Автор: Уромичева Надежда Даниловна

преподаватель ДХШ г Радужный ХМАО-Югра

Программа «Одаренные дети»

Автономное  учреждение «Образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская художественная школа»

Муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Городской округ город Радужный

Программа «Одаренные дети»  

Сроки реализации программы  2016-2020 гг

Основание для разработки:

 Федеральная  целевая программа «Дети России»

Концепция российской  национальной системы выявления и развития молодых талантов

Образовательная программа «Региональная система выявления и поддержки одаренных детей независимо от социального статуса и места проживания»

Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки  

Актуальность проблемы:

Для современной России проблема работы с одаренными детьми весьма актуальна. А реализация этой проблемы  предъявляет высокие требования к школе. 

  • Это школа, где хорошо учат.
  • В этой школе должны преподавать  высококвалифицированные, интеллигентные педагоги.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним работают в учебное время, в свободное — не отказывают в помощи, совете или возможности работать дополнительно.

Основные идеи работы с одаренными детьми.

  • Способны все дети, только способности эти по — разному проявляются (здесь нет стандартов)
  • Очень часто одаренность сокрыта и проявиться может только при наличии раскрывающих ее условий.
  • Одарен каждый ребенок, а задача педагога – выявлять и развивать эти способности.
  • Развитие способностей не может происходить без развития мышления, поэтому ведущей является деятельность содержательно и организационно обеспеченная.

Цели программы:

  1. Создание благоприятных условий для развития одаренных  детей через структуру учебно-воспитательной работы школы.

Задачи программы: 

  • Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей, их социальной поддержки.
  • Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми
  • Активизация различных методов работы с детьми в виде конкурсов, олимпиад, выставок, фестивалей.   Расширение возможностей для участия одаренных детей в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней
  • Поддержка одаренных обучающихся и их педагогов  через введение системы поощрения их достижений
  • Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми  
  • Отбор наиболее эффективных методов и приемов в системе урочной и внеурочной деятельности, которые способствуют развитию одаренных детей, закреплению их природных данных.
  • Формирование морально-психологического климата в классах, школе для комфортного обучения талантливых и одаренных детей.
  • Накопление и распространение передового педагогического опыта работы с одаренными детьми, педагогический рост одаренных и талантливых педагогов, закрепление их в коллективе.

Нормативно-правовая база:

  1. — Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
  2. — Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
  3. — Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
  4. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №1537 от 21.12.2012 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». 
  5. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1572 от 27.12.2012 «Об утверждении Положения о координационном совете по поддержке одаренных детей и молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». 
  • Ожидаемые результаты реализации программы:

В результате реализации программы «Одаренные дети»

  1. появится обновленная целостная система работы с одаренными детьми в рамках модели адаптивной школы;
  2. в педагогическом коллективе будут иметь приоритет творчески работающие учителя, которые станут движущей силой всего педагогического коллектива, что даст возможность существенно улучшить качество образования всех детей;
  3. будет создан социально-психологический климат для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  4. существенно расширится внеурочная деятельность, которая будет направлена на развитие способностей детей в различных сферах деятельности,
  5. улучшатся условия для воспитания потребностей к здоровому образу жизни.

Основные мероприятия программы:

  1. Укрепление учебно-материальной базы школы:
  • создание библиотечного фонда, необходимого для творческой исследовательской деятельности
  • хороший фонд  лучших детских работ
  • богатый натурфонд
  • создание условий для внеурочной деятельности
  1. Разработка и внедрение учителями индивидуальных подпрограмм для работы с одаренными детьми.
  2. Сохранение и развитие сложившейся системы работы с одаренными детьми:
      • интеллектуальный  круг любителей истории искусств;
      • факультативы для архитекторов, графиков, скульпторов, живописцев, дизайнеров (по востребованности и наличии специалистов – на уровне обсуждения)
      • — мастер – классы для учащихся
      • Сократовские чтения в классах (пятиминутные сообщения учащихся  о событиях в культурной жизни страны и мира);
      • — олимпиады по наброскам на параллелях;
      • — срезы по параллелям по рисунку и живописи
      • школьные олимпиады по рисунку, живописи, композиции, скульптуре, ДПИ в традиционных техниках и свободной;
      • чествование победителей олимпиад, конкурсов, отличников и др. победителей, 
      • — формирование живого стенда, где будут размещаться новости об успехах и важных событиях школы  
      • система поощрения детей и учителей за достижения;
      • -создание системы работы с родителями одаренных  детей          

Сроки реализации программы: 2016-2020 годы.

