автор:

Топчу Владимир Гаврилович

Педагог дополнительного образования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Надым

Коврыгина Елена Анатольевна

педагог дополнительного образования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Надым

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадно-духовой ансамбль»

Департамент образования

 Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования 

«Центр детского творчества»

 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ ДО

«Центр детского творчества»

__________________ Л.В. Орлова

Приказ № 134 от 31.08.2016 г.

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол №6 от 29.04.2016 г.

Председатель ПС

_________________ Л.В. Орлова


             

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ЭСТРАДНО-ДУХОВОЙ АНСАМБЛЬ» 

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 10-17 лет

Срок реализации программы: 3 года

Авторы программы: 

Коврыгина Елена Анатольевна

Топчу Владимир Гаврилович

педагоги дополнительного образования

 

г. Надым, 2016 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 3
2. Учебный план 10
2.1. Учебный план первого года обучения  10
2.2. Учебный план второго года обучения 10
2.3. Учебный план третьего года обучения 11
3. Содержание программы 11
3.1. Содержание программы первого года обучения 11
3.2. Содержание программы второго года обучения 13
3.3. Содержание программы третьего года обучения 15
4. Методическое обеспечение программы 17
5. Список литературы 18
6. Глоссарий 18
7. Календарный учебный график 20

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эстрадно-духовая музыка – один из самых демократичных видов искусства, обладающий богатым арсеналом средств идейно–эмоционального воздействия и разнообразными формами участия в массовых празднествах и концертной деятельности. Успешное развитие этого жанра связано, прежде всего, с привлечением в эстрадно — духовые ансамбли молодого поколения. Являясь распространенной и востребованной формой содержательного досуга детей и подростков, эстрадно — духовые ансамбли способствуют общему подъему музыкальной культуры, воспитывают гражданские и эстетические чувства, способствует не только музыкально – эстетическому развитию его участников, но также содержит элементы трудового и нравственного воспитания. 

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учащихся. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Направленность программы «Эстрадно-духовой ансамбль» — художественная. Программа направлена на формирование художественного вкуса, эстетических взглядов, развитие музыкально – творческих способностей учащихся, на приобретение ими знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и форм. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадно-духовой ансамбль» разработана в соответствии с:

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).

Программа разработана на основе типовых программ для ДМШ по классу «Духовые инструменты», методических разработок Нежинскикого О., Хаханяна Х., Рунова В., Докшицера Т., Иванова В.Д., Шапошниковой М., и в соответствии с Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), утверждена приказом директора МОУ ДО «Центр детского творчества» № 134 от 31 августа 2016 г.  Уровень освоения содержания программы: базовый. 

Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении социально-культурного и духовно-нравственного развития личности и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры.

Цель программы – музыкальное образование детей и подростков, формирование ансамблевых навыков, содействие в творческой самореализации.

Задачи:

Образовательные (предметные): 

    • формирование специальных компетенций в области музыкального исполнительства;
    • формирование исполнительских навыков игры в ансамбле; 
    • совершенствование технических навыков игры на духовых инструментах;
  • совершенствование умения творчески и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

Метапредметные: 

  • формирование умения понимать цель выполняемых действий и важность планирования работы;
  • формирование умения анализировать результаты собственной и коллективной деятельности.
  • сформировать у учащихся устойчивую потребность в самообразовании с целью наиболее полной творческой самореализации.

Личностные:

    • развитие коммуникативной культуры через навыки коллективного общения;
    • формирование чувства ответственности и дисциплинированности; 
    • формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей;
  • развитие художественного вкуса, общей культуры личности.

Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты 1 года обучения:

— понимают: 

  • основы музыкальной грамоты;
  • дирижерский жест;
  • основные стили и жанры современной, духовой и эстрадной музыки;
  • варианты составов различных музыкальных коллективов;

— умеют:    

  • играть на своем инструменте в составе музыкального коллектива;
  • качественно, интонационно и ритмически точно и выразительно исполнять свои партии во всех произведениях репертуара ансамбля;
  • понимать дирижерский жест, быстро и точно его выполнять.

— владеют: 

  • навыками ансамблевой игры;
  • подготовки к публичному выступлению;
  • свободного, но организованного поведения на сцене.

