Автор: Улитина-Лейман Ольга Александровна

учитель начальных классов МАОУ СОШ №92 города Тюмени

Технологическая карта Урок-креатив из серии «Охота на знания» во 2 классе по теме «Единственное и множественное число имён существительных»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

в рамках конкурса профессионального мастерства «Вдохновение» — 2021

Русский язык УМК «ШКОЛА России» — 2 класс

 

УРОК-КРЕАТИВ из серии «Охота на знания»

Тем: «Единственное и множественное число имен существительных»

Проблема. Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные?

Цели: дать понятие об изменении имён существительных по числам; учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма

 

Знания: узнают об определении и изменении формы числа имени существительного.

Умения: научатся устанавливать, изменяются ли имена существительные по числам, определять число имён существительных, распознавать имена существительные
в единственном и во множественном числе с обоснованием своего ответа 

Навыки: приобретут умения правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля – туфли)

 

Планируемые результаты:

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебно-практических задач.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация,  учебник «Школы России» Русский язык 2 класс, 2 часть, 61 стр. 

Раздаточный материал: карточки.

Учитель

начальных классов

Место проведения Дата Время
Улитина-Лейман

Ольга Александровна

МАОУ СОШ 92 (корпус 2)

Каб. 303/3 – 2 «О» класс

12.03.2021

(пятница)

2 урок: 15:00 – 15:40

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

в рамках конкурса профессионального мастерства

«Вдохновение» — 2021

 

Методы обучения: системно-деятельностный  подход

Здоровьесберегающие технологии: смена видов деятельности на уроке, особенности посадки, физкультминутка.

 

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Чтобы видеть все вокруг

Надо быть внимательным. 

Окружающий нас мир 

Очень привлекательный. 

Дружно-вместе на охоту соберись. Каждый будет шпионом как герои сегодняшнего урока  // Приготовились-настроились, ребята. 

Гостям в знак приветствия повернулись и кивнули.

Оглядываемся на почти минувший сезон зимы, там далеко в Антарктиде легко и весело скатываются с горки Пингвины. Ловко приземляемся за парты 1ряд, следом 2ряд и 3 ряд. 

Приветствовать учителя Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
2. Актуализация знаний 

Блиц-опрос устно: ответы на вопросы, фронтальная работа

Мы продолжаем охоту за артефактами (кластер). 

На этой неделе ежедневно наша копился пополнялась важными открытиями: изучаем грамматику человеческой речи через какую форму? (морфологию)

Какую самостоятельную единицу речи в качестве артефакта мы открыли? (Существительное)

Как мы можем обнаружить среди других слов имя Существительное? (по вопросам Кто? и Что?)

Что обозначает имя существительное, что за ним скрывается? (предмет)

Как мы различаем предметы, по каким признакам они могут быть разными? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).

Предлагаю посмотреть эпизод мультфильма «Пингвины Мадагаскара» — по какому признаку можно разделить героев…

Ребята, узнали мультфильм?

Как Вы думаете, какое отношение фрагмент этого мультфильма имеет к нашему уроку?

Какая категория имени существительного не была нами найдена среди артефактов? 

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

 

 

 

 

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

 

 

 

3. Словарная работа

Практич.:словарная работа, самопроверка

Запишите дату. Сегодня 12 марта. На следующей строке вид работы: Классная работа. Подчеркните орфограммы. Оценивать свои возможности грамотного написания слов. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;
4. Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: словарно-орфографическая работа 

Словесн.: ответы на вопросы, фронтальная

На слайде слова-образы из мультфрагмента: 

 — Прочитайте слова!

 — Какой глухой звук стоит в начале нескольких слов?

Запишем каллиграфически слоги (чистописание): Пи Пти Пуш

 

На какие две группы слов можно разделить слова, записываем в тетради:

Антарктида              Пингвины

Яйцо                         Журналисты

Корабль                    Тюлени (морские леопарды)

Птица                        снежки, снежинки

Пушка                       морозные 

Льдина                      веселые

 

— Что общего у этих слов?

— Обратите внимание на окончания этих слов!

-Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-Какие части речи вы записали?

-Эти слова обозначают один предмет или много?

-Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.

— Какое (или какие) слова здесь лишние?

-У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?

-Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Орфографическая минутка

Записать слова в столбик, 

Поставить слова во мн.ч. и записать их

Выражать собственное мнение, на основе этого предположить цель урока

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока 

5.Решение частных задач

Словесн.: устное выполнение,

чтение правила, фронтальная

Игровой метод, фронтальная

Два пингвина, но шесть пингвинов. Два яйца, но пять (шесть и т.д.) яиц. Почему так происходит? Почему два, две, но три, четыре и т.д.? В древнерусском языке было три числа: единственное, двойственное и множественное. 

Единственное и множественное остались в русском языке и сейчас, это знают все. Однако двойственное число начало в 13 веке исчезать из русского языка и заменяться множественным числом.

Выполняем работу на карточках (в файле на парте – желтая солнечная карточка): из группы слов формулируем предложение и изменяем число.

(Розовая карточка) У имени существительного определяем число – работа с текстом. Принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч., имя существительное множественного числа – мн.ч.. Несколько учеников комментируют выполнение.

2. Игра «Один — много или Всё наоборот»

(Учитель называет имена существительные в единственном числе-учащиеся поднимают одну руку, во множественном числе-поднимают две руки) 

Физминутка: Найди свое в 1экз у себя, а 2 и больше у соседа.

Устно выполнить упражнение.

Читать правило.

Узнавать новую информацию.

Участвовать в процессе игры

Взаимодейстие учащихся в парах

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

6.Закрепление

Практич.: выполнение упражнения с комментированием

Практич.: самостоятельное выполнение упраж., фронтальная

Упр.105 с.61(Выполнение с комментированием.)

Прочитайте правило на стр.62

-При изменении формы меняется значение имени существительного?

Упр. 107 с.62

(Самостоятельное выполнение)

Выполнить упражнение.Читать правило.

Выражать свое мнение.

Выполнить самостоятельно упражнение

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Р: принимают и сохраняют уч. задачу;

7.Подведение итогов урока

словесн.:беседа

-О ком признаке имени существительного вы узнали?

-Какое задание вам было трудно выполнять?

-Все ли вам было понятно?

Подводить итог урока К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
8. Д\З с.62 упр. 106, выучить правило Записать д/з Р: принимают и сохраняют уч.задачу.