автор: Утенкова Маргарита Андреевна

педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Бичурский дом детского творчества», с. Бичура

Конспект урока «Масленица»

 

План-конспект открытого занятия студии этнографии «О! Ладушки»

По теме «Масленица»

 

Утенкова Маргарита Андреевна

преподаватель дополнительного образования

МБОУ ДО «Бичурский дом детского творчества»

 

Цель – возрождение и сохранение традиций празднования Масленицы.

Задачи:

— духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения;

— знакомство с масленичными праздничными традициями и обычаями;

— создание среды для творческого общения детей;

— создание условий для совместного творчества детей и взрослых.

Методы обучения:

  • словестный: объяснение, рассказ, беседа;
  • наглядный;
  • практические;
  • групповые.

Оборудование, вспомогательный материал

  • Компьютер для просмотра презентации, колонки.
  • Джут, квадратик ткани на юбку, два квадратика ткани на фартук, треугольник ткани на платок, красные нитки, ножницы – исходя из количества присутствующих.
  • Текст песни «Масленицы».

 План урока:

  1. Начальный этап. Настрой учащихся на работу.
  2. Основной этап:
  • Презентация с историей праздника;
  • МК «Чучело».
  1. Заключительный этап:
  • Исполнение масленичной песни;
  • Итоги занятия.

 

Время урока: 45 минут.

Количество учащихся: 15 человек.

 

 

ХОД УРОКА

Рассказ преподавателя Действия учащихся
  1. Начальный этап.

Настрой учащихся на работу.

Здравствуйте ребята!

Сегодня на занятии кто-то вспомнит, а кто-то откроет для себя что-то новое про праздник, который называется Масленица. Слышали же о таком?

Игра «Ассоциации»

Сейчас каждый мне назовет по одному слову, с которым у вас ассоциируется Масленица. Например, Масленица – Солнце.

Здравствуйте!

Да.

Масленица- блин, т.д.

2. Основной этап:

Презентация с историей праздника

1. Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства.

У древних славян этот праздник посвящен Солнцу (Ярило) и одна из версий имел название Комоедица.

 

2. Комо – медведь, едица – есть, получается медведь ест. А что ест? Те самые блины, тогда лепешки. Так как в это время медведи уже просыпались и были голодными, его можно было так задобрить лепешками. Вспомните фразу, которую говорят, когда готовят блины?

«Первый блин комам». Это не значит первый блин скомкался, а что его отдают медведю. А медведь еще символ предков, а значит так еще и почитали своих предков.

 

3. Почему же тогда сейчас Масленица?

С приходом христианства праздник просто стал отдыхом перед Великим Постом, когда можно хорошо поесть и повеселиться. 

По одной из версий, название «масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

В общем, сложно сказать, почему.

 

4. Комоедицу отмечали за неделю до весеннего равноденствия 22 марта и неделю после.

Сегодня Масленицу отмечают неделю, и дата зависит от Великого Поста.

 

5. Какие же традиции остались от древних славян, и мы до сих пор их проводим?

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

 

6. Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок. Для катания использовались: санки, коньки, шкуры, ледянки, деревянные корыта. 

 

7. В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились: парились в банях, сытно ели, обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

 

8. Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись. как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

 

9. Скоморохи организовывали представления. Конечно же, каждый из них старался рассмешить публику, но лучше всего это получалось у Петрушки. Он был главным героем кукольных театров по всей стране, его любили как взрослые, так и дети. 

Вместе со скоморохами на улицах можно было часто увидеть дрессированных медведей.

 

10. Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступления весны и ухода зимы. В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду. Катали по деревне на санях и пели песни или оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

 

11. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями. Песнями зазывали весну и провожали зиму. Весну «Агукали».

Слушают и смотрят презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

МК «Чучело»
Последовательность создания чучела Масленицы. Дети изготавливают чучело
3. Заключительный этап:

Исполнение масленичной песни

  1. Распеваемся.

Упражнения на:

Дыхание.

Дикцию, скороговорки: «От топота копыт».

Звуковысотность: «У медведя во бору», на одной ноте

  1. Поем разученную песню.
Дети выполняют задание и поют.
Итоги занятия
Что такое Масленица?

Какие традиции?

Ответы детей по теме.

 

Приложение 1

ВЫ БЛИНЫ МОИ БЛИНЫ

 

  1. Вы блины мои, блины, вы блиночики мои! (2)
  2. Напекла я блины на щатыри сковроды. (2)
  3. Никто блины не берёт, никто даром не возьмёт. (2)
  4. Только серая свинья понюхыла да пошла. (2)
  5. За лиманом огонь горит-у свиньи живот болит. (2)
  6. За лиманом огонь потух-у свиньи живот опух. (2)
  7. Болит серца и печёнка-за лиманом живёт дявчёнка. (2)
  8. Каба лодычка была-пиряехыл ба туда. (2)
  9. Рита-рита, ри-та-та, вышла кошка за кота. (2)
  10. За кота-котавища, за Петра Иваныща. (2)