Предметные результаты 2 года обучения:

— понимают: 

  • основы музыкальной грамоты;
  • дирижерский жест;
  • основные стили и жанры современной, духовой и эстрадной музыки;
  • варианты составов различных музыкальных коллективов;
  • закономерности и правила игры в музыкальном коллективе;

— умеют:    

  • играть на своем инструменте в составе музыкального коллектива;

 

  • качественно, интонационно и ритмически точно и выразительно исполнять свои партии во
  • всех произведениях репертуара ансамбля;
  • понимать дирижерский жест, быстро и точно его выполнять;
  • исполнять сольную партию в сопровождении ансамбля;
  • самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать свою ансамблевую партию.

— владеют: 

  • навыками ансамблевой игры;
  • публичного выступления;
  • свободного, но организованного поведения на сцене;
  • слухового контроля за собственным исполнением ансамблевой партии игрой других участников коллектива.

Предметные результаты 3 года обучения:

— понимают: 

  • основы музыкальной грамоты и элементарной теории музыки;
  • дирижерский жест;
  • основные стили и жанры современной, духовой и эстрадной музыки;
  • варианты составов различных музыкальных коллективов;
  • закономерности и правила игры в музыкальном коллективе;
  • правила поведения на репетициях и во время концертных выступлений

— умеют:    

  • играть на своем инструменте в составе музыкального коллектива;
  • качественно, интонационно и ритмически точно и выразительно исполнять свои партии во всех произведениях репертуара ансамбля;
  • понимать дирижерский жест, быстро и точно его выполнять;
  • исполнять сольную партию в сопровождении ансамбля;
  • самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать свою ансамблевую партию;
  • самостоятельно настраивать свой музыкальный инструмент.

— владеют: 

  • навыками ансамблевой игры;
  • публичного выступления;
  • свободного, но организованного поведения на сцене;
  • слухового контроля за собственным исполнением ансамблевой партии игрой других участников коллектива;
  • быстрого и точного реагирования на изменения в звучании ансамбля.

Метапредметные результаты:

учащиеся научатся:

  • определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск их решений;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

будут сформированы:

  • навыки выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам;
  • умения участвовать в подготовке и реализации самостоятельных и коллективных музыкально – творческих проектов.

Личностные результаты:

 учащиеся получат возможность для формирования:

  • мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкально исполнительской деятельности;
  • бережного отношения к музыке, народным традициям, музыкальной культуре;

научатся:

  • различать и соотносить замысел и результат работы;
    • адекватно воспринимать содержательную оценку своей деятельности;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для совместной деятельности.

В процессе реализации программы «Эстрадно – духовой ансамбль» у учащихся формируются следующие компетенции: 

Ценностно-смысловые компетенции: умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение учащегося в ситуациях учебной и иной.

Общекультурные компетенции: владение эффективными способами организации свободного времени; владение духовно – нравственными ценностями, культурологическими основами семейных и общественных явлений и традиций.

Учебно-познавательные компетенции: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,  овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях).

Информационные компетенции: владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером.

Коммуникативные компетенции: обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными жизненными ситуациями и работать в коллективе.

Социально-трудовые компетенции: компетенции личностного самосовершенствования: ответственное отношение к делу; самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность; бережное отношение к инструментам, нотам, оборудованию; взаимопомощь и взаимоуважение; гражданские и патриотические чувства.

Отличительные особенности программы заключается в том, что в ней предусмотрено варьирование инструментального, количественного и возрастного состава участников ансамбля. Репертуар, предполагаемый в программе разнообразен в жанровом и стилевом отношениях, а степень его сложности зависит от подготовленности и возрастного состава учащихся. Структура занятий выстроена таким образом, что теоретические знания учащиеся получают одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Спецификой инструментального обучения в эстрадно — духовом ансамбле является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, естественно усложняясь и расширяясь в дальнейшем, путем работы над более разнообразным, усложняющимся репертуаром. В основу формирования репертуара положены следующие идейно-художественные и дидактические принципы:

  • идейно-художественные ценности;
  • разнообразие жанров и тематики;
  • многоплановости применения;
  • доступности;
  • «от простого к сложному»;
  • заинтересованности.

