автор: Трифонова Ирина Юрьевна

учитель-логопед МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1»

Практическое использование здоровьесберегающих технологий на коррекционно-логопедических занятиях.

МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида « 1»

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Практическое использование здоровьесберегающих технологий 

на коррекционно-логопедических занятиях».

Учитель-логопед высшей квалификационой категории 

Трифонова Ирина Юрьевна

КГСХА

Здоровьесберегающие технологии — неотъемлемая часть коррекционно-логопедической  работы. Я хочу рассказать как я применяю их в своей работе.

Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов,  и часто болеющий.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, самомассаж, пальчиковую гимнастику, элементы Су–Джок терапии, дыхательную гимнастику, динамические паузы, логоритмику, кинезеологические упражнения.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

— улучшение памяти, внимания, мышления;

— повышение способности к произвольному контролю;

— улучшение общего эмоционального состояния;

— повышается работоспособность, уверенность в себе;

— стимулируются двигательные функции;

— снижает утомляемость;

— улучшаются пространственные представления; 

— развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

— стимулируется речевая функция;

— улучшается соматическое состояние.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, стараюсь выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала. На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я применяю интерактивные, новейшие формы: 

Использование предметных картинок. Картинка с изображением дятла: упражнение «Дятел»; картинка с изображением барабана: упражнение «Барабанщик». 

Сказочные истории из жизни язычка. Я или ребёнок рассказывает сказку про веселый Язычок и демонстрирует движения языка. 

Использование игрушек, игрушек из «киндер — сюрприза». Данные игрушки во время логопедических занятий активизируют внимание и позволяют наглядно показать данное упражнение. 

Использование дидактических кукол. Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, изготовила для логопедических занятий дидактическую куклу Лягушка — это игрушка с раскрывающимся ртом. Голова игрушки сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны головы в язык. Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык лягушки, подключая к работе тактильный анализатор. 

Упражнения в виде стихокомплексов. Текст стиха задаёт ритм выполнения движения, рассказывает об артикуляционной позе языка. 

Артикуляционная гимнастика под музыку. В качестве музыкального сопровождения предлагаются известные песенки, подходящие по содержанию к названиям артикуляционных упражнений. При этом каждая мелодия звучит 25-35 секунд, что позволяет точно дозировать все упражнения.

Использование компьютерных технологий. Упражнение артикуляционной гимнастики высвечивается на экране монитора в виде картинок, анимации в презентации, видеоролики с комплексом артикуляционных упражнений. Использование ИКТ позволяет сохранять единую сюжетную линию занятия.

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика

         На развитие мелкой моторики пальцев рук во время коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

      Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, паззлы, изготовление аппликаций, и, конечно же, специальные упражнения для пальцев. Стимулирую активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). 

 Наряду с пальчиковыми играми использую элементы Су-Джок терапии. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

     Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие. 

Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть. 

Существенное влияние на организм и его работоспособность оказывают динамические паузы.  Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Кроме популярных сегодня электронных зарядок стремлюсь использовать логопедическую ритмику, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений.  Дети выполняют  упражнения в заданном темпе и ритме, что способствует формированию необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка, формирует положительный эмоциональный настрой.

Двигательную активность сочетаю с речевым сопровождением, чтобы физминутка имела обучающую задачу. Например автоматизация звука, применение навыков словообразования и словоизменения, развитие активного словаря  т.д.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений использую для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности. 

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.  Кинезиологический комплекс упражнений включает упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое, например: «Кулак-ребро-ладонь», «Ладушки», «Лягушки» и так далее. 

         С целью расширения предметно-пространственной здоровьесберегающей среды логопедического пункта в начале учебного года создала Центр здоровьесберегающих технологий,  куда вошли пособия и игры для развития речевого дыхания, а также артикуляционной, общей, мелкой моторики.

Центральное место в этом центре здоровьесберегающих технологий занимает Картина ощущений, или тактильная картина, которая способствует развитию у детей тактильно-кинестетических ощущений, пассивного и активного словаря,  фразовой речи и, конечно, мелкой моторики. 

Примерные варианты игр с тактильной картиной:

  • Найди что гладкое (шершавое, холодное и т. д.);
  • Найди что на картине деревянное (стеклянное, металлическое и т. д.) ;
  • Найди на ощупь такой предмет (или определённую группу предметов) как у меня;
  • Проведи пальчиком и расскажи о своих ощущениях;
  • Найди знакомые предметы.

Ребенок проводит пальчиками по материалам картины, запоминая их и рассказывая о своих ощущениях. Закрыв глаза ребенок рассказывает о своих ощущениях: гладкий, шершавый, холодный теплый, мелкий, крупный и др. Закрепление основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый. Ребенок использует пособие как совместно с педагогом, так и самостоятельно. 

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма, преодолению речевых нарушений, а также позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.