Автор: Уткина Марина Анатольевна

Музыкальный руководитель МДОУ № 6 детский сад «Светлячок»

Конспект НОД по музыкальному воспитанию «Осенние листочки»

Конспект музыкального занятия  «Осенние листочки» в средней группе составила музыкальный руководитель МДОУ №6 детского сада «Светлячок» г. Углича Уткина М. А.

       Доминирующая образовательная область – художественно- эстетическое развитие.

        Виды деятельности детей: игровая, познавательная, музыкально-художественная; восприятие художественной литературы, изобразительного искусства, классической музыки; двигательная.

        Тема образовательной деятельности: «Осенние листочки».

        Методы и приемы содержания реализации музыкального занятия: практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки), словесные (чтение стихотворения, рассказ о профессии композитора), наглядные (исполнение песни, демонстрация иллюстрации, показ движений).

          Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие: дети знакомятся с русскими произведениями искусства,     закрепляют термин «композитор», рассуждают о разнообразии осенней природы.

         Музыкальное развитие: развитие музыкальных способностей через пение, музыкально-ритмические движения, игру.

         Познавательное развитие: ознакомление с новым произведением классической музыки. Показ иллюстрации, чтение стихотворения.

         Речевое развитие: расширение активного словаря (термины «композитор», «художник», «поэт».

        Физическое развитие: развитие двигательной активности в танцах и играх .

        Возрастная группа: средняя.

        Цель: Формирование патриотического чувства к родной природе, к национальным произведениям искусства.

       Задачи:

— воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

— развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;

— поддерживать интерес к таким видам музыкальной деятельности, как восприятие музыки, пение, музыкально- ритмические движения.

         Планируемые результаты:

— сформированы представления о способах изображения осенней природы, 

— узнавание портрета композитора Чайковского;

— желание воспринимать классическую музыку;

— потребность в участии в музыкальной деятельности.

         Организация среды для проведения занятия: разноцветные осенние листочки, иллюстрация И. Левитана «Поздняя осень», фортепиано, музыкальный центр, стихотворение А. Толстого «Осень»

         Подготовка к образовательной деятельности: знакомство с разной формой листьев у различных деревьев на прогулке, с их разнообразной окраской в осенний период на занятиях по изобразительному творчеству, знакомство с картинами природы в различных видах искусства ранее на музыкальных занятиях и в группе.

                         Конспект музыкального занятия:

       Под минусовку песенки «Дождик» М. Парцхаладзе дети входят в музыкальный зал,  выстраиваются в круг.(1 мин.)

      Фонограмма останавливается, музыкальный руководитель поет под собственный аккомпанемент: 

— Здравствуйте, ребята! (соль-фа-ми-ре-до-до)

      Дети отвечают: 

-Здравствуйте! (соль-соль-до)

         Раздаются листочки, и дети выполняют музыкально-ритмические движения по показу музыкального руководителя на песенку Железновых «Листочки красивые в руки возьмем…» (2 мин.)

 (У ДЕТЕЙ ЛИСТОЧКИ В ОБЕИХ РУКАХ, ХОДЯТ ВРАССЫПНУЮ)

1. Листочки красивые в руки возьмем,
По мокрым дорожкам гулять мы пойдем.
И справа, и слева листочки в руках.
И вдруг полетели, как бабочки, ах!

(БЕГУТ НА НОСОЧКАХ)

2. То к тучке навстречу листочки летят,
То вниз, на дорожку — лежат и блестят.
Совсем уж промокли, пора отдыхать,
Но хочется листикам снова летать!

(ПОДНИМАЮТ И ОПУСКАЮТ В РАЗНЫХ ВАРИАНТАХ)

3. Сложу я листочки и буду качать,
Тепло им под щечкой в ладошке лежать.
Не страшен им дождик в ладошке моей,
Усни, мой листочек, усни поскорей.

(КАЧАЮТ ПОД ЩЕЧКОЙ)

4. И снова листочки мы в руки возьмем,
По мокрым дорожкам гулять мы пойдем.
И справа, и слева листочки в руках.
И снова летают, как бабочки, ах!

(БЕГУТ НА НОСОЧКАХ).

      Во время звучания последнего куплета листочки собираются, и дети рассаживаются на стульчики. 

      Муз. руководитель рассказывает им о том, что осень не всегда бывает такой яркой, разноцветной, пышной; о том, что  есть у осени и унылая пора, когда наступают холода, солнышко не светит, идет дождь. И тогда человек грустит… 

      Музыкальный руководитель показывает детям иллюстрацию картины И. Левитана «Поздняя осень» и читает стихотворение А. Толстого «Осень». (2 мин)

      После чтения стихотворения педагог исполняет 1ю часть фортепианной пьесы Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».(1 мин)

      С помощью музыкального руководителя дети характеризуют прослушанный музыкальный отрывок, вспоминают фамилию композитора.

Затем педагог демонстрирует портрет Чайковского. После этого уточняется, как называются профессии автора стихов и картины об осени.(3 мин.)

         Затем проводится  пальчиковая игра «Осень»:
Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, — движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, — по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, — разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, — скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам. (1 мин)

        Далее  музыкальный руководитель полностью исполняет песенку «Дождик» (муз. М. Парцхаладзе на стихи Н. Соловьевой) и дети приступают к самостоятельной музыкальной деятельности – пению. Попутно педагог напоминает о том, что песня состоит из куплетов, а куплет – из запева и припева.

    (Разучивается 1й куплет. Когда дети запомнят слова, можно добавить движения).

1.Кап, кап, тук, тук, тук! –

По стеклу раздался стук.

(Дети  «стучат» кулачками как бы по стеклу)

Это дождик поутру

(Развести руки в стороны)

Разбудил всю детвору.

(Руки- на пояс).  (5 мин)

 

На последующих занятиях при разучивании остальных слов песенки можно добавить такие движения:

 

2.Кап, кап, дон-дон дон!

Капли начали трезвон.

(Кисти рук опущены на уровне груди и качаются, как колокольчики) 

Если выйдете гулять, 

(Развести руки в стороны)

Не забудьте зонтик взять. 

(Руки- на пояс).

 

3.Кап-кап, кап-кап-кап,
У дождя весёлый нрав.

(Стучат пальчиком по ладошке)
Завтра утром мы опять

(Развести руки в стороны) 

Под дождём пойдём гулять.

(Руки — на пояс).

 

Во время проигрыша  (также на последующих занятиях)прохлопать следующий ритмический рисунок:

I  I   П I   II    П I    I I   П I    I  I  I

 

    В заключительной части занятия музыкальный руководитель предлагает вспомнить, музыку какого композитора слушали сегодня на занятии. 

     После этого идет дальнейшая разработка темы: ребята встают в кружок и по показу музыкального руководителя танцуют.

 («Песню осени споем» — муз. Ю. Селиверстовой, сл. и Сиротиной ) (3 мин)

    Танец по показу плавно переходит в игру Юлии Бауэр «Вот бегут, бегут по кругу…» (1 мин)

    (Ребята бегут по кругу, на слова «Выбирай скорее друга!» ищут себе пару и прыгают).

   В конце занятия прощание.

Музыкальный руководитель:

— До свидания, ребята! (соль, соль, соль, фа, ми, ре , до, до)

Дети:

— До свидания! (соль, соль, соль, соль, до) 

 Под минусовку песенки «Дождик» ребята уходят из зала(1 мин)