На ряду с произведениями русской и зарубежной классики в репертуар ансамбля включены и произведения патриотического характера, а также произведения современных авторов. Уровень программных требований может быть расширен или уменьшен в зависимости от интересов и возможностей учащихся.

Своеобразие программы «Эстрадно-духовой ансамбль» заключается в том, что практическое и техническое овладение навыками игры на духовых инструментах — это сложный и трудоемкий процесс, он требует длительной и систематической подготовки, поэтому для достижения хороших исполнительских результатов, сыгранности коллектива, ансамблю необходимо более продолжительное время, чем другим видам коллективного творчества.

Игра на духовых инструментах сопряжена со значительной затратой физических сил и связана с общим психическим и физическим развитием ребенка, поэтому в эстрадно-духовой ансамбль принимаются учащиеся имеющие предварительную музыкально – исполнительскую подготовку. Ежегодно основной состав ансамбля пополняется молодыми исполнителями.  Как и любой музыкант, будущий участник коллектива должен обладать музыкальными данными – интонационным и ритмическим слухом, музыкальной памятью. 

Адресат программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 3 года, количество учебных часов по программе – 432, в том числе предусмотрено 94 часа теоретических занятий и 338 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие, прошедшие предварительную музыкальную подготовку.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий — групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями — 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 

Наполняемость групп: не менее 8 учащихся. 

Формы аттестации: 

Промежуточная аттестация учащихся проводится в середине учебного года в форме контрольного занятия, академического прослушивания или концертного выступления.

Используемые методы: практическое задание, публичное выступление.

Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в форме творческого экзамена.

Используемые методы практического раздела: академический концерт, концертное выступление.

Программа итоговой аттестации содержит методику проверки практических умений и навыков. Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).

Виды контроля:

  • начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
  • стартовый контроль – в начале последующего года обучения с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
  • промежуточный контроль – с 20 по 26 декабря (ЗУН);
  • промежуточная аттестация – с 20 по 30 апреля текущего учебного года (ЗУН, ОУУиН); 
  • итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая (ЗУН, ОУУиН).

Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. ЗУН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.

Формы контроля: 

  • контрольное занятие;
  • занятие практикум;
  • академический концерт;
  • концертное выступление;
  • творческий экзамен;
  • прослушивание.

Методы контроля: 

  • устный опрос;
  • тестирование; 
  • собеседование;
  • наблюдение; 
  • практическая работа; 
  • оценивание и т.д.

Контроль ОУУиН  проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального (стартового) контроля и промежуточной (итоговой) аттестации, данные заносятся в соответствующий протокол.

Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:

организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

Мониторинг личностной и поведенческой сферы учащихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для проведения мониторинга применяется диагностический инструментарий. На основе данных мониторинга на каждого учащегося составляется индивидуальная карта учета результатов обучения и динамики личностного развития в процессе освоения образовательной программы.

Критерии оценки результатов освоения программы

— практические навыки владения инструментом;

— качественное, выразительное исполнение своих партий;

— умение грамотно, выразительно исполнять музыкальные произведения;

— навыки ансамблевой игры.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. 

Материально-техническое обеспечение:

    • компьютер;
  • музыкальные инструменты малого смешанного состава оркестра (флейты; трубы; тромбоны; альты; тенора; баритоны; тубы es, В; саксофоны сопрано, альт, тенор, баритон; ударная установка); 
  • фортепиано;
  • синтезатор;
  • стулья;
  • пюпитры.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

    • учебно-методическое пособие Аранжировка мелодии из к/ф «Великолепный век», методические указания и рекомендации к практическим занятиям; 
    • учебная, методическая, дополнительная литература;
    • нотная литература;

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом воспитательной работы. 

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. 

