автор: Утенкова Маргарита Андреевна
педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Бичурский дом детского творчества», с. Бичура
Конспект урока «Масленица»
План-конспект открытого занятия студии этнографии «О! Ладушки»
По теме «Масленица»
Утенкова Маргарита Андреевна
преподаватель дополнительного образования
МБОУ ДО «Бичурский дом детского творчества»
Цель – возрождение и сохранение традиций празднования Масленицы.
Задачи:
— духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
— знакомство с масленичными праздничными традициями и обычаями;
— создание среды для творческого общения детей;
— создание условий для совместного творчества детей и взрослых.
Методы обучения:
- словестный: объяснение, рассказ, беседа;
- наглядный;
- практические;
- групповые.
Оборудование, вспомогательный материал
- Компьютер для просмотра презентации, колонки.
- Джут, квадратик ткани на юбку, два квадратика ткани на фартук, треугольник ткани на платок, красные нитки, ножницы – исходя из количества присутствующих.
- Текст песни «Масленицы».
План урока:
- Начальный этап. Настрой учащихся на работу.
- Основной этап:
- Презентация с историей праздника;
- МК «Чучело».
- Заключительный этап:
- Исполнение масленичной песни;
- Итоги занятия.
Время урока: 45 минут.
Количество учащихся: 15 человек.
ХОД УРОКА
Рассказ преподавателя | Действия учащихся | |
Настрой учащихся на работу. |
||
Здравствуйте ребята!
Сегодня на занятии кто-то вспомнит, а кто-то откроет для себя что-то новое про праздник, который называется Масленица. Слышали же о таком? Игра «Ассоциации» Сейчас каждый мне назовет по одному слову, с которым у вас ассоциируется Масленица. Например, Масленица – Солнце. |
Здравствуйте!
Да. Масленица- блин, т.д. |
|
2. Основной этап:
Презентация с историей праздника |
||
1. Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства.
У древних славян этот праздник посвящен Солнцу (Ярило) и одна из версий имел название Комоедица.
2. Комо – медведь, едица – есть, получается медведь ест. А что ест? Те самые блины, тогда лепешки. Так как в это время медведи уже просыпались и были голодными, его можно было так задобрить лепешками. Вспомните фразу, которую говорят, когда готовят блины? «Первый блин комам». Это не значит первый блин скомкался, а что его отдают медведю. А медведь еще символ предков, а значит так еще и почитали своих предков.
3. Почему же тогда сейчас Масленица? С приходом христианства праздник просто стал отдыхом перед Великим Постом, когда можно хорошо поесть и повеселиться. По одной из версий, название «масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница. В общем, сложно сказать, почему.
4. Комоедицу отмечали за неделю до весеннего равноденствия 22 марта и неделю после. Сегодня Масленицу отмечают неделю, и дата зависит от Великого Поста.
5. Какие же традиции остались от древних славян, и мы до сих пор их проводим? Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.
6. Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок. Для катания использовались: санки, коньки, шкуры, ледянки, деревянные корыта.
7. В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах. К бою серьёзно готовились: парились в банях, сытно ели, обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.
8. Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись. как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.
9. Скоморохи организовывали представления. Конечно же, каждый из них старался рассмешить публику, но лучше всего это получалось у Петрушки. Он был главным героем кукольных театров по всей стране, его любили как взрослые, так и дети. Вместе со скоморохами на улицах можно было часто увидеть дрессированных медведей.
10. Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступления весны и ухода зимы. В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду. Катали по деревне на санях и пели песни или оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.
11. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями. Песнями зазывали весну и провожали зиму. Весну «Агукали». |
Слушают и смотрят презентацию
|
|
МК «Чучело» | ||
Последовательность создания чучела Масленицы. | Дети изготавливают чучело | |
3. Заключительный этап:
Исполнение масленичной песни |
||
Упражнения на: Дыхание. Дикцию, скороговорки: «От топота копыт». Звуковысотность: «У медведя во бору», на одной ноте
|
Дети выполняют задание и поют. | |
Итоги занятия | ||
Что такое Масленица?
Какие традиции? |
Ответы детей по теме. |
Приложение 1
ВЫ БЛИНЫ МОИ БЛИНЫ
- Вы блины мои, блины, вы блиночики мои! (2)
- Напекла я блины на щатыри сковроды. (2)
- Никто блины не берёт, никто даром не возьмёт. (2)
- Только серая свинья понюхыла да пошла. (2)
- За лиманом огонь горит-у свиньи живот болит. (2)
- За лиманом огонь потух-у свиньи живот опух. (2)
- Болит серца и печёнка-за лиманом живёт дявчёнка. (2)
- Каба лодычка была-пиряехыл ба туда. (2)
- Рита-рита, ри-та-та, вышла кошка за кота. (2)
- За кота-котавища, за Петра Иваныща. (2)