Финансирование программы:

бюджетные средства;

стимулирующая часть ФОТ;

привлечение спонсорских средств.

Обоснование программы:

 Поиск и развитие одаренных и талантливых детей, работа с ними – задача каждой страны. В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа над развитием и совершенствованием одаренности и интеллектуальности детей является крайне необходимой. Она продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе. В Российской Федерации давно действует Федеральная целевая программа «Дети России». Будучи  президентом,  Д.А. Медведев в послании «Наша новая школа» выделил как одно из ведущих направлений работу с одаренными детьми. В стране эта работа развернулась во всех регионах.  В стране выходит специализированный журнал «Одаренные дети», есть проект «Национальное достояние России». В нашей школе немало учащихся и педагогов, ставших лауреатами «Новых имен», тех, чьи имена внесены в книги «Одаренные дети России», а также « Одаренные дети  Уральского округа»

Наша школа всегда активно работала с одаренными детьми, принимала участие почти во всех программах «Новых имен», отправляла детей и педагогов на курсы и мастер-классы в Москву, Суздаль, Нефтеюганск, Ханты – Мансийск, Тобольск. Учителя и ученики принимали участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах в Нефтеюганске, Мегионе,  Нижневартовске. Наши картины мы отправляли в самые разные уголки страны и мира, на конкурсы и выставки. И самые высокие награды и медали приходили к нам из Москвы и Греции, Армении и Польши, Германии и Японии, прибалтийских республик, Казахстана, Украины и Белоруссии, Швеции.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального внимания к любому таланту, любой неординарной личности;

принцип усиления разнообразной внеурочной работы с детьми, поиск талантов;

принцип создания условий для творческой деятельности через различные формы индивидуальной работы;

принцип свободы выбора вида деятельности, доступа к образовательным услугам;

принцип «Каждый человек  одарен»;

принцип «Я готов тебе помочь в любое время»;

принцип сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Терминология:

Одаренные дети 

имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, физические, музыкальные, литературные и другие способности и дарования.

имеют доминирующую, активную, ненасыщенную познавательную потребность, высокие стремления к совершенствованию и развитию способностей и талантов

испытывают радость от добывания знаний, умственного, интеллектуального, творческого, физического труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренности:

  1. дети с необыкновенно высокими интеллектуальными, музыкальными, художественными и прочими способностями;
  2. дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки;
  3. дети с ярко выраженными творческими способностями к искусству, спорту, науке и др.
  4. учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Основные формы работы с одаренными детьми:

— индивидуальные занятия с одаренными учащимися;

— групповые занятия с одаренными учащимися;

— факультативы,

— конкурсы;

— фестивали;

— участие в олимпиадах

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одаренных детей:

  1. Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.
  2. Разнообразные виды поддержки учащихся:

— Психолого–педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;

— социальные (равные стартовые возможности в обучении);

— валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни,

переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы;

  1. Право свободного выбора:

— профиля интеллектуального или творческого труда;

— уровня (начального, оптимального, продвинутого);

— вида творческого или интеллектуального труда.

Использованная литература:

1.Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Астахова ТА-учитель начальных классов,Карелина  ТА-методист, педагог дополнительного образования

    1. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.-
  • Власова Алевтина Олеговна -составитель «Программы работы с одаренными детьми»
  1. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45
  2. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116
  3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
  4. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.
  5. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.

.