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • совместные воспитательные мероприятия;
  • концертные выступления.
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2.1. Учебный план первого года обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1. Организационное занятие 2 2 Беседа
2. Музыкальная грамота 20 6 14
2.1 Элементарные теоретические понятия, музыкальные термины. Запись музыкальных произведений 20 6 14 Опрос, наблюдение
3. Коллективные упражнения, учебно-тренировочный материал 24 4 20
3.1 Разбор, разучивание коллективных упражнений 12 2 10 Прослушивание 
3.2 Разбор и разучивание учебно-тренировочного материала 12 2 10 Прослушивание 
4. Работа над репертуаром 60 10 50
4.1 Разбор, разучивание партий 30 6 24 Прослушивание, опрос
4.2 Разучивание и исполнение произведений по группам 30 4 26 Прослушивание, опрос
5. Работа над ансамблем 36 2 34
5.1 Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля 36 2 34  Прослушивание, академический концерт
6 Итоговое занятие 2 2 Опрос, прослушивание
ИТОГО 144 24 120  

 

2.2. Учебный план второго года обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1. Организационное занятие 2 2 Беседа 
2. Чтение с листа 20 6 14
2.1 Развитие навыков чтения нотного текста 20 6 14 Наблюдение, прослушивание 
3. Коллективные упражнения, учебно-тренировочный маьериал 26 10 16
3.1 Разбор и разучивание коллективных упражнений 12 6 6 Прослушивание 
3.2 Разбор и разучивание учебно-тренировочного материала 14 4 10 Прослушивание 
4. Работа над репертуаром 60 14 46
4.1 Разбор и разучивание партий 30 8 22 Опрос, прослушивание
4.2 Разучивание и исполнение произведений по группам 30 6 24 Опрос, прослушивание
5. Работа над ансамблем 34 4 30
5.1 Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля 34 4 30  Опрос, прослушивание, академический концерт
6 Итоговое занятие 2 2 Опрос, прослушивание
ИТОГО 144 36 108

 

2.3. Учебный план третьего года обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1. Организационное занятие 2 2 Беседа
2. Чтение с листа 20 6 14
2.1 Развитие навыков чтения нотного текста 20 6 14 Прослушивание 
3. Коллективные упражнения, учебно-тренировочный материал 30 8 22
3.1 Разбор, разучивание и исполнение коллективных упражнений 12 4 8 Прослушивание, опрос
3.2 Разбор, разучивание учебно-тренировочного матераила 18 4 14 Прослушивание, опрос
4. Работа над репертуаром 60 14 46
4.1 Разбор и разучивание партий 30 8 22 Прослушивание 
4.2 Разучивание и исполнение произведений по группам 30 6 24 Прослушивание 
5. Работа над ансамблем 30 4 26
5.1 Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля 30 4 26  Тестирование, прослушивание, академический концерт
6 Итоговое занятие 2 2 Опрос, прослушивание
ИТОГО 144 34 110

 

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Содержание программы первого года обучения

Раздел I Организационное занятие 

Теория: Рассказ о видах ансамблей, о возможностях эстрадно – духового ансамбля  и его роли в культурной жизни города. Правила посадки и размещение ансамбля, солисты, первые и вторые голоса, группа аккомпанирующих инструментов, ударные. Правила ансамблевой  дисциплины. Общий план работы эстрадно – духового ансамбля, репертуар, который необходимо освоить. Инструктаж по технике безопасности.

Формы и методы обучения: теоретическое занятие; словесный и наглядный метод. 

Форма подведения итогов: беседа

Раздел II Музыкальная грамота 

Тема №2.1 «Элементарные теоретические понятия, музыкальные термины. Запись музыкальных произведений»

Теория: Закрепление и совершенствование знаний нотной грамоты. Правила записи нотного текста, размер, такт, темп, ритм. Знаки альтерации. Знаки сокращенного письма. Аннотации к произведениям и исполнителям. Лекции, беседы о музыке, о творчестве великих композиторов, исполнителей.

Практика: Закрепление и совершенствование построения музыкальных знаков. Запись нот в различных октавах, длительности, паузы, размер, метроритмические группировки. Знаки альтерации ключевые и встречные. Прослушивание лучших образцов мировых, отечественных, музыкальных произведений, импровизаций.

Формы    и методы обучения: практические, учебные    занятия; словесный (объяснение), наглядный (показ), наглядно-зрительный (иллюстрация), практический (отрабатывание умений и навыков).

Формы подведения итогов: опрос, наблюдение.

