нужно работать.
  3. Эффективность многократного повторения. Постоянное обращение к материалам лексической темы способствует лучшему развитию речи и её коррекции.

Таким образом, тематические недели на площадках РППС вносят значительный вклад в развитие речи воспитанников, обогащают их знания и способствуют взаимодействию педагогов, детей и родителей.

Реализация тематических недель на площадках развивающей предметно-пространственной среды детского сада с целью развития речи воспитанников ДОУ
Пролистать наверх