 

Раздел III Коллективные упражнения, учебно-тренировочный материал

Тема №3.1 «Разбор и разучивание коллективных упражнений»

Теория и практика: Разбор, разучивание и исполнение коллективных упражнений. Изучение специальных упражнений из школ коллективной игры для эстрадно-духового ансамбля.  Упражнения по освоению штрихов. Работа над динамикой, штрихами и качеством звука. Достижение правильной силы звучания ансамбля в основных динамических нюансах. 

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный(объяснение).

Формы подведения итогов: прослушивание

Тема №3.2 «Разбор и разучивание учебно-тренировочного материала»

Теория и практика: Разбор, разучивание и исполнение гамм, арпеджио, этюдов. Исполнение мажорных и минорных гамм в различных темпах, штрихах и динамических оттенках, в унисон и аккордовом изложении, разными ритмическими рисунками.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный(объяснение).

Формы подведения итогов: прослушивание

 

Раздел IV Работа над репертуаром

Тема №4.1 «Разбор и разучивание партий»

Теория и практика: Разбор и разучивание своей партии, соблюдение аппликатуры, штрихов, динамики. Разбор и изучение пьес малой формы (песни, танцы, марши). Точное и чистое интонирование, соблюдение темпа, ритма, штрихов, аппликатуры. Анализ музыкальных произведений. Беседа-сообщение об авторе, названии музыкальной пьесы. Стиль, форма музыкального произведения. Темп, размер, штрихи, динамика. 

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный (объяснение).

Формы подведения итогов: прослушивание.

Тема №4.2 «Разучивание и исполнение произведений по группам»

Теория и практика: Исполнение музыкальных пьес. Работа над правильным исполнительским дыханием, звуковедением, штрихами, аппликатурой. Освоение правил исполнительского искусства и основных исполнительских навыков. Стройное, ритмичное соотношение партий в целостном звучании музыкальной пьесы. Одновременное вступление и окончание игры. Усиление и ослабление звука, темповые изменения. Умение слушать свою партию и не выделяться из общего звучания.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный (объяснение). 

Формы подведения итогов: прослушивание.

 

Раздел V Работа над ансамблем

Тема №5.1 «Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля»

Теория и практика: Отрабатывание и исполнение произведения в составе ансамбля. Умение слушать во время игры звучание своей партии, соблюдать точность, синхронность ритмического ансамбля, равновесие и баланс в динамике исполнения.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия: практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно – зрительный (показ), словесный (объяснение).

Форма подведения итогов: прослушивание, академический концерт.

 

Раздел VI Итоговое занятие

Практика: Повторение и закрепление всего изученного материала. Исполнение всех ранее изученных произведений.

Формы и методы обучения: практическое занятие; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), словесный.

Форма подведения итогов: опрос, прослушивание

 

3.2. Содержание программы второго года обучения

Раздел I Организационное занятие

Теория: Цели, задачи и формы работы в эстрадно – духовом ансамбле.

Правила посадки и размещение ансамбля, солисты, первые и вторые голоса, группа аккомпанирующих инструментов, ударные. Общий план работы ансамбля, репертуар. Инструктаж по технике безопасности.

Формы и методы обучения: теоретическое занятие, словесный и наглядный метод. 

Форма подведения итогов: беседа

 

Раздел II Чтение с листа 

Тема №2.1 2 «Развитие навыков чтения нотного текста»

Теория и практика: Закрепление и совершенствование знаний нотной грамоты. Правила записи нотного текста, размер, такт, темп, ритм. Знаки альтерации. Знаки сокращенного письма. Совершенствование навыков точности и грамотности прочтения музыкального текста (нотных знаков, нюансов, штрихов и других авторских указаний). Предельная концентрация внимания, развитие артистизма исполнения. Исполнение музыкальной пьесы всем коллективом, с соблюдением темпа, ритма, штрихов, динамики, без предварительного разбора.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный(объяснение).

Формы подведения итогов: прослушивание, наблюдение

 

Раздел III Коллективные упражнения, учебно-тренировочный материал

Тема №3.1 «Разбор и разучивание коллективных упражнений»

Теория и практика: Совершенствование исполнительских навыков на более сложном материале. Разбор, разучивание и исполнение коллективных упражнений. Изучение специальных упражнений из школ коллективной игры для эстрадно-духового ансамбля.  Упражнения по освоению штрихов, стаккато, легато. Работа над динамикой, штрихами и качеством звука. Достижение правильной силы звучания ансамбля в основных динамических нюансах. 

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный(объяснение).

Формы подведения итогов: прослушивание

Тема №3.2 «Разбор, разучивание и исполнение учебно-тренировочного материала»

Теория и практика: Совершенствование навыков исполнительского мастерства на более сложном материале. Разбор, разучивание и исполнение гамм, арпеджио, этюдов. Исполнение мажорных и минорных гамм в различных темпах, штрихах и динамических оттенках, в унисон и аккордовом изложении, разными ритмическими рисунками. слуховой контроль за качеством исполнения.

Формы и методы обучения: практические, учебные  занятия; практический (отрабатывание исполнительских навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный(объяснение).

Формы подведения итогов: прослушивание

 

Раздел IV Работа над репертуаром

Тема №4.1 «Разбор и разучивание партий»

Теория и практика: Разбор и разучивание своей партии, соблюдение аппликатуры, штрихов, динамики. Разбор и изучение пьес малой формы (песни, танцы, марши). Точное и чистое интонирование, соблюдение темпа, ритма, штрихов, аппликатуры. Анализ музыкальных произведений. Беседа-сообщение об авторе, названии музыкальной пьесы. Стиль, форма музыкального произведения. Темп, размер, штрихи, динамика. 

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный (объяснение).

Формы подведения итогов: прослушивание

Тема №4.2 «Разучивание и исполнение произведений по группам»

Теория и практика: Исполнение музыкальных пьес. Работа над правильным исполнительским дыханием, звуковедением, штрихами, аппликатурой. Освоение правил исполнительского искусства и основных исполнительских навыков. Стройное, ритмичное соотношение партий в целостном звучании музыкальной пьесы. Одновременное вступление и окончание игры. Усиление и ослабление звука, темповые изменения. Умение слушать свою партию и не выделяться из общего звучания.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный (объяснение). 

Формы подведения итогов: опрос, прослушивание

 

Раздел V Работа над ансамблем

Тема №5.1 «Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля»

Теория и практика: Отрабатывание и исполнение произведения в составе ансамбля. Умение слушать во время игры звучание своей партии, соблюдать точность, синхронность ритмического ансамбля, равновесие и баланс в динамике исполнения.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия: практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно – зрительный (показ), словесный (объяснение).

Форма подведения итогов: опрос, прослушивание, академический концерт

 

Раздел VI Итоговое занятие

Практика: Повторение и закрепление всего изученного материала. Исполнение всех ранее изученных произведений.

Формы и методы обучения: практическое занятие; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), словесный.

Форма подведения итогов: опрос, прослушивание

 

3.3. Содержание программы третьего года обучения

Раздел I Организационное занятие

Теория: Цели, задачи и формы работы в эстрадно – духовом ансамбле.

Правила посадки и размещение ансамбля, солисты, первые и вторые голоса, группа аккомпанирующих инструментов, ударные. Общий план работы ансамбля, репертуар. Инструктаж по технике безопасности.

Формы и методы обучения: теоретическое занятие, словесный и наглядный метод. 

Форма подведения итогов: беседа

 

Раздел II Чтение с листа 

Тема №2.1 Развитие навыков чтения нотного текста

Теория и практика: Закрепление и совершенствование знаний нотной грамоты. Правила записи нотного текста, размер, такт, темп, ритм. Знаки альтерации. Знаки сокращенного письма. Совершенствование навыков точности и грамотности прочтения музыкального текста (нотных знаков, нюансов, штрихов и других авторских указаний). Предельная концентрация внимания, развитие артистизма исполнения. Исполнение музыкальной пьесы всем коллективом, с соблюдением темпа, ритма, штрихов, динамики, без предварительного разбора.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный(объяснение).

Формы подведения итогов: наблюдение, прослушивание

 

Раздел III Коллективные упражнения, учебно-тренировочный материал

Тема №3.1 «Разбор и разучивание коллективных упражнений»

Теория и практика: Совершенствование исполнительских навыков на более сложном материале. Разбор, разучивание и исполнение коллективных упражнений. Изучение специальных упражнений из школ коллективной игры для эстрадно-духового ансамбля. Работа над динамикой, штрихами и качеством звука. Достижение правильной силы звучания ансамбля в основных динамических нюансах. 

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный(объяснение).

Формы подведения итогов: прослушивание

 

Тема №3.2 «Разбор, разучивание и исполнение учебно-тренировочного материала»  

Теория и практика: Совершенствование навыков исполнительского мастерства на более сложном материале. Разбор, разучивание и исполнение гамм, арпеджио, этюдов. Исполнение мажорных и минорных гамм в различных темпах, штрихах и динамических оттенках, в унисон и аккордовом изложении, разными ритмическими рисунками. Разбор и разучивание этюдов.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный(объяснение).

Формы подведения итогов: опрос, прослушивание

 

Раздел IV Работа над репертуаром

Тема №4.1 «Разбор и разучивание партий»

Теория и практика: Разбор и разучивание партии, соблюдение аппликатуры, штрихов, динамики. Разбор и изучение пьес малой формы (песни, танцы, марши). Точное и чистое интонирование, соблюдение темпа, ритма, штрихов, аппликатуры. Анализ музыкальных произведений. Беседа-сообщение об авторе, названии музыкальной пьесы. Стиль, форма музыкального произведения. Темп, размер, штрихи, динамика. 

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный (объяснение).

Формы подведения итогов: прослушивание

 

Тема №4.2 «Разучивание и исполнение произведений по группам»

Теория и практика: Исполнение музыкальных пьес. Работа над правильным исполнительским дыханием, звуковедением, штрихами, аппликатурой. Освоение правил исполнительского искусства и основных исполнительских навыков. Стройное, ритмичное соотношение партий в целостном звучании музыкальной пьесы. Одновременное вступление и окончание игры. Усиление и ослабление звука, темповые изменения. Умение слушать свою партию и не выделяться из общего звучания.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно-зрительный (показ), словесный (объяснение). 

Формы подведения итогов: опрос, прослушивание

 

Раздел V Работа над ансамблем

Тема №5.1 «Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля»

Теория и практика: Отрабатывание и исполнение произведения в составе ансамбля. Умение слушать во время игры звучание своей партии, соблюдать точность, синхронность ритмического ансамбля, равновесие и баланс в динамике исполнения.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия: практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), наглядно-слуховой (иллюстрация), наглядно – зрительный (показ), словесный (объяснение).

Форма подведения итогов: тестирование, прослушивание, академический концерт

 

Раздел VI Итоговое занятие

Практика: Повторение и закрепление всего изученного материала. Исполнение всех ранее изученных произведений.

Формы и методы обучения: практическое занятие; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), словесный.

Форма подведения итогов: опрос, прослушивание

 

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы: 

  • единства обучения, развития и воспитания; 
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  • связи теории с практикой.

 методы обучения:

Словесный: беседа, рассказ; наглядный, практический; наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, иллюстративный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); 

формы организации образовательной деятельности: групповая

формы организации учебного занятия — беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт.

педагогические технологии — технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности. 

алгоритм учебного занятия – 

Время, отведенное для сводной репетиции, распределено следующим образом:

-настройка ансамбля – 10 минут;

-проигрывание коллективных упражнений, гамм -15 минут;

-работа над репертуаром – 30 минут;

-работа над ансамблем – 25 минут. 

дидактические материалы – 

-нотная литература; 

-биографический материал о композиторах; 

-литература по музыке; 

-примерный репертуарный план; 

-специализированная методическая литература.

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  2. Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. — Л., 1979
  3. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. — М-1962
  4. Докшицер Т. О штрихах при игре на трубе. — М.- Мелодия, 1967
  5. Инструментовка для духового оркестра/Общая ред. Б. Кожевникова М., 1978.
  6. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. –М- 1967
  7. Нежинский О. Детский духовой оркестр. М.: Музыка, 1989
  8. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. — Л., 1987.
  9. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. -Л., 1987
  10. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. — М., 1958.
  11. Рунов В. Как организовать самодеятельный духовой оркестр. — М., 1977
  12. Усов Ю.  Вопросы музыкальной педагогики. — М., 1991.
  13. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. — М., 1984.
  14. Хаханян Х. Духовой оркестр. – М., 1974.

Литература для детей и родителей:

  1. Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра- М.1948.
  2. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. -М.,1975.
  3. Максимов С. Музыкальная грамота. -М., 1975.
  4. Музыка для духового оркестра. М.: Советский композитор, 1990.
  5. Музыкальные жанры/ Под. Ред. Т. Поповой. — М., 1968.
  6. Способин И. Элементарная теория музыки. –М., 1970
  7. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -М., 1985
  8. Школа коллективной игры для духовых оркестров. Общая ред. Н.П. Иванова-Радкевича- М., 1960.

 

  • ГЛОССАРИЙ 

Аранжировка – это искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной. Отличается от оркестровки тем, что допускается применение различных способов развития первоначального материала – изменение гармонии, применение транспозиции и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и так далее.

Гармония (греч harmonia — соразмерность, согласованность) — 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию. 2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).

Деревянные духовые инструменты — общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Деревянные духовые инструменты используются также в духовых оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой партитуре группа Деревянных духовых инструментов занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.

Динамика (от греч. dynamikos — силовой) — 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).

Жанр (фр. genre — тип, манера) — 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (например, Жанр эпический, комический), природе сюжета (например, Жанр исторический, мифологический), составу исполнителей (например, Жанр — оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный), обстоятельствам исполнения (например, Жанр концертный, камерный, бытовой), особенностям формы (например, Жанр романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) — связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена — бытовая сцена Импровизация (от лат. improvisus — непредвиденный, нечаянный) — творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.

Кантилена (лат. cantilena — распевное пение) — широкая певучая мелодия.

Кода (ит. coda — хвост, конец) — заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Кульминация (от лат. culmen — верх, вершина) — момент высшего напряжения в музыкальном развитии.

Медные духовые инструменты — духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. Медные духовые инструменты являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа Медные духовые инструменты пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.

Мелодия (греч. melodia — пение песни от melos — песнь и ode — пение) — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мотив (от ит. motivo — повод, побуждение, и лат. motus — движение) — 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента — ударения. 2. В общераспространенном значении — напев, мелодия.

Партитура (ит. partitura — деление, распределение) — нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк Партитуры определяется количеством входящих в нее партий — инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.

Партия (от лат. pars — часть) — часть музыки ансамбля, оперы и т. д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.

Ритм (от. греч. rythmos — мерное течение) — организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Ритм — важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.

Тема музыкальная (греч. thema — предмет рассказа) — основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив).

Тембр (фр. timbre) — специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.

Темп (от ит. tempo — время) — скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно — ларго (largo), медленно — адажио (adagio), спокойно, плавно — анданте (andante), умеренно быстро — модерато (moderato), быстро — аллегро (allegro), очень быстро — престо (presto). Иногда Темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIX века Темп обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Темп часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле — allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.).

Фраза (греч. phrasis — оборот речи, выражение) — в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии, обрамленная паузами (цезурами).

Экспрессия (от лат. expressio — выражение) в музыке — повышенная выразительность.

 

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

к дополнительной общеразвивающей программе «Эстрадно – духовой ансамбль» 

(базовый уровень)

группа сентябрь1 октябрь ноябрь декабрь2 январь февраль март  апрель3 май4 Итого

план

Итого факт
1. 6 зан

12ч.

9 зан

18ч.

9 зан

18ч

8 зан

16ч

6 зан

12ч

8 зан

16ч

8 зан

16ч

10 зан

20ч.

8зан

16ч. 

72 зан

144ч

72зан

144ч.

 

Продолжительность учебного года – с 10 сентября по 30 мая

Каникулы – с 31 мая по 31 августа

 

Продолжительность учебных занятий:

гр.2а– 2 раза в неделю по 2 часа = 4 часа

 

1 — Начальный и стартовый контроль – с 15 по 25 сентября

2 — Контрольный срез – с 20 по 26 декабря

3 — Промежуточная аттестация – с 20 по 30 апреля

4 — Итоговая аттестация – с 12 по 19 мая